Классный час "Добру откроются сердца..."
план-конспект урока (4 класс) по теме

Траскевич Марина Валерьевна

 

Классный час в 4 классе

               «Добру откроются сердца…»

Цель:

 1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи:

·        формировать знания о категориях добра и зла;

·        выявить представления детей о том, что такое добро  и какими должны быть добрые поступки;

·        содействовать формированию дружного коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Классный час в 4 классе

               «Добру откроются сердца…»

Цель:

 1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;

2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;

3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Задачи: 

  1. формировать знания о категориях добра и зла;
  2. выявить представления детей о том, что такое добро  и какими должны быть добрые поступки;
  3. содействовать формированию дружного коллектива.

Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток,  карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона.

Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся!

  1. Предлагаю всем встать в круг.

Нарисуйте в своем воображении цветок хорошего настроения.     (Слайд 1) Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

  1. Спасибо. А теперь я предлагаю выбрать любой цветок и я приглашаю вас занять свои места за столами с вашим цветом. Вот мы и разделились на группы.

Ребята, послушайте такую историю.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вы, наверное, уже догадались, о чём будет наш классный час? Да, правильно, о доброте. «Добру откроются сердца»                                 Слайд № 2

Народная мудрость гласит: «Доброта - что солнце»            Слайд (3)

Как вы понимаете это выражение?

   -- Да, солнце  всех озаряет своими лучами. И от этих лучей, что мы ощущаем?( Теплота, внимание, забота, любовь, понимание…)

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Передавая друг другу это солнышко, продолжите фразу: «Добрый человек тот, кто…»

Только попробуйте не повторяться.

Спасибо, ребята,  за добрые слова.

  1. А как много слов образовалось от слова «добро»! Попробуйте и вы их образовать, и наше солнышко засияет ещё ярче.                (Слайд 4)

Доброта      сердце                добросердечный

сосед                            добрососедство

совесть                           добросовестный

нрав                добронравный

душа             добродушный

воля             доброволец

порядок              добропорядочный

Проверим наши добрые слова                                                 (Слайд 5)

-А какие вы совершали добрые дела?

-Какие чувства вы испытывали, когда делали что-то доброе?

Значит, добрые поступки делают нас и других счастливее, приносят радость и удовольствие.

  1. Один философ сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно.                                                                        (Слайд 6)

Недавно я была свидетелем такой ситуации.

Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.

- Садись уж, раз едешь.

- Спасибо, милок.

- И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.

Какой поступок совершил молодой человек?

(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

А почему он это сделал?

(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

А как он это сделал?

(Плохо, обидел старушку.)

Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?

 Вывод:   Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

  1. А теперь я предлагаю вам рассмотреть ещё несколько ситуаций, они лежат у вас на столах. Прочитайте их, обсудите с товарищами, а потом мы все вместе дадим оценку этих ситуаций.

  1. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

  1. Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

  1. Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь. Что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

  1. Упражнение  «Клубочек плохих поступков»

Ребята, но не всегда мы бываем добры.

Попрошу выйти ……..

У меня в руках клубочек плохих поступков. И сейчас мы будем их совершать по отношению к ……. Каждый называет плохой поступок, который когда-то совершил. ( При этом  опутываю ученика, постепенно)  Ребята, как вы думаете ,  а как …… себя чувствует? А как вы чувствуете себя? А ведь на его месте может быть каждый из нас. Что надо сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка? (Сказать доброе слово)

Дети говорят, я – разрезаю нити.

  1. Предлагаю всем встать, и сказать что-либо доброжелательное своему соседу, пожимая руки, и так всем своим товарищам ( а также гостям)

  1.  А сейчас хочу предложить побыть вам художниками. Попробуем создать картину, несущую добро – милый сердцу дом, чудесный сад и цветы доброты.

У всех на столах лежат кирпичики – элементы нашей картины. На каждом кирпичике написана часть пословицы.

 

Начинаем строить дом из кирпичиков  мудрости и понимания.

Соедините половинки пословиц о доброте, и каждый свою пословицу укрепите на доске.

  1. Добрыми делами славен человек.
  1. Злой не верит, что есть добрый.
  2. Доброе слово и кошке приятно.
  3. Добрая слава лежит, а худая бежит.
  4. Доброго чтут, а злого жалуют.
  5. Доброе слово лечит, злое калечит.
  6. Доброе слово человеку - что дождь в засуху.
  7. Доброта без разума пуста.
  8.  Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
  9. Делай другим добро - будешь сам без беды.
  10. Доброе дело питает и душу и тело.
  11. Добрый человек в добре живет век.
  12. Худо тому, кто добра не творит никому.
  13. Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
  14. За доброго человека сто рук.
  15. Добрые умирают, да дела их живут.

  1. Вместе с постройкой дома обычно закладывается и сад.

Вам предлагается набор различных слов на листочках.         (Слайд 7)

Выберите те качества, которые необходимы доброму человеку. Это будет крона деревьев из нашего сада. И прикрепите рядом с домом. (Работа в группах)

  1. аккуратный
  2. доброжелательный
  3. вежливый
  4. грубый
  5. неучтивый
  6. умеет прощать обиды
  7. чуткий
  8. отзывчивый
  9. помогает в беде
  10. часто ссорится
  11. вспыльчивый
  12. скромный
  13. общительный
  14. ласковый
  15. веселый
  16. счастливый
  17. наглый
  18. внимательный
  19. жадный
  20. крикливый 

(Выполняют задание.)

  - Какие качества вы выбрали?

   Как же наш дом и сад без цветов? Давайте посадим цветы доброты. Возьмите свой цветок, напишите на нём имя самого доброго человека  класса.

   -- Назовите, чьё имя вы записали? Почему?

   Наша картина готова: есть дом, сад, цветы.

Помните:                                                                                 (Слайд 8)

  1. Добрые слова - корни
  2. Добрые мысли - цветы
  3. Добрые дела - плоды
  4. Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Возьмёмся за руки и подойдём все вместе к нашей картине. Какая она у нас получилась?( светлая, добрая, тёплая…) Такая, как ваши тёплые  руки. Мне кажется, что такие руки не могут совершать зла.

- Как вы думаете, где находится сад  и дом  Доброты у каждого человека?

- В сердце!

Слайд 9   

 - Правильно! Вот мы и пришли к выводу : Добру откроются сердца!

А для ваших добрых сердец я хочу подарить каждому золотой ключик.

Слайд 10

Открывайте свои сердца  чаще для добрых дел!

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

          Мне очень понравилось сегодня работать с вами. А вам со мной было интересно? Кому понравилось – поднимите большой палец вверх, а кому – нет – опустите его вниз.                                  

Слайд 11

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
                                            И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
                                            Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
                                            Слова порой запутаны, пример же — никогда.
                                            Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
                                            Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
                                            И если все мне рассказать, я выучу урок.
                                            Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
                                            Должно быть, можно верить и умным словесам.
                                            Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
                                            Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
                                            Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.

Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Весной Илья забыл в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл в лес и на дереве увидел свою шляпу. Над ней летали птички. А в шляпе мальчика пищали птенцы. Илья не тронул птичье жильё. Он посыпал на траву хлеб и тихонько отошёл.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Старенькая бабушка попросила соседского мальчика помогать приносить ей продукты. Мальчик согласился. На следующий день он принёс старушке продукты, а сдачу оставил себе. Когда соседка спросила, где оставшиеся деньги, мальчик ответил, что это – плата за проделанную работу.

Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

Классный час «Добру откроются сердца»

Цели:

  1. Формирование у учащихся:  ценностных  ориентаций, способность формулировать нравственные суждения.
  2. Развитие умения выделять нравственные стороны поступков и  анализировать конкретные жизненные ситуации.
  3. Развитие умения работать в группах, коллективно.
  4. Формирование конструктивных и коммуникативных видов деятельности.

Форма проведения: классный час

Была использована:

Групповая дискуссия, анализ конкретных жизненных ситуаций, элементы эксперимента, элементы психологическ5их тренингов, работа в группах, коллективная работа.

Этапы:

  1. Упражнение «Цветок хорошего настроения» С целью знакомства и создания психологической комфортности.
  2. Деление на группы.
  3. Введение в тему с использованием притчи.
  4. Упражнение «Добрый человек – это…» Активизация речевой деятельности, актуализация понятия «добро».
  5. Образование слов. Цель – та же.
  6. Обсуждение жизненных ситуаций: сначала фронтально, а затем в группах. Умение выделять нравственные стороны поступков.
  7. Игровое упражнение «Клубочек плохих поступков». Использование элементов эксперимента с целью наглядно показать внутреннее состояние человека, которого обижают.
  8. Тренинг «Добрые рукопожатия»
  9. Творческая совместная работа «Картина Добра»  развитие умения работать коллективно, формирование ценностных ориентаций.
  10. Рефлексия.

Мои выводы: что удалось, что -  нет, достигнута цель ?

Эта форма проведения поможет сформировать у учащихся ценностную ориентацию, способную формулировать нравственные суждения. Достаточно если ученики свободно сделают необходимые умозаключения, выводы, наблюдения, проанализируют и синтезируют результаты своих наблюдений. Грамотно выстроенная работа с анализом текстов, пословиц позволит достичь поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: Добру откроются сердца

Слово  это  серьёзное, главное, важное.             То, что  значит  оно, очень  нужно  для  каждого.        ...

Классный час " Добру откроются сердца"

Классный час для учащихся 1-4 классов на тему "Добру откроются сердца". Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащ...

Классный час "Добру откроются сердца"

Формировать у детей  знания о добре и зле; рассказать  о том, что такое добро  и какими должны быть добрые поступки....

Открытый классный час на тему: "Добру откроются сердца"

Семинар для классных руководителей....

Классный час "Добру откроются сердца"

quot;Добру откроются сердца"...

Классный час «ДОБРУ ОТКРОЮТСЯ СЕРДЦА»

Цель: воспитание потребности и  стремления совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.Задачи:воспитывать важнейшие нравственные качества ...