Главные вкладки

    Пробуждение души
    классный час по теме

    Работа по книгам А. Лопатиной и М. Скребцовой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл probuzhdeniedushi.rar1.78 МБ
    Файл rabotypoknigama_lopatinoy.rar38.22 КБ
    Файл tematich_planirovanie.rar31.7 КБ
    Файл otzyvyroditeleyidetey.rar1.72 МБ

    Предварительный просмотр:

    Пробуждение к труду души.

    «Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выправить легко, Сухую ветвь один огонь исправит».   Саади.

    Есть люди, которые рождаются с душой, открытой природе точно так же, как рождаются люди с душой, открытой музыке, живописи, поэзии, религии. Дело семьи и школы развивать эти свойства души, помочь ребенку раскрыться и понять себя для самого себя, для окружающих людей, для человечества. Но тут-то и приходится сталкиваться с основной, на мой взгляд, проблемой, которая, конечно, не нова: борьба цивилизации и культуры; человека, и природы; интеллекта и души... И здесь многое зависит не только от набора школьных дисциплин, но и в большей степени от личности самого учителя. Авторитарно-императивное общение со школьниками обезличивает, разделяя учителя и учеников на два, далеко не всегда мирных, лагеря. Что остаётся в памяти о школьных годах? Уроки? Скорее – общение. Учебники не умеют по-дружески говорить со школьниками, помогать им, сочувствовать, радоваться вместе с ними, поощрять их познавательные дерзания.  К чему это может привести? Как воспитать гармонично развитую личность? На чем ребенку строить, из чего возводить в себе нравственность? На эти вопросы есть, по-моему, один ответ: начинать надо с себя. 17 лет назад мне посчастливилось перейти  работать в новую школу № 222, директором которой была В. В. Донская. С общения с этим человеком началось изменение меня. Сначала – расширение знаний, кругозора, затем – изменение мировоззрения, жизненной позиции. Все дальнейшие знакомства  и  какие-то достижения происходили благодаря её поддержке. Я узнала о Живой Этике, Е. И. Блаватской и семье Рерихов, современных исследованиях на стыках наук, их интеграции. Была на встречах группы по гуманной педагогике в Пензе, на конференции «Ассоциации творческих учителей России» и  на VI  Международных  педагогических чтениях в Москве, где дух сотворчества, содружества, единения, общение с замечательными людьми буквально окрыляет, даёт толчок к своему развитию, не  позволяя останавливаться на достигнутом. Если развивается учитель, развиваются и его дети. “Лишь бы жизнь, которая ребенка вызвала к рождению, общество, воспитание, люди, которые будут его окружать, не исказили его судьбу, не сломали его предназначение. Они это сделают, может быть, вовсе этого не хотя, даже и не вообразив себе, что ломают судьбу не только самого ребенка, но и свою тоже, ибо ему предстояло содействовать их счастью”. (Ш. Амонашвили.) 13 лет назад в нашу школу приехали А. Лопатина и М. Скребцова. Их книги – это мостик от моих знаний, стремлений моей души   к душе ребёнка. Они по сей день помогают не только мне, но и детям, и родителям в жизненных сложносплетениях. Это книги семейного чтения. А ведь школа – это тоже семья. Какой  выйдет ребёнок  во взрослую жизнь, таким и станет наше будущее.

     Воспитание гармоничной личности, способной изменить мир к лучшему, требует чтения новых произведений, постановку нестандартных вопро сов и заданий, наблюдений и игр, развития фантазии и творчества. Ребенок хочет, может и стремится быть развитым, знающим и умеющим. Он, или природа в нем, просит у нас помощи. “Все зависит от нас, взрослых, как мы будем принимать ребенка: как такого, в котором сидят добро и ангел, или как такого, в котором поджидают нас зло и черт”. (Ш. Амонашвили.) Учитель – это посредник между между учеником и жизнью. Великолепный образец гармонии воспитания, развития и обучения рядом - это природа. Через любовь к природе воспитывается высокий и чистый дух. «Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие со кровища заложены в человеке. Если сравнительно низкие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. С самых первых уроков учащиеся пусть пора дуются чудесам жизни». (Е. Рерих) Собранные А. Лопатиной и М. Скребцовой произ ведения помогают осознать место человека в обществе и мире природы; учат сочув ствовать, сопереживать, сострадать, выражать всю гамму пробудившихся душевных качеств в словах, музыке, рисунке; побуждают к размышлениям, обостряя внимание и чувства ребят, развивая их воображение, фантазию.

    Мы часто дробим содержание воспитания.       «Личность целостна. Чувство доброты – основа нравственной целостности личности. Если наше воспитание и обучение будут направлены на его развитие и воспитание, то, имея это качество, человек сам начнет приобретать и открывать многие другие достоинства. Добрый человек не может не любить, не проявлять сострадание, сочувствие, щедрость души. Он не может не уважать людей, быть завистливым, грубым, хамом. Он  не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств». (Ш. Амонашвили.) На формирование Доброго Человека нацелены все произведения, собранные в книгах А. Лопатиной и М. Скребцовой, на основе которых я, меняясь и сама,  строю весь педагогический процесс. От урока к уроку, от занятия к занятию разнообразнее становится речь учащихся, сво боднее фантазия, уменьшаются обиды, растет взаимопомощь, умение слышать не только себя, способность к проявлению доброты и великодушия. Книги  позволяют построить систему классной и внеклассной работы (экскурсии, наблюдения ←→  чтение ←→   беседы, рассуждения ←→  рисунки ←→  игры ←→  сочинения, художественные и музыкальные, ←→ участие родителей ←→ жизненная позиция), упрочить межпредметные связи. Главная цель, согласно Ш. Амонашвили, -  выращивание и развитие познавательного чтения. Сфера собранных в книгах упражнений и заданий широка и разнообразна. "Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захваты вающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира", - писал В. Сухомлинский. Так оно и происходит. Но при этом постоянно присутствует моя душа: приобретённые знания и опыт общения с сильными духом людьми поневоле переливаются к детям.  2-3 года назад на встрече группы по гуманной педагогики была тема « Вода, её значение как  носителя информации». Заинтересовавшись, я много прочитала сама и рассказала детям. Цепочка продолжилась (дети рассказали родителям) и вернулась ко мне в виде двух лимончиков и просьбой: «Давайте проверим…» Стали проверять. Родители на собрании говорили: «Что будете делать, если выйдет наоборот? Поменяйте надписи на горшках». B родителям хотелось всё-таки, чтобы дети верили в силу добра. И каково же было их удивление, когда воочию убедились сами в силе воды и собственной энергии. На наши лимончики ходила смотреть вся школа. А в 3 классе наш опыт перерос в научно-исследовательскую работу.

    Простота общения с мудрыми людьми меняет и мой стиль общения и с детьми, и с родителями, и  с окружающими. Переосмыслить и понять себя – это трудно – это постоянная работа. Дети её замечают и переносят на себя, надо им только вовремя подсказать, намекнуть. И тогда наградной пирог будет заслугой не только 5 человек, а проигрыш в соревновании – не повод для упрёков.  “Любите все создание божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Будешь любить всякую вещь и тайну божию, постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь, наконец, весь мир уже всецелою, всемирною любовью”. ( Ф. Достоевский).

    Отзывы родителей и детей о прочитанных  произведениях:

    1. «Мне кажется, что эти книги должны прочитать все. И кто их прочитает, обязательно исправится и станет добрее.» Лизунов П.
    2. «Узнаёшь истории про достижение цели, про счастье и горе людей, про победу над самим собой, про стремление к совершенству» Сущик Д.
    3. «Дети  начинают осознавать ценности человеческой души, приобретают умение понять другого  человека со всеми его достоинствами и недостатками, учатся ставить перед собой цели и добиваться их.».  Мама Д. Сущик.
    1. «Эти книги делают душу  человека чистой. Но только если человек читает их для себя, а не для других (чтобы получить 5)». Зиненкова Н.
    2. «Учат относиться к окружающему миру с пониманием  истины».  Мама Зиненковой Н
    3. «Читая эти произведения,, дети учились любить окружающий мир, людей, а не только себя. Учились видеть, чувствовать прекрасное, открывали в себе положительные качества, стремились творить добро, тянулись к свету, к новым знаниям» Мама Паткиной А.
    4. «Через эти произведения можно понять, как твой ребёнок воспринимает этот мир. Оценить его мысли и рассуждения, его эмоции». Мама Трачука С.
    5. «Я во многом узнавала себя и окружающих. Эти сборники настраивают на верный путь жизни» Палионная С.
    6. «В доступной форме, простым языком описываются жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся постоянно. Анализ этих ситуаций предопределяет принятие более верных решений. Задумываясь над этими рассказами, надеюсь,дети и взрослые становятся добрее, терпимее, мудрее». Мама Палионной С.
    7. «…Хочешь стать очень хорошим человеком» Харина Т.
    8. «Важно то, что сборники мы читали вместе с дочерью. Древне-греческий философ Демокрит говорил:: «Хорошими люди больше становятся от упражнения, чем от природы»…Мы вместе обсуждали прочитанное. Главное, что сборники расположили мою дочь к искреннему общению. Мы охотно рассуждали о счастье, доброте., трудолюбии, мудрости. Сборники  изданы так, что одинаково интересны как для детей, так и для взрослых. Я убедилась в том. Чтобы стать с ребёнком на равных и вырастить из него хорошего человека, нужно очень много знать. Нужно быть для ребёнка авторитетом. А для этого данные сборники должны стать для  каждого из нас нашими настольными книгами». Мама Хариной Т.
    9. «Они учат доброте и преданности». Волков В.
    10. «Мы с Владиком с удовольствием читали и говорили о смысле этих  произведений. Они  заставляют детей  и  родителей  по-другому  взглянуть  на  жизнь, стать добрее и внимательнее к  людям, природе,  друг к другу. Сочинения дают возможность высказать своё отношение к теме, развивает фантазию и заставляет задуматься о своих  поступках. Для нашей семьи эти произведения стали текстотерапией, альтернативой тому, что предлагают СМИ…Я думаю, что подобные произведения должны составлять обязательную программу школьников». Мама Волкова В.


    Предварительный просмотр:

    Закрытое административно-территориальное образование

    г. Заречный Пензенской области

    Муниципальное образовательное учреждение

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 222

    С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ

    ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

    Адаптационная методическая разработка

    «Духовно-нравственный аспект содержания книг

    А. Лопатиной и М. Скребцовой как средство

    реализации воспитательного потенциала

    учебных предметов в начальной школе».

    Автор: Сазнова Татьяна Евгеньевна учитель начальной школы № 222 высшей категории.

    г. Заречный

    Пензенской области

       

           

       Содержание

    1. Актуальность педагогической разработки. Проблемы и противоречия духовно-нравственного воспитания личности……………………………………………………..3

    2. Воспитание души человека через познание природы (ее законов, красоты) и осознание нерасторжимой связи с ней человека…………………………………..…….4

    3. Система работы по книгам А. Лопатиной и М. Скребцовой в начальных классах…....5

    4. Условия реализации педагогической разработки……………………………………..…7

    5. Работа по книгам А. Лопатиной и М. Скребцовой в начальной школе…………..…..7

    6. Книги А. Лопатиной и М. Скребцовой……………………………………………..……9

     

     Духовно-нравственное воспитание на основе книг Лопатиной А.

                                  и Скребцовой М. в начальной школе.

    Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выправить легко, Сухую ветвь один огонь исправит.

                                                                                                Саади.

                                                                                           I.

    Есть люди, которые рождаются с душой, открытой природе точно так же, как рождаются люди с душой, открытой музыке, живописи, поэзии, религии. Дело семьи и школы развивать эти свойства души, помочь ребенку раскрыться и понять себя для самого себя, для окружающих людей, для человечества.

    Но здесь-то и приходится сталкиваться с основной, на мой взгляд, проблемой, которая, конечно, не нова: борьба цивилизации и культуры; человека, и природы; интеллекта и души... Многие школьные дисциплины учат, но далеко не все воспи тывают, растят духовное богатство человека. Авторитарно-императивное общение со школьниками, заложенное в учебниках по отдельным предметам, требует, чтобы их читали внимательно, от и до, запоминали, отвечали на вопросы. Учебники не умеют по-дружески говорить со школьниками, помогать им, сочувствовать, радоваться вместе с ними, поощрять их познавательные дерзания. (Учебники не живут жизнью школьника, потому дети недолюбливают свои учебники не берегут их.) К чему это может привести? Что мож но сделать сейчас, чтобы предотвратить катастрофу? Как воспитать гармонично развитую личность? Как помочь молодому поколению? На чем ребенку строить, из чего возводить в себе нравственность?

    Много говорилось и говорится о том, как надо учить, развивать, воспитывать ребенка: словами, делами, ссылкой на авторитеты, «кнутом и пряником», - забывая, что великолепный образец гармонии воспитания, развития и обучения рядом - это природа. И человек - это часть природы, как бы он от неё не убегал, но жизнь за ставляет вновь и вновь вернуться к истокам. Мы уже знаем, к чему безрассудное «могущество» человека способно привести. Медленно, но неуклонно, набивая шиш ки, люди осознают, что без природы они не только могут перестать существовать физически, но и духовно обнищать, т.к. красота природы влияет на душу человека; через любовь к природе воспитывается высокий и чистый дух. И чем раньше мы научимся видеть и ценить животворящую силу природы, тем богаче станет наш внутренний мир.

    «Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие со кровища заложены в человеке. Если сравнительно низкие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много цен ных показаний проявлено повсюду. С самых первых уроков учащиеся пусть пора дуются чудесам жизни». (Е. Рерих).

    Силой, которая откроет дверцы духовного мира, является вера в человека, стремление к Высшему, Прекрасному. “Лишь бы жизнь, которая ребенка вызвала к рождению, общество, воспитание, люди, которые будут его окружать, не исказили его судьбу, не сломали его предназначение. Они это сделают, может быть, вовсе этого не хотя, даже и не вообразив себе, что ломают судьбу не только самого ребенка, но и свою тоже, ибо ему предстояло содействовать их счастью.” (Ш. Амонашвили.)

                Таким образом, напрашиваются выводы:

    1 .Недостаточно высокий уровень духовно - нравственного наполнения учебников.

    2. «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться».        (А - Сент - Экзюпери.)

    (Знания многих людей о природе недостаточны. Закон борьбы за существование всем известен и популяризируется на разные лады. А что в той же природе сущест вуют сообщества и сожительства на основе взаимопомощи, содружества, любви и альтруизма, многие ли об этом знают, и многие ли об этом говорят! Отсюда - стрем ление развивать, совершенствовать и взращивать в ребенке с ранних лет доброту и милосердие, трудолюбие и щедрость, осмысленное отношение к жизни и смерти, страданиям и испытаниям, способствовать духовно - нравственному развитию лич ности.)

    3. Необходимость раскрытия красоты природы. “Осознание красоты спасет мир.”

    (Научить ведать природу - приобщиться к ней, быть ей не чужим, а близким, своим, - чувствовать себя нераздельной частью её, уметь наблюдать за ней, пони мать ее, у неё учиться (а ученье это дает пищу не только для ума, но и для души), раскрыть закон изумительной целесообразности в природе и того Великого Разума, которым все созидается и управляется в природе и во всей Вселенной.)

    4. Необходимо расширить подбор произведений о природе и человеческих качест вах, предлагаемый учебниками по чтению. Стремление к интеграции, раскрепоще нию мысли и фантазии детей через нестандартные вопросы и задания. Все это побу дило искать иную форму работы.

    п.

    Воспитание гармоничной личности, сильной не только и не столько интеллек том, сколько своими духовно - нравственными качествами, способной изменить мир к лучшему, требует чтения новых произведений, постановку нестандартных вопро сов и заданий, наблюдений и игр, развития фантазии и творчества.

    Безусловно, нужны грамотные, высококвалифицированные инженеры, вра чи, экономисты, юристы и т.д., но профессионализм не должен заглушать высокие че ловеческие качества. Иначе, чем же мы будем отличаться от рациональных робо тов?..

    Конечно, один муравей муравейник не построит, но вот появляется ещё один, потом - ещё, и наконец количество муравьев достигает какого-то критического чис ла, когда они способны уже создать мир, сложный, подчиняющийся своим законам, но такой, где можно свободно расти и развиваться, доверяя друг другу и заботясь друг о друге.

    Думаю, что потребность в таком будущем испытываю не я одна, а будущее со зидается в настоящем, сейчас. Я – сторонник принципов гуманной педагогики. Только гуманный педагогический процесс способствует развитию личности ребенка, помогает человеку с наибольшей вероятностью приблизиться к своему жизненному пути и пройти его с чувством отдачи людям всего себя.

    Ребенок хочет, может и стремится быть развитым, знающим и умеющим. Он, или природа в нем, просит у нас помощи. “Все зависит от нас, взрослых, как мы будем принимать ребенка: как такого, в котором сидят добро и ангел, или как такого, в котором поджидают нас зло и черт”. (Ш. Амонашвили.)

    Учитель – это посредник между учеником и культурой, между учеником и жизнью. Что нужно сделать и как, чтобы поднять учеников до более высокого уровня знаний, какие нужно создавать им познавательные барьеры, чтобы они, преодолев их присваивали эти знания?

    Не одна ступенька пройдена в постоянном поиске более эффективных средств для гармоничного развития ребенка, основанных на пробуждении его лучших чело веческих качеств. Одним из главных помощников в своей педагогической деятельности я считаю книги А. Лопатиной и М. Скребцовой.

    Высокохудожественные произведения русских и зарубежных поэтов и прозаи ков, сказки  народов мира, пословицы, иллюстрации художников и компози торов, высказывания из писаний различных религий мира, мысли великих людей; удачно подобранные, даже оригинальные, вопросы, задания, игры - все это способ ствует развитию творчества учителя, направленного на расширение кругозора детей, обогащение их словарного запаса, познание мира и самого себя. Собранные произ ведения помогают осознать место человека в обществе и мире природы; учат сочув ствовать, сопереживать, сострадать, выражать всю гамму пробудившихся душевных качеств в словах, музыке, рисунке; побуждают к размышлениям, обостряя внимание и чувства ребят, развивая их воображение, фантазию.

    Мы часто дробим содержание воспитания. “То бросаемся на воспитание чувства дружбы и товарищества, то – на воспитание уважения к старшим… В общем, членим на мелкие куски то, что нельзя членить. Личность целостна. Чувство доброты – основа нравственной целостности личности. Если наше воспитание и обучение будут направлены на его развитие и воспитание, то имея это качество, человек сам начнет приобретать и открывать многие другие достоинства. Добрый человек не любить, не проявлять сострадание, сочувствие, щедрость души. Он не может не уважать людей, быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.” (Ш. Амонашвили.)

    На формирование Доброго Человека нацелены те произведения, собранные в книгах А. Лопатиной и М. Скребцовой, на основе которых я строю весь педагогический процесс.

    Опыт 12 лет работы с этими книгами , наблюдения за детьми показывают, что ребятам нравится работать по ним. Дети с воодушевлением подбирают музыку, передающую то или иное настроение природы, состояние жи вотного, переживание человека. Пропуская трагедию или радость живого существа, солнечного луча или капли дождя через свое сердечко, ребята учатся сопереживать. Охватывающие чувства дети стараются передать и в рисунках, и в сочинениях. От урока к уроку, от занятия к занятию разнообразнее становится речь учащихся, сво боднее фантазия, уменьшаются обиды, растет взаимопомощь, умение слышать не только себя, способность к проявлению доброты и великодушия.

    III.

    Книги, о которых идет речь, учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. И как результат - действовать во благо природы и человека.

    Они позволяют построить систему классной и внеклассной работы, упрочить межпредметные связи:

    Экскурсии, наблюдения —  чтение —   беседы, рассуждения — рисунки ——  игры —сочинения (художественные и музыкальные) —участие родителей — жизненная позиция.

    Произведения рассчитаны на детей разных возрастов и на взрослых людей, их можно смело включить в круг семейного чтения. Главная цель, согласно Ш. Амонашвили, - выращивание и развитие познавательного чтения. Навык чтения, как и другие умения и навыки, участвующие в чтении, выращивается и совершенствуется, как правило, в деятельности акта чтения, направленного на решение познавательных задач. Навык чтения возникает и закрепляется как составная часть синтетического целого в процессе выращивания и развития познавательного чтения.

    Уже в первом классе при каждом предъявлении “новой” буквы и звука познавательной чтение развивается путем чтения вариационных и альтернативных текстов из книг  А. Лопатиной и М. Скребцовой. Сфера упражнений и заданий при чтении широка и разнообразна. Ведение урока, форма упражнений и заданий, их содержание основаны на том, чтобы сделать чтение жизненным. Познавательное чтение выращивается и развивается в условиях разносторонней познавательной деятельности. Материал, на котором функционирует познавательное чтение, и результат чтения имеют для ребенка личностный смысл.

    "Процесс обучения чтению и письму должен стать для детей ярким, захваты вающим куском жизни, наполненным живыми образами, звуками, мелодиями. То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его сердца. Обучение грамоте надо тесно связать с рисованием, игрой и постижением красоты мира", - писал В. Сухомлинский.

    Достижению этого способствуют названные книги. Каждую букву мы узнавали че рез ее характер и принимали в свою семью, зная, что она нам несет.

    Например:

    С - это солнце, свет, сердце

    Б - благородство

    Л - любовь

    Д- доброта

    К - красота

    Т - трудолюбие

    Н - нежность

    И - искра, истина

    У - уважение, учитель

    Ж - жизнь, жертвенность

     Р- радость

    П - правда, поиск прекрасного В - вера, верность  

    Щ - щедрость

    3 - земля, звезды

    М - мать, милосердие

    X - хлеб, характер

    Г - гордость, гордыня и т.д.

    Знакомство с такими высокими понятиями в 6-7-летнем возрасте не проходи ло особенно трудно, благодаря подобранным текстам, доступным и интересным; музыкальному сопровождению, настраивающему детей на нужный тон; и возмож ности самовыражения ребят в рисунках.

    Такие уроки пробуждают мысли и чувства детей, вызывают желание высказаться, заставляют рассуждать и делать выводы, применимые к их жизни, учат на ходить некоторые закономерности жизни, видеть взаимосвязь событий.

    Во втором классе уроки чтения и внеклассного чтения, бинарные и интегриро ванные уроки, классные часы проводились с использованием второй книги

    А. Лопатиной и М. Скребцовой.

    Основная цель - формирование межличностных отношений на основе осозна ния законов природы, единства человека с природой.

    Мы знакомились с четырьмя стихиями и их связью с человеком. Проводили аналогию между чувствами человека и явлениями природы. Учились наблюдать и выражать свои мысли, переживания в рассказе, музыке, рисунке, игре. Стремились понять боль природы и помочь ей. Делали вывод, что природа дана во благо челове ку, но человек может сделать её своим врагом. Отсюда мысли - рассуждения вслух.

    Друг -это...

    Я-друг. Значит...

    Природа - друг, поэтому...

    Использование экскурсий, игр, музыкальных произведений, репродукций кар тин способствовало развитию чувств и творческих способностей учащихся.

    В третьем классе мы читали третью книгу А. Лопатиной и М. Скребцовой, бо лее подробно знакомясь с природой в разные времена года.

    Ведь богатство, красота и разнообразие окружающего нас мира неисчерпаемы и могут служить прекрасным средством воспитания души. Если ребенок поймет всю неповторимость нашей земли, почувствует себя малой частицей единого живого ор ганизма - нашей природы, никогда не поднимется его рука, чтобы уничтожить хоть малую часть её. Если человек поймет, что окружающий его мир - это Божественный дар, он будет нежно заботиться и охранять этот дар всеми силами.

    Поэтому первый урок 1 сентября - урок Знаний - был об «Удивительном чуде природы». Активны были все: учитель, дети, родители, удивляя друг друга, помогая друг другу, познавая себя и других.

    Вновь стихи и сказки, музыка и картины природы - все в гармонии, единстве учило видеть чудо природы, чудо жизни о различных его проявлениях.

    На последующих занятиях шло погружение в мир природы: экскурсии и на блюдения; чтение и рассуждения; рисунки, игры, сочинения... Мы продолжали учиться у природы, продолжали любить природу, старались её понять, увидеть ее краски, услышать ее разговор, помогали ей, как могли. И вновь маленький шажок в познании природы - это маленький шажок в познании и воспитании себя: мы стали чуть добрее, внимательнее, терпимее и терпеливее и в то же время - активнее, дея тельнее. Богатство чувств и речи, свободу мысли, фантазии объединяют доброта, стремление узнать, увидеть, поделиться своими переживаниями, единение с приро дой.

    И опять новый учебный год. Четвертый класс. Первое сентября. Урок знаний. «Солнце в природе и в человеке». И вновь - учитель - дети - родители. Новый виток спирали. Вместе поднимаемся от солнца - источника света, тепла, жизни - до солнца души человека, «золотой огневинки». Вместе думаем, от чего же зависит свет солн ца в душах людей. Почему одни люди «горят», а другие даже "не тлеют"?

    ...Солнце разлито поровну,

    Вернее - по справедливости,

    Вернее, постольку разлито,

    Кто сколько способен взять:

    В одного человека - поменьше,

    В другого - гораздо больше,

    А в некоторых очень много...    В. Солоухин.

    Так мы подошли к следующей ступеньке для чтения, бесед, размышлений, на блюдений, творчества; к новой ступени духовно - нравственного воспитания уча щихся, ступени развития человека, неравнодушного к окружающему миру.

    В творчестве детей взаимоотношения людей переплетаются со сказочным ми ром природы. Ребята пытаются разобраться в характерах героев, причинах их по ступков: стремятся найти достойный выход из сложившихся ситуаций. Конечно, добро побеждает. Дети в это верят и стараются показать его торжество в жизни че рез игру и реальные события, ведь

          Солнце спряталось в  каждом!

          Надо лишь вовремя вспыхнуть,

          Не боясь, что окажется мало

          Вселенского в сердце огня...

    И такая «золотая огневинка» вспыхивает в каждом ребенке. А моя задача (а точнее - наша) - не дать ей угаснуть, поддержать, придать уверенности. И тогда, может быть, это пламя сердец сохранит и изменит к лучшему жизнь нашей планеты.

    Так шаг за шагом расширяется сознание, углубляются мысли, совершенствуют ся поступки - формируется личность, растет человек. И замечательно, когда рядом во все времена есть друг - человек, друг - хорошая книга, друг - окружающий мир.

    IV.

    Использовать книги А. Лопатиной и М. Скребцовой можно в любой период обучения. Предлагаемые тексты, задания, вопросы, игры в любом возрасте застав ляют задуматься над тем, какой я, зачем я, что могу сделать доброго в своей жизни.

    Трудность на данный момент в недостаточном количестве этих книг. Так как в свободной продаже их мало, а на семинарах они быстро раскупаются, то приходится делать заказ в Москву через методический центр или обращаться непосредствен но к авторам. Книги, приобретенные в личную собственность, родители не про дают новому поколению как учебники, т.к. понимают их ценность и оставляют себе.

    В настоящее время авторами сделаны разработки примерных занятий по 7 кни гам, что позволяет скорректировать свою работу. Однако эти рекомендации не ог раничивают свободу творчества учителя.

    Поэтому для того, чтобы работать, используя книги А. Лопатиной и М. Скреб цовой, необходимо лишь желание педагога разнообразить свой учебно-воспитательный процесс.

    “Любите все создание божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Будешь любить всякую вещь и тайну божию, постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день.И полюбишь, наконец, весь мир уже всецелою, всемирною любовью.”

                                                                                                                                (Ф. Достоевский.)

    Работа по книгам А. Лопатиной и М. Скребцовой в начальной школе.

               Актуальность

    1.   Недостаточно высокий уровень духовно - нравственного наполнения учебников.

    2.   «Слишком много в мире людей, которым никто не помог пробудиться». А - Сент - Экзюпери.

    3.   Необходимость раскрытия красоты природы. “Осознание красоты спасет мир”.

    4.   Необходимость интеграции для раскрепоще ния мысли и фантазии детей.

               Цель:

    1. Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни путём

    гармоничного развития  нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

    2. Духовное единство в воспитании детей между семьей и школой.

             Задачи:

    1. Содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников.

    2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

    3. Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика. Развитие творческого потенциала каждого ребенка, его познавательной активно сти, логического мышления, фантазии, связной речи, мыслительных процес сов.

    4. Развивать познавательную активность учащихся.

    5. Расширять кругозор, умение видеть прекрасное, чудеса жизни и творить их.

          6. Создание комфортной, доброжелательной атмосферы для раскрытия личности каждого ребенка.

              Основные разделы:

    1 класс. Сказки о буквах: мир твоей души.

    2 класс. Стихии: природа и человек.

    3 класс. Природа глазами души: времена года.

    4 класс. Азбука мудрости: человек и счастье.

              Задачи по разделам:

    1 класс 

    1. Развитие творческого потенциала каждого ребенка, познавательной активно сти, логического мышления, фантазии, связной речи, мыслительных процес сов.

    2.   Знакомство учащихся с некоторыми духовно-нравственными качества ми человека, раскрытие их смысла, значения и проявления в жизненных ситуациях. (кн. 6, 5, 4,2)

                          2 класс

    1. Знакомство со стихиями мира и их появлениями в характере человека.

    2.  Выявление положительных и отрицательных сторон стихий мира и ка честв человека в их взаимосвязи и определение закона единства и борь бы противоположностей.

    3. Утверждение потребности победы добрых, светлых сил за счет приложения собственных стараний, как результата работы над собой. (кн.2) 

     4. Расширение кругозора, умения видеть прекрасное, чудеса жизни и творить их.

    5.  Осознание красоты природы, ее силы и слабости, влияния человека на природу и природы на человека (взаимопроникновение и взаимозависимость).

     3 класс

    1. Формирование ценностных отношений на основе понимания природы - обще го дома человечества.

    2. Установление необходимости равновесия природных сил (закон причинно-следственных связей).

    3. Определение места и роли человека в мире природы, ответственности за свои поступки, за жизнь на Земле. Учить радоваться чудесам жизни.

    4. Установление единства человеческого общества, в первую очередь через единство и сплоченность семьи. (Материнская любовь. Любовь отца. Сестры и братья. Опора семьи. Счастливая семья. Воспитание красотой.) (кн.3)

           4 класс

    1. Определение места и роли человека в мире людей.

    2.  Выявление      духовно-нравственных качеств личности, необходимых для жизни в человече ском обществе, через наблюдение и самоанализ.

    3. Формировать личность, способную к независимому поиску смысла и цели жизни, анализу окружающей действительности.

    3. Осознание понятий «счастье», «счастливый человек», «счастливое чело вечество». (Для чего живет человек? Что такое счастье? Почему один человек счастлив, а другой нет? Что я могу сделать для того, чтобы близкие люди были счастливы?) (кн. 5, 4)

             

        Средства.

    1. Весь учебный процесс. Интеграция.

    2. Тематические классные часы.

    3. КТД класса и школы.

    4. Анализ жизненных ситуаций «на огоньке».

    5. Проведение воспитывающих игр.

    6. Коллективные походы, экскурсии, спортивные состязания (дети + родители).

    7. Приобщение к миру искусства через посещение музеев, театра, цирка, выста вок.

    8. Творческие работы (индивидуальные и семейные).

    9. Встречи с интересными людьми.

    10.Организация взаимопомощи

    11.Индивидуальные беседы с детьми и родителями.

    12.Родительские собрания.

    КНИГИ   А  ЛОПАТИНОЙ  И  М. СКРЕБЦОВОЙ  ПО  ДУХОВНО  - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ.

    Принципы построения книг.

    1. Авторы собирают произведения, которые отражают самые возвышенные состояния духа, накопленные человечеством в музыке, живописи, поэзии, литерату ре, труде и науке. "Мир полон чудовищных явлений, устранить которые не в силах ни государственные власти, ни служители церкви, пока наши школы не начнут со бирать, очищать и увеличивать свет мудрости", - писал Я. Каменский.

        2. Авторы сочиняют сказки и в их духовно - нравственный сюжет вплетают информацию, которую ребенок должен усвоить. "То, что ребенок обязан запомнить, должно затрагивать сокровенные уголки его души. Обучение грамоте надо тесно связывать с рисованием, игрой и постижением красоты мира", - писал В. Сухомлинский. И они считают, что это относится к любой области обучения и развития ре бенка.

    3. К каждому рассказу, сказке, стихотворению, пословице авторы предлагают цикл вопросов, заданий и игр, составленных таким образом, чтобы они развивали творческую фантазию и духовные качества ребенка.

       4. В каждой теме авторы приводят подборки пословиц и цитат писателей, фи лософов и духовных учителей человечества.

      Авторы считают нравственность основой любой системы воспитания и  образования. Подобранный ими материал направлен на  глубокое, творческое проживание обсуждаемых тем. Одна из задач авторов – учить детей  высказывать свои мысли и чувства, выражать их в творческой форме. Специально подобранные задания  мотивируют ребят на работу в группах, постановку спектаклей, изобразительную деятельность. Многие уроки и занятия составлены так, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей.

    Книги предназначены для занятий с детьми  от дошкольного до старшего школьного возраста в помощь педагогам, воспитателям и родителям.

    КНИГА  I

    1. Рассказы о семи мировых религиях.

    2. Сказки, истории, притчи (с заданиями и вопросами).

    3. Примерные уроки о духовной основе творчества (о художниках, поэтах и др.).

    4. Мир и единство человечества (сказки, пословицы, игры, вопросы и задания).

    5. Игры, занятия и беседы. (Учимся у других; Друзей нужно беречь и др.).

           

      КНИГА  II

    1. Природа - глазами души. (Солнце; Свет; Небо; Звезды; Дождь; Земля и др.).

    2. Беседы о высшем, духовном смысле жизни. (Учитель; Мать; Дружба и др.).

    3. Медитативные сказки. (Сказки про самое главное; Путь к совершенству).

             КНИГА  III

    1. Природа - глазами души.(Времена года; Происхождение человека и др.).

    2. Единство в разнообразии. (Бог; Вера; Молитва, Любовь; Душа и др.).

    3. Семь долин (медитативные сказки). Сказки разных стран.

              КНИГА  IV

    1. Жизнь сердца. (Доброта; Трудолюбие; Счастье; Страдания и испытания и др.).

    2. Искусство видеть мир. (Краски мира; Певец природы; Уроки о творчестве).

    3. Игры и задания. (Более 200 игр, воспитывающих чувство взаимопомощи, разви вающих внимание и наблюдательность).

    4. Сказки и истории. (Сказки разных стран; медитативные сказки).

             КНИГА  V

    1. Азбука мудрости. (Сказки, пословицы, вопросы и задания о качествах мудрости).

    2. Тайны творчества. (Азбука красок; Голоса картин; Живущие музыкой и др.).

    3. Мир вокруг нас. (Семья; Дети и воспитание; Бедность и богатство и др.).

    КНИГА  VI

    1. В волшебный мир букв. (Школа под голубым небом; Сказки о буквах и др.).

    2. Детские сказки. (Сказки детей с разработками, заданиями и вопросами).

    3. Творчество - молитва души. (Музыка природы; Творцы красоты; Портреты; Ис целение творчеством).

    КНИГА  VII

    1. Зеленое платье земли. (Великое содружество; чудо дерева; могучая травинка).

    2. Сказки о деревьях. (Краснолесье; чернолесье; практические задания и вопросы).

    3. Сказки о цветах. (Цветы весны; наряды леса; комнатные цветы).

     КНИГА  VIII

    1. Сказки фруктовых фей. (Сказки о фруктах с разработками и вопросами).

    2. Вегетарианское королевство. (Сказки об овощах с разработками и вопросами).

    3. В гостях у ягод и грибов. (Сказки о ягодах и грибах с разработками и вопроса ми).

    4. Сказки о злаках земли. (Сказки о зерновых культурах с разработками).

    5. Исцеление природой. (Сказки о целебной силе природы, цветах и травах их ду ховном взаимодействии с миром человека)

             ДОБРАЯ  МАТЕМАТИКА, как подружиться с Математикой.

     Для занятий с детьми младшего и среднего возраста.

     Добрые сказки, весёлые игры, мудрые задачи, творческие задания, развивающие логическое мышление нацелены на творческое восприятие математических знаний.

             НАЧАЛА  МУДРОСТИ: 50 уроков о добрых качествах.

     Для занятий с детьми дошкольного возраста.

     Пословицы, игры, задания к  сказкам, направлены на воспитание нравственных качеств ребёнка; развивают речь, интеллект, чувство прекрасного; учат детей  высказывать свои мысли, работать в группах, рисовать.

             СТУПЕНИ  МУДРОСТИ: 50 уроков о добрых качествах.

    Для занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста.

    Цикл практических уроков - бесед о разных  человеческих качествах позволяет детям понять себя; учит нравственным отношениям с окружающим миром; формирует навыки изложения своих мыслей в творческой форме.

     

              ВЕРШИНЫ  МУДРОСТИ: 50 уроков о смысле жизни.

     Для занятий с детьми  старшего школьного возраста.

     Цикл практических уроков – бесед  о тех проблемах нравственного выбора, с которыми ежедневно сталкиваются дети  - подростки Книга предлагает философские диалоги о проблемах молодёжи; помогает ставить перед собой нравственные цели; формирует навыки оформления своих размышлений и творческих работ в виде книг.

               ДОБРАЯ  АЗБУКА в сказках, стихах, рассказах.

    Цель книги  - наполнить  процесс обучения чтению и письму яркими, живыми образами букв,  связать  его  с рисованием, игрой и постижением красоты мира.

             

                В  ГОСТИ  К  ПРАЗДНИКУ:

    сценарии, стихи, сказки, игры, загадки и поздравления для проведения 12 праздников в семье, школе и детском саду.

                600 ТВОРЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

    учат внимательности и наблюдательности, развивают творческий потенциал ребёнка, помогают усвоить школьную программу.

                 БЕСЕДЫ И СКАЗКИ О СЕМЬЕ.

    Для детей и взрослых.

    Подобранный материал возрождает нравственно – этические традиции семьи, способствует сотрудничеству школы и семьи, учит проводить конференции и праздники семьи.

     

                 СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА.

    62 урока о профессиях и мастерах учат ответственному выбору профессии, воспитывают интерес к разным профессиям, рассказывают в сказках об искусных мастерах.

                  КРАСКИ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ.

    Как научить рисовать каждого.

    Подобранный материал помогает раскрывать творческое начало в каждом человеке, учит видеть в окружающем мире неповторимые краски и формы, приглашает в увлекательное путешествие по стране фантазии.

                   СКАЗОЧНЫЙ СПРАВОЧНИК ЗДОРОВЬЯ (в трёх томах)

    рассказывает в сказочной форме о пользе фруктов и ягод, учит лечиться без лекарств, предлагает простые рецепты витаминного стола.  

    МЕТОДИЧЕСКИЕ    РАЗРАБОТКИ.

    1. АЗБУКА МУДРОСТИ.

    32 примерных урока по книге 5 и по книге 4.

    Город мудрости, Сила добра, Милосердие, Цветок милосердия, Свет дружбы, Мой друг, Жертвенность, Кротость, Гимн любви, Сердце мастера и др.

    2. ПРИРОДА - ГЛАЗАМИ ДУШИ.

    43 примерных урока по книге 2 "Природа - глазами души".

    Мир природы; Природа и человек; Глаза солнца; Фея света; Сокровища неба; Куда падают звезды; Чистый голос воды; Цветы любви и надежды и др.

    3. ВРЕМЕНА ГОДА, МИР ТВОЕЙ ДУШИ.

    27 примерных уроков, по книге 3 "Мир твоей души".

    Времена года; Палитра года; Дары осени; Зимняя сказка; Помощники весны; Букет лета и др.

    Мир твоей души: Во что мы верим; Фея любви; Дар любви; Сокровища души.

    4. СЧАСТЬЕ СЕМЬИ.

     27 примерных уроков по книге 1, по книге 2 и по книге 5.

    Чудо материнской любви; Роль отца; Волшебные руки отца; Старшие и млад шие; Братская любовь; Чему учат бабушки и дедушки; Опора семьи; Дружная се мья; Школа семьи и др.

    5. МИР МУЗЫКИ.

    20 примерных уроков по книге 1. по книге 2 и по книге 5.

    Фея музыки; Сердце музыканта; Музыка голоса; Как рождается музыка; Гимн  музыке; Рассказы музыки; Язык музыкальных инструментов и др.

    6. АЗБУКА КРАСОК.

    25 примерных уроков по книге 5 "Азбука мудрости".

    Мой любимый цвет; Мир цвета радуги; Созвучие цвета; Почему у земли пла тье зеленое; Красный цвет глазами художников; Синий цвет; Цвет моря и неба и др.

    7. ТАЙНЫ ТВОРЧЕСТВА.

    28 примерных уроков по книге 1. по книге 4, по книге 5 и по книге 6.

    Бог и поиск смысла жизни в творчестве русских художников: Поэзия - язык души; Загадки картин; Мгновения вечности; Красота родной земли; Чудо портрета; Язык натюрморта и др.

     8. ДЕРЕВЬЯ - КРАСА. ЗЕМЛИ.

    44 примерных урока по книге "Сказки о цветах и деревьях".

    Чудо дерева: Дерево и человек; Мудрость дерева; Фея мая и др.

    Чернолесье: Мудрый дуб; Липкины дары; Добрая черемуха; Ольха - храни тельница вод и др.

    Краснолесье: Кедровые карандаши, Лиственница - дочь солнца; Гордость пих ты и др.

                           



    Предварительный просмотр:

    №      Тема урока (занятия)

    Стихия воды.

    Соколов - Микитов «Про летело жаркое лето».

    Л. Толстой «Какая бывает роса на траве».

     Э. Шим «Слепой дождик».

     Название текста (задания)____Примечания

    Кн.  2  с.   102, 111

    2 класс

    К. Паустовский «Летние грозы», Э. Шим «Радости чудесная радуга», Тютчев «Как неожиданно и ярко...».

    Кн. 2 с. 91

    К. Паустовский «Поэзия дождя».

    «Летний

    Кн. 2 с. 96

    А.       Майков дождь».

     

    Кн. 2с. 101

    Кн. 2с. 110

    Л. Толстой «Гроза в лесу».

    Внеклассное чтение.

     С. Аксаков «Гроза». И. Бунин «Гроза».

    Ю. Куранов «Зимняя радуга», «Гимн зимним радугам».

    II

    Кн. 2с. 81 Кн. 2 с. 79

    Кн. 2 с. 83

    Кн. 2 с. 49

    Стихия воздуха.

    Серова «Ветерок спросил».

    А. Толстой «Осень».

    Русская    народная    песня «Березонька».

    Благинина «Улетели сего дня стрижи».

    Закрепление изученного.

     И. Бунин «Осенний ветер», М. Пришвин «Ветреный день».

    Сандар «Ветер».

    Н. Вагнер «Разговор ветра с березой», Э. Шим «Ивушка».

    Н.   Вагнер   «Облака»,   Ч.   Айтматов «Когда тебе плохо».

    Урок творчество по стихиям Воды и Воздуха.

    III

    Кн. 2 с. 35

    Кн. 2 с. 70 Кн. 2 с. 56 Кн. 2 с. 59

    2

    3

    4

    Стихия огня.

    М.     Пришвин     «Золотой луг».

    А. Пушкин «Утро». С. Есенин «Черемуха».

    К.  Ушинский «Лес и ру чей».

     М. Пришвин «Солнце в лесу», Ю. Куранов «Свет».

    К. Паустовский «Заря и зарница». И. Бунин «Летняя ночь».

    А. Фет «Я долго стоял неподвижно», К. Паустовский «Утренняя звезда».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок "Весна: пробуждение природы" 1 класс Школа 2100

    В процессе данного урока учащиеся смогут самостоятельно определить признаки весны, указав приметы весны. Презентация направлена на поиск путей решения проблемных ситуаций....

    Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс

    Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.Цели урока:1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событ...

    конспект урока по окружающему миру "Пробуждение семени"

    Урок- исследование Знакомство  со строением семени; с условиями, необходимыми для его прорастания....

    Урок по окружающему миру "Весна. Пробуждение природы"

    Конспект урока + презентация  по окружающему миру по ОС "Школа 2100" на тему "Весна. Пробуждение природы"...

    "Пробуждение весны".

    Сценарий праздника в начальной школе "Пробуждение весны"....

    Окружающий мир. "Весна - пробуждение природы"

    Урок окружающего мира по теме "Весна - пробуждение природы". 1 класс. УМК "Школа 2100".Урок построен по методике КСО "Опрос мнений" с применением ИКТ-технологий и элементов театрализации. В ходе работ...

    Весна: пробуждение природы технологическая карта урока Окружающий мир, 1 класс Школа 2100

    Данный материал  предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту.  Такая подача позволяет сконцентрировать содержание всего урока. Очень четкая структура ка...