Интегрированное бинарное внеклассное занятие с использованием межпредметных связей «Курить- здоровью вредить»
материал (2 класс) на тему

Перед  начальной общеобразовательной  школой  сегодня встала важная проблема: организация образовательного процесса  с учётом всех норм и правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

   Тема занятия выбрана в целях углубления и расширения знаний обучающихся начальных классов о вреде курения, т.к.  именно в данном возрасте  у ребёнка закладываются основные навыки  по формированию здорового образа жизни. В содержании занятия отражены  темы следующих учебных дисциплин: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc.doc42.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon tezisy._doc.doc55 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное бинарное   внеклассное  занятие

с использованием межпредметных связей

«Курить- здоровью вредить»

                                                                                                                                                             

                                                                                                      Марфель М.Л.,

учитель начальных классов

                                                                                                              МКОУ «СОШ пгт.Нема»                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                Семёнова Н.В.,

 учитель начальных классов

                                                                                                                 МКОУ «СОШ пгт.Нема»

                                                     Конспект занятия.

                            Курить - здоровью вредить.

1.Оргмомент.  1) Гимнастика для глаз.

        Рисуй глазами треугольник.

        Теперь его переверни вершиной вниз.

        И вновь глазами ты по периметру веди.

        Рисуй восьмёрку вертикально.

        Ты головою не крути,

        А лишь глазами осторожно

        Ты  вдоль по линии веди

        И на бочок её клади.

        Теперь следи горизонтально,

        И в центре ты остановись.

        Зажмурься крепко, не ленись.

        Глаза открываем мы наконец.

        Зарядка окончилась. Ты- молодец!

       

                  2) Это всем, друзья  известно

                       Чтобы было интересно

                       Чтоб на занятии не скучать

                       Нужно дружно отвечать!

       2. Целеполагание и мотивация. Наше занятие мы начинаем с просмотра  фрагмента  мультфильма.  Смотрите внимательно, мы не раз будем обращаться к этому фрагменту в течение занятия.

            Скажите, о какой  вредной привычке пойдёт речь на занятии. (Просмотр м/ф 5серия, вступление).

 = Правильно, о  курении.

       Тема занятия «Курить - здоровью вредить.»

          К концу занятия  мы с вами должны объяснить не только Волку, но и всем окружающим, а также  самим себе,  почему  «Курить -здоровью  вредить»?  (Слайд 1) .

    Что вы уже знаете о курении? Откуда вы об этом узнали? Что бы вы ещё   хотели узнать?

 3. Основная часть.  А с чего же начиналось? Как вы думаете, откуда взялся табак? Прочитайте текст.  (Приложение 1)    Что нового узнали? (выслушиваются ответы детей).

        Какие же вещества входят в состав табачного дыма? (выслушать ответы) (слайд 2)

  В состав табачного дыма входят:

  • никотин –основной яд, он вызывает привыкание;
  • смолы – общее название веществ, которые возникают при горении табака;
  • угарный газ – один из ядов, который содержится в табачном дыме.

 Горящая сигарета – это настоящая химическая фабрика, производящая более 4 тысяч различных химических веществ. Самое ядовитое вещество-никотин.

           Что происходит с курильщиком?

   Вернёмся к  мультфильму. Вспомните, что произошло с Волком, когда он закурил 10 сигарет?

          На что влияет курение? (таблица «Внутренние органы»)- прикрепить сигарету к органам на таблице.

     При курении сначала повреждаются  все отделы дыхательного пути, со слюной яд поступает в желудок, кровью разносится по всему организму. По типу «немедленного воздействия» отравляющие вещества влияют на клетки головного мозга, отрицательно сказываются на коже, костях, хрупкой  хрящевой ткани, в особенности позвоночника. Итак,  курение влияет  на внутренние органы.  

    А как вы думаете, отражается ли курение на внешнем  виде человека?

 Конечно, у курильщика независимо от качества сигарет, очень сильно изменяется  и внешний вид. Кожа становится тонкой, морщинистой, дряблой. Ногти - ломкими. Курящий человек мог быть  на 3-4 см выше, если бы не курил. Изменяются  не в лучшую сторону  волосы. Очень рано гниют и выпадают зубы. У курящего человека  всегда плохо пахнет изо рта и не помогают ни жвачки, ни зубная паста.        

        К чему приводит курение?  

Болезни, возникающей от курения, не существует. Но продукты курения ведут к развитию серьёзных заболеваний.

   Какие заболевания вызывает  курение? (слайд 3)

  • Рак лёгких  -в 20раз чаще, чем у некурящих
  • Опухоль почек- в 5 раз чаще, чем у некурящих
  • Болезни сердца (Инфаркт)
  • Бронхит
  • Туберкулёз
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – в 2-3 раза чаще, чем у некурящих.

По данным статистики, курение сокращает жизнь человека в среднем на 8 лет.

Но,  несмотря на всё это,  многие люди курят. Почему?  (Карточки перевёрнутые)

 = зависимость (привыкание)

= казаться взрослым

= попробовать, что это такое? (интерес)

= привлечение внимания к себе

Бросить бывает трудно, а иногда и невозможно. Наиболее разумным  будет - лучше не начинать курить вообще.

   Ф/М  Проведём дыхательную гимнастику. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Они стимулируют работу сердца, головного мозга и нервной системы. Очень необходимы тем, кто часто болеет простудными заболеваниями.

    Дыхательная гимнастика

1. «Часики»  и.п. стоя.. ноги расставить,  руки опустить. Размахивать руками – вперёд, назад, говорить тик-так .

2.«Надуй шарик» Широко развести руки в стороны-  глубокий вдох. Медленно сводим руки, соединяя перед грудью, шарик сдувается произносим «Ф-Ф-Ф».Шарик лопнул- хлопок в ладоши –«Ш-Ш-Ш»

3.«Рубка дров»  и.п.-о.с.   Изобразить рубку дров. Поднять руки –вдох. Опустить руки-выдох, произнося  «Ух-хх! Ух-хх!»

    Существуют высказывания о вреде курения. Но многие люди считают, что курение приносит пользу.

 (Работа в 4 группах) Дети 1 и 3 группы: найдите и отметьте  любым значком  высказывания о вреде курения.   Дети 2 и 4 группы: найдите и отметьте любым значком высказывания    о «пользе» (приложение 3)

Проверка.

Мы говорили с вами об активном курении. А какой вид курения ещё существует? Прочитайте рассказ и найдите слово, которое  обозначает ещё один вид курения.

(Работа в 4 группах) Чтение рассказа про  Аллу и Стасика.

             Чем вредно пассивное курение?

         Кто из героев мультфильма является активным курильщиком, а кто пассивным? Что нужно сделать, чтобы избежать пассивного курения?

          А вы знаете, что в некоторых местах вообще запрещается курить и вешается вот такой знак (показ знака на доску). В каких местах можно его встретить?  (в общественных местах, в лифте, транспорте, кинотеатре, самолёте).

        Практическая работа.  Есть ли семьи, в которых не курят вообще? Замечательно. А   у кого хотя бы один из родителей курит?  Задумывались ли вы, сколько денег уходит  на сигареты из семейного бюджета?

        Давайте посчитаем. Работа в  паре. Посчитайте, сколько стоит курение одной пачки сигарет ежедневно в течение года. Сколько стоит  в среднем 1 пачка сигарет? Сколько дней в году?  (самостоятельное решение задачи)

 Например, 10рублей х 365 дней= 3650рублей.

( 12руб х365д =4380 руб;  20руб х365=7300руб)

 Проверка: ответы детей записать на доску А  на что можно потратить такую  сумму? (высказывания детей)

     Какие меры могли бы вы предложить, чтобы избавиться от этой вредной привычки?  (высказывания детей; затем  показать слайд 4)

  • Запрет на  рекламу табачной продукции
  • Штраф за курение на улице
  • Не продвигают по службе
  • Увольнение с работы
  • Ежемесячная премия некурящим сотрудникам

Какой из этих методов может быть самым эффективным? Правильно, последний.

Для предотвращения  распространения массового  как активного и пассивного курения  17 ноября каждого года проходит Международный день отказа от курения (слайд 5)

3.  Каков же смысл заложен  в поговорке «Курить- здоровью вредить»?

Как бы вы объяснили это Волку, себе  и всем окружающим?

 Что нового узнали на занятии?  Где вы можете рассказать об этом?

4. Рефлексия.  Кто ещё не убедился, что курить вредно и хочет попробовать покурить -прикрепит на дерево решений сигарету, а кто понял, что курить вредно и никогда не будет курить –яблочко      

    (выходят по группам и прикрепляют на доску)

Д/З : нарисовать рисунок, плакат «о вреде курения» ( можно в группе, паре)



Предварительный просмотр:

                                                                                                   Приложение 1.   

               

                                                            История возникновения табака.

         История возникновения табака очень давняя. Табак –это однолетнее растение, которое встречается в виде кустов. Издавна произрастал на американском континенте , в Китае,  Индии, Персии. Американские  индейцы в  культовых  ритуалах для «повышения настроения» вдыхали дым от горящих сухих листьев табака, которые сворачивали в трубочки –сигары. Некоторые индейцы помещали эти листья в специальные сосуды, которые называли «табако». Курить трубку могли только вожди, старейшины и колдуны племени. Во время культовых обрядов накурившиеся впадали в возбуждённое состояние, могли видеть грёзы, их сознание менялось. Индейцы вкладывали в этот ритуал особый смысл, отсюда и пошло название «трубка мира».

           В 15 веке Христофор Колумб  завёз семена табака в Испанию. К концу 16 века курение проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию, Голландию. Так это растение начало своё победоносное шествие по странам и континентам. Во Франции его подарили королеве, которая страдала приступами головной боли. Она измельчала его и нюхала. Это на некоторое время приносило ей облегчение. В честь человека, который посоветовал ей это, Жана Нико, средство назвали никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие  сменилось его  преследованием. В Россию табак был завезён англичанами и немцами в начале 17века. Курение и нюхание табака жестоко преследовалось  и наказывалось. Даже применялась смертная казнь.  А с приходом Петра 1 был отменён запрет на курение. Так постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят  вещества, способные вызвать  зависимость от него.



Предварительный просмотр:

Интегрированное бинарное   внеклассное  занятие

с использованием межпредметных связей

«Курить- здоровью вредить»

                                                                                                                                                             

                                                                                                      Марфель М.Л.,

учитель начальных классов

                                                                                                              МКОУ «СОШ пгт.Нема»                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                Семёнова Н.В.,

 учитель начальных классов

                                                                                                                 МКОУ «СОШ пгт.Нема»

                                                                                                                                                                                                           

                             Обоснование актуальности  и замысла занятия.

    Перед  начальной общеобразовательной  школой  сегодня встала важная проблема: организация образовательного процесса  с учётом всех норм и правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

   Тема занятия выбрана в целях углубления и расширения знаний обучающихся начальных классов о вреде курения, т.к.  именно в данном возрасте  у ребёнка закладываются основные навыки  по формированию здорового образа жизни. В содержании занятия отражены  темы следующих учебных дисциплин:

Предмет

Тема

1.

Окружающий мир

Вредные привычки, их влияние на человека. Профилактика вредных привычек.

2.

Основы развития двигательной активности

Мир движений и здоровья

3.

Математика

Умножение трёхзначного числа на двузначное число.

   Занятие позволяет:

  • формировать представление об активном и пассивном курении, вреде курения;
  • формировать коммуникативные умения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

     Данное занятие является  первым  в разделе «Что вредит здоровью человека» программы «Ступеньки здоровья».

    Занятие является интегрированным бинарным занятием с использованием межпредметных связей и пластообразной структурой интеграции учебного материала   предметов «Окружающий мир», «Основы развития двигательной активности», «Математика». На занятии реализуются следующие принципы:    

  • природосообразности и возрастной периодизации,
  • культуросообразности,  
  • открытости образования,
  • креативности .

Для данного занятия характерна слабая степень интеграции, ближе к средней, т.к. присутствует горизонтальный  тематизм. В процессе занятия произошло включение всех анализаторов: зрительных, слуховых,  двигательных, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребёнком окружающей действительности. Дидактический материал разных предметов согласован так, что позволяет создать у детей единое представление о проблеме. Данное занятие направлено на получение личностных результатов детей: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, а также негативное отношение к курению.

                                 Технологическая карта занятия.

    Тема: «Курить - здоровью вредить»

    Тип: внеклассное занятие

   Форма: интегрированное внеклассное занятие

   Дидактическая цель: создать условия  для  расширения и углубления знаний о здоровье и здоровом образе жизни  посредством интеграции содержания предметов «Окружающий мир», «Основы развития двигательной активности», «Математика».

    Задачи:

  • образовательные: формировать представление об активном и пассивном курении, необходимости дыхательной зарядки;
  • развивающие: развивать внимание, устную речь, коммуникативные умения,  познавательный интерес, координацию  движений;
  • воспитательные: воспитывать потребность к сохранению и укреплению собственного здоровья.

   Форма организации познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • парная.

   Основные методы: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.

    Приёмы: просмотр фрагмента мультфильма, сообщение, практическая работа

     Ресурсное обеспечение:

  • Мультфильм «Ну, погоди!» (Фрагмент,    5 серия)
  •  Презентация «Курить-здоровью вредить»
  • Карточки с текстом «История возникновения табака»
  • Таблица «Внутренние органы человека»
  • Картинка  «Табак»
  • Раздаточный материал для рефлексии :  рисунок сигареты и яблока
  • Карточки  для практической работы

№ п/п

Структурные компоненты занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

Создаёт доброжелате-льную атмосферу, настраивает на урок за счёт использования  приёма: просмотр фрагмента мультфильма«Ну, погоди!»

Настраиваются на совместную и продуктивную работу.

2.

Целеполагание  и мотивация.

Вводит в тему занятия,  ответив на проблемный вопрос.

Предлагает сформулировать тему и цели.

Пытаются определить тему и цели занятия, отвечая на вопросы учителя.

3.

Основная часть.

а) фронтальная беседа;

б) сообщение   нового материала;

в) фронтальная беседа;

г)физкультминутка



д)  практическая работа в группах;




 

Задаёт вопросы по данной         теме

Задаёт вопросы по прочитанному тексту.


Разучивает дыхательные упражнения.

Предлагает на карточках высказывания о вреде  и о  «пользе» курения.

Предлагает математическую задачу.

Отвечают на заданные вопросы, делают выводы.

 Индивидуально читают текст. Отвечают на вопросы.

  Выполняют дыхательную гимнастику.

Выбирают нужную информацию

Отчитываются  по данной проблеме.

 Решают задачу в паре.





4.

Итог занятия.

Возвращает детей к вопросу, поставленно-му в начале занятия.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

5.

Рефлексия.

Предлагает прикрепить на дерево решений яблоко или сигарету.

Делают для себя вывод.

Выводы об эффективности занятия.

        Таким образом:

  • занятие даёт возможность учащимся наглядно убедиться в том, что курение наносит вред здоровью человека, в необходимости  дыхательной зарядки через интеграцию содержания учебных предметов «Окружающий мир», «Основы развития двигательной активности», «Математика»;
  •  познавательный материал  помогает  использовать полученные знания в ходе практической деятельности;
  • активизирует познавательную деятельность и  формирует компетентности учащихся. Этому способствует использование  элементов частично- поискового обучения, групповой формы познавательной деятельности, включение всех  анализаторов восприятия учебного материала;
  • благодаря практической значимости изучаемого материала повышает учебную мотивацию учащихся.

                                                 Литература.

1.Обухова Л.А., Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие.-М.:ТЦ «Сфера»,2001.

2. Обухова Л.А..Новые  135 уроков здоровья, или Школа докторов природы

             (1-4 классы).-М.:ВАКО,2011.-288с.

3.Семёнова Н.И. Неболейка- 3-е  изд.М.:АДП,1997

4. «Завуч начальной школы» №7,2008

5. «Начальная школа.1сентября» №4,2009- с.9-12

6.  «Начальная школа.1сентября» №1,2010 -с.20-22




Предварительный просмотр:

                                                                                                      Приложение 2.

      Высказывания  о вреде и  о «пользе»   курения.

  • Курение сокращает жизнь.
  • Никотин- это слабый наркотик и, привыкая к нему, с каждым годом будет всё труднее избавиться.
  • Курильщик  чаще других болеет туберкулёзом и подвержен такому заболеванию как рак лёгких.
  • Курящий человек страдает одышкой, его мучает кашель, тошнота, головокружение.
  • У курящих людей снижается память, умственные способности, человек может стать нетрудоспособным.
  • Курящие ученики отстают в учёбе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми, недисциплинированными.
  • Курящий человек становится заторможенным, у него часто болят суставы, появляется ломота в мышцах.
  • Курящая женщина может родить ребёнка инвалида (урода)
  • У курящих семей может не быть детей.
  • Дети курящих мам отстают в умственном и физическом  развитии.
  • От курения портятся зубы, кожа лица приобретает землистый цвет.
  • Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру.
  • Курево успокаивает нервы.
  • На морозе сигарета согревает.
  • Никотин (табак) применяют в парфюмерной промышленности.
  • Курение позволяет быть «продвинутым»



Предварительный просмотр:

                                                                                                              Приложение 3.

Алла, Света и Стасик сидели на лавочке во дворе и смотрели новую книжку, которую принёс Стасик. Её только сегодня купили. Книжка была о динозаврах, красивая, с картинками. Алла была младшей сестрой Светы. Она сидела с краю, и ей было плохо видно. Вдруг она сказала: «Почему так плохо пахнет? У меня даже глаза защипало!» Света со Стасиком подняли голову, оторвавшись от замечательных рисунков, и обнаружили, что рядом с ними на лавочке  присели незнакомые мужчины. Они разговаривали, разглядывая какие-то документы, и курили. На детей  они не обращали никакого внимания. Стасик предложил перейти на другую лавочку, которая стояла на солнцепёке и пустовала. Алла спросила: « Почему мы ушли с той лавочки? Ведь мы первыми её заняли».  Стасик объяснил, что дым сигарет не просто плохо пахнет – он содержит яды. Пассивное курение опасно. Дети могут попросить взрослых не курить или отойти в сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Курить - здоровью вредить!"

Цель: продолжить разговор с детьми о вредной привычке – курении; учить делать выбор и его обосновывать; расширять знания учащихся о вреде курения; учить говорить «нет». В классном часе я использ...

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

Родительское собрание на тему "Курить — здоровью вредить"

Категория слушателей: родители учащихся 4-х классов.Участники собрания: классный руководитель, психолог, врач-нарколог.Форма проведения: ролевая игра, тренинг, беседа.Цель: информировать родител...

Курить - здоровью вредить

Агитбригада по здоровому образу жизни. Команда участвовала в соревновании классов свободных от курения...

Классный час "Курить-здоровью вредить" для учащихся 2 класса

Итоговый классный час по профилактике табакокурения. Содержит  театрализованную постановку (сценка). Требует подготовки наглядности и репетиций для артистов. ...

Курить - здоровью вредить

:В наше время в России курит каждый второй мальчик и каждая четвёртая девочка. Среди взрослых курят около 17 миллионов мужчин и 5,5 миллионов женщин. Однако известно, что почти четверть случаев ишемич...

Беседа с элементами инсценировки о вреде курения «Курить – здоровью вредить»

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни.Задачи:1.                   Способствовать формированию знани...