В грозную пору
классный час по теме

Данное внеклассное мероприятие проводится для выработки собственных взглядов, суждений, оценок и поступков у учащихся. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта предыдущих поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_groznuyu_poru.docx115.29 КБ

Предварительный просмотр:

НОЧУ Гимназия «Мастер - класс»

Классный час, посвященный 200-летию

со дня Отечественной войны 1812 года

«В грозную пору»

Провела

11 сентября 2012 года

Кузьмина Ирина Викторовна,

кл. руководитель 3 класса

п/о Огниково, 2012 год

Классный час, посвященный

200-летию со дня Отечественной войны 1812 года

«В грозную пору»

Данное внеклассное мероприятие проводится для выработки собственных взглядов, суждений, оценок и поступков у учащихся. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта предыдущих поколений.

Цели:

  1. исследовать и познакомиться с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время;
  2. сформировать представления о войне 1812 года;
  3. воспитывать патриотизм, интерес к истории;
  4. развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.

Оформление и оборудование:

1. Оформление доски – фотографии М.И. Кутузова, Наполеона, фотографии обмундирования русской армии.

2. Книги М.Б. Брагина «В грозную пору».

3. Презентация «В грозную пору».

4. Карточки для рефлексии.

5. Подборка музыки.

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

У меня в руках песочные часы, которые показывают время. Понятие времени можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебницы, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты.

Сегодня эти песочные часы превратятся в проводника, связывающего два времени: прошлое и будущее.

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Мы отправляемся с Вами в эпоху начала XIX века, время очень тревожное и грозное. На сегодняшнем классном часе мы поговорим об опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века, а конкретно в 1812 году, мы поговорим об Отечественной войне 1812 года, 200-летие которой праздновали в эти выходные.

- Прежде, чем мы начнём говорить об этой войне, нам нужно выяснить, что значит «Отечественная война», «Отечество»? (выслушиваются ответы детей)

- Вот как определяет это понятие В.И. Даль – автор толкового словаря.

А кто знает с кем в этом году воевала наша страна?

  1. Работа по теме классного часа.

В конце XVIII века к власти во Франции пришел человек необычной судьбы – Наполеон Бонапарт. Сын бедного дворянина, Наполеон окончил в 16 лет военную академию в Париже. В 24 года он уже был генералом. (А чем говорит этот факт, что в 24 года человек стал уже генералом, как Вы думаете какими качествами он мог обладать?)

А в 1804 году Наполеона (ему было 35 лет) провозгласили императором Франции. В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала, в результате чего Наполеон стал властелином Европы. Он хотел завоевать мир. «Через три года я буду господином всего мира… Остается Россия, но я раздавлю её», - заявил Наполеон.

Французский полководец был уверен в своих силах. Более 15 лет водил он войска в Египет, Италию, Австрию, Пруссию и другие страны и всюду побеждал. Упоенный славой, спешил Наполеон к берегам Немана, за которым начинались бескрайние земли России. Ничего не тревожило Наполеона.  Он говорил своим маршалам: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если  я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Наполеон собрал 640 тысяч солдат из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!»

И в 1812 году огромное французское войско вторглось на российскую территорию и стало с боями продвигаться вглубь страны.

Удары французов были настолько сильны, что русские войска не могли сдерживать натиск противника и русской армии пришлось отступать. Французы во главе с Наполеоном теснили нашу армию в сторону Москвы. Позади вражеское войско оставляло сожжённые деревни и сёла, разграбленные города. Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего крупного города на пути к Москве.

У него под Смоленском было сосредоточено 185 тысяч солдат, тогда как в русских армиях насчитывалось всего 120 тысяч. Французский полководец рассчитывал одним ударом разбить обе русские армии и, взяв Смоленск, сразу открыть дорогу на Москву. У Смоленска проходили три дороги, по которым можно бы идти на Москву. На защиту Смоленска встал генерал Раевский со своей дивизией 15 тысяч человек, ратники из ближайших и дальних сел и жители города. Наполеон же подвел к городу 185 тысяч солдат.

Два дня сражался русский народ, не подпуская к Смоленску французские войска. Наполеон понял, что он не возьмет Смоленск штурмом, и решил обойти его. Русские генералы разгадали маневр Наполеона. Оставался только один выход – покинуть город. Когда французы вступили в город. Их полководец видел дымящиеся развалины – и не видел победы. Наполеон был разочарован: он потерял отборных солдат, он гнался за русской армией от самой границы и каждый раз получал отпор. Его поражала стойкость русских солдат, но тревожила ненависть мирных жителей России. Во всех странах Европы Наполеон заставлял население кормить его солдат, а тут на его пути не оказалось ни провианта, ни людей. Крестьяне закапывали свой хлеб в землю, сжигали избы, угоняли скот и прятались в лесах. Наполеону ничего не оставалось как пойти дальше по русской земле. Теперь до Москвы оставалось менее 200 верст.

Александр был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Кутузов был известен еще при Екатерине Великой. Он отличался храбростью и умом. Солдаты с радостью встретили его. «Едет Кутузов бить французов», - звучало среди солдат. Все с нетерпением ждали боя.

После назначения Кутузова главнокомандующим он стал выбрать место для генерального сражения. Поле, на котором разыгралось главное сражение Отечественной войны 1812 года, находилось у села Бородино, в 125 км от Москвы. (Почему именно это место выбрали русские прочитаем на с. 45) Французские и русские войска стали готовиться к главному сражению. Полководцы обеих сторон расставляли свои войска, обдумывали планы. (с. 68) У Наполеона было 135 тысяч солдат и 580 орудий, а у Кутузова – 120 тысяч солдат и 640 орудий. Утром 7 сентября началось сражение. Наполеон думал, что русские попались и он «идет открывать ворота Москвы», но не тут-то было, русские стали сами атаковывать. Около 250 тысяч солдат двух армий шли колонна на колонну, шеренга на шеренгу, сталкивались грудь с грудью. Серые облака порохового дыма, плотные тучи пыли, поднятые ногами людей и копытами коней застилали все поле. Гром сотен орудий сотрясал землю. Шесть часов уже шли бои, которые не приносили французам успеха. Миновал полдень, с каждым часом таяли ряды войск. Каждый раз Наполеону докладывали, что победа уже рядом, но снова и снова Кутузов вырывал ее у противника. (Что же происходило дальше? С. 72)

А поэтому русская армия, оставив Бородино, отходила к Москве. 13 сентября в деревне Фили собрался военный совет. Военачальники решали, что делать дальше. Кутузов выслушал мнения всех генералов и заявил: «С потерею Москвы не потеряна Россия. Приказываю отступать». Генералы были изумлены таким решением, но это был приказ. Узнав, что Москву сдают, многие солдаты и офицеры плакали, как дети. Тяжелое известие молнией донеслось до москвичей, и толпы жителей двинулись вслед за армией из столицы.

А в это время Наполеон подошел к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании ключей от Москвы. Он считал себя уже победителем. Но прошел час, другой, третий, а ключей Наполеону так и не принесли. Разведчики доложили, что город пуст. Французский император понимал, что русский народ не желает ему подчиняться. Французские войска вошли в Москву. Сам Наполеон поселился в Кремле и спокойно уснул сном победителя. На утро страшно было пробуждение императора, потому что Москва горела. Жители Москвы сами поджигали дома, чтобы ничего не досталось французам. Пожары полыхали непрерывно целую неделю. От большей части Москвы остались руины. (на с. 85 находится план Москвы с указанием сгоревших домов.

Граф де Сегюр, адъютант Наполеона в своих записках писал: «Мы шли по земле, охваченной огнем, под пламенеющим небом и между двумя стенами огня!» После московского пожара произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Чаще всего партизанские отряды устраивали засады и нападали на транспорт противника в пути, захватывали курьеров, освобождали русских пленных. Партизанские отряды побеждали, потому что нападали внезапно, по ночам и на рассвете. Из лесов и засад, были неуловимы, а главное -  они сражались за правое дело на своей земле. Город Верея, расположенный у Смоленской дороги, оказался в руках партизан. А дорога из Москвы в Смоленск была очень нужна Наполеону. По ней шли обозы со снарядами и продовольствием, колонны резервных войск. Все дороги вокруг Москвы были прикрыты партизанами. Наполеон был обложен в Москве, как медведь в берлоге, его отряды сплошь и рядом попадали в окружение. Французская армия в Москве голодала. Солдатам приходилось резать своих лошадей и есть конину. (Что же делать дальше Наполеону? С.100)

Кончать войну? – удивился Кутузов. – Да мы ведь мы её только начинаем. Так и не с чем вернулся Лористон к Наполеону.

Попытки Наполеона заключить мир с Россией не увенчались успехом, и он решил, что настало время уходить из Москвы. Сражение под Малоярославцем закончилось для Наполеона снова большими потерями и разгромом. Французская армия отступала. Сам Наполеон спешно и безостановочно отступал, чтобы не попасть в плен. В это время в России уже наступала зима и холод, стужа, голод обрушились на французских солдат.  Перед Кутузовым стояла задача окончательно разгромить, уничтожить армию Наполеона.

25 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.

Победа русской армии в этой войне избавила страну от захватчиков и освободила страны Европы. Поход завершился триумфальным въездом русских войск в Париж.

Подведение итогов классного часа.

Рефлексия – Я предлагаю Вам в качестве подведения нашего сегодняшнего классного часа написать сообщение для своего друга, в котором вы можете высказать свое отношение к происходящему сегодня и в 1812 году, оставить свои пожелания, может быть рассказать о том, что нового вы узнали и хотели бы поделится с виртуальным своим другом.

Список литературы.

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch, ru.wikipedia.org/wiki;
  2. М.Б. Брагин «В грозную пору». – М.: Лабиринт Пресс.2012.
  3. Журнал «100 битв, которые изменили мир», выпуск № 1. 2011.
  4. Детская энциклопедия. М.: Просвещение. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Время правления Ивана Грозного"к учебнику Е.В.Саплиной

Урок призван познакомить с эпохой Ивана IV, его правлением и событиями, происходившими в то время; дать анализ событиям данного периода,прививать интерес историческому прошлому России....

Правление Ивана Грозного

В презентации дан матераил для 4 класса по  окружающему миру по теме "Правление Ивана  Грозного"....

Урок истории "Иван Грозный"

Урок истории в 4 классе. Тема:" Иван Грозный" Урок сопровождается презентацией....

презентация к уроку истории в 3 классе "Иван Грозный"

Данный ресурс по зволяет доступно и наглядно провести урок истории в рамках курса "Окружающий мир " Моё Отечество" в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Урок Иван Грозный

Урок окружающего мира по ситеме Л.В.Занкова...

Урок истории по теме« События ХVI века. Иван Грозный. Конец рода Рюриковичей».

Урок создан по программе регионального пропедевтического курса "Родная история для 4 класса" Урок изучения нового материала....

«Осень – пора золотая, осень – пора урожая»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе...