Путешествие числа 3 в литературе
методическая разработка (1 класс) по теме

Расширить кругозор детей, пополнить словарный запас, вспомнить жанры фольклора,узнать значение числа 3 в сказках, отработать навыки читать скороговрки, а так же научиться находить смысл в пословицах и поговорках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_1_klasse.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в 1 классе

из курса по проектной деятельности «Клуб почемучек»

по теме: «Числа в литературе»

Название  этапа

занятия

Содержание

Цель занятия:

Задачи занятия:

Оборудование:

Ход  занятия:

Расширить кругозор детей, пополнить словарный запас, вспомнить жанры устного народного творчества, узнать значение числа 3 в сказках, отработать навыки читать скороговорки, а также научиться находить смысл в пословицах и поговорках.

Обучающие( регулятивные):

Закрепить умение выстраивать цепь событий в произведениях.

Совершенствовать навыки выразительного чтения.

Совершенствовать умение анализировать произведения разных жанров фольклора.

Воспитательные (коммуникационные):

Устанавливать психологический и эмоциональный контакт с другими учащимися.

Воспитывать положительное отношение к окружающему миру и людям.

Учить детей анализировать свое поведение через поступки литературных героев.

Развивающие (познавательные):

Развивать умение видеть в положительном герои недостатки и объяснять их.

Развивать умение анализировать и сравнивать поступки положительных и отрицательных  героев. Давать им оценку.

Экран, мультимедийный проектор, карта с маршрутом путешествия, листы для работы, медали победителям, цветные карандаши.

1. Организационный момент. ( слайд 1)

      Проверка готовности к работе.

2. Основная часть

2.1. Эмоциональный  настрой.

 -    Посмотрите, ребята, какие необыкновенные вещи лежат у меня на столе. Рассмотрите их  внимательно и скажите, о чем они говорят?

                                                  ( Дети высказывают свои мысли)

2.2. Проверка  домашнего  задания

- Вы, верно определили назначение этих вещей. Может быть они нам помогут вспомнить название проекта, над которым мы с вами работаем?

                                                      ( Как люди научились считать)

- Перечислите, как первобытные люди учились считать?

                               ( они делали насечки на палках, на костях убитых

                               животных, завязывали узелки на веревочках,

                               делали из глины кружки для того, чтобы

                               посчитать количество овец в стаде))

- Сразу ли удалось первобытным людям научиться записывать числа?

                                  ( они делили все  предметы а на две группы:

                                    «один»  или  «много»)

- Как использовали  первобытные люди пальцы?

                             ( один палец обозначал -1 предмет, два – 2

                              предмета, пять пальцев – 5 предметов, а десять

                              пальцев – 1о)

2.2. Знакомство с новой темой

- Верно, каждое число, по словам философа Пифагора, очень важно.

- Сегодня мы отправимся в математическое путешествие,  и гидом будет  число 3.

- Итак, число 3 – магическое, священное, совершенное. Магическое – ( т.е. волшебное) потому, что количество  чудесных превращений  в сказках всегда  три). По словам  Пифагора: « 3 - это, священное число ( так как предстаёт в триедином лице- Отец, сын и святой дух, когда мы произносим молитву, то заканчиваем ее такими словами: Во имя Отца и Сына, и Святого духа )  и является совершенным, т.к. имеет начало, середину и конец и изображают его в виде  треугольника».

- Я предлагаю,  совершить экскурсию по  литературным станциям и выяснить  действительно число 3 – магическим, священным и совершенным в литературе.

- Путешествие начинается. Нас ждет станция «СКАЗКИ»

- Посмотрите внимательно,  вспомните и скажите с каких слов начинается эта сказка,  кто ее автор, и название сказки?

                              ( Три девицы под окном

                                Пряли поздно вечерком) – А.С.Пушкин

                              «Сказка о царе Салтане…»

- Вспомните слова какой сестрицы  пришлись по душе царю Салтану?

                               ( третьей)

-О чем говорила третья сестрица?  

                               ( Она хотела родить богатыря)

- Какая это сказка?

                                 ( волшебная, так как в ней происходят разные

                                 превращения)

- Вспомните какие превращения происходят?  И сколько раз?

                                 ( князь Гвидон трижды превращается в

                                  насекомых: комара, муху и шмеля)

- Ну а сейчас настало время провести литературную игру на знания и внимание. Ваша задача:  послушать отрывок из сказки, назвать автора сказки и название. А помощниками в этой игре будут ребята… ( которые хорошо читают)

        Жили-были на свете три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

       Даже имена у них были одинаковые. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах…

                                      («Три поросенка»)

                                    Сергей Михалков перевел эту сказку с

                                    английского языка)

- Какому поросенку удалось построить самый прочный дом и обхитрить волка?

                                     ( третьему)

- Молодцы!

- Слушайте  другой отрывок.

         Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю и похлебала из средней чашки, а затем взяла самую маленькую ложку и похлебала из самой маленькой чашки…

                                  ( «Три медведя»)

                                   ( Лев Николаевич Толстой)

 -На какой по счету кроватке смогла уснуть Машенька?

                                       ( на третьей)

- Устно хорошо поработали, попробуйте письменно показать свою работу. Вам нужно самостоятельно записать на листочках название сказок, в которых встречается число 3.

- Назовите сказки, которые вы записали.

- Правильно. Но число 3 встречается не только в сказках, но и в стихотворениях.  

-Поэтому нас ждут  на второй станции  «СТИХОТВОРЕНИЯ».

- Многие поэты числу 3 посвятили свои произведения. Давайте их прочитаем. То, которое вам больше понравилось запишите в свои листы.

- Потрудились вы на славу .

  Отдохнуть пришла пора.

  Проведем физкульминутку.

  Вы, готовы, детвора?          (все ребята встают )

Мы писали и устали.

Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали: 1-2-3

Ножками потопали: 1-2-3

И еще потопали и дружней похлопали.

 - Дружно вы хлопали, также дружно продолжаем работу в парах.

-Следующая станция «РЕБУСЫ».

- Ваша задача: разгадать ребусы.

                      ( Проверка: стрижка, штрих, витрина)

- Молодцы. А еще один ребус у вас зашифрован на листах. Самостоятельно его разгадайте  и запишите ответ.

                      ( стриж)

-Говорили все замечательно. Кто-то медленно, кто-то быстро. А вы умеете очень быстро произносить фразы? Поднимите руки, кто умеет. А мы сейчас проверим. Вас ждет станция  «СКОРОГОВОРКИ».  

-  И работать  будем  в группах. Перед вами на экране записаны скороговорки. Ваша задача: прочитай все скороговорки, выбрать ту, которая больше понравилась. Проговорить ее в группе. А затем тот, у кого получается лучше, прогорит скороговорку нам. А мы выявим победителя.

- Молодцы. Поздравляем победителей. И записываем любую скороговорку в листочки.

- Говорить быстро и четко умеете, а теперь нас ждет следующая литературная станция  «ПОСЛОВИЦЫ».

- Нужно не только выразительно прочитать пословицу, но и объяснить ее смысл. Лучшему знатоку пословиц вручаем медаль.

               ( Не узнавай  друга за 3 дня, а узнавай за 3 года)

- Запишите пословицу.

- Путешествие наше продолжается. Станция «ЗАГАДКИ».  А умеете ли вы разгадывать? Сейчас проверим.

- Победителю вручается медаль.

- Молодцы. А еще одна загадка вас ждет на листке. Прочитайте ее. А отгадку вам нужно зарисовать.

- Посмотрите на экран. Такой ли предмет у вас получился?

- Все молодцы. А вот смогут ли ребята победить в самом сложном соревновании? Мы сейчас проверим. Поэтому отправляемся на  необычную станцию «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ».

- Что же такое фразеологизмы?

             ( устойчивые выражения в русском языке)

- Подумайте и объясните друг другу, а потом и всем нам, что означает каждый фразеологизм?

              ( ребята высказывают свое мнение)

-Запишите себе в листочки один фразеологизм.

3.Подведение  итогов

- С каким числом мы сегодня работали?

- Удалось ли нам проверить, что оно является магическим, священным и совершенным?

- А если посмотреть на карту нашего маршрута, то множество станций, которые мы с вами прошли можно назвать одним словом. Каким?

                                                  ( жанры фольклора)

4. Домашнее задание

   У вас на столах лежит цветная бумага. Вам дома нужно аккуратно вырезать магическое  число 3  и приклеить его в центр нашего листа.

И мы посмотрим, у кого же число 3 будет самым магическим и волшебным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в страну Литературию

Этот урок был разработан и  в рамках проведения предметной недели для учащихся 3-4-х классов. Цель урока: расширить знаниялитературных произведений русских и зарубежных детских писателей и привит...

Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Литературию».

«Путешествие в страну  Литературию». Цели: Выявить уровень знаний детской литературы и детских писателей.             Приобщать к жанру устного народ...

Урок по литературному чтению: "Путешествие в древнерусскую литературу"

Урок введения нового знания.Цель урока: Закрепить и обобщить ранее полученные сведения о древнерусской литературе; сформировать у учащихся представление о характере детской литературы в древности; сфо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в страну Литературию"

В данной программе на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей в процессе читательской деятельности. Активное использование методов с...

Конспект игры-занятия "Путешествие в страну Литература"

Конспект занятия  раработан с целью воспитания интереса младших школьников к чтению и литературе. Занятие построено в форме игры-путешествия, что делает его наиболее интересным для детей....

Игра по станциям "Путешествие в страну Литературию"

Методическая разработка игры по станциям в группе продлённого дня....