Дом, в котором я живу
план-конспект урока по теме

Паршакова Татьяна Александровна

Классный час к Дню Земли в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_v_kotorom_my_zhivyom.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Дом, в котором мы живём»

(начальные классы)

Работу выполнила:

Паршакова Татьяна

Александровна,

учитель начальных

 классов МНОШ №2

г. Красновишерск, 2012 г.

  1. Оргмомент.

Звенит звонок,                                        

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб защитником природы стать!

Добрый день, дорогие друзья!

Этой встрече рада я!

  1. Вводное слово.

Сегодня у нас необычный классный час. Будет игра. Игра не простая, будем учиться играя.

Дети. А чему учиться? Математике?

Учитель. Нет!

Дети. Так грамматике?

Учитель. Нет!

Дети. Может чтению?

Учитель. Нет!

Дети. А чему же? Неизвестно?

Учитель. Неизвестно! Интересно?

Дети. Интересно!

Учитель. Ну, так слушайте рассказ.

  1. Постановка цели классного часа.

Учитель.

Был, говорят, где-то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут водители: «Где наш гараж?»

Мечутся жители: «Где наш этаж?»

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живёшь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Учитель спрашивает по очереди у детей номер их дома, квартиры, название улицы, города, в котором они живут; в какой республике находится их город, в какой стране, на каком материке находится Россия, где находится материк Евразия.

Учитель.

Мы живём на планете Земля, это и есть наш общий дом. И сегодня в ходе игры мы будем учиться хорошо знать, любить и беречь…

На доске плакат. Дети хором читают с доски.

Дом, в котором мы живём.

Учитель.

Да, именно Земля – наш общий дом.

Учитель вывешивает плакат с условным  изображением карты полушарий Земли.

Карта разделена от центра радиусами на шесть секторов, в каждом из которых  по четыре белых пятна – круга.

У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность, у нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко (вывешиваю рисунок солнца)

У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи (вывешиваю рисунок).

  1. Услия игры.

Учитель.

Перед вами карта Земли с её океанами и материками. Но не сразу она стала такой, какой мы привыкли её видеть. Очень долго на ней оставались белые пятна там, где сейчас изображена Америка. Ещё позднее мореплаватели открыли Австралию и Антарктиду. Как видите, на нашей карте тоже есть белые пятна. Цель нашей игры – закрыть эти пятна, отвечая на мои вопросы.

        В игре принимают участие шесть игроков (на карте Земли шесть секторов), остальные – зрители и болельщики. Но для всех сегодня будет много вопросов, загадок, игр, шуток. Призы ожидают всех, кто примет участие в игре.

Выбираются шесть игроков. Игра начинается.

  1. Первый тур.

Учитель.

Игра пройдёт в два тура, каждый из которых имеет своё название.

Представьте, что мы раскрутили глобус так быстро, что все цвета его (синий, коричневый, зелёный, белый) слились в один. Как вы думаете, какого цвета будет такой вертящийся глобус? (Синего.)  Верно, потому что 2/3 земной поверхности занимает вода. Отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман.

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

(Вода.)

Именно воде, морям и океанам будет посвящён первый тур, который называется (читаю с плаката).

Реки, речки и моря по Земле текут не зря.

Разминка.

А теперь разминка для всех. Отгадайте загадку.

Не мёд, а ко всему льнёт. (Слово.)

(За каждый правильный ответ дети получают очко.)

Действительно, слово ко всему льнёт. Попробуйте найти хоть один предмет, который не назывался бы словом. Слова есть везде.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде.

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Дети ищут слова, которые живут в воде (название водоёмов, их обитателей). Очко присуждается за первое слово и за слово, сказанное на 20-й секунде после начала игры.

Инсценировка «Океанская вода».

Учитель вызывает двух зрителей – девочку и мальчика и даёт им текст для чтения. Девочка – капелька воды, рождённая Солнцем и ветром. С лова автора читает учитель.

Спросил на днях малыш-сосед

У струйки, льющейся из крана:

  1. Откуда ты?

Вода в ответ:

  1. Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась вся поляна.

  1. Откуда ты? – спросил росу.
  2. Поверь, и я из океана.

На поле лёг туман седой.

Малыш спросил и у тумана:

  1. Откуда ты? Ты кто такой?
  2. И я, дружок, из океана.

Ты, газировка, что шипишь?

И из бурлящего стакана

Донёсся шёпот:

  1. Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке,

И в дождинке,

И в росинке,

И в снежинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

Загадки.

Действительно, любая капелька на Земле – пришелица из океана. А сколько океанов на Земле? (Четыре.)

Угадайте, сколько морей: 34, 54 или 74? (Морей на Земле 54.)

И в каждом море – морские жители. Отгадайте загадку.

Ты подумай над вопросом:

Кто совсем не дышит носом?

Ни на суше, ни в воде – нигде!

(Рыбы, они дышат жабрами.)

Не найдёте ль вы такого

Удивительного слова?

Если буква в нём меняется,

Птица в рыбу превращается.

фазан    лунь

сазан   линь

Дети читают слова, затем учитель объясняет.

Лунь – птица из семейства гусиных, имеет серебристую окраску, отсюда выражение «Седой, как лунь». Линь меняет свою окраску, когда его вытаскивают из воды.

Не линял в реке я вроде

И на несколько минут.

Почему ж меня в народе

С давних пор линем зовут?

Вопросы шести игрокам.

Вопросы написаны на листочках-билетиках, дети поочерёдно вытаскивают вопросы и отвечают на них.

  1. Как называется начало реки? (Исток.)
  2. В роднике вода всегда. А откуда в нём она? (Подземные воды.)
  3. Какое озеро самое большое на Земле?  (Каспийское море.)
  4. Какое озеро самое глубокое? (Байкал.)
  5. Как называется костюм водолаза? (Скафандр.)
  6. Как называется устройство, с помощью которого человек дышит под водой? (Акваланг.)
  7. Перечислить моря, названия которых обозначают цвет? (Красное, Чёрное, Жёлтое, Белое.)
  8. Какое море носит имя камня, применяемого в строительстве при облицовке зданий, для изготовления памятников? (Мраморное.)
  9. Почему кипящий чайник стучит крышкой? (Вода превращается в пар, который подталкивает крышку.)
  10.  Как называются волны, вызванные подводным землетрясением? (Цунами.)
  11.  Как называется прибор, с помощью которого измеряют глубину морского дна? (Эхолот.)
  12.  Как называется самое глубокое место на Земле? (Марианская впадина.)

6. Второй тур.

Чтобы узнать, как он называется, угадайте загадку.

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес.)

Этому зелёному другу и будет посвящён наш второй тур, который называется (Читаем с плаката.)

Про зелёные леса

И лесные чудеса.

Разминка.

Сначала, как обычно, разминка для всех «Пусть каждое слово станет птицей».

На плакате слова:

заря              чай

снег              сок

сор                гол

соло              вор

Слова как слова, каждое из них что-то обозначает. Но это не просто слова. Это птицы, которые потеряли свои хвосты. Пусть каждое слово станет птицей и летит в зелёный лес. (Дети называют птиц.)

Игра «Урок ботаники».

Я проверяю знания, внимание и память. Послушайте, я буду называть деревья и кустарники, а вы отметьте про себя те, которые не растут в нашей местности.

Яблоня, груша, малина, берёза, ель, саксаул, облепиха, мимоза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, верба, баобаб, мандарин.

Дети выполняют задание.

  1. Молодцы! Но это только начало. Теперь буду называть ещё быстрее:

Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кокос, тополь, сосна.

«Что мы сажаем, сажая леса?»

На вопрос: что мы сажаем, сажая леса, люди разных профессий ответили бы по-разному. Что ответил бы столяр? Музыкант? Работник бумажного комбината? Кораблестроитель? Врач?

Лес дарит нам здоровье. Это лёгкие планеты. Это тот завод, что выпускает кислород. Всегда ли мы платим ему благодарностью за это? Знаете ли вы, как себя вести в лесу? Как поступить с костром? С ненужной бумагой, банками, мусором?

        В древние времена люди полностью зависели от капризов природы, поэтому они преклонялись перед ней. Со временем жизнь на Земле изменилась. Появились заводы, фермы, машины. Людям стало казаться, что они не зависят теперь от природы, что они смогут её покорить. Не сразу стало ясно, что покорение природы привело к разрушению почвы, загрязнению воздуха, уничтожению растений и животных. И сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не покорители природы, а дети её. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны позаботиться о своей планете. Не ломайте деревья, не разоряйте птичьих гнёзд, не дразните собак, не пугайте кошек.

Чтоб не умер Арал,

Был бы чистым Байкал

И зелёным остался бы лес,

Берегите природу!

И подарит она

Вам огромное поле чудес!

Физкультминутка. (Под песню В. Шаинского «Не дразните собак».)

Звучит грамзапись «Голоса птиц».

Учитель.

Это природа позвала нас к себе в гости. Послушайте, как звучат голоса птиц. Они собрались на птичий симпозиум, важное совещание. Но так как здесь обсуждались только птичьи проблемы, решено было не пускать никого, кроме птиц. Выставили птицы стражу. Она должна была дать сигнал, если в лесу появятся вдруг не птицы. Сначала стражниками стали кукушки. Вы, ребята, и будете кукушками и дадите сигнал по-кукушечьи – ку-ку, - если появятся чужие.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи.

Теперь сели на страже важные вороны (Кар!)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

 Ласточки, стрижи.

Галки, макароны,

Аисты, вороны…

Теперь уселись на ветках филины (Ух!)

Прилетели птицы:

Голуби, куницы,

Аисты, вороны…

Вызвались охранять лес весёлые воробушки (Чик-чирик!)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки…

Не нравятся болтики воробьям? Не пустим!

Ну-ка, тетерева, посторожите! (Чок-чок-ток-ток!)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

                                                       Гаечки, кукушки…

Тетерева могут ошибиться и не пропустить гаечек. А это ведь птицы! Теперь просим глухарей посторожить лес.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаечки, стрижи,

Аисты, кукущки,

Даже совы, плюшки…

Плюшки – не птицы.

А хотите, я сделаю из них птиц?

Инте-инте-интерес,

Я добавлю букву «С».

И тогда из плюшки

Выйдут совы-сплюшки.

Можно сказать, что совы-сплюшки? Почему? Да, они спят днём.

Вопросы для шести игроков.

  1. У какого дерева иголки осенью желтеют и опадают? (У лиственницы.)
  2. Почему цветы красивые и душистые? (Привлекают насекомых.)
  3. Зачем птицы поют весной? (Самцы привлекают самок.)
  4. Назови пять зверей, которые умеют рычать.
  5. Какая птица не летает, но бегает быстрее автомобиля? (Страус развивает скорость до 130 км/ч)
  6. Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках? (Пингвины.)
  7. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги, награждает победителей и всех участников игры призами (карандашами, закладками, цветной бумагой, линейками и т. д.)

Зря страницы не листайте,

Где закладка – там читайте.

Вам – линейка.

Прямота – главная её черта.

Вам ластик иль резинка –

Чумазенькая спинка.

Но совесть у неё чиста:

Помарки вытерла с листа.

Вам, малютка, карандашик.

Он испишет сто бумажек.

Школьник пишет и растёт,

А карандаш – наоборот!

Ты фломастеры возьми,

Пригодятся всем они.

Цветную бумагу –

В умелые руки

Пусть эти руки

Не знают скуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Дом в котором мы живем» УМК «Начальная школа ХХI века».

Интеграция: окружающий - изо Форма работы:  групповая. Оборудование: столы объединены по количеству групп.  Материалы: большие листы бумаги по одному на каждую груп...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Устный журнал "Село, в котором я живу!"

Страницы устного журнала рассказывают об истории села, улиц, о жителях нашего села. На странице "Творческая" организуется групповая работа учащихся....

Классный час "Дом, в котором я живу!"

Одной из основных целей данного классного часа является воспитание у учащихся положительных качеств характера, желание преодолевать в себе отрицательные качества....

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,

Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...