Сказание о хлебе насущном
план-конспект урока (4 класс) по теме

Внеклассное мероприятие в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_skazniya_o_hlebe_nasushchnom.doc310 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  ЦО «Школа здоровья» №2000  

Развивающее занятие на тему:

«Сказание о хлебе насущном».

Воспитатель:  О.В.Кузнецова.

Москва

2010-2011 уч. год.

      Цель: показать детям, что у всех народов, во всех странах,  во все времена хлеб-

-основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень сложный и трудный,

поэтому относиться к нему надо бережно.

       Задачи: 

1.Образовательные:

               -закреплять знания, полученные на уроках окружающего мира;

               -повторить произведения устного народного творчества, изученные на уроках литературного чтения.

2.Развивающие:

               - развивать познавательные интересы учащихся;

               -расширять кругозор;

               - обогащать словарный запас детей;

               - развивать творческие способности учеников;

               - развивать мыслительные операции.

3.Воспитывающие:

               -раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию; красоту труда работников сельскохозяйственного труда;

              -воспитывать почтительное отношение к хлебу;

              -формировать чувство бережливости, непримиримого отношения к  расточительству, небрежному отношению к хлебу, неуважительному отношению к труду людей, выращивающих его, производящих хлебобулочную продукцию;

             - познакомить с художественными и музыкальными произведениями на данную тему.

 4.Здоровьесберегающие:

              - создавать положительный эмоциональный настрой, способствующий возникновению добрых взаимоотношений между детьми, укреплению их физического и психического здоровья;

              - создавать условия для снятия эмоционального, физического и психического напряжения за счёт смены положения, рационального использования  для работы всего пространства класса.

              Оборудование:

  1. Компьютер.  
  2. Интерактивная доска.
  3. Презентация.
  4. Карточки с заданиями.

Подготовительная работа:  

  1. Подбор загадок, пословиц, музыкального сопровождения, иллюстраций для презентации.
  2. Создание презентации.
  3. Разучивание ролей Ванюши-царевича, Хозяйки-Земли, Старушки, Знатоков, профессионалов-земледельцев и т.д.
  4.  Изготовление хлебопекарной продукции.

Содержание занятия.

Сказание о хлебе насущном.

1-ый   ведущий:  -В волшебном царстве, в сказочном государстве жил-был …Ванюша--царевич. Знал он о своём царстве ни много, ни мало, а ровнёхонько ничего. Разослал он во все концы своего государства гонцов-скороходов объявить всем, чтобы принесли во дворец всё самое чудесное, что только есть в его царстве.

      Гонец: - Всем! Всем! Всем! Приказываю: Принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в моём царстве!

      2-ой ведущий: -Чего только не принесли люди: и камни-самоцветы, и самородки золотые, и серебра вдоволь, и  скатерть-самобранку, и сапоги-скороходы, и шапку-невидимку…

      3-ий ведущий:  - Последняя пожаловала бабушка-старушка лет трёхсот от роду. Поднесла она свой подарок…колоски обыкновенные. Рассердился тут Ванюша-царевич.

      Ванюша-царевич: - Мне люди добрые самоцветов драгоценных целый сундук натащили, а ты что принесла, старая?!  Забирай свой веник – и с глаз моих долой, чтоб я тебя не видел и веника твоего поганого тоже!

      1-ый ведущий: - Обиделась старушка, а колоски и того пуще: зашуршали, зашумели…Только они за порог – в тот же миг исчезли из дворца торты да пирожные, крендели да бублики, пряники да сдобы. Даже хлеб чёрный и тот куда-то подевался.

       2-ой ведущий: - Тут во дворце вся жизнь замерла: музыканты не играют, танцоры не танцуют, стража отказывается дворец сторожить, придворные и те стали подумывать, как бы в другое какое-нибудь царство податься.

       Ванюша – царевич: - Это что же происходит? Подать сюда главного мудреца! Пусть объяснит мне, что происходит.

       Главный придворный мудрец: - Чему же тут удивляться, Ваше Величество? Хлеб – то исчез, а без хлеба  никто работать не в  силах. Всё потому, что все зёрна, что были в колосках у старушки, пропали по Вашей премудрости.

       Ванюша – царевич: - Ну, пропали и пропали. А хлеб –то тут причём?

       Мудрец: - А вот спроси у Хозяйки.

       Ванюша – царевич: - У какой – такой Хозяйки? Разве не я в своём царстве хозяин?

        Мудрец: - Так – то оно так…Да только есть Хозяйка поважнее всех царей – королей.

     Ванюша – царевич:  -А подать сюда эту Хозяйку! Хочу поглядеть на неё! Кто такова?

      Мудрец: - Вы б, Ванюша – царевич,  повежливее,  а то и она рассердится.

    Ванюша – царевич: - Ладно – ладно, пусть покажется.  Охота хоть глазком взглянуть.

         ( Входит Хозяйка).

      Ванюша – царевич: - Кто же, Вы, Хозяюшка, будете?

       Хозяйка: - А вот угадай, царевич, сам:

       1. Никого не родила, а все матушкой зовут.

        2. Без ложки, без плошки, а всех кормлю.

   А ещё меня с волшебной кладовой сравнивают: положишь горсточку семян, а возьмёшь сто горстей.

        Ванюша – царевич: - Что – то я не пойму: как это ты и матушка, и кормилица, и кладовка?

        Хозяйка: - И ещё скатерть – самобранка. Со мной всегда сыт будешь!

        Ванюша – царевич: - Как же сыт будешь, если не только пирожные и пироги исчезли, но даже чёрного хлеба и того во всём царстве не сыщешь?

        Хозяйка: - Обидел ты моих деток малых  -хлебные колосочки: назвал их веником. Вот они и ушли. А без них ни пирожных, ни пирогов, ни хлеба не видать.

         Ванюша – царевич: - Как это так? Я – царевич! Прикажу –и всё будет! Ну-ка, Двое из ларца, одинаковых с лица! Добудьте мне хлеба!

         Двое из ларца, одинаковых с лица: - Никак не можем! Чего хочешь, проси, а здесь нашей силы и твоей власти мало. Здесь она – полная хозяйка.

        Хозяйка: - Молод, ты, Ванюша, и глуп, хоть и царевич.  Тут твои указы и приказы не помогут. Чтоб такие колоски получить, у меня не одна тысяча лет ушла. Вот послушай-ка…

(Хлопает в ладоши. Появляется команда Главного Мудреца.)

+++++++

    История первая.Древние  египтяне научились не просто печь из муки лепёшки. Они научились делать дрожжевое тесто. Этот хлеб был не только вкуснее, он оставался дольше свежим и лучше усваивался организмом. Древнеегипетские хлебопёки готовили хлеб разной формы: круглый, продолговатый, пирамидальный, в виде рыб, сфинксов. И в те далёкие времена хлеб высоко ценился и почитался. Так, в принятой в Древнем Египте скорописи хлеб, золото, солнце обозначались одним и тем же значком: кружочком с точкой посередине. В честь хлеба слагались гимны.

     История вторая. Искусство приготовления хлеба пришло от древних египтян  в Древнюю Грецию и Рим.

      В древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом. Чем богаче дом, чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом.

      К хлебу относились с огромным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершил большой грех, и за это будет наказан богами.

      Во всех странах мастера – пекари хранили свои рецепты в глубочайшем секрете и передавали из поколения в поколение.

      История третья. А в Индии преступникам, в зависимости о  тяжести преступления, не давали хлеба какое-то время. Неуважение к хлебу считалось самым страшным оскорблением, какое только можно нанести человеку.

       Так же, как к хлебу, народ относился к пекарям. Тех, кто готовил хлеб плохого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. И, наоборот, в честь славных пекарей возводили монументы. До наших дней сохранилось в Риме надгробие высотой в 13 метров (примерно 4-хэтажный дом) пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад.

       История четвертая. У древних славян хлеб появился примерно  3 тысячи лет назад. Археологи находят, кроме жилых помещений, хранилища для зерна, печи для выпекания хлеба, зернотёрки, глиняные сосуды для хранения зерна.

       В те далёкие времена выращивали пшеницу, ячмень, просо. Рожь появилась позже, около тысячи лет назад.

       Ваня-царевич: - Вон оно что…А я-то думал, что булки на деревьях  растут…

        Хозяйка: - Действительно, в Индии, Индонезии и на тропических островах растут так называемые «хлебные» деревья. Конечно, на этих деревьях растут не булки и баранки, а круглые, тяжёлые плоды, килограммов по 30 каждый. Из их мякоти местные жители пекут в золе лепёшки, по вкусу напоминающие хлеб. А вот как наш хлебушек родится, тебе мои помощники расскажут.

        Тракторист: - Сначала – загадка:

                                     Железный нос в землю врос, режет, копает, зеркалом сверкает.

                                                                                                       (Трактор).

  _ Пожалуй, хлеб с нас, трактористов, начинается. Мы поле плугом вспахиваем, боронами рыхлим, удобрение на поля вывозим, сеялками сеем отборное зерно, да потом ещё разные сорные травы с полей удаляем. Только тогда хороший урожай получить можно.

          Комбайнер: - Вот от края и до края словно золотой ковёр расстелился. Это пшеница вызрела хлеб для всей страны. Подует ветер – и пойдут по полю, как по морю, волны золотые. А по этим волнам поплывут кораблями комбайны урожай собирать. Очень может быть, что на булочку или буханку чёрного хлеба пошло то зерно, которое мой комбайн собирал.

          Шофёр: - Хлеба – до неба! Сыпучие горы

                              Мчат по бессонным дорогам шофёры.

Мы, шофёры, ведём свои грузовики рядом с комбайном. Зерно, собранное комбайнером, в кузова наших машин сыплется. А потом мы это зерно на элеватор везём,  там из него муку делают. А ещё мы горючее для тракторов и комбайнов развозим, работаем днём и ночью, в любую погоду.

             Мукомол: - Из зерна мукомолы отличную муку мелют для разного вида хлеба: для чёрного, белого – всех сортов. Поэтому, когда хлеб хвалят, вроде бы и меня тоже хвалят.

              Пекарь: - У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка,

                                  От рождения седая мать по имени…мука.

Я по профессии – пекарь. Из муки разных сортов хлеб пеку и  бублики с баранками, и торты с пирожными. На все случаи угощение – и на будний день, и на светлый праздник.

             Старушка: - Всем вам, мои милые, поклон за хлеб. А только самый первый, самый низкий поклон Земле-кормилице. Эта скатерть-самобранка никогда не ленится кормить. Но за это приходится не раз поклониться, всю её перекопать, перепахать, да мозоли на руках набить, да полить её семью потами. Только тогда она добра и щедра. Когда люди к ней с трудом да добром. Вот так-то, Ванюша-царевич булки растут. Понял ли?

               Ванюша-царевич: - Понял, матушка! Всё понял!

               Хозяйка: - Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

                1-ый ведущий:  - Много добрых слов о хлебе сказано, много картин написано, есть прекрасные стихи, замечательная музыка.

(Звучит музыка В.Калинникова – фрагмент из первой симфонии. Ведущий рассказывает о картине Шишкина «Рожь».)

             Хозяйка: - А знаете ли вы пословицы и поговорки о хлебе? Давайте-ка проверим.

1.Без соли и хлеба …(половина обеда).

2.Без хлеба и мёдом сыт…(не будешь).

3.Если хлеба ни куска, то и в тереме…(тоска).

4.Покуда есть хлеб да вода…(всё не беда).

5.У кого хлебушко, у того и ….(счастье).

6.Хлеб наш насущный: хоть чёрный…(да вкусный).

               Хозяйка:- А чтобы вы не забывали о хлебе насущном, вот вам правила-напоминалочки да советы добрые на память от меня.

      (Раздаёт детям памятки.)

 Старушка: -  Я очень надеюсь, что всё то, о чём вы  узнали, поможет вам по-новому относиться к хлебу, к людям, благодаря труду которых у вас всегда есть хлеб на столе, вы никогда не испытывали голода.

Памятка:

  1. Береги хлеб! Он дорого достаётся.
  2.  Не оставляй недоеденных кусочков.
  3.  Никогда не бросай хлеб.
  4.  Продли жизнь хлебу.
  5.  Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Как продлить жизнь чёрствому хлебу. 

  1. Положить в целлофановый пакет на батарею.
  2. Приготовить панировочные сухари.
  3. Посушить гренки для супа.
  4. Поджарить гренки к чаю.
  5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

Раздаточный материал

 

                        Памятка:

  1. Береги хлеб! Он дорого достаётся.
  2. Не оставляй недоеденных кусочков.
  3.  Никогда не бросай хлеб.
  4.  Продли жизнь хлебу.
  5.  Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.

Как продлить жизнь чёрствому хлебу. 

  1. Положить в целлофановый пакет на батарею.
  2. Приготовить панировочные сухари.
  3. Посушить гренки для супа.
  4. Поджарить гренки к чаю.
  5. Испечь пирог с яблоками, сварить суп.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Легенды и сказания о цветах" 2 класс

Дать представление о разнообразии и красоте цветов;Познакомить с различными легендами, сказаниями о цветах.Прививать любовь к природе и цветам....

Внеклассное мероприятие "Сказание о Рождестве Христовом"

1. Вступительное слово 2. Беседа о зимних православных праздниках 3. Сценка 4. Мультфильм 5. Украшение Рождественской ели 6. Заключение Данное мероприятие направлено на становление духовно-нравс...

Хлеб наш насущный.

Цели:1. Расширить    жизненные   представления   о   выращивании   хлеба;2. Воспитывать   уважение   к...

Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!

Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....

Сценарий праздника осени «Хлеб наш насущный»

Этот праздник можно провести в день Покрова Пресвятой Богородицы для учащихся, изучающих ОПК и ОДНКР, а также для учащихся  казачьих классов, православных гимназий, воскресных школ....