Рабочая программа по курсу "Путешествие в страну этики и этикета"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Тарасова Елена Викторовна

С введением ФГОС первоклассникам выпала прекрасная возможность разностороннего развития с помощью внеурочной деятельности, которая должна быть ориентирована на воспитательные результаты. Включение в программу курса по этическому воспитанию младших школьников продиктовано самой жизнью и оновывается на потребности нашего общества в нравственно зрелой личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno_-_tematich._planirovanie_pravila_etiketa.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №____ от

«____»_________20…г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

____________________

«____»______________20…г.

Утверждаю

Директор лицея

______________

«____»______________20…г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 24 имени героя Советского Союза А.В. Корявина»

Рабочая программа по курсу "Этики и этикета"

для 1 класса

Педагог дополнительного образования

Тарасова Елена Викторовна

2010 – 2011 г.


Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика курса.
  3. Планируемые результаты.
  4. Содержание программы.
  5. Учебно-тематический план.
  6. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.
  7. Перечень документов использованной литературы.

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.И.Шемшуриной. "Этические диалоги с детьми 1 – 4 классов" в помощь учителю. Москва 2006.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.

Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если  элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.

Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.

Программа курса внеурочной деятельности «Путешествие в страну этики и этикета» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним.

Как же добиться того, чтобы знания, полученные в школе, помогали детям в жизни.

Одним из вариантов помощи являются междисциплинарные занятия, где дети комплексно используют свои знания.  

Материал по курсу «Путешествие в страну этики и этикета» в 1 классе строится таким образом, чтобы вызвать интерес у первоклассников к самому себе, как к личности.

Этот курс рассчитан на 33 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 1 класса.

Актуальность курса.  

Включение в педагогическую систему образования предмета «Путешествие в страну этики и этикета» как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью.

Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни. Следствием бездействия моральных факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх.

Закономерно, что в нарушении морали – предпосылки дальнейшего размывания ценностных ориентиров в обществе, государстве, поскольку обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как отдельного человека, так и общества в целом.

Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.

Целью образовательной программы «Путешествие в страну этики и этикета» является привитие учащимся первых классов элементарных понятий добра и зла, понятий справедливости, нравственности и морали.

Для реализации данной цели перед педагогом стоит ряд задач, а именно:

1. Познакомить детей с правилами вежливости и хороших манер.

2. Рассмотреть различные категории этики.

3 Привить им умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами как в обществе, так и дома.

4. Сформировать потребность понимать другого и уважать его позицию.

5. Научить детей уважать себя.

6. Воспитать стремление быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближним, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались разными народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует.

Основными методами реализации программы являются приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

2. Общая характеристика курса.

Курс «Путешествие в страну этики и этикета» ориентирован на специфику возрастных категорий школьников и призван донести до разума учащихся не только содержательную сторону этических понятий, но и историю возникновения и развития этической мысли и общечеловеческих норм морали, а также правил этикета.

Предмет «Путешествие в страну этики и этикета» выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий, овладение основами этикета. Он рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для 1 класса программе.

3. Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса «Путешествие в страну этики и этикета» в 1-м классе является формирование следующих умений:

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице, в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7. Адекватно воспринимать оценку учителя.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

5. Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Ожидаемые предметные результаты:

  1. обогащение личного опыта общения детей;
  2. ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  3. овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Формы проведения занятий:

  1. беседа;
  2. сюжетно-ролевая игра;
  3. игра-спор;
  4. подвижная игра;
  5. учебная игра;
  6. конкурс;
  7. праздник.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой

Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.

Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.

Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.

  1. применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
  2. овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
  3. согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
  4. овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
  5. овладеть культурой разговора, искусством спора;
  6. использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.

4. Содержание программы.

Содержание курса. Программа состоит из вводной части и четырех разделов, углубляющих и расширяющих знания, представления и опыт нравственного поведения по мере увеличения возраста учащихся.

Основные разделы программы:

  1. этика общения,
  2. этикет;
  3. этика отношений к окружающему;
  4. этика отношений в коллективе.

Воспитательные идеи программы:

  1. Старайся делать добро!
  2. Бойся обидеть человека!
  3. Люби и прощай людей!
  4. Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
  5. Познай мир и себя!
  6. Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

5.Календарно – тематическое планирование по курсу

«Путешествие в страну этики и этикета»

для 1 класса

Классы 1         

Учитель: Педагог дополнительного образования Тарасова Елена Викторовна        

Кол-во часов:  всего:33 часа; в неделю 2 часа.

№п/п

Содержание

Общее кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата по  плану

Дата по факту

1 «А»

1 «Б»

1 «А»

1 «Б»

1. Этика общения.

Доброе слово, что ясный день.

1

1

Ежели вы вежливы.

1

1

Аккуратность.

1

1

Да здравствует мыло душистое!

1

1

Когда идешь по улице.

1

1

Узнай себя.

1

1

Нам счастья не сулит обида.

1

1

Подарок коллективу.

1

1

2.Этикет.

Простые правила этикета.

1

1

Повседневный этикет.

1

1

Веселые правила хорошего тона.

1

1

Сказка об этикете.

1

1

Продолжаем сказку об этикете.

1

1

Путешествие в страну этикета.

1

1

Мы идем в гости.

1

1

Просим к столу. Новогодний праздник.

1

1

3.Этика отношений к окружающему.

Путешествие в волшебную сказку.

1

1

Я могу быть волшебником.

1

1

Учитесь бережливости.

1

1

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

1

Любимый уголок родной Отчизны.

1

1

У каждого народа свои герои.

1

1

Мы соберем большой хоровод.

1

1

Я люблю маму милую мою.

1

1

Поздравляем наших мам.

1

1

Люби все живое.

1

1

4. Этика отношений в коллективе.

Если радость на всех одна.

1

1

Мой класс  -  мои друзья.

1

1

Самолюб никому не люб.

1

1

Поиграем и подумаем.

1

1

О дружбе мальчиков и девочек.

1

1

Путешествие в мир мудрых мыслей.

1

1

Доброта, что солнце.

1

1


Учебное и учебно – методическое обеспечение.

Для учителя:

Техническое оснащение и наглядные пособия:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. экран;
  4. памятки для каждого ученика;
  5. художественные рисунки и иллюстрации;
  6. настольные игры;
  7. книги со сказками.

  1. Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003
  2. Смирнова Е.А. Воспитательная работа во 2 классе. «Экстремум». Волгоград 2005.
  3. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2008
  4. Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2006
  5. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009-175с.
  6. Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2000.-711с.,ил.
  7. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся.-изд.2-дораб.-М:Просвещение, 1988.-144с.,ил.
  8. Зеньковский В. Психология детства.- М: 1996.
  9. Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС, 2001.-156с.,ил.
  10. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2002.-208с.
  11. Кругляницо Т.Ф. и др. Этика Т.Ф. Кругляницо. Л.Е. Гаркушина, Н.А.Селиверстова.  М: Спектр,1994 Правила этикета.- М: Русское слово, 1996.-126с.
  12. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2002.-112с.
  13. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М: Акалис, 1996.-152с.,ил.
  14. Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 1996.-192с.,ил.
  15. ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009
  16. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.
  17. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  18. DVD  «Азбука безопасности на дороге»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  19. «Воспитательная работа в начальной школе» - С.В.  Кульневич, Т.П. Лакоценина,  ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.        
  20. «Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.

Для учащихся:

  1. Тематическая литература.
  2. Рассказы.
  3. Сказки.
  4. Видеофильмы.
  5. Учебные фильмы.
  6. Папка для труда.
  7. Альбомы для рисования.
  8. Игрушки для игр в помещении и на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная рабочая программа по курсу "Основы светской этики". 4 класс

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к ди...

рабочая программа по ОРКСЭ модуль светская этика

рабочая учебная программа разработана на основе  программы А Я Данилюка...

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка).

Рабочая программа факультатива для 1 класса "Этика - азбука добра" (внеурочка)....

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"...

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"

Рабочая программа по ОРКСЭ.Модуль "Светская этика"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка "Путешествие по стране этикета" (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)

Внеурочная деятельность. Рабочая программа кружка" Путешествие по стране этикета"  (по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов)...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Веселый этикет»

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению  «Веселый этикет»...