Особенности семейного православного воспитания детей
статья (1 класс) по теме

В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности, в наше именно время необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогают человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_semeynogo_pravoslavnogo_vospitaniya_detey.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности семейного православного воспитания детей

В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности, в наше именно время необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогают человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. В чем же заключается причина такой испорченности и нравственной распущенности молодых людей нашего времени? Как мы видим, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных Христианских Законов. Весьма многие из современных родителей стараются воспитывать своих детей так, чтобы их них вышли светские люди. С этой целью приучают детей следовать требованиям моды в своей внешности и образе жизни, приучают детей к изящным манерам и сообщают им такие знания, которые давали бы возможность детям с достоинством держаться в светском обществе. Нельзя сказать, чтобы подобное воспитание не имело некоторых хороших сторон. Но опасность, соединяющаяся с подобным воспитанием, заключается в том, что многие родители стремятся приготовить из детей своих только светских людей, и этим, несомненно, готовят своим детям печальное будущее. При таком воспитании дети неизбежно усваивают вместе с хорошими много дурных привычек только потому, что без них нельзя обойтись в светском обществе. В особенности при подобном воспитании, дети весьма часто усваивают одну светскую внешность, один светский лоск, причем, самая душа- то  их не приобретает никакого нравственно-доброго направления, характер остается без всякого благородства. Так как светская жизнь требует более или менее значительных денежных расходов, то многие родители прилагают все заботы к тому, чтобы обеспечить своих детей в материальном отношении. Родителям кажется, что дети их будут счастливы, если не испытают тех лишений, которые пришлось им самим испытать. Но в действительности происходит по большей части совершенно обратное: юноши, которых воспитывали только для светской жизни, выносят из своего воспитания такую ненасытную жажду к удовольствиям, которая быстро поглощает родительские наследственные капиталы. Многие из подобных людей доходят до полной потери человеческого достоинства, так что уж не только Бога не боятся, но и людей не стыдятся. Другие из современных нам родителей все заботы прилагают к тому, чтобы воспитать из своих детей людей образованных, чтобы их дети приобрели основательные и обширные научные знания, окончили курс в каком-нибудь среднем или даже высшем учебном заведении. Подобные заботы родителей весьма похвальны, но худо то, что всего менее обращается при этом внимания на воспитание детей в духе веры Христовой и началах нравственно-благочестивой жизни. Они беспредельно предаются избранной им деятельности, исполнению принятых на себя обязанностей. Но незаметно для них самих, соблазны, один другого обольстительнее, уже начинают окружать их и тянуть к себе обещанием различных удовольствий. Будет ли человек, не верующий в Бога, бороться с окружающими его соблазнами? Конечно, нет. Жизнь представляет многочисленные примеры того, как самые великие ученые, самые образованные люди краснеют в отвратительных пороках, предаются самым грубым страстям: корыстолюбию, пьянству, разврату и т.п., или потому, что не хотят, или потому, что уже не в силах бороться с покорившею их себе порочной страсть, потому что для борьбы с этой последней нужна не только воля твердая, сильная, но, главное, воля, окрепшая в нравственно-добром направлении и подкрепляемая благодатной помощью свыше. Но такую волю может иметь только истинный христианин, потому что христианское воспитание вселяет в сердце страх Божий, которое удерживает человека от порока и приучает жить добродетельно, а самое важное
— вера Христова ниспосылает в молитве и святых таинствах благодатные силы, «яже к животу и благочестию» (для жизни и благочестия) дающие человеку крепость в борьбе с искушением и помогающие преуспевать в жизни нравственно-благочестивой. Правда, всякому человеку, при его умственной ограниченности, свойственно впадать в грех. Многие люди высоко добродетельные и даже святые при всех усилиях своих противиться соблазну, нередко, против своей воли, поддавались искушению. Так происходит грех, нравственное падение. Неверующие люди, не считая за грех безнравственных поступков, не только не останавливаются перед их совершением, но еще услаждаются греховным состоянием. При этом лица, еще не потерявшие совести, или с болезненно-развитым самолюбием, по совершении нравственного падения испытывают нередко такие угрызения совести или чувствуют такой жгучий стыд перед людьми, что сама жизнь становится им невыносимой и многие из таких несчастных, не имея веры в Бога, оканчивают самоубийством свое земное существование. Это последнее явление — прискорбное и ужасное, весьма нередкое в наше именно время, завися от многих житейских условий, в основе своей имеет одну общую причину — оскудение или полное отсутствие веры в Бога в лицах, оканчивающих жизнь самоубийством. Если мы обратим внимание на то явление, что те именно слои общества, которые более всего отпали от веры и благочестия отцов своих начинает в последнее время охватывать какой-то дух уныния и тоскливости, то мы с полным правом можем заключить, что современная жизнь утратила ту основу, на которой только и может совершаться ее правильное развитие. Такая основа жизни заключается единственно и исключительно в религии. Чтобы этот вывод не показался кому-либо голословным и бездоказательным, разъясним, по возможности кратко, то значение, какое может иметь религия для жизни вообще и в деле воспитания, в частности.

Религия, составляя общей и существенную основу всей человеческой жизни, тем самым естественно содействует правильному и полному развитию отдельных ее сторон. Так, по мнению священника Гиляревского: а) Только благодаря религии может быть удовлетворено стремление человека к познанию истины. Только религия открывает самую глубину познания
— Бога, который есть «Альфа и Омега, начатое и конец» (Апок. 1,.8) только религия сообщает знанию человека всесторонность. Мы полностью согласны с этим мнение, т.к. действительно в человеке должен быть заложен зародыш веры, который нужно поливать, подкармливать размышлениями о своей жизни, в своем месте в этой жизни и о том, как нужно поступать по-божески в любой ситуации. б) Всякий человек по естественному влечению своей природы стремится к счастью. Но в сем состоит счастье? Человеку для достижения счастья необходимо удовлетворение именно личных потребностей. Но эти потребности не входят в механизм общего счастья. Итак, каждому человеку необходимо достижение его собственного, личного счастья: вся жизнь каждого человека состоит, большей частью, в искании именно этого счастья. Но как часто люди, представленные самим себе, старались найти счастье так, где его нет и быть не может: в удовольствиях чувственных, радостях скоропреходящих, последствием которых бывает только «суетство и произволение духа (Евкл.1,14). Только вера Христова указывает и дает истинное счастье жизни человеческой. Итак, счастье христианина заключается во внутреннейшем, сокровенном, глубочайшем душевном настроении, в мире Божием, превосходящем всяк ум (Филипп. 4,7). Вера Христова дает счастье истинное, чистое и самое прочное, неволнуемое похотями чувственности и неомрачаемое никакими страстями себялюбия, счастье, имеющее свое начало в самоотверженной любви к Богу и ближним, а свой конец — в бесконечной жизни с Богом за пределами этого временного, земного существования. в) Составляя основу жизни, религия, естественно, должна служить и основою воспитания. Цель воспитания — достижение наивозможного высшего человеческого совершенствования — в религии освящается высшим авторитетом — Божеством, к уподоблению совершенствам которого человек должен стремиться в своей жизни (Мф 5,48). Самое же главное — только религия указывает тот идеал, высочайший образец совершенства, до соответствия с которым, воспитание должно доводить своего воспитанника. Что может служить таким идеалом для воспитанников? На первых порах — их родители и воспитатели.Религия должна составлять основу всего воспитания и всей жизни ребенка, влияя на его направление, сообщая ему свой характер и содержание.Задача религиозного воспитания должна состоять в том, чтобы религиозность проникла и обнимала всю душевную жизнь человека, то есть чтобы выражалась не в одном только знании о Боге, но вместе с этим имела глубокие корни в сердце и направляла волю к совершению действий, требуемых религией. Заботясь о развитии в детях здравых, правильных и полных знаний, относящихся к религиозной области, родители должны поэтому прилагать еще большие старания к возбуждению и укреплению в сердце детей религиозных чувствований: как существом Бесконечным, любви преданности и благодарности Богу. Родители должны заботиться о том, чтобы развитие сердца соединялось с приучением воли к деятельности, требуемой религией, чтобы религиозность воспитанника была деятельностной, чтобы всякий поступок совершался не только потому, что он доставляет услаждение сердцу, но и потому, что этого требует воля Божия, исполнение которой для человека должно быть, безусловно, обязательно, как нравственный долг. Таким образом, воспитание должно стремиться к тому, чтобы образовать в сердце воспитанника постоянное религиозное настроение, которое охватывал все стороны душевной жизни, послужит основанием наклонности воли и привычки этой последней действовать только в нравственно-религиозном направлении. Выяснив необходимость и задачу воспитания детей в духе веры Христовой и благочестия, мы приступили теперь к изложению самых способов и средств, при помощи которых может быть ведено дело религиозного воспитания. С какого времени нужно начинать воспитывать детей в духе веры
Христовой и благочестия? По мнению некоторых лиц, занимающихся наукой о воспитании, принимать меры к развитию тогда, когда дитя достигает такой степени духовного развития, что обнаружит достаточную способность к пониманию и усвоению веры Христовой. Но такое мнение ошибочно. Потому что нельзя указать хоть одного человека, который в состоянии бы был обнять своим ограниченным умом основные истины религии. Следовательно. Для религиозного воспитания детский возраст представляет самое лучшее время, самую естественную пору. И так как трудно с точностью определить, с которого именно момента в детском возрасте начинается религиозное развитие, то необходимо заботиться о том, чтобы религиозные влияния начинали действовать на детей как можно раньше, говоря точнее, с самого рождения младенца. Не думайте, что в первоначальном младенческом возрасте ребенок не способен к религиозному развитию: сознание и понятливость в нем начинают обнаруживаться рано. Правда, ребенок долгое время не в состоянии бывает выразить того, что сознается им, ни словом, ни какими-либо мимическими движениями; на опытное наблюдение над детьми показывает, что в очень раннем младенческом возрасте дети привыкают к последовательной смене различных действий и явлений, так что ребенок приобретает достаточный запас знаний и духовного развития к тому времени, когда он начнет говорить. Вот этим-то ранним младенческим возрастом и нужно пользоваться, для того чтобы семена веры Христовой запали в чистую детскую душу. Первоначальные и вместе с тем самые крепкие религиозные влияния, несокрушимые в продолжение всей последующей жизни, дети получают в семье.
Необходимо, чтобы влияние веры и благочестия на детскую душу было особенно живо и сильно, — необходимо, чтобы эти влияние были постоянными спутниками детской жизни. Поэтому родители ребенка должны заботиться о том, чтобы в комнатах, в переднем углу находились святые иконы, перед которыми теплилась бы лампадка, тихий свет которой так умиротворяет и успокаивает душу. Над кроваткой ребенка должна быть икона его Ангела-хранителя. Ребенок должен видеть, как его родители благовестно молятся пред иконами, полагают на себя крестное знамение при начале и окончании дела. Все эти условия для развития религиозности в детях настолько важен, что если ребенок не видит в домашней обстановке ничего такого, что напоминало бы ему о Боге, если в жизни родителей и других членов семьи он не замечает ничего, что выводило бы их из круга обыденных житейских отношений и устремляло помыслы к миру небесному, божественному вечному, то при таких условиях развитие религиозности в детях совершенно невозможно, и дитя может вырасти или равнодушным е религии, или даже совсем не имеющим веры в Бога. При первоначальном религиозном воспитании детей в семье самое важное влияние на ребенка принадлежит его матери. В течение первого года своей жизни ребенку, разумеется, часто, придется быть на руках своей матери или около нее в то время, когда она молится Богу; ребенок неизбежно замечает и от неоднократного повторения постепенно усваивает молитвенное настроение, благоговейно выражающееся на лице матери, запоминает все ее молитвенные действия.

Для успешного и правильного развития религиозности в детях весьма важное значение имеет и общий дух семейной жизни. Этот общий дух семьи должен быть таков, чтобы всех членов ее объединяло и одушевляло чувство любви и чтобы во всех действиях и отношениях домашних господствовали мир и согласие. Этот общий дух должен проникнуть и в детскую душу; любовь к родителям, наполнив сердце ребенка, послужит почвой, на которой вырастет и окрепнет чувство любви и преданности к Богу — Отцу всех людей. Вот почему тяжко грешат те родители, которые в присутствии детей ссорятся между собой, произносят бранные и неприличные слова, грубо и даже жестоко обращаются со своими детьми.

После того, как ребенок начнет говорить, его общее духовное развитие начинает совершаться с особенной быстротой. С этого времени родители должны заботиться о том, чтобы развитие религиозности в детях происходило соответственно их общему развитию. Родители должны сообщать своим детям необходимые сведения о Боге, но в той постепенности, чтобы не сообщать религиозных сведений, не соответствующих возрасту и душевному развитию ребенка. Все первоначальные сведения о Боге должны действовать преимущественно на сердце ребенка, вызывая в нем любовь и преданность Богу.
Достаточно, если ребенок будет знать, что Бог есть Небесный Отец, а все люди-дети Божии, которым Бог дает пищу, свет и тепло, сохраняет их от болезней и несчастий, что Господь наш Иисус Христос пострадал за нас и умер на кресте, чтобы даровать нам любовь Божию и Царство Небесное - сто
Пресвятая Дева Мария есть милосердная матерь всех людей, что у каждого из нас есть Ангел-хранитель. К первоначальным религиозным сведениям должны приурочиваться и необходимые понятия из области нравственности; так, в детях должно существовать живое убеждение, что Бог любит только тех людей, которые любят друг друга и помогают друг другу, что Бог любит правду и ненавидит всякую ложь .

Когда ребенок не только узнает Бога, но и полюбит Его всем сердцем, тогда к нему само собою явится потребность к общению с Богом; естественным последствием такой потребности будет молитва. И родители должны прилагать все заботы и старания свои к тому, чтобы приохотить и научить детей молиться.

«Воспитывайте же, отцы и матери, детей своих так, чтобы они видели в природе не мертвую массу, не бездушный механизм слепых и случайных сил, а одушевленный храм Божий. Старайтесь воспитывать их сообразно с природой и в непосредственном общении с нею; не стыдитесь приучать детей своих к такой жизни, какую вели в деревнях благочестивые отцы и деды наши и не гоняйтесь за теми гнилыми нравами и растленными обычаями, которыми ложная образованность тешит чувственность человека и в то же время губит его физически и духовно. Бог вам в помощь!»

Итак, исследования по решению данной задачи позволяют сделать следующие выводы:

1. Светское воспитание приводит к совершенному неверию.

2. Основательные и обширные научные знания у ребенка не уберегают от соблазнов.

3. Правильное развитие современной жизни может происходить только на основе религии.

4. Воспитание детей в духе Веры Христовой и Благочестия должно начинаться с самой колыбели.

5. Для успешного и правильного развития религиозности в детях очень важен дух семьи, в которой он живет.

2.2. Воспитание с раннего детства богоугодных черт характера

Как только дитя начинает видеть, слышать, осязать и проявлять деятельность других чувств, оно начинает получать впечатления, которые ложатся в основание будущего характера; ни одно ощущение, ни одно желание, как бы оно не было мимолетно, незначительно не остается без следа для нравственной его жизни. Бесчисленные следы этих ощущений, впечатлений составляют основу того нравственного характера, который развивается с раннего детства и достигает зрелости в средние годы. Неужели ребенок в первые недели своей жизни, годы может иметь такие впечатления, которые затем окажут влияние на его дальнейший характер? Да, окажут, считает В.
Зеньковский. С нашей точки зрения, окружающим надо быть очень внимательными и в каждый миг помнить о воспитательном моменте при общении с ребенком.

Мать своей любовью должна окружать ребенка, должна отстранить от него все, что вредно, должна наполнять его душу всем, что в ней есть доброго и благородного. Именно от родителей ребенок познает первые духовные ценности: чуткость, терпение, честность, храбрость и твердость характера, отзывчивость и многие другие богоугодные черты.

Кроме того, одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести.

Человек без совести — язва общества. Где же эти способы воспитания честных людей? На сколько мы знаем, наука и образование не спасают от бесчестных поступков. Говорят: пробудите в человеке гордость и самолюбие, тогда он не позволит себе сделать что-нибудь бесчестное. И зачастую все бывает наоборот: там, где за доброе и истинно-честное дело приходится пострадать и понести унижение и порицание, бегут от него прежде всех люди с сильно развитыми гордостью и самолюбием. Наконец говорят: преподайте детям и юношам твердые правила чести и нравственности, и, без сомнения, из него выйдет честный человек.

Опыт свидетельствует, что самые лучшие мысли, самые полезные сведения и самые строгие правила могут храниться в нашей памяти очень твердо, но также мало могут оказывать влияние на наше сердце и жизнь, как если бы они оставались в книгах, из которых мы их почерпнули. Не то мы видим в христианском воспитании. Там наставления направляются главным образом не на внешние признаки, или принадлежности, а на внутреннее состояние духа, то есть на страдание сердца и совести. Поэтому христианские родители спешат, прежде всего, сообщить детям понятие о том, что грешно, чем прогневается Бог, за что он наказывает грешника и лишает его своей любви и надежды вечного блаженства! Это производит у ребенка (в последствии юноши) невообразимое во всех своих благотворных действиях и последствиях состояние духа, которое называется страхом Божием. Страх Божий называется началом премудрости и представляется как бы неотлучным стражем добродетели: не оскорбляй человека ближнего, и бойся Господа Бога твоего; Пред лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся
Господа Бога твоего. «Без страха Божия, — говорит святой Василий
Великий, — нельзя сделаться ни знающим, ни благородным, ни добрым; в нем ключ ко всему этому». Это чувство, с первых лет жизни возбужденное, постоянно поддерживаемое и постоянно углубляемое, становится тем внутренним стражем души, который один только может охранить ее от всякого порочного и бесчестного дела.

Бог вселяется в душу человека и становится в его совести незримым свидетелем его жизни, помыслов и дел. С Ним, с Богом в совести, человек везде хорош и везде надежен.

Мало знать доброе и желать его; надобно еще иметь силу его достигнуть.

Чем раньше, тем лучше воспитывать человека. Воспитание нужно начинать еще с колыбели. Как можно чаще носит детей к Святому Причащению. Большое влияние на детей имеет частое ношение их в Церковь, прикладывание к святому кресту, Евангелию, иконам. Вообще — все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь ребенка, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть в развивающуюся только душу, чтобы своим дыханием заразить ее.

Под этим видимым охранением есть невидимое: Ангел Хранитель, Господом приставленный к младенцу с самой минуты крещения, блюдет его своим присутствием, невидимо влияет на него и в нужных случаях внушает родителям, что надо сделать с находящимися в опасности ребенком.

У детей скоро обнаруживается смышленость. Она возникает тогда, когда ребенок начинает говорить и растет вместе с усовершенствованием последнего.
Поэтому начать образование ума нужно вместе со словом. Главное, что нужно иметь в виду, это здравые понятия и суждения по началам христианским о всем встречающемся или подлежащем вниманию ребенка: что добро и зло, что хорошо и плохо. Это сделать очень легко посредством обыкновенных разговоров и вопросов. Родители сами говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усваивают себе не только мысли, но даже обороты их речи и манеры. Родители должны всегда, когда говорят, называть вещи собственными их именами.

Дитя многожелательно: все его занимает, все влечет к себе и рождает желания. Не умея различать доброго от злого, ребенок все желает и все, что желает, готов выполнить. Ребенок, предоставленный самому себе, становится неукротимо своевольным. Самое первое, что родители должны сделать, это расположить детей ничего не делать без их позволения.

Отучая от своей воли, надо приучать ребенка делать добро. Для этого родители должны сами показать истинный пример доброй жизни. Дети любоподражательны и рано начинают копировать отца и мать.

Храбрость и твердость характера образуются под влиянием впечатлений, укрепляющих душу, светлых, радостных, под влиянием правильного понимания вещей и их причин, и, под влиянием частых удач, которые развивают в человеке уверенность в своих силах, спокойствие и рассудительность даже при встрече с опасностью. Родители должны помогать ребенку преодолевать препятствия, какими бы трудными они не казались ребенку, умело направлять действия ребенка и учить его самому принимать решения.

Родители должны относиться к ребенку заботливо, но не делать из него предмет обожания, чтобы потом его сердце не наполняло злое чувство зависти и недоброжелательства. Ребенок не должен чувствовать, что его желания для всех закон, которому беспрекословно повинуются все. Ведь если в семье появляется еще один ребенок, для родителей это новый предмет забот и попечений; поневоле им приходится разделять свою любовь и внимание между двумя существами, одинаково дорогими и близкими их сердцу. Ребенку, до сих пор бывшему исключительным предметом внимания теперь кажется, что все окружавшие его значительно охладели к нему. Он огорчен таким положением и не в состоянии приласкать и полюбить своего брата или сестру. Это неминуемо будит в душе ребенка недобрые чувства зависти. Такие родители своей излишней нежностью и баловством развивают в ребенке привычку видеть немедленное и беспрекословное исполнение всех его желаний, и потом начинают ограничивать его желания и требования и выходят из себя, когда избалованный ими ребенок кричит, настаивает на том, к чему он привык, и не может понять, что не все его желания возможно и необходимо исполнять. Чтобы у маленького человека не возникла зависть и недоброжелательность нужно воспитывать его в разумной строгости. Тогда ребенок учится с малых лет понимать нужды окружающих, сочувствовать другим людям и видеть, что не только он может претендовать на внимание.

По природе своей все дети искренни, доверчивы, откровенны, имеют отвращение ко всякой лжи и неправде: они вслух рассуждают, они охотно передают то, что видели, слышали, что случилось с другими и с ними самими.
Им не приходит на ум говорить неправду; если другие в их присутствии говорят известную и понятную им ложь — это их оскорбляет; вся природа их возмущается против неправды; они с негодованием отличают того, кто допустил искажение истины. В детстве каждый ребенок, сказав сознательную ложь, покрывается мучительно краской стыда, испытывает смущение, страх, вину.
Поэтому заботливо нужно охранять чистоту и целомудрие этого чувства в детях; оскорбленное неправдой, оно теряет свою нежность, силу, чуткость и никогда не может быть восстановлено в первоначальной своей чистоте, в душе человека уже не бывает такого сильного протеста против лжи, и чем чаще человеку приходится говорить ложь, тем легче это становится для него.

Значит заботливее всего нужно охранять детей от первой лжи. Иногда родители сами часто подают детям повод сказать первую ложь своей манерой доводить детей до признания в каком-нибудь проступке. Родители делают вид, что еще не знают о проступке своего ребенка и спрашивают: «Кто разбил стекло?» или «Где ты был сейчас?». Эти внушают ребенку мысль, что родители еще не знают о виновнике шалостей и внушают ему соблазнительную надежду утаить от них свой проступок в надежде избавиться от наказания. Ребенок до сих пор не повинный во лжи в этот раз не устоит против соблазна и ответит ложью. Строгий вид, грозный голос родителей, сознание за собой вины приводит ребенка в трепет, от страха он почти невольно прибегает ко лжи как единственному средству спасения.

Иногда родители учат своих детей лжи собственным примером, когда говорят ложь в их присутствии, они спокойно произносят ее, как совершенную истину. Но на ребенка, которому еще не приходилось изменять чувству истины, эта ложь действует поразительным образом: он возмущается ею и никак не может понять, как его мать, учившая его говорить всегда правду, теперь говорит, что ее нет дома, когда оно сидит на кухне. Не нужно наказывать детей за их искренность, откровенность, хоть бы она не нравилась нам, ставила нас в неловкое положение. Не нужно заставлять детей говорить о чувстве радости, любви, благодарности, печали, соболезнование, когда известно, что на самом деле в душе его нет и тени этих чувств; подобное принуждение — это прямое приучение к пустым, хоть и вежливым фразам, приучение к лицемерию и притворству.

Если взглянуть на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, встало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда склоняются его желания. И даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать.
Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку,
— почти на любой аспект нашей современной культуры, — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В нашит дни если мы пытаемся вести христианскую жизнь нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить нашу душу и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинение самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состояния искушения, то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения и вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх
Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?… Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения, его научат многим неправильным точкам зрения и идеям.

Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.

Родители должны следить чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в современном образовании. Родители должны знать какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом Мире — это в различных формах обучение Безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться.

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениями грубого ритма «рока», современной псевдомузыки в той мере в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам
Оптинских старцев, очищает душу и подготавливает ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы, и тем более порнографии.
Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно служить в жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» этого века. Одна из проблем, стоящих перед воспитанием состоит в том, что детям не прививают больше чувство истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают большей возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда мы это замечаем, нам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто восстал против Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

В общем, человек хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в Росси почти всегда имеет религиозное христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в битве против духа мира сего нужно использовать лучшее, что предлагает мир, чтобы пойти дальше. Все лучшее в мире указывает на Бога и Православие.

Поэтому на родителях лежит огромная ответственность в воспитании детей в духе Веры Христовой. Нельзя упускать никаких мелочей в деле воспитания, надо быть другом и помощником ребенку, быть примером, не терять терпения, не уставать объяснять ему, что плохо, а что хорошо.

Итак, на основании исследования, можно сделать нижеследующие выводы:

1. Одна из самых трудных задач в деле воспитания есть раскрытие совести.

2. Воля — это то качество, без которого невозможно достигнуть настоящей веры в Бога.

3. Очень важно в воспитании ребенка сохранить и развить задатки честности с самого раннего детства.

4. Развитие нравственных качеств лежит в основе знания культуры.

5. Основная задача родителей — уберечь ребенка от ненужных и вредных знаний, которые он получает в окружающем мире.

2.3. Воспитание мальчика-христианина

Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. Какие воспитываются нынче у нас мальчики от этого будет зависеть вся судьба державы нашей.

Наивно полагать, что все же наступят такие времена, когда люди перестанут воевать. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего — фундамент характера мальчика. Американский проповедник К.С. Льюис пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без мужества — добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным». Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, — начиная ль спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т.п.), характерными особенностями русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.

Традиционное русское воинство было христианским. И поэтому к мужеству всегда добавлялось еще одно важнейшее личностное качество — это жертвенность. Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, — говорит Господь.

Немаловажным здесь же является воспитание дисциплинированности, послушания и забвения себя, без которых немыслимы ни армия, ни Церковь.
         Но в каждом будущем мужчине должна еще присутствовать интеллигентность в хорошем смысле слова, т.к. грубое спартанское воспитание без этого качества превратит подростка в варвара.

В понятие интеллигент мы включаем сразу несколько составляющих.

Первым является патриотизм, любовь к Родине. Патриотизм — это прежде всего осознание русской земли как совей, это осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние, это осознание себя в диалоге с живой историей земли .

Интеллигентность включает в себя также и близость с природой, чувство своей природы, любовь к ней — как созерцательную, так и деятельную.

Вместе с тем понятно, что интеллигентность — это вовлечение и освоение европейской и мировой культуры в целом. Путь к этому лежит, в том числе через хорошие знания языка, туризм, знание мировой музыкальной культуры, литературы и истории мировых религий.

Так как мальчик — это будущий отец, то он должен обладать качествами присущими главе семейства: трезвым умом, гуманизмом, настойчивостью, справедливостью, добротой и др. Отцовство также предполагает чувство ответственности, жертвенности, строгости, великодушия и трудолюбия.

Кроме того отец молитвенно предстательствует за свою семью перед Богом и понимает очень хорошо, что надо трудиться ради семьи, но храниться она Господом. Он помнит слово Священного Послания: дом беззаконных разорится.
  Чтобы стать настоящим мужчиной, опорой, мальчик должен задумываться над своими поступками с раннего детства, правильно понимать происходящее и формировать свой внутренний мир.

Как известно есть внешнее и внутреннее благочестие. Внешнее благочестие включает в себя известные нормированные типы поведения, принятые в обществе. Однако большая опасность здесь заключается в абсолютизации ценности внешнего, т.е. в эстетстве. В то время как внешнее не существует без внутреннего. Мы часто повторяем с чувством словосочетание
«внутренний мир человека». А между тем ни современная психология, ни этика не знают законов духовной жизни человека.

Основополагающим духовным чувством, которое является верным знаком благочестия, является Божий, как у юноши, так и у девушки. Начало мудрости — страх Господень, — говорит псалом.

Чтобы снять расхожие атеистические суждения, что нельзя строить воспитание на страхе и трепете, — это, как говорит Псалом, лишь начало мудрости, но еще не сама мудрость.

У мальчика должна появиться с детства некая способность «глядения в себя». И это не просто самонаблюдение, а это самонаблюдение в Боге, который, с одной стороны, склоняет к покаянию, а с другой — не дает унывать, но дает благодать, радость и покой.

Русский мальчик должен с детства привыкнуть исповедоваться и советоваться с духовником. Это нормальное духовное отправление. Духовник, зная много лет особенности душевного устроения мальчика (позже юноши) быстро и правильно может распознать истоки того или иного порока, духовного кризиса и т.п.

Жизнь городов — жизнь удаления от природы накладывает на ребенка свою печать. Это нередко формирует некую грациозность, утонченность, женственность, а также отсутствие простоты и мужества.

Кроме того, иногда мальчик нередко воспитывается либо в неполной семье, либо в семье, где он — единственный ребенок. И это тоже довольно часто порождает эгоизм, тщеславие, одиночество, трудность в общении со сверстниками, депрессию, витальную тоску и уныние.

Важнейшим психолингвистическим феноменом всего социального низа, всей сегодняшней российской улицы является матерщина. Употребление матерных слов — это каждый раз нравственный поступок, который имеет не только рациональную, но и духовную природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей.

Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников. Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям...

"Семейно-нравственное воспитание детей

"Семейно-нравственное воспитание детей"...

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО физического ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста....

Особенности развития и воспитания детей с гиперактивностью

Презентация для выступлений педагога-психолога на родительских собраниях в начальной школе....

Сценарий мероприятия по православному воспитанию детей "Рождество Пресвятой Богородицы"

Православные праздники обладают мощным воспитательным потенциалом в развитии духовно-нравственных качеств личности воспитанников:доброты, человеколюбия, честности, порядочности, патриотизма,ценности с...