Программа воспитания
методическая разработка по теме

Бобнева Оксана Александровна

Программа воспитания расчитана на 3 года для детей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31» г. Курска

                                                 

                         Утверждено

                                                                                            методическим советом

                                                                                            МОУ «Средняя

                                                                                            общеобразовательная

                                                                                            школа № 31» г. Курска

                                                                                           «__»____________2010г.

                                                                                            Председатель

                                                                                            методического совета

                                                                                            ________И. Н. Киселева  

                                                                                             

                 Целевая комплексная программа

«Воспитание духовности, патриотизма школьников

средствами народных традиций

и национальной культуры

через «радость узнавания».»

 

Выполнила: учитель начальных классов

                                                                                 Голобокова Оксана

                                                                          Александровна

Курск 2008


Пояснительная записка.

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели к пересмотру ряду педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, теоретики и практики воспитательной работы вынуждены тем не менее многое изменить в подходе к воспитательному процессу.

«Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ…» - так говорил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Народ – воспитатель, народ – педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы.

Каждый учитель должен воспитывать национальное достоинство русского человека у ныне утратившего его прорастающего поколения, формировать в их душах те качества, которые во все прежние времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благоустройство, благочестие и многие другие.

 Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения человека в современное общество с учетом знаний русской культуры, развитие его способности жить в нем достойно, формирование целостных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится ясно, что главным результатом воспитания становится личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни.

Отсюда основа новой педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личность, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг  в своей жизни.

Исходя из этого меняется и методика работы с детьми, которая теперь ориентирована на индивидуальное развитие личности каждого ребенка с учетом новых технологий воспитания.

Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начнет осваивать их с самого раннего возраста. Воспитание ограниченного традиционных культурных ценностей в принципе должно идти с рождения.

Воспитание любви к русской литературе необходимо потому, что народная культура должна предстать в своей целостности, исходной связи с жизнью человека, принадлежащего к целостному же биосоциальному образованию – к народу.

Целостность обращения к углубленному изучению русской культуры обусловлена следующими причинами:

  1. наличием сложного контингента учащихся, лишенных в большинстве своем возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к ценностям национальной культуры;
  2. согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы;
  3. заинтересованностью учащихся этой проблемой;
  4. наличием связей с внешкольными учреждениями.

Принципы воспитания:

  1. Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
  2. Взаимодействие трех факторов: семьи, школы, общества,
  3. Творческое начало воспитания,
  4. Культуросообразность – соответствие этапов вхождения в пространство культуры человека.
  5. Сотрудничество – совместный поиск истины.
  6. Личностно – ориентированные (проблемность, диалогичность, индивидуальность)

Программа направлена на развитие духовных, культурных нравственных устоев личности (любви. совести, сострадания, радости и т.п.); на развитие эстетических представлений учащихся о красоте, добре, любви, дружбе, сотрудничестве, радости, дисциплине, материнстве, героизме, учительстве и др.; на развитие образного мышления и его механизмов.

Цель программы:

Воспитание гармоничной всесторонне развитой личности.

школа начинается с любви. «Если мы научим ребенка любви, мы научим его всему» (Ю. Азаров).

Цель обеспечивается решением следующих задач:

  1. Развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры со знанием истории всего народа.
  2. Воспитание духовной культуры учащихся на основе единых нравственно-эстетических ориентиров.
  3. Развитие целостного мышления, познания мира, умение видеть единство мира в многообразии форм человеческой деятельности через единство естественнонаучной картины мира и искусства.
  4. Активизация развития познавательных способностей детей.
  5. Воспитание у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям современного общества, сформированного на основе духовных ценностей русской культуры.
  6. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы с учетом принципов православной педагогики.
  7. Знакомство с историей родного края.
  8. Воспитание сопереживания, сочувствия, соучастия.
  9. Развитие творчески одаренных детей.
  10. Развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических веществ.
  11. Активизация социально-псигологической помощи при решении наиболее актуальных и сложных проблем в воспитательной работе с учащимися, с семьями учащихся.

Программа реализуется на внеклассных и внешкольных занятиях. Обязательными условиями реализации программы являются:

а) творческий тип личности учителя, его эмоциональная компетентность;

б) создание особой аудио – визуальной сферы для снятия зажимов, напряженности детей, стрессовых ситуаций, а также для «погружения» в изучаемую проблему;

в) принятие внутреннего опыта ребенка как ценного и неповторимого;

г) бережное отношение ко всем проявлениям мысленной активности младшего школьника, искреннее восхищение каждой мыслью, идеей, образом ученика;

д) предоставление ребенку свободы в выражении своих чувств и переживаний;

е) формирование высокой самооценки, стимулирующей деятельность ребенка;

ж) учет специфики возрастных особенностей мышления ребенка;

опора на специфику формирования понятий и образов.

Данная программа рассчитана не на один год, так как жизнь вносит и будет вносить свои коррективы в содержание деятельности человека.

 Воспитательная работа ведется в различных направлениях.

Программа представляет собой систему трех целевых проектов: «Россиянин», «Традиция», «Семьянин» и одной программы «Здоровье».

Целевые проекты взаимосвязаны и взаимодополняемы. Организация воспитательной работы представлена на схеме.

Игры

(в классе)

Экскурсии

Школьные

 кружки

Кружки УДО

Праздники классные, общешкольные

Конкурсы

«Россиянин»

Конкурсы

«Семьянин»

«Традиция»

Тематические классные часы

Выбор направлений обусловлен особенностями  учащихся класса:

  1. воспринимающих себя жителями России и не всегда способных быть субъектами русской культуры и носителями духовных ценностей этой культуры;
  2. слабо представляющих себе культуру семейных отношений, не имеющих осознанного отношения к своим функциям семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций.

Результат работы по программе:

Цель воспитателя – ученик начальной школы:

  1. успешно освоивший данную программу;
  2. понимающий Россию и русского человека через духовное освоение русской культуры;
  3. владеющий основами русской культуры, воспринимающий себя как носителя ценностей этой культуры;
  4. способный к творчеству в пространстве русской культуры;
  5. освоивший основы народных ремесел;
  6. способный к анализу и познанию русской культуры;
  7. знающий и соблюдающий нормы культуры;
  8. имеющий сознательную нравственную позицию, сформированную на основе духовных ценностей русской культуры;
  9. ориентированный на социальную адаптацию к современным условиям жизни.

Этапы реализации

  1. Подготовительный этап (2008-2009 учебный год)

Задача: подготовить условия для организации воспитательной работы по данной программе.

  1. Разработать целевую комплексную программу развития воспитания
  2. Проанализировать и зафиксировать работу кружков УДО.
  3. Разработать план воспитательной работы для начального этапа функционирования программы.
  4. Провести необходимую психологическую подготовку учащихся, родителей.
  5. Спланировать тематику классных часов по проектам.
  1. Начальный этап (2009 – 2010учебный год)

Задача: адаптировать учащихся, родителей к условиям деятельности целевой комплексной программы «Воспитание духовности, патриотизма школьников средствами народных традиций и национальной культуры через «радость узнавания»».

  1. Разработать материал для тематических классов по проектам.
  2. Спланировать тематику по организации русской направленности кружков.
  3. Разработать, учебные и методические пособия по кружкам.
  4. По мере подготовленности вводить новые виды развивающейся деятельности.
  5. Продлить ознакомление учащихся, родителей с задачами, содержанием, спецификой воспитательной программы.

3. Основной этап (2010-2011 учебный год)

Задача:  добиться всестороннего функционирования воспитательной системы.

  1. Содержание воспитания довести до оптимального сочетания общечеловеческой, национальной и религиозной культуры.
  2. Достичь целостного и русско – направленного воспитания и развития детей.
  3. Вовлечь всех учащихся в систематические занятия трудом, физической культуры, различными видами социально значимой деятельности.
  4. Добиться оптимального сочетания влияния родительской ответственности.
  5. По каждому учебному году проводить диагностику результатов по выбранным критериям воспитания учащихся.
  6. Обобщить результаты воспитательной работы и представить их в учете.

Ожидаемые результаты реализации целевой комплексной программы

  1. Формирование образа выпускника начальной школы – социально значимой личности.
  2. Повышение уровня психолого – педагогических знаний родителей, их участие в воспитании детей на основе полученных знаний.
  3. Обогащение родительского опыта идеями русской этнопедагогики. Поддержка семьи в воспитании национального самосознания ребенка.

Совершенствование внеклассной и внешкольной работы по воспитанию разносторонней личности через целевые проекты и основные виды

деятельности.

Вид деятельности

Месяц

Направления деятельности

работа с коллективом учащихся

работа с родителями

Проект «Россиянин».

Формирование

осознанного

отношения к

ценностям

Отечества: его

прошлому,

настоящему и

будущему.

Формирование

чувства

собственного

достоинства,

самостоятельности,

начиная с умения

использовать свои

школьные права,

выполнять

школьные

обязанности.

сентябрь

1.        Классный час:
формирование школьного
актива (актив класса).

2.        Анкетирование учащихся по
выявлению интересов для
занятий в кружках (школы,
УДО).

3.        Праздник Знаний.

4.        «Занятия Светофора
Светофорыча».

5.        Знакомство с Уставом
школы, режимом работы
школы.

6.        «Не забудет никто никогда
школьные годы. Знакомство с
историей школы.

7.        Конкурс рисунка «Моя
школа».

1.        Операция «Занятость»,
этап «Интерес».

2.        Ознакомление с УДО
(агитация в кружки).

3.        Формирование
родительского комитета
(класс, школа).

4.        Планирование работы.

Октябрь

1.        Классный час. «Я ученик.
Права и обязанности».

2.        Поздравительный концерт
«Спасибо вам, учителя!».

3.        Выставка рисунков. «У
природы нет плохой погоды».

4.        «На часы я погляжу, что вам
делать расскажу». Режим дня.

5.        Беседа «какого ты рода,
племени».

6.        «Край родной, навек
любимый». Родной город.
Азбука краеведения.

7.        Классный час «Культура
речи и поведения».

Конференция «Как помочь ребенку в приготовлении уроков, развить его внимание, память, аккуратность».

Ноябрь

1.        Посещение картинной
галереи «Что такое музей
искусства?».

2.        Классный час «Культура
речи и поведения».

3.        Русская сказка. Народное
искусство. Иллюстрации к
русским народным сказкам.

4.        Праздничный концерт,
посвященный дню Матери.

1.        Родительское собрание
«Возрастные
особенности детей
десятого года жизни».

2.        Анкетирование на
тему: «Стиль воспитания
в семье».


Декабрь

1.        Классный час «Мой
любимый город».

2.        Выставка рисунков «Мой
любимый город».

3.        Классный час «Культура
речи и поведения».

4.        Народные традиции
«Декабрь год кончает...».
Игры русского народа,
потешки, забавы.

5.        «Новогодняя фантазия».
Утренник.

6.        Посещение елки.

Тестирование «Я и моя

семья».

Январь

1.        Классный час «Блокадный
Ленинград».

2.        Классный час «Культура
речи и поведения».

3.        Посещение кукольного
театра.

4.        Выставка «Дети и дороги».

«Круглый стол». Поговорим о дружбе.

Февраль

1.        Беседа у книжной полки
«Великая Отечественная
война».

2.        Выставка рисунков
«Подвиги наших дедов».

3.        Классный час «Культура
речи и поведения».

4.        Игра «Приходите ко мне в
гости, я вас чаем угощу».
Воспитание культуры
общения, умения правильно
вести себя в гостях и радушно
принимать гостей.

5.        Рыцарский турнир.

Родительское собрание. «Как научить своего ребенка жить в мире людей». Уроки этики поведения для детей и родителей.

Март

1.        Утренник «Мама дорогая».

2.        Игра «Экзамен на
вежливость».

3.        Беседа «Как я воспитываю
себя». Усвоение некоторых
понятий.

4.        Посещение
археологического музея.

5.        Классный час «Культура
речи и поведения».

6.        Классный час «О чем
поведает нам детская
считалка?».

Родительское собрание «Семейные традиции и способность ребенка трудиться».

Апрель

1.        Игра «Зарница».

2.        Классный час «День защиты
детей».

3.        Классный час «Культура
речи и поведения».

1.        Родительское собрание
«Хорошо, что есть семья,
которая от бед хранит
всегда меня».

2.        Операция «Семья»


4.        Просмотр кинофильма (к
сорокалетию освоения
космоса), конкурс рисунков
«Мир фантастики».

5.        Сообщи радость.
Благовещение.

6.        Город, где мы живем.
Путешествие по Курску.

(обследование семей родительским комитетом класса).

Май

1.        Фотоальбом «Вот и стали...»

2.        Прощание с начальной
школой.

3.        Митинг, посвященный дню
Победы.

4.        Классный час «Культура
речи и поведения».

5.        Праздник песни «Мир
победил. Окончена война».

1.        Родительское собрание
«Вот и стали мы на год
взрослей».

2.        Прощание с начальной
школой.

Проект «Традиция».

Воспитание

средствами

народных

традиций и

народной

культуры.

Формирование

субъективного

отношения к

русской культуре

как к носителю

особенностей и

лучших образцов

народных

традиций.

Сентябрь

1.        Классный час «Школа
русской культуры».

2.        «Колесо истории».
«Страницы русского быта».

3.        «Русский калейдоскоп»
(концерт музыкальной школы).

4.        Классный час «Светочи.
Святыни России».

Приглашение на «Русский калейдоскоп».

Октябрь

1.        Классный час «Осенний
хоровод праздников».

2.        «Русская сказка - все
сказкам сказка».

3.        Конкурс чтеца.

Ноябрь

1.        Классный час «Колесо
истории».

2.        Выставка рисунков «Русская
прялка».

3.        Русский калейдоскоп»
(концерт филармонии).

4.        Конкурс солистов.

Приглашение на русский калейдоскоп.

Декабрь

1.        Классный час «Колесо
истории».

2.        «Мастерская Деда мороза.
Избушка».

3.        Классный час «Новый год у
ворот».

1.        Родительское собрание
«Зимние народные
праздники».

2.        Приглашение на
конкурс сказки.


4.        Классный час «Светочи.
Святыни России».

5.        Конкурс инсценированной
сказки.

Январь

1.        ДДТ «О коляде».

2.        «Русские праздника зимы».

3.        Выставка рисунков «Русский
костюм».

4.        Классный час «Зимние
народные праздники:
Рождество, Святки».

5.        Классный час «Светочи.
Святыни России».

6.        Конкурс «Большой вальс».

Приглашение родителей на конкурс «Большой вальс».

Февраль

1.        Викторина «Имена в
истории Отечества»: Петр 1.

ДДТ.

2.        Выставка рисунков «Русские
богатыри».

3.        Классный час «Раз в
крещенским вечером».

4.        Классный час «Светочи.
Святыни России».

5.        Русский калейдоскоп
(музыкальная школа).

Март

1.        «Масленица широкая».

2.        «Приходи, весна, с
радостью». («День сороки»).
3.Классный час «Масленица
широкая».

4.        Классный час «Светочи.
Святыни России».

5.        Русский калейдоскоп,
(филармония).

1.        Масленица широкая.

2.        Приглашение на
«Русский калейдоскоп».

Апрель

1.        «Колесо истории». «Светлый
праздник Пасха».

2.        Выставка работ
«Пасхальные яйца».

3.        Выставка рисунков
«Интерьер русской избы».

4.        Классный час «Пасха».

5.        Классный час «Светочи.
Святыни России».

Май

1.        ДПЦ «Хохлома».

2.        Классный час «Русь
васильковая».

3.        Красота наступающего лета.
Праздник по фольклорным
мотивам «Знают по цвету, что
дело идет к лету».

4.        Классный час «Светочи.
Святыни России».

Приглашение на праздник.


Проект «Семьянин».

Формирование

культуры

семейных

отношений, круга

семейных

ценностей -

способствовать

возрождению

традиций русской

семьи.

Сентябрь

1.        Классный час «Мое
родословное дерево».

2.        Операция «Занятость» (этап
«Лето»).

1.        Анкетирование «Наша
семья».

2.        Заседание общего
родительского комитета.

Октябрь

1.        Классный час «Мое
родословное дерево».

2.        Выставка рисунков «Мое
родословное дерево».

Родительское собрание «Мир семьи».

Ноябрь

Классный час «Моя семья».

Приглашение на классный час.

Декабрь

Классный час «Мои братики и сестрички».

Родительское собрание «Анкетирование и обыгрывание ситуации взаимоотношения в

семье».

Январь

Классный час «Подвиги

дедушек».

Эстафета «Мама, папа, я - спортивная семья».

Февраль

Классный час «Мой папа может все».

Совет отцов.

Март

Классный час «Мать как чистейшей любви божество».

Круглый стол «Мамины руки».

Апрель

Классный час «Бабушкины посиделки».

Операция «Семья» (обследование семей родительскими комитета класса).

Май

Классный час «Моя семья».

Родительское собрание «Моя семья».

Программа «Здоровье».

Формирование физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни, охрана жизни учащихся.

Сентябрь

День здоровья «Удаль богатырская».

1. Родительский

лекторий «Режим дня

школьника».

2.Заполнение

индивидуальной карты

ребенка.

3. Участие в дне

здоровья.

Октябрь

Беседа о наркомании.

Анкетирование «Питание учащихся».


Ноябрь

День здоровья - «Вода-водица».

1.        Участие в дне
здоровья.

2.        Организация и
проведение подвижных
перемен.

Декабрь

Забота о здоровье и хорошем настроении. «Как мне и моим родителям жить без болезней».

Ознакомление с результатами углубленного медицинского осмотра.

Январь

1.        Урок здоровья «Режим дня».

2.        Зимние забавы.

3.        Эти забавные животные.

Февраль

1.        День здоровья «Зимний
разгуляй».

2.        Конкурс рисунков
«Движенье - спорт».

Март

1.        Беседа о витаминах.

2.        «Масленица широкая».

«Масленица широкая».

Апрель

1.        Игра «Зарница».

2.        Беседа «Личная жизнь».

Родительский лекторий «Личная гигиена».

Май

1.        Походы на природу.

2.        смотр строя и песни.

Походы на природу.

Список литературы.

  1. Назарова Е. Использование народных традиций и обычаев в учебно-воспитательном процессе // Народная школа. - 1997. - №4.
  2. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - 1998. - №4.
  3. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. // Школа духовности. - №1. - 2000.
  4. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1981.
  5. Сухомлинский В.А. Проблема воспитания всесторонне развитой личности. - Киев, 1979.
  6. Федорова М., Хрисанова Е., Павлов И. Воспитание учащихся на общечеловеческих и национальных культурных ценностях // Народная школа. - 1997. - №4.
  7. Амонашвили Ш.А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
  8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968.
  9. Волков Г.Н. Возрождение традиционной культуры воспитания в начальной школе // Этнопедагогика в современной национальной школе. - Чебоксары, 1995.
  10. Вотинова О.А. Профессионально-педагогическое переосмысление роли жизненного опыта младших школьников в организации воспитательного процесса // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация начального общего образования». Ч. 1. - Пермь, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...

Рабочая программа по немецкому языку с2 по 4 классы с программой воспитания

Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступны...