Система работы классного руководителя
статья (2 класс) по теме

Мурашова Ольга Анатольевна

В содержание работы входит:

1. Характеристика классного коллектива.

2. Анализ воспитательного процесса по итогам прошлого учебного года.

3. Цель, критерии и показатели оценки ожидаемого результата, задачи.

4. Режимные моменты.

5. Дела в классе, участие в общешкольных делах.

6. Тематический классный час.

7. Индивидуальная работа, работа с профильными группами.

8. Работа с коллективом родителей.

9. Сотрудничество со специалистами.

10. Диагностика качества воспитательного процесса.

11. Список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_klassnogo_rukovoditelya_murashova_o_a.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Мурашова Ольга Анатольевна  МАОУ «Гимназия № 4» Великий Новгород

Система работы классного руководителя

Содержание

1. Характеристика классного коллектива.

2. Анализ воспитательного процесса по итогам прошлого учебного года.

3. Цель, критерии и показатели оценки ожидаемого результата, задачи.

4. Режимные моменты.

5. Дела в классе, участие в общешкольных делах.

6. Тематический классный час.

7. Индивидуальная работа, работа с профильными группами.

8. Работа с коллективом родителей.

9. Сотрудничество со специалистами.

10. Диагностика качества воспитательного процесса.

11. Список использованной литературы.

Характеристика классного коллектива

1. Состав класса:

В классе по списку 31 человек.

Мальчиков 15, девочек -16.

Средний возраст класса 7,5 лет

Познавательный уровень развития учащихся, согласно данным исследования школьного психолога:

-высокий 6%

-средний уровень36 %

-слабый уровень 58%

По данным исследования, проведенным логопедом школы, 21 человек нуждается в специализированной логопедической помощи. На протяжении 2011-2012 учебного года была сформирована группа из 14 человек, регулярно посещавшая логопедические занятия.

В классе 12 неполных семей, в том числе две семьи, где мальчиков воспитывают только папы. Один ребенок из многодетной семьи, один – опекаемый ребенок.

Из всех родителей только две мамы не работают, так как находятся в отпуске по уходу за ребенком. В связи с этим, практически все дети посещают группу продленного дня, кто каждый день, кто по определенным дням, что дает возможность учителю организовать воспитательный процесс не только во время учебной деятельности, но и вне ее.

Класс обучается по программе «Перспектива»

2. Сплоченность класса

В классе сложились группы по интересам, учащиеся относятся друг к другу доброжелательно, любят вместе проводить время в школе и вне ее. Между мальчиками и девочками в целом дружеские отношения, изредка возникают конфликты, которые легко разрешаются при участии взрослого.

Ученики очень переживают успехи и неудачи своего класса, болеют за своих товарищей.

3. Организованность класса.

Учащиеся умеют организовывать выполнение коллективных дел при участии и помощи взрослого, учатся   распределять между собой работу. Большинство учащихся умеет терпеливо и внимательно выслушать друг друга.

4. Характер отношений в коллективе.

Учащихся в классе связывает многое. Есть ребята, которые дружат еще с детского сада,  есть группы ребят, которых связывает общее место жительства, но уже складываются группы детей,  основой дружбы которых являются общие интересы. Ученики дружат не только в школе, но и за ее пределами. Ребята чаще всего внимательны друг к другу, всегда готовы помочь- одолжить недостающую товарищу вещь, помочь найти потерянное, утешить заболевшего.

5. Связь классного коллектива с общественным.

Учащиеся класса знают о событиях, происходящих в школе и в других классах, активно участвуют в общешкольных мероприятиях..

6. Уровень воспитанности.

Согласно исследованию, проведенному по методике Шиловой М.И., уровень воспитанности класса имеет средний показатель-2,63, то есть выше среднего уровня.

Анализ воспитательной работы за 2011-2012 учебный год

В 2011-2012 уч.г. в классе обучалось 32 человека. За летний период выбыли двое учащихся, в связи с переменой места жительства, в класс пришла новая девочка.

Основными задачами в году были:

-изучение класса и индивидуальных особенностей детей

-построение отношений сотрудничества между учителем и родителями

-создание условий для формирования коллектива класса, а именно обучение детей умению работать в паре и группе.

Я считаю, что главные задачи выполнены.

Были изучены индивидуальные особенности детей, условия их жизни в семье. Это было достигнуто путем наблюдения за детьми, рисуночных тестов, анкетирования родителей, совместной работы с психологом.

В классе сложилась доброжелательная, теплая атмосфера. Дети доверяют учителю, делятся с ним своими проблемами, переживаниями, радостями.

Отношения с родителями были выстроены на основе взаимного доверия, уважения друг к другу. Работа с родителями невозможна без изучения их потребностей и интересов Подобную диагностику я провожу регулярно на родительских собраниях, используя для этого анкетирование родителей. Приведу некоторые результаты проведенной диагностики.

Диагностика потребностей и заинтересованности родителей.

Изучение потребностей родителей в проводимых родительских собраниях.

1 Собрания посещают:   регулярно- 83% родителей

пропускают иногда по уважительной причине- 15%

  нерегулярно- 2%

2. Количество родительских собраний кажется

достаточным- 91% родителей

недостаточным- 4%

излишним-5%

3. Интересующую информацию о своем ребенке и жизни класса в целом получают:

в полном объеме-87% родителей

недостаточно- 13%

4. Наиболее удачными кажутся следующие формы проведения собраний:

Беседа - диалог-49%

Круглый стол-12%

Беседа с элементами ситуативного практикума-25%

Деловая игра-14%

Удовлетворенность родителей

Согласно анкетированию родителей 28 из 31 опрошенных родителей имеют высокий уровень удовлетворенности школьной жизнью своего ребенка, трое – средний уровень.

Но в ходе данного анкетирования были выявлены проблемы. Только 19 из 31 опрошенных родителя полностью согласны с утверждением, что в среде одноклассников их ребенок чувствует себя комфортно, и только 17 согласились с утверждением, что в школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.

То есть, можно сделать вывод, что в течение года родители были недостаточно информированы о проводимых в школе мероприятиях, оставались в большинстве из них лишь наблюдателями, а не активными участниками и организаторами.

Были созданы условия для формирования коллектива класса. В течение года проводились совместные творческие дела, в подготовке которых принимали участие сами дети. Это дни именинников, праздник в честь мама и бабушек, литературные и краеведческие викторины. Для каждого мероприятия были сформированы творческие группы по их подготовке. Дети работали под руководством учителя, но уже в конце года стали проявлять больше самостоятельности.

 На уроках регулярно выполнялись задания в парах и группах, что также способствовало развитию умения работать в коллективе. Согласно диагностике, проведенной в ходе изучения курса «Мир деятельности», если в начале учебного года только 6 из 32 учащихся могли сформулировать правила работы в группе, то в конце года таких учеников стало 27.

В то же время 5 человек не смогли назвать данные правила, а из тех, кто назвал, не все и не всегда их выполняют. Согласно проведенной в конце года диагностике, только 13 детей из 32 четко соблюдают все правила работы в группе.

Проблемы, выявленные в ходе анализа:

недостаточная включенность родителей в учебно-воспитательный процесс

недостаточное умение детей  работать в группе

Цель, критерии и показатели оценки ожидаемого результата, задачи

Из проведенного анализа воспитательной работы за прошлый год  и выявленных проблем можно поставить следующие цели

Создать условия для максимально возможного включения родителей в жизнь класса через участие родителей в организации классных дел

Создать условия для продолжения процесса формирования коллектива детей через создание актива класса, обучение детей умению работать в сменных инициативно-творческих группах.

Критерий

Показатели

Сформированность коллектива детей

        

1.1 Комфортность ребенка в школе

1.2. Состояние эмоционально-психологических отношений в классе

1.3. Умение детей работать в группе

2.1. Удовлетворенность родителей  школьной жизнью своего ребенка

2.1.Участие родителей в делах класса и школы

Задачи:

Договориться с учащимися и родителями о новой традиции «Устроим праздник вместе»

Проводить классные часы, используя работу в группе

Договориться с учителями изо, английского языка, физкультуры о включении в уроки работы в микрогруппах

Организовать в течение года не менее 2 родительских собраний  с использованием активных форм проведения, чтобы родители тоже получили навык работы в группе

Начать оформлять фотолетопись класса, с обязательным включением в нее раздела «Готовим и проводим праздники сами»

Завершать все мероприятия в классе анализом того, насколько дети умеют выполнять различные роли в группе, как выполняются правила работы в группе.

Основные режимные моменты класса

Родительские собрания проводятся 1 раз в четверть

Консультации для родителей проводятся каждый второй вторник месяца.

Классные часы проводятся каждую среду.

Перед проведением любого общего дела класса в течение недели проводятся консультации для «совета дела»

Дела в классе, участие в общешкольных делах

Цель

Тема и форма дела

Когда

Кто отвечает

в классе

Ресурсы

Спланировать классные дела и выбрать  ответственных за их проведение, выбрать актив класса.

Классные часы

«Законы, по которым живет гимназия»

«Выборы актива класса»

Сентябрь2, 3 недели

Классный руководитель

Презентация «Наша гимназия и ее законы»

Учить работать в микрогруппе

Конкурс поделок из природного материала «Чудо в природе»

Октябрь, 1 неделя

Совет дела

Природный материал, собранный на прогулках, пластилин, коробки, клей, картон, ножницы

Учить взаимодействию детей и родителей в команде

Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»

Ноябрь, 3 неделя

Учитель физкультуры, инициативная группа родителей

Спортивный инвентарь

Обеспечить возможность проявить себя для каждого через «карусель» конкурсов.

Отборочный тур конкурса «Звезды школьного небосклона» в рамках класса

Декабрь, 2 неделя

Совет дела

Магнитофон, микрофон

Учить работать в микрогруппе под руководством родителей

Общешкольный конкурс новогодних газет

Декабрь, 3 неделя

Совет дела, состоящий из детей и родителей

Ватман, клей, ножницы, фломастеры, новогодние открытки, картинки

Реализовать возможность попробовать свои силы при организации и проведении конкурсов

Классный праздник «Солдатами не рождаются»

Февраль, 3 неделя

Инициативная группа девочек

Реквизит для проведения конкурсов

Реализовать возможность попробовать свои силы при организации и проведении конкурсов

Классный праздник «Цветы и музыка для вас»

Март, 1 неделя

Инициативная группа мальчиков

Реквизит для проведения конкурсов

Реализовать возможность попробовать различные роли в группе

Праздник и праздничная ярмарка «Проводы зимы»

Март, 3 неделя

Совет дела

Развитие коллективного сопереживания, желания сделать город чистым

Участие в природоохранительной акции «Сохраним Землю!»

Апрель, 1 неделя

Совет дела

Пакеты для мусора, перчатки, метлы.

Учить работать в микрогруппе

Участие в акции «Наш подарок ветерану»

Май, 1 неделя

Совет дела

Картон, бумага, ножницы, клей

Тематика классных часов

Цель

Тема и форма

Когда

Место проведения

Насколько достигнута цель?

Ознакомить с основными правилами поведения на дороге, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсных заданиях

ПДД

Основные правила поведения на улице, дороге. Детский ДТТ

сентябрь

Школьный двор

В конкурсах участвовали 19 человек из 31

Ознакомить с основными законами гимназии, помочь детям сформулировать и принять правила класса

Законы, по которым живет гимназия

сентябрь

класс

Правила класса сформулированы

Учить детей аргументированно предлагать кандидатуры для выборов актива, доказывать свою точку зрения

Выборы актива класса

сентябрь

класс

Актив класса выбран

Ознакомить с историей родного города, учить работать в микрогруппах, выполняя творческое задание

1150 лет Российской государственности

сентябрь

класс

Из 31 ученика, 18 выполняли все правила группы

Ознакомить с историей Бородинского сражения, дать возможность детям приобрести опыт публичного выступления

Бородинское сражение «Скажи-ка, дядя…»

октябрь

класс

Выступили перед классом 9 человек

Учить работать в группах, выполнять разные роли

Путешествие в страну Вежливости

октябрь

класс

Из 28 учащихся 15 попробовали себя в разных ролях

Ознакомить с особенностями движения пешеходов на улицах, дать возможность проявить себя, участвуя в инсценировках

ПДД

Движение пешеходов по улицам и дорогам

октябрь

Школьный двор

В подготовке и выступлении в инсценировок приняли участие 12 человек из 29

Ознакомить с историей родного города, учить работать в группах при подготовке стенгазет

Новгород – родина России

октябрь

класс

В подготовке газет приняли участие 15 человек

Ознакомить с особенностями статуса гимназиста, историей гимназии, учить работать в группе

Я- гимназист. Что это значит?

ноябрь

класс

Ознакомить с правами ребенка, учить работать в группе

Мои права

ноябрь

класс

Ознакомить с основами понятия ЗОЖ, обучить простейшим приемам дыхательной гимнастики

Здоровый образ жизни

ноябрь

Школьный парк

Ознакомить с видами сигналов регулировщика, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах

ПДД

Сигналы светофора и регулировщика.

декабрь

Школьный двор

Учить выполнять различные роли в группе, соблюдать правила, участвуя в ролевой игре

Поговорим о культуре поведения

декабрь

класс

Ознакомить с особенностями празднования Нового года у разных народов мира, учить соблюдать правила при проведении  игр

Зимние праздники у разных народов мира

декабрь

класс

Ознакомить с правилами перехода улиц и дорог, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах

ПДД

Правила перехода улиц и дорог

январь

Школьный двор

Ознакомить с историей страны, учить работать в группе при создании стенгазеты

Дни воинской славы России

январь

класс

Учить выполнять различные роли в группе, участвуя в игре-путешествии

О порядке в школе

январь

класс

Ознакомить с историей армии в России, учить работать в группе, выполняя творческое задание

Мы с вами солдаты России

февраль

класс

Учить работать в группе при создании газеты-поздравления

Слово о матери

март

класс

Ознакомить с видами перекрестков, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах

ПДД

Перекрестки и их виды

март

Школьный двор

Учить работать в группе, готовя инсценировки миниатюр

Первоапрельские миниатюры

апрель

класс

Учить работать в группе, участвуя в игре-путешествии

День космонавтики

апрель

класс

Ознакомить с группами дорожных знаков, дать возможность проявить себя, участвуя в конкурсах

ПДД

Дорожные знаки

апрель

Школьный двор

Ознакомить с историей Великой Отечественной войны,

Спасибо вам, ветераны!

май

класс

Ознакомить с простейшими способами закаливания, учить соблюдать правила при проведении подвижных игр.

Советы доктора Неболейкина

май

класс

Учить анализировать свою работу

Итоговый классный час «Чему мы научились за год»

май

класс

Индивидуальная работа, работа с профильными группами.

Цель

Кто

 Введение в курс своих обязанностей

Новый актив

Обучение алгоритму подготовки дел через работу в работу в Совете дела

Совет дела конкурса «Чудо в природе»

 Развитие уровня ответственности через разовые мелкие индивидуальные поручения

Дети, имеющие низкий уровень ответственности.

Коля И., Ярослав Н., Миша М.

Развития умения выступать публично через подготовку и выступления на классных часах

Дети, испытывающие в этом затруднения

Ксюша М., Глеб Ц.,

Развитие умения сопереживать, поддерживать через выполнение поручений в паре с более слабым учеником

Дети, проявляющие эмоциональную холодность Миша М., Егор Б.

Дать возможность проявить свои способности через подготовку к олимпиадам

Дети, имеющие более высокий уровень способностей

Андрей С., Федор Б., Ваня Т., Настя П., Ксюша И., Глеб Ц.

Развитие уверенности в себе через выполнение роли лидера в группе при поддержке учителя

Неуверенные в себе дети

Лиза П., Кирилл З.

Работа с коллективом родителей

Тематика родительских собраний

четверть

дата

Тема собрания

Форма проведения

1

сентябрь

Особенности обучения во 2 классе. Отметка и оценка

Информационно-аналитическая  беседа

2

ноябрь

Влияние родительских установок на развитие детей

Беседа с элементами ситуативного практикума.

3

январь

О здоровье - всерьез.

Встреча с врачом.

3

март

Домашние задания - как избежать взаимного стресса.

Беседа с элементами деловой игры

4

май

Моя семья - моя радость.

Беседа-диалог с элементами ситуативного практикума

Помимо родительских собраний запланированы консультации, индивидуальные встречи (по потребностям родителей и учителя)

Сотрудничество со специалистами

Цель

С кем

Сроки

Сбор информации о достижениях и проблемах каждого учащегося

Педагоги-предметники, работающие в классе

За 2 дня до каждого родительского собрания

Формирование у детей эмоционально-целостного отношения к историческому и культурному наследию малой родины через проведение праздников и игровых занятий по краеведению

Формирование умения работать в группах, соблюдать правила при проведении ролевых игр

Руководитель клуба «Журавушка» Максименко Зоя Викторовна

Каждый второй четверг месяца согласно плану работы

Устранение речевых проблем учащихся через групповые логопедические занятия

Логопед Малышева Вера Петровна

Среда, пятница

Обучение детей правилам здорового образа жизни через курс «Полезные привычки»

Формирование навыка работать в группе, умения выслушать товарища, аргументировать свою точку зрения

Срциальный педагог Прямикова Г. И.

Каждую третью пятницу месяца

Диагностика качества воспитательного процесса

Критерий и показатели

Методика

Кто проводит

Когда

Как зафиксированы результаты

Где проанализированы

Сформированность коллектива детей

        

Социометрический эксперимент

Классный руководитель

май

социограмма

На родительском собрании, в индивидуальных беседах с родителями

Удовлетворенность родителей школьной жизнью детей

Методика изучения удовлетворенности родителей  работой образовательного учреждения

(А.А.Андреев)

Классный руководитель

апрель

Таблица итогов анкетирования

На родительском собрании

Умение детей работать в группе

Наблюдение за работой детей на уроках и внеклассных занятиях

Классный руководитель, учителя-предметники

В течение года

Таблица итогов наблюдения

На классном часе «Итоги года» для детей

На родительском собрании для родителей

Участие родителей в жизни класса

Наблюдение

Классный руководитель

В течение года

Фотолетопись класса

На родительском собрании

Список использованной литературы

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М., 1988

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание!1996

Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива.- Минск, 1984.-239с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982

Поляков С.Д. Технология  воспитания.- М., ВЛАДОС, 2002г.

Братченко  С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии. // Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.19-30. // Электронный ресурс.  http://hpsy.ru/public/x1331.htm

Данилюк А. Я.Кондаков А.М.Тишков В. А. Концепция духовно  - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание. /Серия «Стандарты второго поколения» Электронный ресурс. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=98

Григорьев Д.В. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности. Видеолекция. Электронный ресурс. http://rutube.ru/tracks/3653922.html?v=28ef682743648ea93f91cc1ee5b3d939   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Проблема коллектива, его влияние на личностное развитие ребёнка исследуется долгие  годы. Для классного руководителя развитие детского коллектива является приоритетным направлением в воспитательн...

Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

Работа с родителями-неотъемлемая часть системы работы классного руководителя

В воспитании подрастающего поколения важным фактором должна стать семья, семейное воспитание. Как учителя, так и родители должны хорошо знать личностные качества ребёнка, его физическое и психическое ...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

Система работы классного руководителя начальных классов. Из опыта работы

.Из опыта работы по организации системы работы с родителями....

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива

Одна из задач классного руководителя - максимально помочь ребёнку адаптироваться к новым условиям его жизни. Начальная стадия формирования детского коллектива  (зарождение классного объединения)....

Система работы классного руководителя. Создание игровой среды для младших школьников. Из опыта работы.

В данной статье автор делится с коллегами опытом воспитательной работы с младшими школьниками. Создание игровой среды помогает активизировать деятельность всех обучающихся в учебной и внеурочной работ...