Классный час «Как сделать мир чуть лучше»
классный час (1 класс) по теме

Бабаева Мария Викторовна

Классный час

«Как сделать мир чуть лучше»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_vospitaniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Классный час

«Как сделать мир чуть лучше»

Цель: раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», «честный» и «лживый», «трудолюбивый» и «ленивый», «смелый» и «трусливый», «бессовестный» и «стыдно». Показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют; учить детей дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

Ожидаемые результаты:

  1. освоение обучающимися правил этических норм отношений с окружающим миром;
  2. умение выводить конкретные правила поведения;
  3. умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках;
  4. умение управлять своими эмоциями;
  5. быть дисциплинированным;
  6. помогать товарищам лучше учиться и трудиться;
  7. не допускать дурных поступков и удерживать от них других;
  8. быть честными и правдивыми;
  9. не делать другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе;
  10. бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, сквернословием и др.

                                                     ХОД

1.Занятие начинается со звучания веселой музыки (В. Ади-
гезалов «Мне очень весело»).

Детям предлагается определить ее характер и эмоции, которые они испытывали во время ее прослушивания. Во время прослушивания музыки взрослый предлагает детям передать эмоциональное состояние, соответствующее настроению музыкального произведения: расслабиться, улыбнуться, подмигнуть.

Опишите настроение музыки. (Веселая, праздничная, ясная.)

Ведущий — классный руководитель.

-Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку? (Веселье, радость.)

Взрослый отмечает, что «настроение» музыки, так же как и у человека, бывает разным.

Детям предлагается послушать второй отрывок музыкального произведения, но противоположного характера — «сердитый».

Характер мимических движений меняется: дети сдвигают брови, хмурятся, смыкают губы.

Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку?

Какая музыка вам больше понравилась? Почему?

2. Знакомство со сказочными персонажами

Ведущий.

 —В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Вот такой случай произошел с одним из волшебников.

3. Игровая ситуация

В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой, которые будут совершать самые разные поступки.

В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица «волшебников».

Дети определяют: какой волшебник добрый, а какой — злой (по мимике лица).

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду,

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда —

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

А я с улыбкой не дружу

И лишь обидам рад.

Я гневом, злостью дорожу,

Кусаю всех подряд.

Не пожалею никогда,

Нигде и никого.

Люблю на свете я всегда

Себя лишь одного.

Беседа о добрых и злых людях

Кого называют добрым? Кого называют злым?

Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?

Какие слова говорят добрые люди?

Какие слова говорят злые люди?

Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?

Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов.

Почему они злые?

4. Ведущий.

Ребята, волшебники подобрали для вас поговорки. Давайте их послушаем:

Работал, не жалея сил –

В народе славу заслужил.

 

Не всякие глаза красоту разглядят,

Не всякие руки красоту сотворят.

 

Кузнец-умелец не отшибёт палец,

Швее-искуснице в нитках не запутаться.

 

Кто рано поутру встаёт –

Коня с седлом себе найдёт.

 

От работы бежишь – в нужду впадёшь.

От ученья бежишь – в беду попадёшь.

 

Работу любишь – доволен будешь.

Без толку болтаешь – день потеряешь.

 

Ведро припаси – хоть нету коров.

Хоть нету коня – аркан приготовь.

 

Была лень мала – до большой доросла.

 

Ночью к подушке мягкой прижимается,

Днём с глубокой чашкой прохлаждается.

 

Иголка остра – мастерица востра,

Ножницы остры – у ней руки добры.

О чем эти поговорки? Как вы их понимаете? Беседа о трудолюбивых людях и ленивых людях. Кого называют трудолюбивым? Кого называют ленивым? Как ведут себя трудолюбивые люди? А как ведут себя ленивые люди? Какие поступки совершают трудолюбивые люди? Как себя ведут ленивые люди? Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать трудолюбивыми людьми? Почему? Приведите примеры ленивых героев из сказок.Почему они ленивые?

5. Ведущий.

-Сейчас я вам прочитаю одну сказку, а вы очень внимательно ее послушайте.

Жили-были старик со старухой. Старуха стала варить кашу и говорит:
-
Я буду кашу варить, а ты отправляйся в амбар, сала привези.

Амбар от вежи1 далеко был. Старик запряг оленя, сел на саночки и поехал.

Приехал к амбару, хотел было открыть его, вдруг слышит — в амбаре кто-то шевелится.

Старик испугался, вскочил на саночки, поехал назад. Приехал, говорит старухе:
-
В амбаре у нас страшный Талый2, не могу сало взять!

Старуха говорит:
-
Трус ты! Боишься сам не знаешь чего! Поезжай снова, привези сало!

Старик приехал к амбару. Опять услыхал как кто-то шевелится.

Старик испугался, задрожал. Вернулся без сала и говорит старухе:
-
Не могу взять сало: Талый в амбаре... Страшно мне!..

- Что он делает?

- Он там все сало наше поел!

Рассердилась старуха:
-
Трус! Чего боишься? Откуда тут возьмётся Талый? Поеду я сама!

Села на саночки, поехала. Приехала к амбару. Оттуда слышно как что-то шорох издает.

Старуха послушала - не испугалась. Открыла амбар, говорит:
-
Вот я тебе дам сейчас! Отучу пугать! Ведь я не старик! Это он трус, а я не такая!

Вошла в амбар. Видит - на сале мышь сидит, сало ест. Схватила старуха мышь, поймала. Запищала мышь.

- Ага, - говорит старуха, - вот кто наше сало поедает!

Положила мышь в рукавицу из оленьей шкуры, поехала домой. Вернулась, говорит старику:
-
Вот я твоего страшного Талого привезла! Вот ты кого боишься! Смотри!

И бросила в него рукавицей.

Из рукавицы мышь выскочила, старик испугался и убежал.

Старуха наварила каши, положила в кашу сала и стала есть. Досыта наелась. А трусливый старик голодным остался.

Примечание:
1 - Вежа' - жилище саамов; сооружали его в форме пирамиды из жердей и покрывали снаружи дёрном, ветвями и хворостом.
2 - Талый - чудовище.

Ведущий.

Почему старик голодным остался? Беседа о трусливых людях и смелых людях. Кого называют смелым? Кого называют трусливым? Как ведут себя смелые люди? А как ведут себя трусливые люди? Какие поступки совершают смелые люди? Как себя ведут трусливые люди? Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать смелыми людьми? Почему? Приведите примеры трусливых героев из сказок, мультфильмов. Почему они трусливые?

А теперь я с вами хочу обсудить вот что! Что такое совесть? В школьном коридоре во время перемены ссорились две девочки. И одна другой  выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный — значит, нет радости, безнадежный — нет надежды, а бессовестный — нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей.) Совесть — это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово и беспощадно наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о поступке — и не может, и мучается от этого. Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете человека без совести? Послушайте музыку СВ. Рахманинова и решите для себя, хотите вы быть совестливым или проще быть бессовестным.

5. Ведущий.

Послушайте еще одну сказку.

Сказка «Задача для лисёнка»

В семье старого Лиса стали часто происходить конфликты. Их причиной было воспитание маленького Лисёнка.

Дедушка считал, что воспитать настоящего Лиса очень сложно. Лис должен уметь ловко обмануть даже родных.

Папа Лис был противником таких хитростей. Он считал, что так делать нельзя, потому что все будут называть Лисёнка врунишкой, и никто не будет с ним дружить.

Лисёнок прислушивался к этим спорам и размышлял: 

— Кто же прав, дедушка или папа?

В школе Лисёнок был очень рассеянным, потому что продолжал думать об этом. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У

Лисёнка раньше не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

— Что с тобой случилось, не заболел ли ты? — поинтересовался учитель Еж.

— Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть живой, — почему-то вырвалось у Лисёнка.

— Твой дедушка болен? — спросили ребята.

— Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб, — продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и утопал в трясине лжи.

Но все ученики верили и сочувствовали Лисенку.

— Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой, — предложил учитель. — Твой дедушка нуждается в тебе. Больному любовь и забота помогают выздоравливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуманной истории.

Домой Лисенок пришел веселым и беззаботным.

— Почему ты так рано пришел? — спросил внука дедушка Лис.

Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

— Наш учитель заболел! — прошептал он.

— Как заболел? Что-то серьезное? — забеспокоился старый Лис.

— Да, наверное! — продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

— Плохо, очень плохо, — проворчал дедушка, — жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблюдая за ремонтом стула, а потом занялся делами, довольный своей выдумкой. А тем временем в школе закончились уроки, и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе, Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку. Учитель немного удивился, подумал, что ему показалось: как можно веселиться, если болен любимый человек? Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.
Еж так и остался стоять на месте как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал, что происходит.

— Я рад, что вам уже лучше! — произнес наконец-то учитель.

— А вам? — спросил удивленный дедушка.

В этот момент Лисенок услышал голоса и выглянул во двор. Но, сообразив, что произошло, решил не показывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на кровать.

— Сейчас что-то будет, — шептал Лисенок. — Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только приснилось! Да, я сейчас проснусь — и все будет как прежде.

Но это был не сон. Лисенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но кроме боли ничего не почувствовал.

Слезы сами покатились по пушистым щечкам Лисенка. Ему было и стыдно, и страшно.

 Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать? — спрашивал сам себя Лисенок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разговаривали. Лисенок слышал только слова, которые повторял несколько раз старый Лис:

— Сам виноват, это я учил его обманывать. 

Что отвечал на это Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать. Он мог только догадываться. Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать. 

Вдруг он почувствовал, что до него кто-то дотронулся. Лисенок приподнял голову и увидел учителя.

 Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, — тихо произнес учитель. — Сначала это может показаться забавной игрой, но потом лгун начинает понимать, что запутался. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он понял, что ложь причиняет вред прежде всего самому лгуну. И Лисенок сделал свой выбор...

— Я буду стараться быть честным!!! — пообещал он учителю.

— Я верю в тебя! — ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор Лисенок, если хочет сказать неправду, представляет себе огромного паука и останавливает свою ложь.

Обсуждение сказки:

Как родные хотели воспитывать Лисёнка? Что сделал Лисёнок в школе? Как вы думаете обманывать – это хорошо, или плохо? Что чувствовал Лисёнок, когда все узнали правду? Как вы думаете, как будут относиться окружающие к обманщику? На что похожа ложь? Чему учит нас эта сказка?

6. В конце беседы - игра: детям в исполнении их мечты и хорошего поступка   поможет "добрый волшебник" и на "свитках" они записывают те добрые дела, и мечты.

7. Тренинг эмоций

Детям предлагается показать:

шаловливых мышат; ленивых и трудолюбивых; смелых и трусливых; честных и лживых; бессовестных; сердитых мышат; веселых мышат. По окончании тренинга взрослый подводит детей к выводу:

Ведущий.

— Каким лучше быть: добрыми или злыми, честными или лживыми, трудолюбивыми или ленивыми, бессовестными?

10. Моральная делема.                    

Текст для слушания.

Нюша и Маша весело играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается:

—Маша, послушай, кажется, кто-то плачет.

Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы. Нюша и Маша могут продолжить игру, ведь им так весело, или прервать игру и подойти к девочки...

Вопросы для беседы с детьми

Как поступят Маша и Нюша? Что случилось с маленькой девочкой? Как бы ты поступил на их месте?

11. Ведущий.

Наш разговор подошел к концу. Какой вывод вы сделали для себя? (Ответы учащихся.)

Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек — сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый свой поступок оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Он, она — достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор.

 

12. В конце занятия добрый волшебник предлагает спеть песенку В. Шаинского «Улыбка».

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей — и она к тебе

Не раз еще вернется!

Припев:   И тогда, наверняка, вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

 Ведущий.

Давайте своей улыбкой делать наши дни ярче!  Спасибо!

Итог занятия.

Классный час я проводила с первоклассниками, т.к являюсь их классным руководителем.

Школьники первого года обучения  отличаются такими психологическими особенностями как: эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, его конкретность. Именно в этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего, нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил. Поэтому в начальной школе раз в неделю мы проводим классные часы, также у нас есть факультативный курс «Этика общения». Занятие проходило очень эмоционально, включило в себя игровые элементы. Активно использовалась наглядность. В качестве домашнего задания детям рекомендовала нарисовать рисунок о добре, прочитать книжку или рассказ о хороших поступках вместе с родителями. Если ребенок не выполнит задания, то порицать его строго не буду, главное — отмечу тех, кто домашнюю работу выполнил. На занятиях по воспитанию нравственности ребята проявляют активность,  включенность в занятие.

Основная моя задача как учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребенка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

На уроке и даже после его проведения дети делились своими проблемами. Например. «Как Вы думаете, почему моя мама сегодня злая? Может я ее обидела? Мне надо попросить у нее прощения.  Хочу совершить какой-нибудь добрый поступок и порадовать маму». Или, например, оценка поступка кого-либо: «Молодец! Я бы поступил точно так же », или « Это плохо, нечестно, несправедливо ». На вопрос: « Если у твоего хорошего друга есть еще друг, но ты к нему плохо относишься, как быть?» Дети отвечают: « Если любишь своего друга, то постарайся найти в его другом друге какие-то хорошие поступки и слова».

Задание — игра была воспринята с наибольшим интересом, где дети  записывали свои мечты, которые им поможет воплотить в реальность Волшебник.  Интересны детские ответы: "Сделаю так, чтобы в мире не было зла, бандитов, воров", "хочу, чтобы люди не болели", "пусть не будет голодных и бездомных", "буду помогать животным", "хочу помогать маме и сестре", "помогу другу", "хочу спасать детей от зла".

Игры, просмотр видеосюжетов, беседы, ответы на вопросы  использовала как при изучении нового материала, так и при закреплении. Каждый этап урока дети воспринимали с интересом, принимали активное участие.

Классные часы очень любят учащиеся. Но, чтобы так было, необходимы доверительные отношения между учителем и учениками. Дети не должны бояться показать свои достоинства и недостатки. В нашей школе у многих учителей сложились доверительные отношения с учениками. Детям и учителям комфортно в школе.

 

             

                                         

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Без друзей меня чуть-чуть..."

Нравственная сущность взаимоотношений детей друг с другом заключена в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. На этом постижении и строятся дальнейшие отно...

Классный час "Без друзей меня чуть-чуть"

     Это мероприятие способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на и...

Классный час "Без друзей меня чуть-чуть..."(2 класс)

Формирование жизненных ценностей, умения дружить, заботиться о близких....

Классный час " Без друзей меня чуть- чуть….»

Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллекти...

Классный час "Без друзей меня чуть-чуть...."

Класный час "Без друзей меня чуть-чуть..."...

конспект классного часа \'\'Без друзей меня чуть-чуть\'\'

конспект классного часа ''Без друзей меня чуть-чуть''...


 

Комментарии

Бабаева Мария Викторовна

Классный час
«Как сделать мир чуть лучше»