рабочая программа по внеурочной деятельности "Спортивная игра"
методическая разработка по теме

Данная программа разработана в соответствии сновыми требованиями, используются  познавательные, настольные и спортивные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности,  для обучающихся 1-4 классов, разработана  на основе  Программы внеурочной деятельности. Игра Д.В. Григорьева, Б.В.Куприянова (Москва, 2011г);  комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных  учреждений   В.И.  Ляха (2007г.), допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации.

         Программа данного курса представляет систему занятий спортивно-оздоровительного направления, направленную на укрепление здоровья, оптимальный уровень  развития двигательных способностей, усвоение знаний и навыков учащимися 1 – 4 классов в области физической культуры и здорового образа жизни. Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом МБОУ лицей №4.

Цель программы:  укрепление и сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся, снятие психического напряжения, гармонизация социально-психологического состояния человека.

        Основные задачи курса:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным  двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных способностей;

-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;

-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха.

Формы работы: уроки здоровья, подвижные игры, настольные игры, познавательные игры, ситуативные игры, комплексные игры на местности. 

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности.

      Принцип природосообразности предполагает, что игровая деятельность школьника согласуется с общими законами развития природы и человека, формирует у него ответственность за развитие самого себя.

      Принцип культуросообразности предполагает, что игра школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

      Принцип коллективности предполагает, что детская игра даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими людьми.

       Принцип диалогичности требует не столько равенства между педагогом и детьми, сколько искренности и взаимных понимания, признания, принятия.

Место проведения:

- в спортивном зале (холодное время года),

- на спортивной площадке (в теплое время года).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

п\п

Класс

Всего часов

Теория

Практика

1.

1 класс

66

16

50

2.

2 класс

68

18

50

3.

3 класс

68

18

50

4.

4 класс

68

18

50

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. спортивный инвентарь,
  2. спортивный зал,
  3. стадион,
  4. игровые площадки,
  5. игровая комната,
  6. библиотека,
  7. актовый зал,
  8. аудио и видеоаппаратура, музыкальная техника.

Содержание программы 1-4 классы.

№п/п

Темы занятий

К-во часов

Первый год занятий

1

Первая встреча с игрой

4

2

Ителлектуально-познавательные игры

6

3

Подвижные игры

24

4

Настольные игры

18

5

Ситуативные игры

14

Итого

66

Второй год занятий

1

Встреча с игрой

4

2

Ителлектуально-познавательные игры

6

3

Подвижные игры

26

4

Настольные игры

18

5

Ситуативные игры

10

6

Комплексные игры на местности

4

Итого

68

Третий год занятий

1

Новая встреча с игрой

2

2

Ителлектуально-познавательные игры

6

3

Подвижные игры

30

4

Настольные игры

10

5

Ситуативные игры

10

6

Комплексные игры на местности

10

Итого

68

Четвёртый год занятий

1

Новая встреча с игрой

2

2

Ителлектуально-познавательные игры

10

3

Подвижные игры

22

4

Настольные игры

8

5

Ситуативные игры

10

6

Комплексные игры на местности

8

7

Ситуативно-ролевые игры

8

Итого

68

Содержание деятельности

1 класс.

Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Многообразие игр.

Интеллектуально-познавательные игры. Соревнование в информированности и сообразительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (транспорте, улице).

         Подвижные игры.  Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды.

         Настольные игры. Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки, правила игры. Игры на бумаге (крестики-нолики). Игры: домино, лото.

         Ситуативные игры. Парное взаимодействие в игре, противостояние влиянию.

         Теоретические знания. Беседы по правилам личной гигиены.

2 класс.

          Теоретические знания. Азарт игры. Выигрыш и проигрыш. Радость и огорчение в игре. Нарушение правил в игры. Опасности игры.

          Интеллектуально-познавательные игры. Правила интеллектуально-познавательных игр. Викторины на знание правил дорожного движения.

Подвижные игры. Игры народов России. Народные подвижные игры, включающие выполнение физических упражнений. Игры народов разных стран, подвижные игры с малым мячом.

Настольные игры. Классическая игра шахматы, правила игры. Настольные игры как способы время провождения в семье и компании. Удовольствие от игры.

Ситуативные игры. Парное взаимодействие в игре. Упражнение в отказе на предложение: отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание.

Комплексные игры на местности. Игровые соревнования двух групп. Ограничение игровой территории. Правила игры. Техника безопасности в игре на местности.

Теоретические знания. Культура питания, «моё внутреннее я».

3 класс.

Новая встреча с игрой. Роли в игре и жизни. Игровая реальность. Серьёзное отношение к игре и игровое отношение к жизни.

Интеллектуально-познавательные игры. Вопросы на эрудицию и сообразительность. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и некорректные вопросы.

Подвижные игры. Полуспортивные игры состязания. Подвижные игры для развития ловкости, на развитие силы, реактивности, быстроты, скоростной выносливости.

Настольные игры. Игровые действия в настольных играх, передвижение фишек. 

Ситуативные игры. Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнёром.

Комплексные игры на местности. Игровые соревнования групп, правила игры, игровые задания. Техника безопасности на местности.

Теоретические знания. Знакомство с работой внутренних органов человека, правила питания.

4 класс.

Новая встреча с игрой. Игровые задачи. Игровая роль и правила игры. Предписания и ограничения.

Интеллектуально-познавательные игры. Познавательные игры по различным областям знаний.

Подвижные игры. Подвижные игры на развитие ловкости, быстроты, силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.

Настольные игры. Виды настольных игр: битвы за пространство, преследование, замещение. Планирование индивидуального успеха.

          Ситуативные игры. Игровая задача в ролевой игре(контакт, влияние на собеседника, переговоры). Правила ролевой игры.

Комплексные игры на местности. Игровые соревнования групп, правила игры, игровые задания. Техника безопасности на местности.

         Ситуативно-ролевые игры. Использование игрового оружия. Изготовление игрового костюма.

Теоретические знания. Закрепление стремления к здоровому образу жизни.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. повышение качества и количества мероприятий с учащимися, направленных на формирование здорового образа жизни;
  2. улучшение здоровья учащихся;
  3. формирование у учащихся осознанной потребности в здоровом образе жизни; повышение интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом;
  4. Приобретение школьниками знаний о правилах ведения социальной коммуникации, о способах организации взаимодействия друг с другом;
  5. приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися, опыта позиционного самоопределения;
  6. развитие ценностных отношений школьника к другому человеку, стремления к открытому общению.

Виды универсальных учебных действий, формируемых на занятиях:

1). Личностные действия: самоопределение (личностное, жизненное), смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется), нравственно-этическая  ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).

2). Регулятивные  действия (оценка, контроль и самоконтроль, коррекция поведения, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий).

3). Познавательные действия: общеучебные универсальные действия (выделение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); логические универсальные действия (установление причинно-следственных связей).

4). Коммуникативные действия (постановка вопросов, управление поведением партнера, разрешение конфликтов). 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Основным результатом внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это бережное отношение к своему здоровью, а основа здорового образа жизни – физическая культура человека.  Оценить  результативность занятий  можно по степени участия, как отдельного школьника, так и класса в целом, в спортивных соревнованиях, играх и состязаниях.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется  в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса, корректировке  внеурочной деятельности.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся являются:

- соответствие возрастно-психологическим нормативным  требованиям;

- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  1. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  2. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  3. любящий свой край и свою Родину;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Безруких М. М. Разговор о правильном питании. ‒ ОЛМА-ПРЕСС,  2003.
  2. Богданов Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня: Пособие для учителя. ‒ М.: Просвещение, 1985.
  3. Васильева З. А. Резервы здоровья. ‒ М.: Медицина, 1984.
  4. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 ‒ 5 классы. ‒ М.: ВАКО, 2004.
  5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. ‒ М.: Просвещение, 1989.
  6. Лангин В.О. Загадки и парадоксы шашечной игры.- СПб, 2000.
  7. Обухова Л. А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. ‒ М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  8. Синягина. Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. ‒ М.: Гуманитар. ‒ изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
  9. Шмаков С.А.Дети на отдыхе. - М.: 1993.

««Согласовано»                                                                        «Согласовано»: 

на заседании ШМО                                                         Зам. директора по организации

классных руководителей                                                внеклассной и внешкольной

протокол № ______                                                        воспитательной работы с детьми                            

от «___» _______  20___ г.                                      

Председатель ШМО

классных руководителей                                                                                

_______________________                                            ____________________                                        

          (подпись)                                                                            (подпись)

 _______________________                                           ___________________                                                                                    

           (Ф.И.О.)                                                                             (Ф.И.О.)                  

                                                                                          «____»_________20___г      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира" 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование для 1 класса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры на свежем воздухе"

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Игры на свежем воздухе» может рассматриваться как одна из ступеней  к формированию здорового образа жизни и неотъемлем...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Рабочая программа по внеурочной деятельности  разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования на период 2011 – 2016 г.г. (стандарты второго поколения); Конц...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов России"

Программавнеурочнойдеятельности    по    физкультурно-оздоровительномунаправлению«Игры  народовРоссии»разработана  для  внеурочных  занятий  суча...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Игры народов Севера"

Данная программа содействует укреплению здоровья, приобщает детей к культуре народоов Севера....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Игры народов мира"

Курс «Подвижные игры» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует его стратегической цели: «Создание условий для дост...