Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    «Русская изба» (в рамках интегрированной программы «Горница» по преемственности школы и детского сада)

    Скопина Елена Валерьевна

     Цель: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор.

     

    Задачи:

    1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

    2.  Знакомство с главными элементами русской избы (дверь, печь, красный угол, лавка, матица, стол, окно).

    3. Формирование  устойчивого  интереса у детей к истории и культуре нашего народа.

    4. Формирование коммуникативных умений.

    5. Приобщение к эстетической культуре.

    6. Обогащение словарного запаса  детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkaya_izba.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Русская изба» (в рамках интегрированной программы «Горница»

    по преемственности школы и детского сада)

    Цель: ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор.

    Задачи:

    1.   Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.

    2.  Знакомство с главными элементами русской избы (дверь, печь, красный угол, лавка, матица, стол, окно).

    1. Формирование  устойчивого  интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
    2. Формирование коммуникативных умений;
    3. Приобщение к эстетической культуре;
    4. Обогащение словарного запаса  детей.

    Предварительная работа: дети знакомятся с русскими народными сказками «Зимовье зверей», «Гуси-лебеди», «Заячья избушка», «Мороз Иванович», «По щучьему велению».

    Материально – техническое обеспечение:

    • макет русской избы,
    • картинки с изображением лавки, стола, окна, двери, печки, домашней утвари и т.п.,
    • брёвна для колодца,
    • предметы – отгадки (из школьного музея): замок, горшок, коромысло с вёдрами, замок, корзина,
    • колокол на верёвке,  колокольчик,
    • презентация «Русская изба»,
    • компьютер, проектор, интерактивная доска, флеш – накопитель.

    Ход  мероприятия

    Учитель. Сегодняшняя наша встреча открывает программу «Горница».  Так называли самую большую, красивую комнату в русских домах. В горнице принимали дорогих гостей. В нашей «горнице» тоже побывают гости: учителя, воспитатели, мастера, родители. Они познакомят вас с жизнью и бытом русского народа, с народным искусством.

    Дорогие ребята!

    1 ведущий.  Меня зовут …

    2 ведущий.  А меня…

    1 ведущий. Сегодня с помощью экспонатов нашего школьного музея мы совершим путешествие в сказочный мир.

    2 ведущий. Ведь земля, на которой находится наш родной посёлок, очень древняя. Когда – то здесь, среди дремучих лесов и по берегам рек и озёр, жили народы славян и ижоры. Об этом напоминают названия рек Славянка и Ижора, между которыми и расположен Металлострой.

    1 ведущий. Предметы быта этих народов, собранные в нашем музее, помогут оживить хорошо знакомые вам сказки.

    2 ведущий. За оградой древнего славянина и ижора начинался лес. Из дерева делали буквально всё, от самого жилища до ложек и пуговиц. Лес давал дичь, ягоды, грибы. Действия многих русских сказок происходит в лесу.

    1 ведущий. Давайте, вспомним с вами русскую народную сказку «Зимовье зверей». Кто помнит героев этой сказки? (Ребята называют героев сказки.) (Слайд с изображением героев).

    Главный герой – Бык. Он не только самый большой, но и самый мудрый, надёжный, добрый. Бык построил избу, приютил всех животных и победил диких зверей.

    Бык на самом деле настоящий хозяин в стаде. Когда коров пасли в лесу, быку привязывали на шею колокол. Колокол позванивал. Коровы держались неподалёку и не блудились.

    А сейчас, давайте послушаем, как звучал колокол (1-2 ребёнка бегают с колоколом).

    2 ведущий. Посмотрите на этот серебряный колокольчик. Его надевали на жеребёнка, который бежал рядом с упряжкой лошадей. Кто изобразит жеребёнка? (1-2 ребёнка изображают жеребёнка).

    1 ведущий. Из народных сказок мы знаем, как называется русское жилище. Кто скажет, как в сказках называют дом? (Дети отвечают)

    Правильно – изба. Давайте вместе вспомним некоторые сказки. Итак, где живёт Баба Яга из сказки «Гуси – Лебеди»? (В избушке на курьих ножках. Слайд)

    2 ведущий. А из чего был построен дом у Лисы, а из чего у Зайца, откуда его Лиса хитростью выгнала. (Была у Зайца избушка лубяная, а у Лисы ледяная. «Заячья избушка». Слайд)

    Учитель. Поговорим подробнее о русской избе (Слайд). Перед вами  самая простая, бедная изба. Нам она напоминает скорее сараюшку. Но даже такое скромное жилище имеет 7 особенных мест, отличающих избу от других жилищ. Ведь каждая деталь демонстрирует взаимоотношения человека с окружающим миром.

    Первая особенность: дверь. (Слайд). Это граница между внешним и внутренним миром. Дверь в избу нарочно низкая – не войдёшь, не поклонившись. Тем самым показываешь уважение дому.

    Печь – олицетворение всего жилища (Слайд). Она служила источником тепла, местом приготовления пищи, при лечении от самых разных заболеваний, в некоторых районах в ней даже мылись и парились.

    2 ведущий. Давайте вспомним русские сказки, героем которых была печка.

    «…добежала девочка до печки:

    - Печка, матушка, спрячь меня!

    - Поешь моего ржаного пирожка.

    Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице…» («Гуси-лебеди»,

    1 ведущий. «Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по дороге, прямо к царю.

    Царь глядит в окно, дивится:

    -Это что за чудо?...

    Вышел царь на крыльцо:

    - Что – то Емеля на тебя много жалоб! Ты много народу подавил

    - А зачем они под сами лезли?

    И сказал ещё:

    - Ступай, печь, домой…

    Печь повернулась и пошла домой, вошла в избу и встала на прежнее место» («По щучьему велению»)

    Учитель. По диагонали от печи в каждой избе – красный угол (Слайд). Красный – значит красивый, праздничный, торжественный. Здесь трапезничали, молились, благословляли. Именно к красному углу обращали изголовья постелей.

    Неотъемлемая часть красного угла – стол (Слайд). Сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Хлеб на стол – так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол – доска.

    Вдоль стола, вдоль стен – лавки (Слайд). Для мужчин – долгие «мужские» лавки, для женщин и детей – лицевые, расположенные под окном. В обрядах лавки олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребёнком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли её пройти по лавке взад и вперёд, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан. С этого момента начинался девический возраст. У самой двери находилась  так называемая «нищая» лавка. На неё мог садиться нищий или любой другой, кто вошёл в избу без разрешения хозяев.

    Матица – брус, служащий основанием для потолка (Слайд). Укладка матицы – ключевой момент в строительстве избы. Неправильно уложишь матицу, и дом перекосится, а то и вовсе завалится.

    Отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была. А чтобы уберечь избу от клопов, тараканов и блох, под матицу подтыкали найденный от бороны зуб.

    Окна – как глаза дома (Слайд). Окно – око. В окно можно наблюдать не только из избы, но и наоборот. Только проникновение солнечного света через окна было желательным и обыгрывалось в пословицах и загадках.

    Учитель. Теперь проверим, как вы запомнили 7 главных элементов русской избы. (Ребята называют позиции, учитель даёт табличку с данным словом, ребёнок закрепляет на доске. Проверка – слайд)

    Перед вами изба (макет). Попробуем наполнить её теми предметами, о которых мы сегодня узнали. Кто может правильно разместить печку? И т.д. (Ребята размещают предметы в соответствии с их местоположением в избе).  У нас получилась настоящая русская изба.

    Какие загадки про предметы из избы вы знаете? (Дети загадывают загадки. Надо выбрать  отгадку  из предметов, находящихся перед ребятами).

    Летом спит,
    Зимой горит,
    Пасть открывает.
    Что дают, глотает. (Печь картинка)

    Маленькая собачка
    Свернувшись лежит.
    Не лает,
    Не кусает,
    А в дом не пускает. (Замок)

    Она удобна и легка,
    Её название недлинно,
    В хозяйстве служит нам века,
    Есть в слове этом имя ЗИНА.
    С ней можно по грибы ходить,
    А можно ягоды собрать,
    Её нетяжело носить,
    И очень запросто сломать!
    Из прутьев, лыка их плетут,
    Скажите, как её зовут? (Корзина)

    Кривы, корявы, залегли, как павы,
    А как стали горячи, облизали кирпичи. (Дрова)

    Трудно нести
    Воду с колодца,
    Вёдра тяжёлые,
    А хозяйка смеётся.
    Воду несёт –
    Руки свободны:
    Плечи несут
    Полнёхоньки вёдра.
    Этот предмет
    С загадочным смыслом
    Есть два крючка
    У…(коромысла)

    Книзу узок, верх широк,
    Не кастрюля … (а горшок)

    Учитель. Хотя это одно из самых древних жилищ на земле, избы продолжают строить и сейчас. Посмотрите, какие они разнообразные и нарядные (Слайды).

    Основа избы – деревянный сруб (Слайд). Таким способом рубятся не только избы, но и бани, сараи, колодцы (Слайд). Вспомним русскую народную сказку «Мороз Иванович»

    2 ведущий. (Слайд) Однажды с Рукодельницей беда приключилась: случайно упустила она ведро в колодец. Строгая нянюшка и говорит:

    - Сама ведёрко утопила, сама и доставай!

    Пошла Рукодельница опять к колодцу, за верёвку ухватилась да на самое дно и опустилась…

    - Спасибо тебе, утешила старика. Вот твоё ведёрко, я в него серебряных пятачков насыпал, а ещё брильянтик — косынку закалывать.

    Рукодельница поблагодарила Мороза Ивановича, домой пошла и там рассказала, что с ней приключилось. Нянюшка и говорит Ленивице:

    - Видишь, что люди за работу получают! Опустись в колодец, найди — старичка да послужи ему.

    Учитель. Сейчас попробуем срубить колодцы Мороза Ивановича. Победит тот, у кого колодец получится глубже, ровнее, да построится скорее. (Дети по командам строят колодцы, определяется победитель.)

    Учитель. Ребята, сегодня мы с вами побывали в русской избе. Что нового вы узнали? О чём расскажете дома родителям? Что больше всего запомнилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад Преемственность начальной школы и детским садом

    Преемственность начальной школы и детским садом...

    Горница.Интегрированная программа по преемственности школы и детского сада. Методический паспорт.

    Современная российская школа, система образования находятся в переходном состоянии. Разрабатываются новые концепции, меняются некоторые принципиальные позиции, переписываются учебники истории. Однако ...

    Формирование УУД в рамках интегрированной программы преемственности школы и детского сада. Проект «Горница»

    Цель программы «Горница» можно определить как ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство и фольклор....

    Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой проведён в апреле 2015года. УМК "Школа России". Учебник В. П. Канакиной.

    Открытый урок по русскому языку в первом классе к педсовету по преемственности между детским садом и начальной школой. УМК "Школа России" по учебнику В. П. Канакиной. Проведен в апреле 2015 года....

    Роль преемственности между школой и детским садом и повышении качества образования

    Авторская статья из сборника "Детский сад и начальная школа: основы взаимодействия: методические рекомендации по реализации преемственности дошкольного и начального образования (ГАОУ ДПО ИРО РТ)"...

    Городской семинар в рамках недели преемственности между школой и детскими садами 2012

    Городской семинар в рамках недели преемственности между школой и детскими садами 2012...

    Программа преемственности начальной школы и детского сада.

    Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии ребёнка: ему предстоит осваивать новые формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со с...