обнавлённая концепция РОСТ.docx
рабочая программа (3 класс) по теме

Баллод Ольга Геннадьевна

 

 

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

 

  

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

«РОСТ»

По гражданско-патриотическому воспитанию.

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

                                                                                         Автор Баллод Ольга Геннадьевна

классный руководитель 3 «Б» класса

                                                               МОУ «СОШ № 6»

 

 

 

Луга  2011

 

Глоссарий.

·       воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей  и воспитанников, направленный на достижение  поставленной цели;

·       воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;

·       воспитание – это чувство, голос души и сердца

·       воспитание гражданина и патриота  - это своеобразный вид воспитания, в котором органически переплетаются цели, более объемные по своему содержанию: цели духовного воспитания, нравственного и правового воспитания. Все они конкретизируются в единой цели гражданского воспитания: в воспитании гражданина патриота своей страны.

·         Гражданско-патриотическое воспитание. Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

·            Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

·         Духовно-нравственное воспитание. Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[2,65].

·         . У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[23,  414].

·         В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16

 

 

·         Концепция — это определенная система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов, способов понимания и трактовки явления, предмета или процесса, система достижения целей.

 

 

 

·         социокультура— система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям.

 

·         (Adaptation; Anpassung) - процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками - с другой .

·         Адаптация  это – Навык сверхчеловека приспосабливаться к любой внешней среде и ситуации. Умение сверхчеловека приспосабливаться к любому обществу, социальным условиям и характеру людей с кем приходится общаться по мере необходимости. Умение выжить в любой экстремальной ситуации с наименьшими потерями. Способность растворяться в окружающей обстановке и сливаться с ней воедино, таким образом становиться невидимым или незаметным для окружающих.


 

Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто.

В.А. Сухомлинский

1. Актуальность и целесообразность реализации концепции

1.1. Основные тенденции и проблемы воспитания детей в Российской Федерации.

       Воспитание детей в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций.  Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности.
    Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию.                               
    В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой — порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике.                              .
    В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ.                                                            
    Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии.
     В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения. Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

         Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", выдвинутая президентом РФ Медведевым Д.А, призвана решать задачи,  поставленные перед российским образованием. Она направлена на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Как отметил Президент РФ, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. При этом школьное образование, по мнению Дмитрия Медведева, «представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека, является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны». Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

        Особую актуальность для российского общества, приобретает проблема гражданско-патриотического воспитания. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обуславливают изменения в социокультурной жизни, влияют на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения. Важнейшим явлением в сфере общественного сознания молодёжи стало заметное усиление патриотических настроений (связь с обычаями и традициями своего народа). Уже очевидно, что наше общество окончательно пришло к пониманию: учить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, город, народ, который живёт в нём – значит укреплять основы государственности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующейся не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. Поэтому в формирование личности, сочетающей в себе развитую гражданскую, правовую, политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Ее суть  - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Кроме того, школа должна способствовать подготовке детей к профессиям с учетом задач модернизации и инновационного развития страны.

       Государственная и общественная потребность в гражданско-патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

      Основные идеи и положения модернизации российского образования, социальная, культурная, экономическая специфика региона, новые направления и способы решения современных воспитательных задач, основанные на идее воспитания гражданина и патриота своей земли нашли  своё отражение в документах Правительства и Министерства образования Российской Федерации, новой концепции воспитания в Ленинградской области (авторы: профессора С.А. Лисицын и С.В. Тарасов). Данная концепция разработана в Ленинградском областном институте развития образования (ЛОИРО) при участии всех кафедр. Она включает осмысление социокультурной ситуации становления современного человека, целей и задач воспитания, методологические подходы к определению качества воспитания, краткий словарь основных терминов, содержащихся в концепции. Настоящая концепция — преемница концепции воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области 1998 года.

        Авторские концепции Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать воспитательную систему в детском коллективе. Воспитание в культурологической концепции Е.В.Бондаревской определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, социализации, жизненном самоопределении. Человек культуры – это свободная личность, способная к самоопределению, гуманная, духовная, творческая и адаптивная. Концепция Н.Е.Щурковой направлена на формирование образа жизни, достойного Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь по законам Истины, Добра и Красоты. Концепция гуманно-демократической воспитательной системы В.А.Караковского основана на незыблемых ценностях: Земля – общий дом человечества, малая родина; семья – естественная среда развития личности; культура – великое богатство человека; человек – абсолютная ценность. Интегративным направлением является гражданско-патриотическое, осуществляемое как духовно-нравственное, историко-краеведческое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, социально-патриотическое, спортивно-патриотическое. Идеология патриотизма как система ведущих идей, актуализирующих представления человека об окружающем мире и себе самом в этом мире в масштабе коллектива, общества, государства, положена в основу патриотически ориентированного подхода А.Н.Вырщикова и М.Б.Кусмарцева. Такой интерес педагогов-новаторов к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов велика.

        Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что данные Концепции не инструкции к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если смысл в том, чтобы дети (воспитанники) уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому  и выстраивается  система, опирающаяся  на данные Концепции. Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы. Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать».   

       Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет педагога создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Младший школьный возраст относится многими психологами (Л. И.Божович, Д. Б.Фельдштейн и др.) к стадии социализации. Именно в этот период происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается процесс усвоения нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнения себя с другими. Всё это является основой для построения воспитательного процесса, направленного на гражданско-патриотическое воспитание школьников.

 

1.2. Анализ социально – образовательной ситуации в школе.

 

Общеобразовательная школа № 6 г.Луги, находится в спальном микрорайоне. Рядом со зданием школы расположена районная поликлиника, городская  библиотека, Центр занятости населения, многочисленные торговые ларьки и магазины. В школе обучается   750 учащихся. Дети из семей с различным социальным статусом и уровнем достатка. Часть учащихся из семей «риска». Школа образована в 1991 году, и за период существования в ней сложились свои традиции. Она приобрела своё лицо, отличающее от других учебных заведений. На протяжении ряда лет существуют классы с углубленным изучением математики и физики. Учащиеся школы занимают призовые места в районных и областных олимпиадах как по математическому и естественнонаучному, так и по гуманитарному и художественно-эстетическому направлениям. Каждый год из стен школы выходят выпускники, имеющие золотые и серебряные медали. Целевая направленность школы – формирование личности, способной к творческому самовыражению,  к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.

На базе школьного музея создан Совет ветеранов, в который входит 28 человек. Осуществляется тесная связь поколений. В музее руками учащихся создано множество экспозиций, посвящённых теме Великой Отечественной войны. Ребята организаторы и активные участники акций «Подарок ветерану», «Ветеран, который живёт рядом», «Письмо ветерану». В школе организовано движение волонтёров.

Начальные классы занимаются в отдельном здании. Штат специалистов укомплектован полностью. Основным направлением воспитательной работы начальной школы является адаптация обучающихся к школе и мотивация к учению.

 

 

 

 

1.3. Характеристика  класса.

 

В 2008 году я приняла  1 «Б» класс. В классе было 22 человека: 12 девочек и 10 мальчиков. Дети пришли из разных детских садов города и района, некоторые были знакомы по садику. Два человека -  домашние дети. Одна девочка опекаемая. Большинство проживало в микрорайоне школы, несколько человек приезжали из района.

 Шестеро ребят посещали предшкольную подготовку.

 По здоровью: 1 группу имели - 8 человек, 2 группу здоровья - 11 человек, 3 группу - 2 человека, 4 группу - 1 человек (инвалид детства по зрению).

В классе 17 детей из полных семей. Из них 7 живут с отчимами, 1 опекаемый ребёнок (живёт с приёмными родителями). С мамой живут 4 человек. Из всех детей - 12-единственных и 8 младших в семье. Один ребенок из многодетной семьи.

            Отношение родителей к перспективам развития собственного ребёнка очень разное: многие реально не представляют возможности собственных детей, оценка явно завышена

      Для того, чтобы у ребят была возможность почувствовать сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию и определить свои возможности в реализации лидерских функций в классе действует  самоуправление, ребята со всей ответственностью относятся к своим "должностям».

Яркого лидера в классе нет. В третьем классе стала выделяться Сурменко Лиза. Можно назвать группу учащихся (3 девочки и 2 мальчика), которые обычно выбираются лидерами в микрогруппах. Многие считают себя непопулярными в коллективе. К критике относятся болезненно. 87% ребят заняты в сфере дополнительного образования, 4 человека из 21 занимаются сразу в двух объединениях, 28% детей занимаются в спортивных секциях, 28% в прикладном и музыкальном направлениях, 28% - языковое направление (дополнительный английский и немецкий языки). Только 2 человека из класса не охвачены дополнительной деятельностью. Причина: отдаленность места проживания.

       Адаптация обучающихся в начальной школе одна из наиболее сложных педагогических проблем. Она связана с возрастанием нагрузки на психику ребёнка, поскольку в школе с вовлечением ребёнка в процесс обучения происходят изменения в условиях его жизни. Возрастание разнообразных требований, предъявляемых учителем к обучающимся, необходимость приспосабливаться к новому стилю взаимоотношений (учитель – обучающийся, обучающийся – обучающийся) – всё это является серьёзным испытанием для психики ребёнка. С целью выявления школьной мотивации обучающихся в сентябре каждого года, начиная с 1 класса, я провожу тест «Мотивация учения и адаптация школьников» Лоскановой Н.Г. За три года обучения прослеживается положительная динамика. Высокий уровень мотивации в 1-м классе имеет 21% обучающихся, во втором 31%, в третьем – 37% (приложение №1).

        Известно, что негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных не только родительских, педагогических ожиданий. Но и связанных с ними негативных оценок личности ребёнка. Проанализировать свои педагогические установки мне помогает педагог-психолог. Вместе мы, выявив негативное отношение к школе некоторых ребят, которое было связано с нарушениями межличностных отношений с одноклассниками, разработали развития у детей навыков обучения и разрешения конфликтных ситуаций. Начав с анкетирования детей по методике «Мой класс» и социометрии. 

Анализируя, данные полученные по методике «Мой класс» (приложение №2), можно сделать заключение: в начале школьного обучения, классный коллектив ещё не был сформирован. Что объясняется не полным принятием некоторыми детьми школьной ситуации. Сравнивая показатели за 1, 2, 3 класс, можно сказать, что учащиеся моего класса к третьему классу значительно лучше адаптировались к новой социальной ситуации. И во многом классный коллектив уже сформирован. Это подтверждают и результаты социометрии (приложение №3). 

      При изучении состояния гражданско-патриотического воспитания своих воспитанников  выявилось ряд противоречий, которые встали барьерами на пути создания системы воспитания класса. Это противоречия:

·         между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;

·         между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;

·         между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по гражданско-патриотическому воспитанию;

·         между необходимостью повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания школьников как одного из направлений деятельности классного руководителя и недостаточной разработанностью научного и методического обеспечения этого процесса в школе первой ступени.

         Поэтому возникала проблема организации систематической деятельности учащихся, направленной не только на адаптацию и мотивацию обучения, но и на формирование гражданско-патриотических качеств, присущих выпускнику начальной школы. Хорошая школа всегда стремится определить эффективность воспитательного процесса, то есть соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. Главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса является диагностика развития личности учащегося. Работа по созданию целостной системы гражданско-патриотического воспитания была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности учащихся по данному направлению. Цель диагностики – определение уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:

- составление словаря понятийных слов;

- ранжирование;

- сочинения;

- тестирование;

- анкетирование;

- наблюдения;

- беседа.

       Диагностика была начата по методике М.Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. (Приложение № 4). Предварительная диагностика по методике П.В. Степанова, Д.В.Григорьева, проведенная во втором классе, показала следующий уровень сформированности отношения школьников

 к обществу и показал следующие результаты:

отношение к родной природе, к Отечеству:

·         высокий уровень – 34%,

·         средний уровень – 30%,

·          низкий уровень –  36%;

            к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие,

            честность):

·         высокий уровень – 55%,

·         средний уровень – 32%,

·          низкий уровень –  13%;

к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность):

·         высокий уровень - 30%,

·         средний уровень -  36%,

·          низкий уровень  -  34%.

 

В третьем классе уровень сформированности отношения школьников к обществу показал следующие результаты:

отношение к родной природе, к Отечеству:

·         высокий уровень – 42%,

·         средний уровень – 36%,

·          низкий уровень  – 22%;

            к людям (уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, естность):

·         высокий уровень – 60%,

·         средний уровень – 36%,

·          низкий уровень  –  4%;

           к себе (добрая воля, самоуважение, требовательность к себе, организованность):

·         высокий уровень  - 35%,

·         средний уровень   - 40%,

·          низкий уровень    - 25%.

 

       Диагностика показала, что во втором классе значительное число учащихся – 36 % - не имеет четкого представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Они не испытывают чувства гордости за школу, в которой учатся. Осознание собственного «я» у детей преобладает над понятием «мы». Анкетирование показало, что ребенку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества. В третьем классе произошла положительная динамика.

      Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско-патриотических качеств ежегодно проводился мониторинг осознания учащимися данных понятий. Во втором классе более доступными для понимания оказались «дружба» – 60%, «честность» – 58%, «ответственность» – 39%. Менее понятными для детей были слова «мужество» – 23%, «патриотизм» – 24%, «порядочность» – 24%. В третьем классе наблюдается рост осознания учащимися основных качеств: «дружба» – 67%, «честность» – 68%, «ответственность» – 59%. Наряду с этими качествами, значительно увеличилось осознание таких категорий как «патриотизм» (с 24% до 60%), «мужество» (с 23% до 51%), «бескорыстие» (с 29% до 43%), «совесть» (с 31% до 47%). В четвертом классе, по данным опроса, четко прослеживается положительная динамика в понимании учащимися основных формируемых качеств. Более 50% детей правильно понимают все обозначенные понятия. Наивысший рейтинг получили: «патриотизм» – 85%, «честность» – 82%, «ответственность» – 81%, «совесть» – 78%, «мужество» – 77%. Это является результатом целенаправленной, планомерной работы в рамках воспитательной системы «РОСТ» (Приложение№5).  Однако, мониторинг выявил, что учащиеся не совсем четко понимают такие категории,  как «милосердие» – 60%, «толерантность» – 61%, «порядочность» - 63%. Следовательно, в процессе работы необходимо обратить внимание на формирование не только гражданско-патриотических, но и духовно-нравственных качеств личности.

2. Проектируемое состояние воспитательной системы.

 

2.1. Видение воспитательной системы класса.

 

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

  Что такое воспитание? В  педагогической практике существует  несколько определений воспитания:

·       воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей  и воспитанников, направленный на достижение  поставленной цели;

·       воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование;

·       воспитание – это чувство, голос души и сердца

·       воспитание гражданина и патриота  - это своеобразный вид воспитания, в котором органически переплетаются цели, более объемные по своему содержанию: цели духовного воспитания, нравственного и правового воспитания. Все они конкретизируются в единой цели гражданского воспитания: в воспитании гражданина патриота своей страны.

Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интерес себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Концепция воспитательной системы класса ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает общество, а именно обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью (согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»).

Центральное место в воспитательной системе класса занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов и потребностей.

Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности).

 

 

2.2. Концептуальные основы

·         формирование ведущих качеств личности;

·         практическая совместная деятельность педагога, родителей и

             учащихся;

·         оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в

             коллективе и самовоспитания;

·         неразрывную связь с воспитательными факторами среды: внешколь-

             ными воспитательными учреждениями и организациями

·         непрерывная педагогическая диагностика.

Цель воспитательной системы класса: формирование социально активной личности гражданина и патриота.

Задачи:

1 Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому своей Родины.

2. Способствовать развитию познавательных интересов учащихся.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к семье,  родному учебному

заведению, а также любовь к родному городу, стране.

4. Содействовать развитию культуры общения и формированию

гуманных межличностных отношений.

5. Тесно сотрудничать с родителями в деле воспитания и обучения детей.

 

 

2.3. Принципы воспитания.

Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев патриотические чувства и сознание граждан?! Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается. Но существуют основополагающие идеи-принципы.

Принципы - общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

В основе реализации КОНЦЕПЦИИ положены следующие принципы:

·         Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнёрство и соучастие, и взаимодействие – приоритетные форма общения педагога с детьми.

·         Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: семья, родная природа, родная культура, родной город, связь поколений.

·         Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографий пейзажей, памятников, достопримечательностей.

·         Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательного, чтобы дети усваивали знание постепенно, в определенной системе.

·         Принцип занимательности – изучаемой материал должен быть интересным увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

 

2.4. Основные социально-педагогические функции

 

·         социально-нормативная (усвоение детьми и подростками норм гражданского общества, усвоение ценностей и символов Отечества)

·         прогностическая (обеспечение необходимых условий полноценной реализации интересов и потребностей воспитанников);

·         преобразовательная (последовательное расширение сферы общения)

 

         2.5. Совокупность воспитательных методов:

 

·         метод убеждения,

·         метод упражнения,

·         метод оценки.

 

Метод убеждения выступает как суждение педагога, аргументация, мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении, диалог с детьми, раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, дискуссия, специально организуемая педагогом, обмен впечатлениями по восприятию образа, совет, рекомендация по поводу жизненной ситуации. Метод упражнения обеспечивает практические действия ребенка и реализовался следующим образом: пример педагога, просьба, поручение что-либо сделать, специальный тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки, коллективные творческие дела, проекты.

 Метод оценки заключается в самоанализе и самооценке воспитанников, в поощрении со стороны педагога и родителей, в создании благоприятного общественного мнения, ситуаций выбора и успеха.

 

3. Механизм воспитания.

Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для классного руководителя – использование ресурсов общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса:

•                    информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе,

•                    координация деятельности учителя и родителей,

•                    прогнозирование и мониторинг успеваемости,

•                     содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий

•                     образования,

•                    планирование и реализация работы с одаренными и неуспевающими

•                    учащимися.

Понятие «воспитание» теоретиками воспитательных систем признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. И, несомненно, в любой образовательной технологии отражены процессы воспитания.

95% всего воспитательного времени ученик находится на уроке или принимает участие в деятельности, связанной с уроком, с предметом. Таким образом, учитель реализует на практике задачу необходимую для дальнейшей жизни обучения, развития и воспитания.

Доминирующей целью интеграции внеурочной и урочной деятельности является личностное развитие ребенка. Необходимо стараться, используя различные методы и технологии, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется, прежде всего, готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы. Поэтому главным фактором данной системы служит коллективная, игровая деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный  и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли  качествами обладает на данном этапе ребенок.                                                                                           

Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить — в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в »города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве — вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм…

   Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Основным направлением воспитательной системы класса является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении:

- участие в акциях «Внимание! Ветеран» и «Милосердие»;

- участие в выставках, конкурсах;

- классные часы «Мой город родной» и «Я люблю тебя, Россия!» «Герои Великой Отечественной войны лужского края».

 и многое другое;

- летопись класса.

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:

• Посещение семей
• Родительские лектории, собрания
• Совместные туристические походы, поездки в театр, музеи (область)
• Классный часы "Я и природа"
• Участие в выставках "Природа и фантазия", "Рождественский букет"

Большое внимание уделяем с ребятами спортивно-оздоровительной работе. Здесь работаем в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями:

- физкультминутки, которые проводят сами учащиеся;

- подвижные игры во время перемен,

- ежегодная краткосрочная программа «Мы -  за здоровый образ жизни».


Все представленные аспекты воспитания в их взаимосвязи и взаимодействии оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка.

На сегодняшний день, на основе анализа  результатов  работы за последний период, появилась потребность в корректировке содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

   Поэтому поставлена  дополнительная задача: участие в социальном проектировании. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

4. Этапы построения системы

1.Организационный (с сентября 2008 г. по январь 2009 г.)

Цель: выявление перспективных направлений воспитательной системы и её моделирования.

2.Основной этап (с января 2009 г. по январь 2012 г.)

Цель: переход воспитательной системы класса в новое качественное состояние.

3.Обобщающий (с января 2012 г. по май 2012 г.)

Анализ достигнутых результатов и определение перспектив

дальнейшего развития класса.

 

 

5. Достижения и результаты функционирования системы.

 

Критерии эффективности воспитательной системы следующие:

·         Система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик).

·         Участие в работе творческой группы по проблемам патриотического воспитания.

·         Объективные статистические показатели.

·         Сформированность классного коллектива

·         Участие учащихся класса в  районных, городских конкурсах и проектах.

·         Использование педагогических диагностик, которые направлены на выявление:

уровней патриотического сознания, гражданской позиции учащихся; уровня развития классного коллектива;

·         уровень воспитания ученика и класса в целом («Уровень воспитанности»);

 

 

6. Модель личности выпускника начальной школы.

·         Патриотическое воспитание.

Любовь к Отчизне. Преданность Родине. Готовность к служению Отечеству.

Уважение к традициям своего народа и своей семьи.

·         Активное стремление помогать старшим и младшим. Умение беречь и защищать природу. Бережно относиться к труду (своему и других людей) .

Потребность приобретать новые знания и глубоко разбираться в разнообразных процессах, явлениях.

·         .Способность любить, сопереживать, уважать, оказывать помощь, защищать, быть добрым и отзывчивым.

 адекватно реагировать на различные внешние воздействия,  Творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое.

·         Активная гражданская позиция.

Наличие личной системы ценностей (нормы, правила общения, принципы толерантности, ответственности, обязательности).

 

 

7. Реализация концепции через программу воспитания

Идея программы: Воспитание детей – вклад в судьбу России.

Воспитание гражданина и патриота представлено в программе «РОСТ». Благодаря такой системе работы происходит становление норм демократической культуры, формирование навыков игрового общения и деятельности, развитие гражданских и патриотических чувств растущего организма, чувств сопричастности с происходящим в окружающем мире.

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени РОСТА, четыре содержательные линии.
      Этапы:

1. Родословная.

2. От сердца к миру.

3. Связь поколений.

4. традиции и культура моего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа воспитательной системы класса «РОСТ»

 

Направление

Цель

Реализация

Участвуют

Ответственный

1 класс

Родословная

Изучение корней моей семьи.

Изучение корней  своей семьи: семейный альбом, мои предки, происхождение моей  фамилии, род, родные, Родина.
 

Праздник «Давайте познакомимся».

Классный час «Как образовалась моя семья».

Проект «Моя родословная».

Викторина «Загляните в семейный альбом».

Конкурс рисунков «Моя семья».

Родительское собрание «Род, родные, Родина» с последующим выпуском стенгазеты для учеников.

Игра «Помни имя своё».

1 класс и родители обучающихся.

Классный руководитель, учитель музыки,

учитель ритмики.

2 класс.

От сердца к миру.

                                 Что для мира нужно?

 Счастье!

Что для жизни нужно?

Сердце!

Что для сердца нужно?

Доброта!

Воспитание добра и толерантности. Тропинки: доброта, милосердие, благотворительность,  отзывчивость, сострадание.
 

Классный час «Почему ко мне так относятся?»

Акция милосердия: оказание помощи Дому ребёнка.

Ролевая игра «Кто мой друг?»

Анкетирование «Кого я приглашу на день рождения?»

Родительское собрание  по результатам диагностики успешности ребёнка и признания его в коллективе.

Праздник к Дню матери «Моей любимой мамочке».

Проект «Я отвечаю за того, кого приручил».

Весенняя акция «Посади цветок».

Программа «Мы за здоровый образ жизни».

2 класс, родители.

Классный руководитель,

учитель технологии.

3 класс.

Связь поколений.

 

Воспитание патриотов родного края: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, посещение музеев и исторических мест города, связанных с  военными событиями, вахта памяти, акция «Подарок ветеранам».

 

Воспитательное мероприятие «Дорогой добрых дел».

Конкурс плакатов «Я против войны».

Экскурсия в школьный музей.

Классный час «Герои Великой Отечественной войны лужского края».

Акция « Внимание ветеран».

Проект «Изготовление макетов на военную тему».

Вахта памяти: возложение цветов к мемориалам, встречи с участниками войны.

Просмотр фильма «Сын полка».

Конкурс рисунков «Святые заступники Руси».

Сочинение-рассуждение «Если б не было войны…»

Родительское собрание «Воспитываем патриотов своей Родины».

Выпуск родителями стенгазеты  «Герои войны в наших семьях».

Портфолио

«Крепка семья-

крепка держава».

3 класс, родители.

Классный руководитель, экскурсовод школьного музея.

4 классы.

традиции и культура

моего края.

 

Воспитание любви к своей малой родине, прошлому и настоящему своего края: история нашего города, о людях, прославивших свою землю, «Мой город – часть своей страны»; природа родного края, экскурсии на предприятия, в краеведческий музей, встречи  с интересными людьми. Воспитание

понимания                          важности жить и трудиться на                           своей малой родине


 

Классный час «Я – гражданин России».

Беседа «Символика нашей страны и нашего края».

Проект «История моего города. Изготовление паспорта города».

Экскурсии в краеведческий музей, на предприятия города.

Поход по родному краю: реки и озёра, архитектура города, на конном заводе, местный зоопарк.

Создание фотоальбома

«Наши путешествия».

Выставка « природа и фантазия». «Рождественский букет».

Классный час «Восславим

подвиг трудовой

и ратный».

Родительское собрание  «Трудовые династии нашего края».

Выпуск стенгазеты «Работа моих родителей».

Конкурс рисунков «Город моей мечты».

Создание

классной книги

«ЖЗЛ города».

4 класс, родительский комитет.

Классный руководитель,

Учителя музыки, ритмики, ИЗО, технологии.

 

Ожидаемый результат.

 

Реализация программы  патриотического воспитания «РОСТ»:

·         конкретизирует цели воспитательной работы;

·         содействует решению проблемы формирования духовно-нравственных

и гражданско-патриотических ценностей у учащихся;

·         поможет воспитать чувство гордости за свою страну, свою малую

родину;

·         создаст систему работы педагога по данной проблеме;

·         повысит интеллектуальное, культурное, нравственное развитие

учащихся;

·         позволит создать условия для преемственности поколений.

 

       По окончании начальной школы у обучающихся должно быть сформировано патриотическое сознание, расширены и углублены знания истории своего отечества, малой родины, привиты нравственные основы.

 

       Учащиеся должны уметь вести исследовательскую работу, находить нестандартные решения в разных ситуациях, творчески подходить к любому заданию. Должны знать народные традиции края и страны. У детей должны быть сформированы общечеловеческие понятия доброты, вежливости, нравственности, патриотизма.

       Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию воспитательной системы класса, обеспечивающей целенаправленное  формирование социальной активности воспитанников, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, родному городу.

Сроки реализации программы:  2008 - 2012 гг.

 

Приложение 1.

 

«Мотивация учения и адаптация школьников» Лоскановой Н.Г.

        Обучающимся предлагается ответить на 10 вопросов анкеты, которая определяет пять уровней адаптации: высокий, средний, внешняя мотивация, низкая школьная мотивация, дезадаптация.

Результаты мониторинга.

 

   Уровни

1 класс

2 класс

3 класс

количество

%

количество

%

количество

%

высокий

4

21

6

31

7

37

средний

5

26

7

37

8

41

внешняя

мотивация

4

21

2

11

2

11

низкая мотивация

3

16

3

16

2

11

дезадаптация

3

16

1

5

-

0

 

Высокий уровень развития в 3-Б классе имеют 37%  обучающихся. У этих детей положительное отношение к школе. Есть познавательная мотивация, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Эти ребята легко усваивают учебный материал, прилежны, внимательно слушают мои указания. Выполняют поручения без внешнего контроля, проявляют интерес к самостоятельной работе. Занимают высокое статусное положение в классе: 1 уровень – неформальные лидеры.

Средний уровень – хорошая школьная мотивация наблюдается у 41% обучающихся. Эти ребята положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают основное в программе. Самостоятельно решают типовые задачи. Внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний, но требуют контроля. Сосредоточены по интересам, поручения выполняют, дружат со многими детьми в классе.

Внешняя мотивация – 11% - имеют положительное отношение к школе. Но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако ходят в школы, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивации у таких детей сформированы в меньшей степени. Учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация  - 11%. Эти дети относятся к школе безразлично или отрицательно. Посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину. И, как следствие, фрагментарно усваивают материал. Это Афанасьев Вадим и Дружинин Никита. Таким образом, эти дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь, как учителя, так и родителей. Они испытывают трудности в обучении, не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, отмечаются нервные и психические нарушения.

Учитывая, что собственные познавательные мотивации формируются в младшем школьном возрасте, разрешению этой проблемы я уделяю самое большое внимание. С ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивацией веду работу по нахождению личностных смыслов обучения,  переосмысления уже имеющихся в наличии ситуаций. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчивого положительного отношения к школе я рекомендую родителям учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большей степени зависит учебная мотивация.

Рекомендации.

1.      Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.

2.      Уверенность в себе.

3.      Направленность на достижении е успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности.

4.      Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нём.

5.      Потребность и возможность в самовыражении.

6.      Понятие и одобрение значимыми людьми.

7.      Актуализации творческой позиции.

8.      Осознание значимости происходящего для себя и других.

9.      Потребность в социальном признании.

10.  Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.

11.  Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

Известно, что негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных не только родительских, педагогических ожиданий. И связанных с ними негативных оценок личности ребёнка. Проанализировать свои педагогические установки мне помогает педагог-психолог. Вместе мы, выявив негативное отношение к школе некоторых ребят, которое было связано с нарушениями межличностных отношений с одноклассниками, разработали развития у детей навыков обучения и разрешения конфликтных ситуаций.

 

Приложение 2.

 

    

 

 Результаты обследования: анкета «Мой класс».

 

критерии оценки

1класс

2класс

3класс

1.

Ребятам нравиться учиться в этом классе.

25%

83%

95%

2.

Дети часто дерутся друг с другом.

36%

21%

10%

3.

В классе каждый ученик для меня - друг.

17%

48%

52%

4.

Некоторые ученики в классе – несчастливы.

16%

15%

10%

5.

Некоторые в классе являются середнячками.

80%

63%

95%

6.

С некоторыми детьми в классе я не дружу.

83%

69%

57%

7.

Ребята нашего класса с удовольствием ходят    в школу.

53%

73%

86%

8.

Многие ребята в этом классе любят драться.

35%

41%

29%

9.

Все ученики в нашем классе друзья.

7%

15%

48%

10.

Некоторые ученики не любят свой класс.

56%

29%

14%

11.

Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своём.

60%

64%

72%

12.

Все ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу.

31%

48%

67%

13.

Наш класс весёлый.

65%

80%

71%

14.

Дети в нашем классе много ссорятся.

45%

32%

29%

15.

Дети в нашем классе любят друг друга,  как друзья.

15%

43%

57%

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Таблица по социометрии.

 

фамилия

1.

2.

3.

1.

Афанасьев Вадик

не принятый

не принятый

не принятый

2.

Гребнев Кирилл

изолированный

изолированный

принятый

3.

Данилов Петя

принятый

принятый

принятый

4.

Данилова Оля

изолированная

изолированная

принятая

5.

Дружинин Никита

не принятый

не принятый

не принятый

6.

Иванова Лера

изолированная

изолированная

изолированная

7.

Калинин  Владик

изолированный

изолированный

принятый

8.

Куликова Таня

изолированная

принятая

принятая

9.

Марышева Женя

изолированная

принятая

принятая

10.

Мирончук Саша

принятый

принятый

принятый

11.

Новикова Даша

изолированная

принятая

принятая

12.

Осипова Алина

принятая

принятая

принятая

13.

Палащенко Ксюша

принятая

принятая

принятая

14.

Побединская Катя

принятая

принятая

принятая

15.

Пономарёва Арина

принятая

принятая

принятая

16.

Русин Сергей

изолированный

принятый

изолированный

17.

Рыбаков Илья

принятый

принятый

принятый

18.

Слотин Витя

принятый

принятый

принятый

19.

Степанова Арина

изолированная

изолированная

принятая

20.

Сурменко Лиза

принятая

принятая

лидер

21.

Траченко Андрей

изолированный

изолированный

принятый

 

 

Приложение 5.

Понятия

2класс

3класс

Правильное понимание понятий

 

1.

Дружба

60%

67%

Патриотизм

85%

2.

Честность

58%

68%

Честность

82%

3.

Ответственность

39%

59%

Ответственность

81%

4.

Мужество

23%

51%

Совесть

78%

5.

Патриотизм

24%

60%

Мужество

77%

6.

Порядочность

24%

42%

Милосердие

60%

7.

Бескорыстие

29%

43%

Толерантность

61%

8.Совесть

Совесть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

 

1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы». Москва:2006год.

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования-

Москва: Просвещение, 2009год./Стандарты нового поколения.

3.Национальная доктрина образования.

4..Конвенция о правах ребёнка

5. Новая концепция воспитания в Ленинградской области.

/С. А. Лисицина, С. В. Тарасова/.

6.Районная концепция до 2014года. «Формирование жизненной стратегии образования.

     7.Приоритетные направления образования 2006-2010год.

8.Смыслы и стратегия личностно-ориентированного воспитания./Е. В. Бондаревская В. А. Караковского, В. В. Серикова/ Педагогика2001-№1.

9. Патриотическое воспитание: методологический аспект. /А. Н. Вырщиков . Волгоград     2001год./

10. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. П. В. Степанов,

Д. В. Григорьев./Под редакцией Н. П. Селивановой, В. М. Лизинского. Москва. АПК и ПРО 2003год/ Диагностика « Составления понятийного словаря». «Ранжирование»./М. Рокича/.

11.Программа воспитания школьника. /Н. Е. Щуркова. Москва. Педагогическое общество России/

12. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьника./А. Н . Вырщников,  М. Б. Кусмарцев. Москва. Глобус 2007год/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnavlyonnaya_koncepciya_rost.docx1.8 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания гражданина России...

От концепции «винтика» к концепции Человека!

Моя педагогическая философия!...

Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности

Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности...