воспитательная система класса
методическая разработка (2 класс) по теме

Восковщук Светлана Юрьевна

раскрываются основные цели и задачи воспитательной системы"Я и окружающий  мир"  на 4 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_2.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система 2 «Б» класса (Восковщук С.Ю.)

Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности классного коллектива, организаторов и участников намеченных дел, сроков их проведения.

Цели для перспективного развития коллектива

 

  - создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления

   -воспитание сознательной дисциплины и культуры поведении

-самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности

 - сознательная постановка учащимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности

 Задачи:

1. формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе

 

2. совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей

 

3. развитие умений и навыков умственного труда

 

4. воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду

 

5. воспитание эстетической культуры

 

6. физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры

 

7. развитие самостоятельности

 

8. интеллектуальный и личностный рост учащихся

 

  1. стимулирование психического развития детей

Чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальном классе я поставила цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.

Нельзя также и забывать об актуальной для современной школы проблеме взаимодействия семьи и школы.

Чтобы повысить уровень воспитанности младших школьников, сформировать положительную мотивацию к учению, необходимо не только хорошо знать своих воспитанников, но и договориться о содержании требований, разделить между семьей и школой "сферы влияния". Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя: эта работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются "индивидуальность", "самостоятельность", "доброта", "творчество", "активность", "коллектив", которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его "духа", а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Каждый учащийся живет в своей семейке. Еженедельно у него происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, стараются быть лучше. Помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.

Все праздники только с родителями. Вместе ведем наш семейный классный альбом, в котором отражаем самые важные моменты в жизни коллектива. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

Воспитательная система класса
"Я и окружающий мир"

Классный руководитель
Восковщук Светлана Юрьевна

Пояснительная записка

Благодаря восприятию прекрасного в

природе и искусстве, человек открывает

прекрасное в самом себе.

В.А.Сухомлинский

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить, не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса учеников начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

Воспитательная система «Я и окружающий мир» составлена для учащихся с 1-4 классы.

  1. 1 класс «Познай себя».
  2. 2 класс «Я, семья и школа».
  3. 3 класс «Я и окружающий мир».
  4. 4 класс «Я и мой край».

Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей данного возраста.

Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива в рамках программы «Мой выбор. Полезные привычки». Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.

Цели и задачи

воспитательной системы

«Я и окружающий мир»

Цель:

  1. Создать условия для выявления и самореализации творческих возможностей личности.
  2. Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, умеющей жить в коллективе.
  3. Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их ум, сохранять и укреплять здоровье.
  4. Развивать творческий потенциал личности младшего школьника.

Задачи:

  1. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
  2. Организовать учебную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами.
  3. Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
  4. Организовать учебную работу школьника как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
  5. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу.
  6. Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине – Хабаровскому краю, родному городу.

Ожидаемые результаты:

  1. Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
  2. Овладение навыками нового вида деятельности – учения.
  3. Изменение самого ученика, его развитие как результат учебной деятельности.
  4. Формирование базовых учебных способностей.
  5. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  6. Построение модели ученика начальных классов.

Взаимосвязь участников воспитательной системы

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Направление "Я и моё воспитание"

Главные идеи:

  1. Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
  2. Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
  3. Воспитание нравственной культуры.
  4. Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

  1. Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  1. Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
  2. Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
  3. Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
  4. Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
  5. Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы.
  2. Дискуссии по нравственной тематике.
  3. Посещение кинотеатра.
  4. Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
  5. Шефская работа с детским садом.
  6. Изучение нравственного наследия.
  7. Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Направление "Я и моё здоровье"

Главные идеи:

  1. Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
  2. Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
  3. Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
  4. Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

  1. Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
  2. Учить детей рациональному правильному питанию.
  3. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  4. Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

  1. Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
  2. Изучить состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
  3. Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
  4. Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
  5. Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
  6. Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
  7. «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

  1. Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
  2. Спортивные соревнования в классе, школы, города.


Направление "Я и моё творчество"

Главные идеи:

  1. Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
  2. Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

  1. Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

  1. Формирование у учащихся культурного общения.
  2. Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
  3. Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
  4. Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом интересов и потребностей учащихся.
  5. Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
  6. Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
  7. Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
  8. Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
  9. Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

  1. Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
  2. Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
  3. Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
  4. Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
  5. Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
  6. Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  1. Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
  2. Проведение праздников.
  3. Конкурсы состязания талантов.
  4. Чествование именинников, семей в которых растут таланты.

Направление "Я и моя семья"

Главные идеи:

  1. Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
  1. Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  2. Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
  3. Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

  1. Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  1. Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  2. Создание условий для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  3. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
  4. Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  1. Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  2. Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  3. Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  4. Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
  5. Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
  6. Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.
  7. Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
  8. Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  9. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  1. Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
  2. Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
  3. Праздники – Первое сентября, День согласия и примирение, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
  4. Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
  5. Дни открытых дверей. 

Направление "Я и мои знания"

Главные идеи:

  1. Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
  2. Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
  3. Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
  4. Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

  1. Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  1. Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
  2. Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
  3. Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  1. Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
  2. Кружки по интересам в классе и в школе.
  3. Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
  4. Экскурсии в музей, посещение выставок.
  5. Встречи с талантливыми людьми нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...