"Работа учителя по снижению уровня агрессивности у учащихся"
статья по теме

Богданова Елена Владиславовна

В данной статье  описаны варианты коррекционных игр и упражнений, способствующих снижению агрессивности у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_uchit__po_snizh_urovnya_agress_.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа учителя по снижению уровня агрессивности у учащихся

Богданова Е.В.

Нестабильность в обществе, крушение ценностей приводят к внутренним конфликтам не только у взрослых, но и у детей, к отсутствию стремления понимать и принимать другого человека.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространённых форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым – родителям и специалистам (воспитателям, психологам, психотерапевтам).

Переходя к описанию коррекционных игр и упражнений, направленных на снижение агрессивности, следует отметить, что коррекционная работа с такими детьми традиционно ведется по нескольким направлениям:

  1. Необходимо научить ребёнка способам выражения своего гнева в приемлемой форме. Если человек будет сдерживать свою агрессию, «загоняя» её внутрь себя, гнев рано или поздно всё равно вырвется наружу, причём интенсивность его выражения будет значительно выше, чем это могло бы быть раньше. Помимо этого, накопление гнева может привести к развитию стресса и другим психологическим расстройствам.
  2. Необходимо научить ребёнка некоторым способам саморегуляции, что поможет ему лучше контролировать себя в ситуациях, которые могут спровоцировать агрессию, и дать ему возможность спокойно проанализировать эту ситуацию впоследствии.
  3. Необходимо дать ребёнку возможность выплеснуть накопившуюся двигательную энергию и освободиться от усталости.
  4. Не менее важно научить ребёнка способам эффективного общения, помочь ему овладеть приёмами общения, которые помогут в будущем разрешить проблемные ситуации «мирным» путём, без драк и скандалов.

Игры и упражнения, направленные на обучение приемлемым способам выражения гнева:

  1. «Высвобождение гнева»

Для этого упражнения нам понадобится какой-нибудь мягкий предмет (подушка, кресло, пуфик, одеяло и т.п.). Пусть ребёнок наносит удары по этому предмету. Удары должны быть сильными, но наноситься расслабленной рукой или каким-либо предметом: палкой, пластиковой выбивалкой, ракеткой для игры в бадминтон и т.п. В нанесение удара должно включаться всё тело, при этом можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

Это упражнение помогает сместить агрессию ребёнка на неодушевлённый объект. Чтобы сделать упражнение более естественным, можно предложить школьнику «помочь родителям» и выбить пыль из одеяла или подушки.

  1. «Разрывание бумаги»

Для этой игры понадобятся старые газеты и журналы. Детям предлагается разорвать их на мелкие кусочки, размер которых значения не имеет. Дети бросают обрывки бумаги в общую кучу, а после того как вся бумага будет порвана, начинают подбрасывать обрывки в воздух, обсыпая ими друг друга. После проведения этого упражнения дети обсуждают, что чувствует человек, когда даёт выход своей энергии.

Игры и упражнения, направленные на обучение приёмам саморегуляции

На начальном этапе обучения агрессивных детей приёмам саморегуляции рекомендуем использовать игры и упражнения для гиперактивных детей. Далее представлены более сложные упражнения, включающие в себя элементы аутотренинга и обучающие ребёнка способам релаксации (расслабления) с использованием собственного представления и фантазии.

«Избавление от тревог»

Детям предлагается расслабиться и представить, что они сидят на чудесной зелёной лужайке в ясный солнечный день... Взрослый тихим, медленным голосом даёт детям установку на состояние покоя и расслабленности: «Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам. Оно ярче тысяч солнц. Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело и разливаются по нему, всё оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и опасения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в тёмный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!»

Упражнение направлено на снятие тревоги, беспокойства и других негативных эмоций.

Для выполнения упражнений можно использовать приятную, мелодичную, расслабляющую музыку.

Подвижные игры, способствующие физическому и эмоциональному раскрепощению

«Кукла Бобо»

Если дать ребёнку возможность выместить агрессию на каком-либо безопасном предмете, часть проблем, связанных с агрессивным поведением школьника, будет решена. Для этой цели можно использовать специальную куклу — «мальчика для битья», которую психологи называют кукла Бобо. Куклу Бобо можно сделать из подушки или мягкого поролонового валика, пришив руки и ноги и нарисовав или нашив лицо — глаза, нос и рот. Такую куклу ребёнок может спокойно бить и пинать, не боясь причинить ей вреда. Это поможет ему выразить накопившиеся негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребёнок становится более спокойным в повседневной жизни, в реальном общении со сверстниками и друзьями.

Иногда и взрослому хочется ударить подобную куклу. Не стесняйтесь, выразите свои чувства, и вы сами увидите, насколько спокойнее и легче станет у вас на душе.

Итак, я считаю, что данные рекомендации, игры и упражнения могут использоваться учителями, родителями при работе с младшими школьниками. Такая работа будет способствовать снижению уровня агрессивности у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт – педагогическая методика как средство снижения уровня агрессивности младших школьников

В школе остро стоит вопрос о дисциплине учащихся. В данной работе я расматриваю как с помощью арт-педагогикой методики снизить  уровень агрессивности младших школьников....

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Cистема работы учителя по восстановлению зрительных нарушений у учащихся в условиях пространства общеобразовательной школы

Данный материал раскрывает основные направления работы учителя в коррекционных классах IV вида по сохранению и укреплению зрения учащихся....

Система работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию учащихся

Программа по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов....

«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»

Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагог...

Совместная работа учителя-логопеда и педагога психолога с учащимися младших классов общеобразовательных школ, имеющих речевые нарушения

В последнее время в общеобразовательной школе возрастает количество учеников, имеющих проблемы в становлении процессов письма и чтения. Трудности освоения грамоты, а затем чтения и письма могут быть о...