Классный час " Спешите делать добро"
классный час (3 класс) по теме

Научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_speshite_delat_dobro.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Спешите делать добро»

Классный руководитель:

Варанкина Любовь Ивановна

Цель: научить детей выделять нравственную                            сторону жизненных явлений и поступков                 

Образовательные задачи:

  1. Способствовать формированию нравственных качеств
  2. Способствовать пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками

Воспитательные задачи:

  1. Создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки
  2. Способствовать воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку
  2. Способствовать развитию духовно-нравственного самосознания обучающихся

Ход мероприятия:

  1. Орг. момент. Введение в тему.

Сказка по лесу идёт – сказку за руку ведёт,

Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт,

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

- Ребята, посмотрите на иллюстрации, высказывания великих людей, пословицы и вы, наверное, догадаетесь, о каких важных качествах человека мы с вами будем говорить?

(О добре, о добрых делах и поступках, о доброте)

- Кто-то догадался, почему я прочитала в самом начале отрывок из стихотворения Юнны Мориц «Песенка про сказку»? Как обычно заканчиваются сказки?

(В сказках добро побеждает зло)

2. Основная часть.

а) «Добро и зло»

- Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Добро и зло всегда идут рядом, также как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Почему?

(Ответы детей)

- Основополагающим качеством, ведущим к любви, является доброта. Но сначала надо определить: что такое добро? Что такое зло? Что такое доброта? Что такое злоба? Продолжите фразы:

Доброта – это …          Злоба – это …  

Добро – это …              Зло – это …

(Дети выбирают фразы и заканчивают определения)

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро – это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло – это нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Злоба – это чувство злости, недоброжелательства к кому-нибудь.      

Проверка слайд 2-3

(Определения взяты из «Толкового словаря русского языка» Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.)

Доброта – это лекарство от многих болезней, и, прежде всего, от дурных. Это чудесное, светлое свойство помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой и прекрасной. Добро начинается с любви ко всему живому.

Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им; он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.

б) Работа в парах

  1. - Сейчас я вам предлагаю определить, где выражения соответствуют добру, а где злу.

(Дети получают карточки и определяют где зло, а где добро)

противоречит

злу

добро

зло

умение сопереживать

умение радоваться удачам других

умение сочувствовать

всё, что губит душу человека

зависть и жадность

умение сострадать

преследование людей другой национальности, другого цвета кожи

младшие не уважают старших

война и предательство

помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно

умение прощать и просить прощения

взрослые не заботятся о детях

сильный защищает слабого

Проверка слайд 4

  1. Игра «Стоп – красный свет» слайд 5

- Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Посмотрите на иллюстрации, где мы видим неэтичное, невежливое поведение – поднимите красную сигнальную карточку, а если вы поступок одобряете – поднимите зелёную карточку. (Анализ иллюстраций на доске, к которым обращались в начале урока и ситуаций. Дети работают в паре).

Ситуации.

  1. Два мальчика о чём-то увлечённо спорили в автобусе и так громко, что все на них стали оглядываться.

 

  1. На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив её, первыми вбежали в буфет.
  2. Две девочки в столовой болтают за столом во время еды.
  3. Маша по утрам убирает свою постель и делает зарядку.
  4. Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дёргают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц.
  5. После игры Андрей убирает свои игрушки.
  6. Взрослые возьмут все дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить на белом свете.
  7. Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду.

 Чтобы делать добро, надо им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Её надо в себе воспитывать упорно, день за днём.

Физминутка слайд 6-7  

в) Анализ ситуаций (выставка книг)

- Сейчас ребята, я вам прочитаю рассказ Валентины Александровны Осеевой слайд 8 (о писательнице)

- Послушайте и скажите: почему мальчик так поступил?

«Просто старушка» слайд 9 (иллюстрация)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Нет!

- Ну, тётя? Или знакомая?

- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас? Какой вывод мы можем сделать?

- Нужно ли совершать добрые поступки только тогда, когда вас кто-то видит и может за это похвалить? (Добрый человек готов прийти на помощь другому, делая это не ради выгоды, не на показ, а бескорыстно, по велению сердца)

- Какие пословицы подойдут к этой ситуации?

(Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе дело питает, и душу и тело.

Всякая помощь хороша вовремя.)

Добро и зло творить

Всегда во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго — добро,

От злого — зло родится.

Всё нужно делать с добрым сердцем. Ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.

г) «Соседи»

- А теперь посмотрите друг на друга. Внимательнее…

Да – это ваш сосед по парте…

- Какие качества вы цените в своих одноклассниках, друзьях?

(Слова фиксируются на доске слайд 10: сострадание, сопереживание, забота, сочувствие, совесть – это внутренний диалог твоего «Я» с самим с собой, вежливость, скромность, честность, трудолюбие, воспитанность, доброта, умение дружить, тактичность – умение вести себя пристойно, уважая других, ласка, умение слушать и слышать, душевность…)

- А за какие качества вас уважают ваши друзья?

д) Чего больше? слайд 11

- Чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть, это нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички – зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь…). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке вольём их в чашу весов с «добром». Называем добрый поступок и выливаем «капельку» (из пузырька) в чашу на весах.

 (Дети называют, какие добрые дела они совершили, а учитель капает капельку на весы за каждый добрый поступок).

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки – в море Добра.

  1. Итог.

- Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми.

Спешите делать добро! слайд 12

4. Групповое пение. 

слайд 13-14

- А сейчас я хочу , чтобы вы послушали песню о доброте, а кто её знает, подпевайте.

5. Рефлексия. 

- Ребята, посмотрите на нашу замечательную планету (на доске планета Земля), давайте мы сделаем её красивой. У вас на парте цветочки синего и красного цвета, если вам понравился наш классный час, вам было приятно со мной общаться и узнавать что-то новое, то украсьте планету красным цветочком, а если не понравилось, то украсите её синим цветочком.

Дорога добра

  1. Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом.

Иди, мой друг,

Всегда иди дорогою добра.

  1. Забудь свои заботы,

Падения и взлёты.

Не хныч, когда судьба

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо

Не уповай на чудо,

Спеши к нему,

Всегда иди дорогою добра.

3.  Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.

Не забывай, что эта жизнь

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг,

Всегда иди дорогою добра.

Приложение

  1. Пословицы

Добро век не забудется.

Доброе дело само себя хвалит.

За добро добром и платят.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Доброе дело питает, и душу и тело.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

2.  Высказывания великих людей

«Нам – даже самым злым понять пора: посеяв зло, мы не пожнём добра…»

Фирдоуси Абулькасим

(персидский и таджикский поэт)

940 – 1020(30)

«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях»

Блез Паскаль

(французский математик, физик,

религиозный философ и писатель)

1623-1662

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце»

Виктор Гюго

(французский писатель)

1802-1885

3. Притча.

У человека всегда есть выбор, но основное назначение человека — творить добро, а для этого требуются усилия. Всё высокое и доброе имеет корни в хороших поступках. Я хочу привести пример, где очень тесно переплетаются два очень важных человеческих качества: любовь и добро.

В одной стране был очень жестокий обычай отрубать руки за кражу. Вельможа, любимец царя, был уличен в краже. Царь издал указ отрубать ему руку, несмотря на то, что он очень сильно любил этого вельможу. У вельможи была дочь. Она узнала о наказании и пришла к царю. Она протянула царю свои маленькие хрупкие ручки и попросила: «Отрубите мои руки, я всё выдержу, только не трогайте руки моего отца, они ему нужнее, чем мне, пожалуйста, прошу Вас”. “Хорошо, - сказал царь. — Мы отрубим твои руки”. Царю очень понравилась эта маленькая девочка, которая так любит своего отца.

И царь вспомнил в эту минуту свою дочь и подумал: “А любит ли меня так моя дочь, пошла бы она на такой поступок?”

И вот девочку повела на казнь, она вытянула свои ручки, в эту минуту она думала об отце, который находился в тюрьме. Сверкнул меч и опустился, не задев даже кончиков ее маленьких пальчиков. “Царь прощает отца за великую любовь твою!” - объявил посланец царя.

На другой день царь окончательно отменил этот жестокий указ навсегда. А на дворе казни поставил столб с надписью, где описал подвиг девочки. В конце надписи крупными буквами было написано: “Счастливы отцы, у которых такие дети!”

противоречит

злу

добро

зло

умение сопереживать

умение радоваться удачам других

умение сочувствовать

всё, что губит душу человека

зависть и жадность

умение сострадать

преследование людей другой национальности, другого цвета кожи

младшие не уважают старших

война и предательство

помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно

умение прощать и просить прощения

взрослые не заботятся о детях

сильный защищает слабого

противоречит

злу

добро

зло

умение сопереживать

умение радоваться удачам других

умение сочувствовать

всё, что губит душу человека

зависть и жадность

умение сострадать

преследование людей другой национальности, другого цвета кожи

младшие не уважают старших

война и предательство

помощь другому человеку не ради выгоды, бескорыстно

умение прощать и просить прощения

взрослые не заботятся о детях

сильный защищает слабого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Спешите делать добро"

Конспект этого классного часа о добре, взаимопонимании, толерантного отношения друг к другу. Этот классный час я проводила в 4 классе. но думаю, что он подойдет учащимся 3 класса.По окончании классноо...

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....

Презентация к классному часу " Спешите делать добро"

Опираясь на данную презентацию легко провести классный час....

Классный час "Спешите делать добрые дела"

Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...

Классный час " Спешите делать добрые дела!"

"Классный час  по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...

ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Цели: становление нравственно – зрелой личности, воспитание желания совершать добрые дела....

Классный час "Спешите делать добрые дела".

Разработка классного часа во 2 классе "Спешите делать добрые дела"....