"Правовой турнир". Командная игра
методическая разработка по теме

Диц Марина Владимировна

 

Правовые знания нужны нам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках истории и обществознания старшеклассники изучали основы права. Для освоения и закрепления материала проводится турнир «Знатоки права», цель которого: формирование правовой культуры подрастающего поколения и изучение прав ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turnir.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРАВОВОЙ ТУРНИР»

Командная игра.

Категория участников: обучающиеся 10 и 11 классов.

Составитель: Диц М.В., социальный педагог.

«Уважение к человеку – вот пробный камень

Если уважение к человеку

 будет заложено в сердцах людей,

они неизбежно придут к созданию такой социальной,

экономической политической системы,

которая сделает это уважение непреложным законом».
                                           Антуан де Сент-Экзюпери

Ход мероприятия

-Добрый день, дорогие друзья! День правовых знаний стал традиционным в нашей школе. Правовые знания нужны нам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейский ситуациях, имеющих юридический смысл. На уроках истории и обществознания вы изучали основы права, и сегодня мы проводим турнир «Знатоки права», цель которого: формирование правовой культуры подрастающего поколения и изучение прав ребенка.

В правовом турнире участвуют команды. Им было дано задание: придумать название своей команде и выбрать капитана.

Представление команд.

I. Конкурс «Разминка»

Каждой команде предлагается  по 5 вопросов. На обдумывание дается 30 секунд.  Наивысший балл - 3. (Оценивается точность и полнота ответа).

Что такое право?

(Право — совокупность установленных государством прав,  регулирующих общественные отношения между людьми.

Назовите основной закон государства.

(Конституция закрепляет основы общественного и государственного строя, основные правила и обязанности граждан, гарантии их прав, систему органов государства, принципы их организации и деятельности.)

Что такое Декларация?

(Правовой документ, имеющий силу рекомендации).

Что такое Конвенция?

еждународное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились).

Что такое преступление?

(Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние.)

Что такое алиби?

(В уголовном процессе — обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если он в момент преступления находился в другом месте.)

Что такое превышение пределов необходимой обороны?

(Превышение имеет место в том случае, если обороняющейся прибегает к такому средству защиты, которое явно не вызывалось ни характером нападения, ни реальной обстановкой, и кончается, как правило, либо убийством нападающего, либо тяжелым ранением его.)

Что такое Устав?

(Установленный организацией, предприятием или государством свод правил, регулирующих деятельность этих организаций и предприятий, определенных сфер управления.)

С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?

(Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления -исполнилось 16 лет. По ряду преступлений закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)

Что такое презумпция невиновности?

(Положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока  его вина не будет доказана в установленном законом порядке.)

II. Конкурс  капитанов  «Юридическая консультация»

Приглашаются капитаны команд, которые исполняют  роль работников юридической консультации. Их задача - дать юридически обоснованный совет, как разрешить ситуацию. За каждую правильную разрешенную ситуацию команды получают по 2 балла.

Ситуация 1. В 1995 г. гражданка С. приватизировала свою однокомнатную квартиру. В 1996 г. она вступила с гражданином Б. в законный брак. В 1997 г. супруги решили расторгнуть брак. Кто имеет право собственности на эту квартиру после расторжения брака? (Гражданка С.)

Ситуация 2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены? (Хулиганство, административное право.)

Ситуация 3. В каких случаях применяется административный арест: за мелкое хулиганство; за злостное хулиганство; за нанесение тяжких телесных повреждений; за кражу имущества; за злостное неповиновение милиционеру? (За мелкое хулиганство.)

Ситуация 4. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, и мальчик, ожидавший приход друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. На суде они подали встречный иск в связи с причинением мужчине тяжких телесных повреждений. Какие преступления были совершены в данной ситуации? Будет ли удовлетворен встречный иск обвиняемого? (Кража, встречный иск удовлетворен не будет.)

III. Конкурс «Права человека»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающихся различных сказочных героев. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено и, закончить фразу.  

За каждую законченную фразу начисляется 1 балл.

Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …..(свободное передвижение)

Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….(личную неприкосновенность).

Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …(неприкосновенность жилища).

Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …(труд).

Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на…(владение имуществом).

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(личную неприкосновенность, или жизнь).

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)

5.  Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но несумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

IV. Блиц-опрос для команд  «Конвенция о правах ребенка»

Командам раздаются бланки с вопросами. Каждый верный ответ 1 балл. 

На какие крупные группы можно разделить международные документы, в том числе о правах человека? Декларации и конвенции

В каком году была принята «Декларация о правах ребенка»? 1959 г.

В каком году была принята «Конвенция о правах ребенка»? 1989 г.

Кем была принята «Конвенция о правах ребенка»? Генеральной Ассамблеей ООН

Когда наша страна ратифицировала «Конвенцию о правах ребенка»? 1990 г.

Сколько статей включает в себя «Конвенция о правах ребенка»? 54

Кто, согласно Конвенции, является ребенком? Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее

Как назывался первый документ, направленный на защиту прав ребенка? Женевская Декларация прав ребенка

С какого момента, согласно Конвенции, ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства? С момента рождения

На кого распространяются права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка? На всех детей без исключения    

В каких случаях, согласно Конвенции, ребенок может быть разлучен с родителями? Когда это противоречит наилучшим интересам ребенка

Кто несет ответственность за образование ребенка? Родители

В каких случаях может быть ограничено право ребенка на свободу выражения мнения? Могут быть только те ограничения, которые  предусмотрены законом и которые необходимы: а) для уважения прав и репутации других лиц или: б) для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья и нравственности населения.

V. Конкурс «Перевертыши».

Мы уже говорили о том, что настоящий детектив должен обладать многими качествами, в том числе и эрудицией. А проверить ее нам поможет конкурс «Перевертыши». Я буду называть название телевизионной передачи с «перевернутым» смыслом, а вы должны написать ее правильное название.

1. «Доброе утро, старушки». («Спокойной ночи, малыши») Честный детектив-лживый преступник,

2. «Из войны людей». («В мире животных».)

3. «Минута Линча». («Час суда».)

4. «Уймись, балалайка ненавистная». («Играй гармонь любимая».)

5. «Мирная Америка». («Криминальная Россия».)

6. «Эпоха лжи». («Момент истины».)

7. «С помощью другого оператора». («Сам себе режиссер».)

Жюри подводит итоги конкурса. Командам предлагается выбрать лучшего игрока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Командная игра " Птицы - наши друзья"

Игра для 2 команд.Для детей  9-10 лет...

Интеллектуальный марафон. Командная игра. 1 класс

Целью данного мероприятия  является выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора одаренных учащихся 1 классов, глубины их знаний по предметам....

командная игра по русским народным сказкам

путешествие по сказкам проходит часто на уроках литературного чтения и на классных часах, но привлечь к игре родителей можно только, если пригласить их на открытый урок....

Командная игра "Космическое путешествие"

Разработка командной игры. Иигра содержит, как интеллектуальные задания, так и физические. Такое разнообразие заданий делает игру увлекательной и доступной всем детям, с разной физической подготовкой ...

Презентация к уроку - олимпиаде "Математический калейдоскоп". Командная игра. 1 класс.

Тема: Сложение и вычитание в пределах 10.Задачи: Совершенствование  вычислительных навыков.1) закреплять знания о составе чисел в пределах 10;2) закреплять понимание смысла действий сложени...

Методическая разработка конспекта занятия по теме "Правовой турнир"

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. За...