Конспекты уроков ОРКСЭ
план-конспект урока (4 класс) по теме

Чумарева Марина Владимировна

Разработки уроков по светской этике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobra.doc68 КБ
Microsoft Office document icon sovest_1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: «Добро и зло»

Класс: 4

Цель урока: создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла

Задачи урока

в области ценностей:

ученики научатся совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

в области опыта:

ученики приобретут опыт коммуникативной деятельности, совершенствуют  умения работать в группе, не нарушая принципов толерантности;

в области знаний:

ученики смогут дать определение добра и зла ; какие качества необходимы добродетельному человеку, как приобрести  эти качества;

 в области умений и навыков:

ученики научатся коллективно определять качества добродетельного человека,  смогут сформулировать правила мудрости, т.е. правила, как стать добродетельным человеком;

индивидуально  найти и назвать особенности  добродетельных поступков. 

Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия.

                                                  Ход урока

Организация деятельности учащихся.

   В жизни по-разному можно жить –  

                    Можно в беде, а можно в радости.

                    Вовремя есть, вовремя пить,

                    Вовремя делать гадости.

                   А можно так:

                   На рассвете встать –

                   И, помышляя о чуде,

                   Рукой, обожженною, солнце достать

                   И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

Сообщение темы урока.

Прочитайте эпиграфы на доске.

Эпиграфы:

 

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

 

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

Подготовка к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

 

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так  есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Тема добра и зла звучит даже в  сказках.  И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.

Выход на определение (понимание детьми этих определений)

 Как вы понимаете понятие «Добро»?

Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта,  добрый)

Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Закрепление понятий. Работа в группах.

Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жанне его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»   В.Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)

Колотил да колотил

 

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка «Лиса и журавль»)

Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

Перед вами карточки с качествами человека. Нам необходимо распределить их на две группы

Качества- «помощники» добра.

Качества- «помощники» зла.

Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»

Мужество, честь, хвастливость,  жестокость, скромность, милосердие, совесть трусость, зависть, жадность, честность,  тактичность, болтливость,  правдивость, хитрость,  бестактность, лживость,  малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением,  трудом, верой в победу над злом.

Перед вами карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:

 

- «Ни один …. человек не бывает счастлив»

Ювенал

 

- «Жизнь …. людей полна тревог»

Д.Дидро

 

- «Добро помни, а … забывай»

Пословица

 

- « Не делай … , не то на зло нарвешься»

Восточная мудрость

 

- « Если не хочешь знать страха, не делай …»

Кабус

Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.

Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно

 входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.

 Поэт Б.Заходер рассказал об этом в стихотворении

 «Мы – друзья»

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый,

Я – худой.

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём.

Даже вместе…

Отстаём!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был.

Помнишь, Петя?

Что – то, Вова,

Позабыл.

И я забыл!

Ну не важно! Дрались честно.

Как положено друзьям!

Я как стукну!

Я как тресну!

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

– Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя.

Правильно ли вели себя ребята?

К чему могла бы привести такая ссора?

Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Правильно, ребята, если бы люди старались делать добро друг другу, то не было бы печали, горя, а слезы бы лились от радости и счастья.

Анкетирование.

Может  ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

Любите ли вы злые шутки?

Вы злопамятны?

Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

Умеете ли на практике применять свои способности?

Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

Вы охотно выполняете просьбы?

Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

 А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Обобщение и рефлексия.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На неё ты не предъявишь счет.

Доброта нам достается даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все ёе поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

Что хотела передать автор в этих строках?

К чему она нас призывает?
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
И ЕЩЁ ПОМНИ:
Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Домашнее задание (по выбору)

         а) Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.

      б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.

Список используемой литературы:

Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний» /Л.Барышникова /Томск,  1998

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

Периодические издания.

Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.

Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

Энциклопедия. К и М, 2007 г.



Предварительный просмотр:

Разработка урока

Тема: «Совесть»

Модуль  «Основы светской этики»

Пояснительная записка

 Урок  № 23;

Цель:    Знакомство с понятием совесть, как одной из нравственных категорий.                                

Задачи:  • Сформировать в сознании детей понятии совести, расширить представление о  

                     значении совести в жизни каждого человека.

                 

                 • Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении        

                    определённых проблем; коммуникативные навыки.

                 

                 •  Воспитывать чувство доброты, чуткости, совестливость, ответственное

                     отношение к своим поступкам, толерантное отношение  к  другим мнениям.

   

Методы.  Словесный, наглядный, частично-поисковый

           

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная (беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи).

Средства.  Мультимедийная установка, презентация.

Ожидаемый результат.

                  •  В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как      

                      «совесть».

                  •  Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

                  •  Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать  

                      чужое.

                  •  Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.

1

Эпиграф                                                                                « Совесть – учитель человека»

                                   

Ход урока.

І.  Оргмомент.    Мотивация.

 Чтение рассказа учителем.

   Витя знал, что мама заболела и хочет отдохнуть. Но он продолжал играть и шуметь. Он устроил беспорядок в квартире и решил, чтобы разбросанные вещи и игрушки убирала мама. Вскоре ему захотелось чего-нибудь сладкого и он стал громко звать маму, чтобы она встала и помыла ему яблоко. А когда мама встала, он стал сердито кричать, что она повалила на полу двух его солдатиков. Он увидел, что у матери на глазах слезы, и вдруг засмеялся, потому что по телевизору как раз был смешной момент из мультфильма. Мать, помыв сыну яблоко, со слезами легла, Витя даже забыл спросить, почему мать плакала. Он грыз свое яблоко, смотрел телевизор и временами громко смеялся.

 

-  Ребята, что бы вы могли сказать по поводу услышанного?

- Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своем поступке. Поднимите руки, у кого такое произошло. Ребята, в такие моменты говорят: «Нас мучила совесть».

-  Как вы понимаете слово «совесть»?

II.  1. - Для работы нам нужно разделиться на группы. У каждого из вас имеется одна буква. Нужно составить слова, связанные  с изученными ранее темами. Подсказка на доске для каждого слова.

         Дружба                                   Что объединяет эти слова?

         Любовь

         Милосердие

         Доброта

         Сердечность

2.  Работа в группах со словарями  (задания группам напечатаны  на отдельных листах)

1. Значение слова «совесть»

2. Этимология слова.

3. Синонимы к данному слову.  Антонимы.  Родственные слова.

4. Фразеологизмы, пословицы.

5. Примеры из жизни, из произведений.

1 гр.  Обратимся к словарю  В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».  

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.     (Слайд)            

2 гр.  Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

2

3 гр.  Афоризмы. Фразеологизмы.       (Слайд)

1. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.            (Франклин)

2. Совесть - внутренний голос, предупреждающий, что за нами кто-то следит.  (Менкен)

3. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть, собственно, соотнесение наших  

    поступков с этим законом.   (Кант)

4. Сгореть от стыда.

5. Ни стыда ни совести.

4 гр. Объяснить смысл пословиц        (Слайд)

1. Совесть потеряешь - другой не купишь.

2. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

3. Нечистая совесть спать не дает.

4. Совесть без зубов, а грызёт.                                                                                                                                              5. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.                                                                              6. Волосом сед, а совести нет.                                                                                              

7. Стыдливому волку удачи не видать.

8. Смерти боятся, а людей не стыдятся.

9. Бумага от стыда не краснеет.

10. Глазам стыдно, а душа радуется.

11. Без совести и стыд бежит в кусты.

12. Стыдно сказать, а грех утаить.

13. Не стыдно, коли никому не обидно.

14. От стыда не побледнеет, от испуга не покраснеет.

15. Тому великий стыд, кто языком льстит.

16. Есть совесть, есть и стыд. А нет совести, и стыда нет.

17. К кафтану совесть не пришьёшь.

5 гр.  Синонимы. Антонимы.  Родственные слова.           (Слайд)

Совесть - стыд, честность;   бессовестность, нечестность, грех.

Совестливый, добросовестный, усовестить.

Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

Вина - это переживание человека по поводу несоответствия нормам, не выполнение долга перед самим собой. Проступок, преступление.

               

III.  1.  Вопросы для обсуждения в группах:

- Для чего нужна совесть?

- Что значит, когда о ком-то говорят, что этот человек не в ладах со своей совестью?

- Про какого человека говорят, что у него зеркальная совесть?

- Почему совесть часто называют врачом или наставником человека?

- Каким золотым правилам учит человека его совесть?

2. - Послушайте рассказ     (из книги «Философия для детей»)

                                              Угрызения  совести.

    Иногда Вадик от родителей мог услышать не совсем понятные выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты совсем совесть потерял. Вадик точно не знал, что такое совесть,  но знал, что когда ее теряешь, то сразу что-то нехорошее случается, и родители сердиться начинают. Решил он спросить у своей бабушки, где совесть находится, и что надо делать,                                      

3

чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка, Вадику на сердце пальцем показала и говорит:

- Вот здесь она у тебя и у каждого человека находится.

- Так раз она здесь, в сердце, то как же ее потерять-то можно? - удивился Вадик.

- Совесть - это способ, которым душа, находящаяся в сердце, учит человека исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправляться, то говорят, что он потерял свою совесть.

- А что, без совести нельзя обойтись людям? - спросил Вадик.

- Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершённое зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек даже не замечает зла и безобразия. Он медленно становится все хуже и хуже, потому что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.

- Так что, она еще и кусаться может?

- Нет, кусаться совесть не может.

- А как же она тогда будет мучить и грызть человека? - спросил Вадик.

- Трудно тебе объяснить, - сказала бабушка. - Но когда-нибудь ты сам все поймешь.

После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он о бабушкиных словах лишь тогда, когда в его жизни произошла одна печальная история.

Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Несколько раз он выглядывал в окно и никого не замечал, пока вдруг не увидел ласточку. Оказалось, доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Целыми днями она то улетала, то возвращалась к своему гнезду, принося в клюве еду для птенцов. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, совсем не боялась подлетать близко. В конце концов ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вскоре ему в голову пришла одна идея:

- А что если мне ее поймать, - подумал Вадик. - Что тут плохого, немного подержу ее в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу. И он тут же сбегал во двор за длинной веткой. Нацепив на ветку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ничего не получалось. Как он ни старался, ласточка все равно ловко облетала его сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, чтобы накормить своих птенцов. Через некоторое время Вадик стал нервничать и сердиться, потому что поймать ласточку ему все никак не удавалось. Теперь, когда ласточка подлетала к гнезду, он от злости все быстрее размахивал веткой.

И вдруг Вадик воскликнул от радости. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома. Тут же стремглав выбежав во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой.

Он ею любовался, гладил пальцем голову и трогал ее клюв. Но долго радоваться ему не пришлось. Когда он хотел было ее выпустить в открытое окно, ласточка не полетела. Услышав голоса зовущих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.

Только теперь Вадик понял, что произошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и в голове возникла ненависть к себе. Казалось, он никогда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка.

Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим шепотом сквозь слезы просил у ласточки прощения и готов был сделать для нее все что угодно, лишь бы она простила его.

- Зачем я тебя ударил? - шептал он.

- Ты доверяла людям, решила жить рядом со мной, а я тебя за это веткой. Прости меня, я не хотел.  Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк своих голодных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя разными словами и готов был даже бить себя,                    

если бы это помогло ласточке и ее птенцам.

4

- За что! За что я  ее так, - думал он.

- Что же теперь делать, что теперь будет с птенцами?

Он накрошил перед ласточкой на подоконник хлеб, но она его не стала есть, а лишь смотрела через стекло на свое гнездо.

Никто Вадика не ругал и не наказывал, но тягостное чувство собственной вины, идущее откуда-то изнутри, не давало успокоиться и никак не проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал искать в книге о птицах, чем питаются ласточки. Оказалось, что ласточки питались мухами и комарами. Вадик долго ловил мух и комаров и приносил их ласточке. Половину он оставлял ей, а другую половину с помощью длинной палки и привязанной к ней ложки переправлял в гнездо. Но птенцы не могли сами клевать еду, и на следующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточка отказывалась есть. Она поняла, что произошло, и уже не смотрела на гнездо. Она лежала в коробке на подоконнике и старалась не шевелить своим поломанным крылом. На следующее утро ласточка уже не двигалась...

Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и любил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех во дворе заботился о бездомных животных. Он уже точно знал, что, когда вырастет, обязательно станет  ветеринаром  и будет лечить больных зверей и птиц.

- Чему научил этот случай мальчика?  Понял ли он что такое совесть?  Случится ли с ним что-то подобное в дальнейшей жизни, сможет ли он обидеть человека?

3. - Прочитайте эпиграф нашего урока, как его поняли?

-  Всегда ли ценится людьми совестливость?  Может ли человек жить без стыда и совести?  Может ли научиться быть совестливым, как?

4. - У писателя-сатирика  М.Е. Салтыкова-Щедрина есть рассказ «Пропала совесть». Послушаем его и обсудим.

Пропала совесть.

    Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать, и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать... Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница — совесть. Оставалось только смотреть на Божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие...

И  долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том и думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук. Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить, и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища..                                                    

5

Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться:

За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной... помыкаете?

Что же я с тобою буду делать, сударыня - совесть, коли ты никому не нужна? — спросил, в свою очередь, мещанинишка.

—А вот что, — отвечала совесть, — отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается.

По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.

- Ребята, что произошло, когда пропала совесть?                                                                                                              - Почему же маленькое дитя, когда станет большим человеком, в нём будет большая  совесть?

- Почему у дитя сердце чистое, как и совесть?  Как понимаете последние строчки?

5. - Поэт В.А.Жуковский так писал о совести:

             

               Сколь неизбежна власть твоя,

               Гроза преступников, невинных утешитель,

               О совесть, наших дел закон и обвинитель.

               Свидетель и судья!

Совесть судит каждого из нас, наши поступки, слова, действия.  Именно на совестливых людях держится мир и порядок в нашем доме, нашей стране, во всём мире.

IV. Игра «Цветок совести»

На лепестках цветка каждая группа записывает слова, пословицы, свои предложения по теме «Совесть». Чей цветок получится самым пышным, крупным.

V.  Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.

VI.  Рефлексия.

-  Что значит поступать по совести?  Когда совесть бывает чиста?

-  Как вы считаете, разбудит ли этот разговор  вашу совесть?                                                                            -  Заставит ли задуматься о своих поступках?

Синквейн.          (Слайд)

Совесть

Чистая, лёгкая.

Иметь, поступать, жить.

Жить по совести и трудиться на совесть.

Стыд.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

конспект урока ОРКСЭ

Тема урока  "Добро и зло" (1-й из 2-х)....

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"

Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность»

КОНСПЕКТ УРОКА ОРКСЭ Тема урока: «Дружба и порядочность» Дата:  9 октября, 2018 г.Школа: № 148Класс: 4 «д»Урок: 3Кабинет: 224 Учитель: Кейзер.А.ВСтуде...

Конспект урока ОРКСЭ "Жизнь протекает среди людей", 4 класс + презентация к уроку

Цели деятельности учителя: формирование понятий  душа, дух, духовность человека и духовно-нравственных качеств, системы духовных ценностей.Планируемые результаты:Предметные:знать: -определение по...