Программа по преемственности «Дорога в 5 класс»
методическая разработка (4 класс) по теме

Ларионова Евдокия Прокопьевна

Переход из начальной школы в среднее звено - интересный и сложный период в жизни школьника. Чтобы облегчить адаптационный перид будущих пятиклассников была создана эта программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_preemstvennosti_doroga_v_5_klass.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ларионова Е.П., учитель начальных классов

МОУ – СОШ № 18 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

Программа по преемственности «Дорога в 5 класс»

Переход из начальной школы в среднее звено - интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: кабинеты, учителя, предметы, форма обучения, иногда и одноклассники. И, как показывает практика, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижаются успеваемость, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т.д.

Чтобы облегчить адаптационный период будущих пятиклассников работу по преемственности начали со второго полугодия 4 класса.

Актуальность программы обусловлена тем, что учащиеся начальной школы испытывают трудности при переходе в основную школу. Младшим школьникам сложен переход к новой предметно-пространственной среде школы, в частности - к кабинетной системе. Непривычно общение с различными учителями-предметниками, разным уровнем и характером их требований.

Идея проекта:

Преодоление трудностей в адаптационный период перехода из начальной школы в основную школу. Формирование у обучающихся общих ориентиров и ценностей в образовательных областях, познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования.

Цель проекта:

Облегчить естественный процесс адаптации выпускников начальной школы, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя.

Задачи:

  1. Создать атмосферу сотрудничества учитель начальных классов – учителя-предметники – родители.
  2. Формировать различные знания по образовательным областям.
  3. Обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развивать его положительное самоощущение.
  4. Актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность обучающегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Объект исследования - психоэмоциональное состояние школьников.

Предмет исследования – процесс адаптации выпускников начальной школы к условиям обучения в среднем звене школы.

Гипотеза: 

Процесс адаптации пятиклассников к обучению в средней школе произойдет быстрее, если работу по преемственности начать в четвертом классе. Я думаю, что по итогам моей работы уменьшится внутренняя и внешняя напряженность обучающихся, появится интерес к учебе, снизится уровень тревожности, повысится мотивация к обучению.

В процессе реализации данного проекта использовались следующие методы исследования:

  1. теоретические (изучение литературы);
  2. экспериментальные (анкетирование, тестирование, наблюдение).

База исследования: МОУ-СОШ № 18 г. Нерюнгри

Сроки реализации проекта: декабрь 2011 года - май 2012 года

Этапы проведения проекта:

1 этап

Подготовительный: декабрь 2011г.

  1. Подбор и изучение литературы.
  2. Разработка программы проекта «Дорога в 5 класс»
  3. Разработка системы диагностики и методики эффективности образовательного процесса в начальных классах.

2 этап

Практический: январь-апрель 2012г.

  1. Работа психолога школы с детьми.
  2. Экскурсия по кабинетам школы.
  3. Знакомство с учителями – предметниками.
  4. Проведение пресс-конференции с учениками 5 класса.
  5. Проведение психологических игр, интеллектуального марафона.
  6. Часы общения.
  7. Родительское собрание.

3 этап

Заключительный: май 2012г.

  1. Адаптация выпускника начальной школы в основной школе.
  2. Мониторинг обученности учащихся в течение учебного года.

План работы:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Экскурсия по кабинетам школы

13.01.2012

Ларионова Е.П.

2

Диагностика познавательного интереса выпускников начальной школы.

20.01. 2012

Ларионова Е.П.

Флусова Н.А.

3

Час общения ««Впереди у нас — пятый класс»

27.01.2012

Ларионова Е.П.

4

Знакомство с учителем математики Герок Н.Г.

03.02.2012

Ларионова Е.П.

Герок Н.Г.

5

Пресс-конференция с учениками 5б класса

10.02.2012

Ларионова Е.П.

Плотникова М.Е.

6

Знакомство с учителем русского языка Ликсаковой Г.Н.

17.02.2012

Ларионова Е.П.

Ликсакова Г.Н.

7

Экскурсия в кабинет рисования и черчения. Знакомство с учителем рисования Колесниковой С.В.

24.02.2012

Ларионова Е.П.

8

Знакомство с учителем природоведения Чернявской Т.В.

02.03.2012

Ларионова Е.П.

Чернявская Т.В.

9

Библиотечный урок. Беседа с библиотекарем школы Мурашкиной Т.Ю.

09.03.2012

Ларионова Е.П.

1

Урок мужества

16.03.2012

Ларионова Е.П.

1

Психологическая игра-викторина «Наши чувства и эмоции»

23.03.2012

Ларионова Е.П.

1

Знакомство с учителем истории с Катунцевой В.И.

06.04.2012

Ларионова Е.П.

1

Посещение уроков в 4-а классе учителями-предметниками

13.04.2012

Ларионова Е.П.

1

Посещение уроков в 4-а классе учителями-предметниками

20.04.2012

Ларионова Е.П.

1

Сочинение на тему «Я иду в пятый класс»

28.04 2012

Ларионова Е.П.

1

Итоговое родительское собрание

май

Ларионова Е.П.

На первом этапе работы была подобрана специальная литература. После изучения данной литературы разработана программа по преемственности «Дорога в 5 класс».

На втором этапе были проведены следующие работы:

  1. Диагностика познавательного интереса выпускников начальной школы

Цель: установить характер и силу познавательного интереса учащихся.

  1. Диагностика школьной тревожности Филипса и определение школьной мотивации (психолог школы)

Цель: изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации наряду с педагогическими наблюдениями. На этом этапе обследуются уровни школьной тревожности, мотивации, их самооценки.

Сравнительный анализ диагностики школьной тревожности и определения школьной мотивации выпускников 2010-2011 учебного года и 2011-2012 учебного года на конец четвертого класса.

Синдром (фактор) школьной тревожности

Выпускники 4а класса  2011 г.

Выпускники 4 а класса 2012 г.

1

Общая тревожность в школе

3 уч. - 15%

1 уч. – 4%

2

Переживания социального стресса

2 уч. - 10%

0

3

Фрустрация потребности в достижении успеха

9 уч. - 45%

0

4

Страх самовыражения

5 уч. - 25%

1 уч. – 4%

5

Страх ситуации проверки знаний

7 уч.- 35%

0

6

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

2 уч. - 10%

1 уч. – 4%

7

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

1 уч. - 5%

2 уч. – 9%

8

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

7 уч.- 35%

1 уч. – 4%

Итого: общая тревожность

12 уч.- 60%

3 уч. – 13%

Уровень школьной мотивации

Выпускники 4а класса 2011 г.

Выпускники 4 а класса 2012 г.

1

Высокий

2 уч. – 10%

7 уч. – 30%

2

Хорошая мотивация

3 уч. – 15%

6 уч. – 26%

3

Положительное отношение к школе

8 уч. – 40%

9 уч. – 40%

4

Низкий

3 уч. – 15%

1 уч. – 4%

5

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

4 уч. – 20%

0

6

Итого с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе

7 уч. – 35%

  1. уч. – 4%
  1. Час общения ««Впереди у нас — пятый класс»

Урок мужества

Психологическая игра-викторина «Наши чувства и эмоции»

Библиотечный урок. Беседа с библиотекарем школы Мурашкиной Т.Ю.

Цель:  снижение личностной тревожности и повышение самооценки, формирование у учащихся уверенности в себе, сплочение классного коллектива, способствование повышению значимости каждого учащегося в классном коллективе.

  1. Знакомство с учителями-предметниками

Цель: знакомство с будущими учителями- предметниками; создание ситуаций, вызывающих положительные эмоции у детей и желание достичь высокого результата; снижение общей учебной тревожности.

  1. Пресс-конференция с учащимися 5 классов

Цель: формирование у учащихся уверенности в себе; умение общаться со сверстниками.

  1. Родительское собрание

Цель: психологическое просвещение родителей, анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено, выяснение ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомление их с итогами психологического обследования.

  1. Дополнительные занятия по математике и русскому языку

Цель: развитие интереса к данным предметам, познавательной активности младших школьников; подготовка к контрольным работам; снижение школьной тревожности.

Результаты административных контрольных работ по математике и русскому языку в тестовой форме

Предметы

Обученность

Качество

Математика

100%

81%

Русский язык

96%

77%

Контрольный словарный диктант

100%

81%

Заключение:

Результаты обучения в 4 классе показали:

Обученность – 100%

Качество- 56%

По психологической диагностике уровень общей тревожности – 13%

Низкий уровень школьной мотивации – 4%

Проанализировав все этапы работы по преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено общеобразовательной школы можно сделать вывод, что обучающиеся 4-а класса полностью готовы продолжить обучение в 5 классе.

Отрывки из сочинений «Я иду в 5-ый класс»

Стрибуль Анна

«Я заканчиваю четвёртый класс и иду в пятый. Меня там ожидают новые учителя, но некоторые мне уже знакомы. С учителями русского языка, математики, природоведения, изобразительного искусства мы уже встречались, благодаря нашей учительнице Евдокии Прокопьевне. Меня также ожидают новые предметы, учителя, кабинеты. Мне охота в 5 класс, но не хочется уходить от нашей учительницы. Ведь все четыре года нас учила Евдокия Прокопьевна. А в 5 классе будет другой классный руководитель, но мы полюбим и этого учителя»

Ширипова Эльвира

«В 5 классе я хочу узнать много интересного. Мне кажется, что в 5 классе не так уж сложно, просто надо всё понимать, внимательно слушать учителя, выполнять домашнюю работу. Я знаю, что в среднем звене учителя будут строгие. Буду вспоминать нашу учительницу. Мне нравится школа, хоть строгая, но справедливая и хорошая».

Головин Кирилл

«Я иду в 5 класс. Очень жду этого момента, потому что в 5 классе уроки проходят не в одном кабинете, а по разным. Ещё мне нравится, что появятся новые уроки, новые учителя. Я горжусь тем, что у меня такой хороший учитель Ларионова Евдокия Прокопьевна. Она научила меня очень многому и это мне пригодится в среднем и старшем звеньях».

Паничкина Ксения

«Когда я пойду в 5 класс, то у меня будет гора впечатлений. 1 сентября я увижу уже другого учителя – это будет волнующий момент. И вот прозвенел звонок – иду на первый урок, например, математики. С учителем математики мы знакомились в 4 классе. Нам она понравилась, потому что с ней нам было весело»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по ПДД (1-4 класс) Азбука юного пешехода. Добрая дорога

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила доро...

Программа воспитательной работы "Дорогою добра" (4-5 классы)

Програма разработана на 2 года. (4-5 классы).Цель  данной программы:Формирование и развитие у  школьников стереотипа  толерантности как непреходящей ценности современного общества....

Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...

Занятие по программе «Истоки» . Тема: «Путь-дорога. 1 класс

Занятие по программе «Истоки» . Тема:  «Путь-дорога. 1 класс...

Горница.Интегрированная программа по преемственности школы и детского сада. Методический паспорт.

Современная российская школа, система образования находятся в переходном состоянии. Разрабатываются новые концепции, меняются некоторые принципиальные позиции, переписываются учебники истории. Однако ...

ПРОГРАММА ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА

Преемственность  детского  сада  и  начальной  школы – одна  из  приоритетных  задач  дошкольных  образовательных учреждений  направленная  ...

Программа «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту»

В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) существенно расширяются представления об образовательном результате. Целью и смыслом образования признается развитие личнос...