Программа патриотического воспитания "Моя Родина-Россия".
рабочая программа (3 класс) по теме

Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий,

опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и

воспитательной среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЛИЦЕЙ № 15

ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА

ПРОГРАММА

патриотического воспитания

«Моя Родина – Россия»

Программа разработана

Васильевой Л.Н.

учителем высшей категории

                       Еронченко Л.В.

учителем высшей категории

Программа

патриотического воспитания обучающихся

МОУ Лицея №15 Заводского района г. Саратова

Пояснительная записка

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живёт, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне. Любовь ребёнка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.

      Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. В этой возрастной группе начинается важная и нелегкая работа по закреплению и развитию, а порой и по коррекции сформированных в дошкольном возрасте чувств. Успех здесь в решающей мере зависит от позиции учителя, его умения вовремя определить уровень развития чувств каждого воспитанника и класса в целом и соответственно строить работу с учащимися.

      Формируя коллективистские качества, нравственность,  ответственность детей по отношению  к окружающему миру, учитель начальных классов вырабатывает и их взгляды на развитие России в XXI веке; ее роль в мировом обществе, Вооруженные Силы страны, примеры служения Отечеству, помогает осознать коллективный характер созидания и защиты Родины, ее конституционного строя. При этом следует учитывать, что развивающий эффект всех форм патриотического воспитания состоит в том, что формирование знаний учащихся о защите Отечества должно сопровождаться формированием их нравственного, эмоционально-волевого отношения к Родине, деятельности по ее защите, особенно организованной в виде игры. Задача учителя в этих условиях заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость младших школьников, познакомить их с героической историей нашей Родины, развить чувство любви к ней, ее защитникам, вызвать желание в будущем встать в их ряды, накопить эмоциональный опыт переживания героических событий истории Отечества.

В настоящее время, когда всё ещё продолжается этап выработки ведущей национальной идеи в России, призванной служить объединению и процветанию российского общества и государства, всё большая роль отводится патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

 Данная программа «Моя Родина – Россия» представляет собой определённую систему содержания, форм и методов  педагогических воздействий, направленных на формирование патриотического воспитания младших школьников (разработана и апробирована в параллели 3-их классов), рассчитана на 1 год.

Формы работы:

▪ беседы

▪ экскурсии

▪ встречи

▪ «круглые столы»

▪ классные часы

▪ уроки мужеств

▪ викторины

▪ конкурсы

▪ праздники

▪ игры

▪ поручения

         Методы работы:

◊ Методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор,  дискуссия;

◊ Методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, красивым, прекрасным, необычным, таинственным, загадочным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;

◊Методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.        

        Программа опирается на принципы индивидуализации, мотивированности взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, предусматривает воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидателя и творца-преобразователя, способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины, для людей, способного и готового встать на защиту Отечества.

Цели и задачи программы

Цель: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, привитие ценностного отношения к истории страны.

Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России

4. Воспитание гражданского самосознания, политической культуры, чувства гордости за свою страну.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

6. Поддержка общественно-значимых инициатив обучающихся.

Стержневые понятия:  СЕМЬЯ – ШКОЛА - РОДИНА - ПАМЯТЬ

Идея программы: «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей Родины»

Участники программы

Обучающиеся  (3 класс)

Совет Комнаты  Боевой Славы.

Библиотека ОУ.

Классные руководители 3-их классов

Механизм реализации.

  1. Работа с ученическим коллективом.
  2. Работа с коллективом родителей.
  3. Работа с педагогическим коллективом.  

Мероприятия по реализации воспитательной программы

«Моя Родина – Россия»

Работа с ученическим коллективом.

Содержание работы

Форма

Ответственные

1

Символы России

Устный журнал

Васильева Л.Н. Классные руководители

2

Мои права и обязанности

Беседа с элементами размышления

Классные руководители

3

Родина моя - Россия

Выставка рисунков

Классные руководители;

Еронченко Л.В.

4

«С чего начинается Родина»

Конкурс чтецов

Классные руководители;

Васильева Л.Н.

Еронченко Л.В.

5

Знатоки символики

викторина

Классные руководители;

Библиотека;

Абрамова Н.Б

6

Знатоки геральдики

Конкурс

Классные руководители

Библиотека;

Александрова Е.В.

7

История Заводского района.

Обзор книг

Библиотека

8

«Моя малая Родина»

Краеведческий час

Библиотека

9

«Неделя мужества», «Неделя памяти» ( День победы)

Классный час

Урок памяти

Митинг памяти

Классные руководители

10

«Блокадная быль»

Урок памяти ко Дню снятия блокады Ленинграда

Классные  руководители

11

«Памятники и памятные места Заводского района города Саратова»

Музей  Саратовского авиационного завода

«У войны недетское лицо» (лекция)

Экскурсия

Библиотека

Еронченко Л.В.

12

«Лицей вчера, сегодня, завтра»

 «История лицея»

Медиапроект

Презентации:

Классные руководители

13

«Школа будущего глазами детей»

Конкурс рисунков

Классные руководители

14

«Молодежь выбирает будущее»

Конкурс рисунков

Классные руководители

15

«Памяти павших будем достойны»

Конкурс стихов

Классные руководители;

Библиотека;

Васильева Л.Н

16

«Защитники Отечества»

Выставка книг

Библиотека

17

Тематические радиопередачи: «В окопах Сталинграда», «6-я рота – шаг в бессмертия», «Мы были первыми»…

Подбор материала для радиопередачи

Еронченко Л.В.

Васильева Л.Н.

18

«Осколки в сердце»»

проект

Классные руководители

«История ВОВ в жизни нашей семьи»

медиапроект

Классные руководители

« Узники концлагерей»

поделки

рисунки

Классные руководители

19

«За ними была Россия»

Классный час

Классные руководители

20

«Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»

Сбор информации, встречи с ветеранами, поисковая работа, публикации в школьной газете

Совет Комнаты Боевой Славы

21

Сотрудничество с Саратовским государственным музеем боевой славы.

Экскурсионно-лекционные программы, выставки, музейные занятия, игровые программы.

Классные  руководители;

родители

22

Сотрудничество с Саратовским музеем краеведения

«Улицы Саратова, названные в честь героев ВОВ»

«Труженики тыла»

Выездные лекции

Васильева Л.Н.

Еронченко Л.В.;

родители

23

«Помним их имена»

Устный журнал

Музей школы

24

«Вспомним их имена»

литературно-музыкальная композиция

Классные руководители; родители

25

 «Строки, пропахшие порохом»

Литературный фестиваль

Классные руководители

26

«По следам окопных песен»

Исследовательская деятельность

Конкурс военно-патриотической песни

Классные руководители;

Музыкальный работник

27

«Мой город»

Конкурс стенгазет

Классные руководители

28

«День  Победы»

Конкурс рисунков

Классные руководители

29

«Помоги им»

«Подари тепло души своей»

«Кто – если не мы»

«Весенняя неделя добра»

акции

Классные руководители; родители

Работа с педагогическим коллективом

  1. Консультации классных руководителей.
  2. Анкетирование
  3. Индивидуальные беседы

Работа с родителями

Цель работы

Форма

Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам: « Роль родителей  в патриотическом воспитании»

  1. родительские собрания
  2. беседа;
  3. проведение совместных мероприятий с детьми и родителями: классных часов, вечеров, экскурсий, походов, акций, конкурсов;
  4. информационные стенды для родителей,  выставки детских работ;
  5. экскурсии;  
  6. помощь родителей ( участие в подготовке праздников).

Циклограмма школьных мероприятий по патриотическому воспитанию

Содержание работы

Сроки

Форма

« Мои права и обязанности»

сентябрь

Беседа с элементами размышления

Государственные символы России

декабрь

Устный журнал

Гербы земель – городов, областей.

Знатоки геральдики

ноябрь

Познавательная беседа

Конкурс

История Заводского  района.

сентябрь

Обзор книг

«Моя малая Родина»

октябрь

Краеведческий час

«Неделя мужества», «Неделя памяти» (День воина-интернационалиста, День победы, Дни воинской славы России)

май

Классный час

Урок памяти

Митинг памяти

«Блокадная быль»

«Огненная дуга»

«В окопах Сталинграда»

Февраль-май

Урок памяти ко Дню снятия блокады Ленинграда, битва под Сталинградом и Курском

«Памятники и памятные места Заводского района города Саратова»

Музей  Саратовского авиационного завода

«У войны недетское лицо» (лекция)

В течение года

Экскурсия

«Лицей вчера, сегодня, завтра»

«История школы»

Сентябрь-декабрь

медиапроект

Презентации:

«Школа будущего глазами детей»

ноябрь

Конкурс рисунков

«Молодежь выбирает будущее»

декабрь

Конкурс рисунков

«Памяти павших будем достойны»

февраль

Конкурс стихов

«Защитники Отечества»

февраль

Выставка книг

Тематические радиопередачи: «В окопах Сталинграда», «6-я рота – шаг в бессмертия», «Мы были первыми»…

Январь-май

Подбор материала для радиопередачи

«Осколки в сердце»

Январь-май

проект

«История ВОВ в жизни нашей семьи»

Февраль-апрель

медиапроект

«Дети узники концлагерей»

январь

Поделки

рисунки

«За ними была Россия»

май

Классный час

«Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества

Январь-апрель

Сбор информации, встречи с ветеранами, поисковая работа, публикации в школьной газете

Сотрудничество с Саратовским государственным музеем боевой славы.

В течение года

Экскурсионно-лекционные программы, выставки, музейные занятия, игровые программы.

Сотрудничество с Саратовским музеем краеведения

«Улицы Саратова, названные в честь героев ВОВ»

«Труженики тыла»

В течение года

Выездные лекции

«Холокост.Колокола памяти»

апрель

Устный журнал

«Вспомним их имена»

май

Литературно-музыкальная композиция

«По следам окопных песен»

февраль

Исследовательская деятельность

Конкурс военно-патриотической песни

«Мой город»

сентябрь

Конкурс стенгазет

«Помоги им»

ноябрь

акция

«Подари тепло души своей»

декабрь

акция

Весенняя неделя добра»

апрель

акция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия".

Программа внеурочной деятельности "Наша Родина - Россия"....

Игровая программа посвященная Дню России «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Игровая программа посвященная Дню России «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»...

Внеклассное занятие по патриотическому воспитанию " Моя Родина - Россия!"

Конспект внеклассного занятия по патриотическому воспитанию старшеклассников на тему "Родина моя - Россия!" Стихотворения и пословицы о Родине. Символы нашей страны....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Родина россия"

laquo;Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог ...

Проект по патриотическому воспитанию "Моя родина - Россия"

Цель проекта:Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма -воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развит...