Конспект внеклассного занятия с использованием РКМ
план-конспект урока (2 класс) по теме

Гапонова Елена Владимировна

Внеклассное занятиепо теме: Путешествие "Космос 2012" с использованием технологии развития критического мышления. Работа в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_kosmonavtiki_2_klass.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия с использованием технологии развития критического мышления (РКМ)

Тема: Путешествие «Космос 2012»

Цели:

Дидактические:

создание условий для развития умения мыслить логически;

совершенствование мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации;

формирование положительной мотивации и привитие интереса к учению;

расширить познания в области покорения космоса, физических основ космических полетов;

познакомить учащихся с произведением Кира Булычёва «Девочка с Земли»

 Развивающие:  

уточнить и расширить представления учащихся о значении космоса, используя различные приемы критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников.

развитие познавательных способностей: памяти, внимания, мышления; умения точно выполнять полученную инструкцию, работать в группе.

развитие у детей  быстроты реакции, сообразительности, смекалки, воображения, речи.

расширять кругозор, развивать интерес к знаниям.

Воспитательные:

воспитывать конструктивную модель общения с теми, кто «не такой как я».

воспитывать аккуратность, дисциплину, четкость, взаимопомощь, взаимовыручку, уважительное отношение к друг другу.

воспитывать коммуникативные качества учащихся.

Оборудование:

Лист плаката Этнокалендаря с датой 12 апреля

Портрет К.Э.Циолковского

Портрет писателя Кира Булычёва

Фотографии о космосе и космонавтах; плакат с планетами “солнечной системы”;

Музыка группы СПЕЙС «Магический полёт»

Листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры для работы с аппликацией инопланетян

Видеозапись  мультфильма «Тайна третьей планеты»

Отрывки из фантастической повести Кира Булычёва «Девочка с Земли»

Полнометражный мультфильм «Тайна третьей планеты»

Звёзды из цветной бумаги

Оформление:  плакат "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...". (К.Э.Циолковский); выставка творческих работ учащихся:  рисунки «Земля в иллюминаторе».

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Учащиеся сидят по группам 6 человек (4 группу).
I фаза. Вызов.   

На стадии вызова учитель вопросами стимулирует учащегося вспомнить, что ему известно по изучаемой теме, делать предположения:

1). УЧИТЕЛЬ: эпиграф: "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...". (К.Э.Циолковский)

- Кто такой Константин Эдуардович Циолковский?

- Как вы понимаете слова этого высказывания?

- Выскажите ваши предположения, какой теме будет посвящено наше занятие?

- Что вы знаете об этом празднике?

(- Какой всенародный праздник отмечает наша страна 12 апреля?)

(- Почему именно в этот день празднуется День космонавтики?)

(- Что вы знаете о первом полёте человека в космос?)

УЧИТЕЛЬ: - Многие люди из разных стран мира стремились в космос. Но первым в космос полетел гражданин нашей страны!

- Почему полёт Юрия Алексеевича Гагарина стал важнейшим событием для всех жителей планеты?

- РАБОТА С ЭТНОКАЛЕНДАРЁМ.

УЧИТЕЛЬ: В Москве установлен памятник первому космонавту Ю.А.Гагарину. 108 минут, проведённые Ю.А.Гагариным в космосе, открыли дорогу другим исследователям космического пространства. С тех пор в космосе успело побывать более 450 человек из разных стран мира (причём каждый десятый космонавт  - женщина)

- Кто первой из женщин полетел в космос?

2). - А зачем люди исследуют космос?

УЧИТЕЛЬ: Исследование космоса помогает человеку жить на планете: благодаря специальной аппаратуре, установленной на орбите, учёные могут предсказывать погоду, расширять свои представления о рельефе местности и состоянии атмосферы, отыскивать полезные ископаемые. Без космических полётов и исследований люди вряд ли могли так свободно говорить по мобильным телефонам, смотреть телевизор и даже ориентироваться на улицах города (система спутниковых навигаторов). Иными словами, человек с помощью полётов в космос ищет более эффективные пути решения земных проблем.

- Я предлагаю вам совершить условный полёт, увлекательное путешествие « Космос 2009» и представить, а как бы вы повели себя при встрече с инопланетными жителями.  Во время путешествия очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, умению работать в команде, прислушиваться к мнению товарищей.

- Капитаны представьте свои экипажи нашим гостям.

3). РАБОТА В ГРУППАХ. Задание № 1.

- Капитаны получите  конверты с заданиями.

- Посовещайтесь и напишите ответы на вопросы.

См. Приложение 1.

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ОТВЕТЫ.

Вывод: Мы выслушали представителей экипажей. И ещё очень важно, чтобы вы помнили, что без дружбы, взаимопонимания и взаимовыручки вам не обойтись в путешествии.

II фаза. Реализация.(Осмысление)   

4). УЧИТЕЛЬ: Космические полёты помогают раскрыть тайны Вселенной. Многие из россиян верят, что исследования, проводимые лётчиками – космонавтами, позволят понять: а есть ли разумная жизнь на других планетах?

- Очень часто писатели обращали своё внимание к теме космоса. И один из них Кир Булычёв. (Игорь Всеволодович Можейко) (18.10.1934 — 5.09.2003). Родился в Москве. Начал писать фантастику в 1965 году, в то время, когда ваши мамы и папы были такими, как вы сейчас. Кир Булычёв переводил на русский язык фантастические произведения американских писателей.

Фантастика (греч. phantastike — искусство воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел от изображения странно-необычных, неправдоподобных явлений простирается до создания особого — вымышленного, нереального, “чудесного мира”

По его сценариям, были сняты художественные фильмы , в том числе фильм «Гостья из будущего» и  мультфильм «Тайна третьей планеты».

5). РАБОТА В ГРУППАХ. Задание № 2.

Смысловая стадия. Каждая  группа получает тексты и конверт с вопросами. Дети читают текст 2-3 минуты.

-  Прочитайте тексты на карточках. Это отрывки из фантастической повести Кира Булычёва «Девочка с Земли».
- Перечитайте текст, ответ на  вопрос подчеркните  простым карандашом. На эту работу вам всего 1 минута.
- Искать нужную информацию в одиночку сложно и поэтому я предлагаю вам посоветоваться с товарищами по команде.

Смотри: Приложение 2

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ОТВЕТЫ.

Вывод: Мы послушали, как странно и по – разному выглядят инопланетные существа.

- Кого или что напоминают эти существа? (животных и человека)

- А все ли люди выглядят одинаково?

- Каждый человек индивидуален, не похож ни на кого другого.

- Какие чувства рождаются у вас при встрече необычного человека или странного  существа? (страх, интерес, любопытство, чувство опасности)

- Человек устроен так, что всё что ему неизвестно, непонятно, непохоже на него, он считает «чужим», а всё «чужое», в свою очередь, воспринимается как «страшное» и «несущее угрозу».

- Объясните, как люди должны поступать в повседневной жизни, в общении с другими людьми, которых считают «чужими», то есть непохожими на них?

- Пригодятся ли Вам эти качества при общении с инопланетными жителями?

6). УЧИТЕЛЬ: - А теперь давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Тайна третьей планеты» и проверим свои предположения. (5 минут)

- Все исследователи космоса должны всегда поддерживать физическую форму. Давайте и мы с вами проведём физкультминутку под музыку группу Спейс. Композиция называется  «Магический полёт»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

7). - А как вы представляете себе инопланетного жителя?

РАБОТА В ГРУППАХ. Задание № 3.

- Перед вами силуэт инопланетного жителя.

См. Приложение 3.

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ.

(Два варианта: «плохой – хороший»)

Вывод:

1 вариант:  Приятен ли вам образ инопланетного существа? Обоснуйте свой ответ.

2 вариант: Они все такие приятные, но почему же большинство землян представляют себе инопланетян злобными, агрессивными, страшными, бесчувственными существами, которые ненавидят людей, готовы уничтожить нашу планету или использовать её для каких – то своих целей?

III фаза. Рефликсия. (Размышление)

На стадии размышления учащиеся возвращаются к первоначальным записям, вносят изменения, дополнения, выполняют творческие практические задания на основе изученной информации. Дети пишут синквейн, затем представляют свои работы.

8). - Представьте, что вы встретили инопланетного жителя. Как вы поведёте себя при встречи с ним?

- Помогут ли вам в повседневной жизни, полученные в путешествии знания? (инопланет. + люди)

9). УЧИТЕЛЬ: Наша планета Земля – мельчайшая частица Вселенной. Прочитайте эпиграф к нашему занятию. ("Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели...".)

- Люди мечтают ещё лучше изучить космическое пространство, встретить инопланетного жителя и сделать открытие.

- Сегодня каждому из вас представиться возможность открыть свою звезду в нашей Галактике.

- Возьмите звезду и напишите синквейн. Тему вы можете выбрать пожеланию: "Космос", "Инопланетянин", "Дружба", "Земля", "Доброта", "Урок".

- В работе над синквейном Вам поможет музыка.

Приложение 4.

  ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТЫ ГРУПП. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ КОММЕНТИРУЕТ ИЗОБРАЖЕНИЕ. (4 СИНКВЕЙНА)

- Капитаны соберите синквейны и прикрепите к доске Новые звёзды в космическом пространстве.

- Синквейны всех участников полёта вы сможете прочитать на перемене.

- Вы молодцы!!!

10). Итог урока.

- Какое необычное название носит наша гимназия?

- Как вы думаете, а почему такое название дано гимназии?

- Знания, полученные в нашей гимназии – это первая ступень изучения ни только нашей планеты Земля, но и всей Вселенной!

- Спасибо всем за участие в путешествии!!!

- Каждый участник путешествия получает СЕРТИФИКАТ. - Капитаны раздайте своим экипажам Сертификаты.

Приложение 1.

Задание № 1.

Посовещайтесь и напишите ответы на вопросы:

1). С какой целью вы хотите слетать в космос? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2). Без чего бы вы не могли обойтись в космосе? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3). Что бы вы обязательно взяли с собой
? (Комнатный цветок, своих домашних животных, любимую книгу и прочее) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Задание № 2.

        Профессор поднял голову и увидел своего старого друга, космического

археолога Громозеку с планеты Чумароз. Громозека был ростом со слона, у

него было восемь глаз и восемь щупальцев. Усеянная острыми зубами пасть

была больше, чем у бегемота.

Вопрос: Как выглядит Громозека?

_______________________________________________________________________

Задание № 2.

    Как только "Пегас" опустился на космодроме планеты Блук, к нему подкатил автомобиль, в котором сидели два полицейских ушана. Ушанами называют жителей Блука. У них такие большие и подвижные уши, что они могут обмахиваться ими в жаркую погоду и даже ложиться на одно ухо как на подушку и накрываться другим как пледом.

Вопрос: Как выглядит ушан?

_______________________________________________________________________

Задание № 2.

    Вдруг к Алисе бросилось странное существо - это был пушистый красный шар,

который бегал на палочках как будто на паучьих ножках. Вдогонку за шариком

быстро ползла двухголовая змея.

  Красный шар подбежал к Алисе, прижался к ее ногам и стал ярко-желтым.

  - Что это такое? - спросил Селезнев у змеи.

  - Это индикатор, - ответила змея. - У нас их на планете пруд пруди. Они

меняют цвет в зависимости от настроения.

Вопрос: Как выглядит индикатор?

_______________________________________________________________________

Задание № 2.

- Это не корова, а склисс! - заметил маленький ушанчик.

- А чем склисс отличается от коровы? - спросила Алиса.

- Ничем особенным, - ответил ушанчик и кинул в корову камешком.

  Корова замычала и раскрыла большие совершенно прозрачные, как у стрекозы,

крылья. Они раньше были прижаты к ее бокам и их не было видно. Взмахнув

крыльями, склисс медленно поднялся в воздух и опустился сверху на открытый катер, в котором сидел Зеленый.

Вопрос: Как выглядит склисс?

Приложение 3.

Задание № 3.

Посовещайтесь и напишите ответы на вопросы:

- С какой планеты он прилетел? ___________________________________________________

- Как зовут вашего инопланетянина? _______________________________________________

- Какой характер у вашего инопланетянина? ________________________________________

- Дорисуйте инопланетного жителя.

- Как повёл бы себя инопланетянин, если бы оказался на планете Земля? ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное бинарное внеклассное занятие с использованием межпредметных связей «Курить- здоровью вредить»

Перед  начальной общеобразовательной  школой  сегодня встала важная проблема: организация образовательного процесса  с учётом всех норм и правил, которые способствуют сохранению и ...

Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...

Конспект внеклассного занятия по теме: «Ступеньки безопасности» с использованием мобильного класса

Данное внеклассное занятие способствует  закреплению правил поведения учащихся на улице и дорогах; в школе;  развитию интереса к изучению «дорожной грамоты»; воспитанию умения са...

Внеклассное занятие с использованием лего-конструктора «Удивительное рядом» 2 класс

Предлагаю вам просмотреть занятие с использованием лего-конструктора. Дети были в восторге!Хочется, как всегда, сделать что-то новенькое, необычное, удивительное. Идею мне подкинула моя дочь...

«Внеурочное (внеклассное) занятие с использованием ИКТ» «Поговорим о доброте»

Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнован...

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года

Конспект внеклассного занятия ТЕМА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ: Герои отечественной войны 1812 года...