Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Горница.Интегрированная программа по преемственности школы и детского сада. Методический паспорт.

    Скопина Елена Валерьевна

    Современная российская школа, система образования находятся в переходном состоянии. Разрабатываются новые концепции, меняются некоторые принципиальные позиции, переписываются учебники истории. Однако первоочередной, актуальной задачей остаётся воспитание гражданина и патриота .Успешно решить её возможно только через глубокое познание духовного богатства нашего народа, освоения народной культуры. Их важность, незыблемость, неподвластность переменчивости новейшей истории служат твёрдой основой для формирования менталитета современного школьника.

    Исходя из этого, разработана программа «Горница». Цель данной программы можно определить как ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор.

    Программа ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

     Её особенностью является сотрудничество школы и детского сада, как акт преемственности.

     Кроме того, программа использует модель образовательного процесса  на основе концепции «музей как часть общеобразовательного пространства», реализуя гуманитарное образование через педагогические технологии и ресурсы школьного музея.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gornitsa.doc49 КБ
    Microsoft Office document icon metodicheskiy_pasport_proekta.doc92.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Горница.

    Интегрированная программа по преемственности школы и детского сада.

    Современная российская школа, система образования находятся в переходном состоянии. Разрабатываются новые концепции, меняются некоторые принципиальные позиции, переписываются учебники истории. Однако первоочередной, актуальной задачей остаётся воспитание гражданина и патриота .Успешно решить её возможно только через глубокое познание духовного богатства нашего народа, освоения народной культуры. Их важность, незыблемость, неподвластность переменчивости новейшей истории служат твёрдой основой для формирования менталитета современного школьника.

    Исходя из этого, разработана программа «Горница». Цель данной программы можно определить как ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор.

    Программа ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

     Её особенностью является сотрудничество школы и детского сада, как акт преемственности.

     Кроме того, программа использует модель образовательного процесса  на основе концепции «музей как часть общеобразовательного пространства», реализуя гуманитарное образование через педагогические технологии и ресурсы школьного музея.

    В реализации программы также действуют преподаватели изо и технологий; музыкальные работники; работники этно-досугового центра «Хлеб да соль»; воспитатели детского сада и учителей начальной школы.

     

    Программа рассчитана на детей от старшей группы детского сада по 5-й класс общеобразовательной школы сроком на два года.

    1-й год – ст. гр. д/с – 1-й кл. – 4-й кл;

    2–й год – подг. гр.д/с – 2-й кл. – 5-й кл.

    Занятия проводятся в послеурочное время, как по группам, так и совместно.  

     

    . Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

    Велико значение опыта для духовного развития дошкольников и младших школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. 

    Задачи:

    • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
    • Освоение историко – культурного наследия Росси через  памятные даты   народного  календаря;
    • Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;
    • Приобщение к эстетической культуре;
    • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
    • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
    • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
    • Обогащать словарный запас детей.
    • Преемственность детского сада и школы.

    Направления:

    1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

    1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
    2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

    Формы на основе метода интеграции;

    • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
    • Выставки в школьном музее «История посёлка Металлострой» изделий русского декоративно-прикладного искусства;
    • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в детском саду;
    • Экскурсии;
    • Посещение досугового центра «Хлеб да соль»
    • Дидактические игры;

                Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

    • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
    • Использование народных игр, в  том   числе хороводо

    Предполагаемый результат:

    • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
    • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
    • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
    • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.
    • Активное сотрудничество детского сада и школы.

    Тематическое планирование.

    Сентябрь.

    Вводное занятие.

    Проводится отдельно с каждой группой (4 раза) в школьном музее.

    Учитель кратко посвящает детей в суть программы, объясняет название.

    Ученики 4-го класса представляют фрагмент из интерактивного занятия «где летали Гуси-лебеди». Предварительно дети знакомятся с рус. Народными сказками Зимовье зверей, Гуси-лебеди, Колобок,Маша и Медведь.

    Демонстрация  макета русской избы. Дети должны знать пословицы и поговорки про избу.

    Презентация «Русская изба». 

    Командная игра «Колодец Мороза Ивановича».

    Октябрь.

    В умной беседе быть – ума прикупить.

    Поездка в этно-цекнтр  «Хлеб да соль»

    «Деревенские посиделки»

    Своих гостей встречает Хозяйка в русском народном костюме. Говорит она на старорусском наречии. В её речь гармонично вплетены присказки, шутки и прибаутки.

    Ноябрь.

    Проводы осени. Золотая Хохлома.

    Проводится совместно для всех 4-х групп в актовом зале .

    Информация о народной традиции провожать осень и встречать зиму.

    Фрагменты празднования Синичкиного праздника и Кузьминок.

    Загадки, потешки о синичках, осени, сборе урожая.

    Хороводы. Орнаментальный хоровод.

    Презентация «Хохлома».

    Дети читают стихотворение П.Синявского «Все листочки как листочки…»

    Практические занятия. Проводятся в течение месяца.

    Декабрь.

     Гончарный промысел. Дымковская игрушка.

    Проводится отдельно с каждой группой в актовом зале.

    Учитель кратко говорит о гончарном ремесле.

    Знакомство с выставкой керамических изделий.

    Инсценировка сказки «Лиса и Кувшин».

    Презентация «Дымковская игрушка».

    Дети читают стихи о «дымке». См. приложение «дымковская сказочная страна».

    Игра, хоровод с песенкой Заинька в обработке Римского-Корсакова.

    Практические занятия. Дети в течение месяца лепят и расписывают глиняные игрушки, которые будут продемонстрированы на итоговой выставке в конце года.

    Февраль.

    Зимние узоры .Сине-голубое чудо гжели.

    Проводится для всех в актовом зале.

    Выставка изделий Гжель.

    Слушаем «Незабудковая гжель» муз. Ю.Чичкова из альбома «Ромашковая Русь».

    Презентация «Гжель».

    Есть в Подмосковье такое местечко

    Белая рощица, синяя речка.

    В этой негромкой российской природе

    Слышится эхо волшебных мелодий.

    И светлеет вода родниковая,

    И дыхание ветра слышней.

    Расцветает Гжель васильковая,

    Незабудковая Гжель!

    П.Синявский

    Практические занятия в течение месяца.

    Март.

    Чай не пьёшь – откуда сила. Традиции русского чаепития.

    Проводится по группам.

    Фрагмент интер-активного занятия «Где летали Гуси – лебеди»ю

    Инсценировка «Муха-Цокотуха».

    Презентация « Самовары».

    Конкурс загадок и поговорок о самоваре.

    Чаепитие.

    Апрель.

    Мастер класс этно-досугового центра «Хлеб да соль».

    Май.

    Итоговое занятие. Весёлая ярмарка.

    Выставка – продажа изделий, выполненных на практических занятиях в течение года.

    Конкурсы загадок, поговорок, пословиц.

    Фольклорные танцы, песни.

    Проводится с приглашением родителей, учителей.

     



    Предварительный просмотр:

    Методический паспорт проекта «Горница»

    Адресация

    Программа ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно-эстетическое воспитание детей.

    Её особенностью является сотрудничество школы и детского сада, как акт преемственности.

    Программа использует модель образовательного процесса  на основе концепции «музей как часть общеобразовательного пространства», реализуя гуманитарное образование через педагогические технологии и ресурсы школьного музея.

    Разработчики проекта – учащиеся 1 «б» и 4 «а» классов ГБОУ СОШ №451.

    Участники проекта – старшая группа д/с №22,  воспитатель Егорова Ольга Генриховна, музыкальный руководитель Святненко Ольга Евгеньевна.

    Руководители проекта:

    Добрягина Наталья Васильевна – заведующая музеем «История посёлка Металлострой»

    Гандзюк Татьяна Алексеевна – учитель изобразительного искусства

    Яковлева Лариса Михайловна – учитель начальных классов

    Скопина Елена Валерьевна – учитель начальных классов, воспитатель группы ГПД.

    Тема: в соответствии с тематическим планированием.

    Тематическое планирование (1 год работы)

    1. Сентябрь. Вводное занятие. «Русская изба».
    2. Октябрь. В умной беседе быть – ума прикупить.

                Поездка в этно-центр  «Хлеб да соль» «Деревенские посиделки».

    1. Ноябрь. Проводы осени. Золотая Хохлома.
    2. Декабрь. Гончарный промысел. Дымковская игрушка.
    3. Февраль. Сказочная гжель.
    4. Март. Чай не пьёшь – откуда сила. Традиции русского чаепития
    5. Апрель. Мастер класс этно-досугового центра «Хлеб да соль».
    6. Май. Итоговое занятие. Весёлая ярмарка.

    2 год в процессе разработки

    Цель данной программы можно определить как ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор.

    Задачи:

    • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
    • Освоение историко – культурного наследия России через  памятные даты   народного  календаря;
    • Знакомство  с обычаями  и  традициями  обрядовых  праздников;
    • Приобщение к эстетической культуре;
    • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
    • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
    • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
    • Обогащать словарный запас детей.
    • Преемственность детского сада и школы.

    Тип проекта: групповой, долгосрочный (продолжительность 2 учебных года).

    Время работы над проектом с 1 сентября 2013 года по 25 мая  2015 года.

    Программа рассчитана на детей от старшей группы детского сада по 5-й класс общеобразовательной школы сроком на два года.

    1-й год – ст. гр. д/с – 1-й кл. – 4-й кл.;

    2–й год – подг. гр. д/с – 2-й кл. – 5-й кл.

    Режим работы:

    Занятия проводятся во внеурочное время, как по группам, так и совместно.  

    Формы на основе метода интеграции:

    • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
    • Выставки в школьном музее «История посёлка Металлострой» изделий русского декоративно-прикладного искусства;
    • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в детском саду;
    • Экскурсии;
    • Посещение досугового центра «Хлеб да соль»
    • Дидактические игры.

     Развлечения, фольклорные праздники, посиделки

    • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
    • Использование народных игр, в  том   числе хоровода.

    Обеспечение: 

    Учебно – методическое обеспечение данного проекта содержит:

    - справочная и художественная литература;

    - учебно – методические пособия по созданию презентаций в программе PowerPoint.

    Материально – техническое обеспечение проекта:

    - экспонаты школьного музея, посуда, игрушки по темам.

    - компьютер, проектор, интерактивная доска, флэш – накопитель,

    Информационное обеспечение проекта:

    - ресурсы Интернета (под контролем родителей и учителя),

    - библиотека посёлка Металлострой.

    Дополнительно привлекаемые ресурсы:

    • в реализации программы принимают участие преподаватели изо и технологий; музыкальные работники; работники этно-досугового центра «Хлеб да Соль»; воспитатели детского сада и учителя начальной школы;
    • другие люди как источник информации – родители, сотрудники школы, обучающиеся школы.

    Мотивация к работе:

    • Формирование  устойчивого  интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
    • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах   и умения  различать изделия разных народных промыслов;
    • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
    • Развитие   творческих  способностей детей,   и  формирование  уважения к историческому  наследию.
    • Активное сотрудничество детского сада и школы.

    . 

    Предлагаемые приращения:

    • новое содержание по теме,
    • развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации,
    • развитие навыков мыслительной деятельности при анализе и синтезе,
    • формирование способности к самоанализу и рефлексии.

    Итоговый продукт:

    • Выставка. Инсценировки. Аппликации. Роспись заготовок.
    • Итоговое занятие. Весёлая ярмарка.
    • Буклет с творческими работами детей.
    • Посещение этно-досугового центра «Хлеб да Соль»

    Опыт использования:

    • Выступление перед аудиторией с презентацией групповой работы;
    • Организация выставок.
    • Изготовление изделий с родителями.
    • Посещение музеев с родителями.

    Формирование УУД в рамках реализации программы «Горница»

    Личностные УУД

    Мотивации к обучению и познанию

    Желание приобрести знания, необходимые для раскрытия темы (зависит от темы занятия).

    Участие в творческом процессе (проявление своих творческих способностей: актёра, чтеца и т.п.)

    Получение эстетического удовольствия от участия в проекте

    Социальные компетенции

    Выполнение различных ролей (ведущий, образ героя, слушатель, зритель, посетитель выставки, сборщик информации и т.п.)

    Гражданская идентичность

    Осознание своей причастности к народному творчеству. Формирование  уважения к историческому  наследию.

    Формирование  устойчивого  интереса к истории и культуре нашего народа

    Регулятивные УУД

    Целеполагание

    Понимание, что не хватает знаний для выполнения задания (знания, полученные в быту, на уроках ИЗО требуют пополнения). Удерживать цель деятельности до получения результата

    Планирование

    В зависимости от роли (подобрать экспонаты для выставки, подобрать иллюстративный материал по теме для создания презентации, подбор текстового материала (стихи, пословицы, поговорки и т.п.))

    Прогнозирование

    Какие приобретённые знания и умения будут необходимы при создании продукта деятельности в соответствии темы занятия.  Какие знания и умения приобретут в ходе участия в проекте.

    Контроль

    Соответствие выполненной работы образцам, увиденным на выставке и в ходе просмотра презентаций по теме

    Коррекция

    При возникновении необходимости уточнить элементы, используемые цветовые решения обращаться к иллюстративному материалу, обращаться за советом к участникам проекта

    Оценка

    Индивидуальный уровень освоения и пополнения знаний с учётом имеющихся. Умение сравнивать результат с заданным образцом

    Волевая саморегуляция

    Доведение начатого дела до конца, выполнение определённой роли, требующей волевых усилий

    Познавательные УУД

    Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

    Отбор материала по теме.

    Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты

    Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

    Использование различных источников информации (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет, музеи, тематические выставки, информация, полученная от взрослых)

    Коммуникативные УУД

    Планирование сотрудничества с педагогом и сверстниками

    Для достижения положительного результата необходимо работать в коллективе (разные формы организации занятий).  Распределение ролей. Умение работать в разновозрастных группах. Уметь слушать и слышать

    Постановка вопросов

    Подбор экспонатов для выставки, изготовление костюмов, в зависимости от темы занятия. Поиск и подбор информации.

    Разрешение конфликтов

    Планирование сотрудничества. Уважительное отношение к чужому мнению. Уметь договариваться.

    Управление поведением партнера

    Согласовывать действия с партнёрами (репетиции)

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Высказывать и отстаивать свою точку зрения. Владение монологической и диалогической формами речи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад Преемственность начальной школы и детским садом

    Преемственность начальной школы и детским садом...

    Преемственность начальной школы и детским садом

    Наше сотрудничество с детским садом ,.Незабудка” началось более 20 лет назад.   Анализируя  состав поступающих в школу учеников, их готовность к обучению в 1 классе, мы видели, что боль...

    Формирование УУД в рамках интегрированной программы преемственности школы и детского сада. Проект «Горница»

    Цель программы «Горница» можно определить как ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор....

    «Русская изба» (в рамках интегрированной программы «Горница» по преемственности школы и детского сада)

    Цель: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор.   Задачи: 1.   ...

    Роль преемственности между школой и детским садом и повышении качества образования

    Авторская статья из сборника "Детский сад и начальная школа: основы взаимодействия: методические рекомендации по реализации преемственности дошкольного и начального образования (ГАОУ ДПО ИРО РТ)"...

    Городской семинар в рамках недели преемственности между школой и детскими садами 2012

    Городской семинар в рамках недели преемственности между школой и детскими садами 2012...

    Программа преемственности начальной школы и детского сада.

    Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребёнка: ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со с...