"Хлеб наш насущный"
методическая разработка на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_nash_nasushchnyy.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Хлеб наш насущный

Цель: познакомить с этапами выращивания , обработки и изготовления хлеба;

            орудиями труда, используемыми при этом;

           развивать ассоциативное мышление, память;

           раскрыть многозначность народной мудрости, связанной с хлебом;

           воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Оборудование: рисунки с изображение сохи, сита, серпа, цепа, листки с пословицами. 

Ход занятия:

Орг. момент.

Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы с вами поговорим о предмете, который вы все хорошо знаете, он не переводится в каждом доме. Что это за предмет, попробуйте догадаться, отгадав загадку:

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато,

И пресно , и вкусно,

И красно, и кругло,

И легко, и мягко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.                (каравай)

-Сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как его выращивают, о том, как наши предки относились к хлебу, и о том, как надо  относиться к нему.

Работа по теме

-Как сейчас хлеб попадает к нам на стол?

А как это было раньше? Давным-давно, когда жили наши прабабушки и прадедушки, когда ваши бабушки и дедушки были детьми?

Крестьянская семья сама выращивала хлеб. А кто такие крестьяне? Каждая семья имела надел земли, на котором выращивала хлеб для всей семьи на целый год.

Много труда нужно было приложить крестьянину, чтобы кусок хлеба попал на стол. А что нужно было сделать в первую очередь?

Вспахать землю, подготовить ее к посеву. Чем пахали землю? (соха – плуг)

Далее сеяли с помощью сита. Сеяли только умудренные опытом старики, только им доверяли столь важное дело. Почему? Важно было избежать такого результата, когда говорят: «Где пусто, а где густо».

Жатва. Созревший хлеб надо срезать, сжать. Раньше жали серпом.

Сушка. (Использовались вешала). Затем колосья сушили в риге, для чего в течение суток топили печь-каменку, а затем молотили зерно с помощью цепа.

- Сколько приходилось работать, чтобы вырастить хлеб?

-Нужно еще и знать, как выращивать хлеб. Откуда крестьяне узнавали о том, как правильно пахать, сеять, жать? (передавали из поколения в поколение).

В те времена дети уже с малых лет помогали взрослым.

 Закрепление

Игра «Расположи предметы по порядку»

Необходимо расположить рисунки орудий труда в том порядке. В каком порядке они использовались при выращивании хлеба.

Творческие задания.

Загадывание загадок, отгадки на которые имеются на рисунках.

Сотни глаз, а сам слепой

       Засорил глаза мукой.  (сито)

Маленький, горбатенький по ниве побежал,

Каждый голос задрожал.  (серп)

Над головой вертится,

А в руках крутится.     (цеп)

Мужичок маленький, носик коротенький,

Хлеб для всей семьи при нем.  (амбарный ключ)

  Собери пословицу

бо     чит      та      кор                                 Ра…….и…….,

чит    му      мит    у                                     и……..,и         .

(Работа и кормит, и учит, и мучит)

- У народа много пословиц о хлебе:

Глубже пахать, больше хлеба жевать.

Где ковыль, там и хлеб.

Лягушки квакают пора и сеять.

- О чем эти пословицы?

- Почему именно в пословице и через нее даются правила, как надо сеять?   (легче запомнить).

Попробуйте сами объяснить пословицы о хлебе ( на листках)

Хлеб да вода – крестьянская еда.

Хлеб – батюшка, а водица – матушка.

- О чем говорят эти пословицы? (об уважении к хлебу)

Подведение итогов.

- Трудно ли доставался хлеб нашим предкам?

- Изменился ли процесс выращивания , уборки, обработки собранного хлеба в наше время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказание о хлебе насущном

Внеклассное мероприятие в начальной школе...

Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый

Урок - ирга  по кубановедению, где  учащиеся  знакомятся с  трудом  хлебороба. Учащиеся  делятся  на  группы  и  соревнуются....

Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.

Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова"  составлен  для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век  новых достижений, он ...

Сценарий утренника "Хлеб России - хлеб моей Отчизны!"

Цель данного мероприятия:расширить знания о пользе хлеба, о его ценности,о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу и труду людей....

Хлеб наш насущный.

Цели:1. Расширить    жизненные   представления   о   выращивании   хлеба;2. Воспитывать   уважение   к...

Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!

Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....

Сценарий праздника осени «Хлеб наш насущный»

Этот праздник можно провести в день Покрова Пресвятой Богородицы для учащихся, изучающих ОПК и ОДНКР, а также для учащихся  казачьих классов, православных гимназий, воскресных школ....