Классный час"Поговорим о дружбе"
методическая разработка (4 класс) на тему

Черниюк Надежда Борисовна

Что такое дружба? здесь можно найти ответы на многие вопросы. Настоящая дружба бескорыстна, честна, искренна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_4pogovorim_o_druzhbe.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Журавлёвская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

Классный час «Поговорим о дружбе»

                                                                       Подготовила Черниюк Надежда Борисовна,

                                                                       учитель 4 класса


                   Классный час в 4-м классе по теме "Поговорим о дружбе"

Цели :

  1. Обсудить с учащимися смысл слова “дружба ”, научить различать настоящую дружбу от простого общения.
  2. Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
  3. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

Оборудование: таблицы “ Законы дружбы ”, В. И. Даль “  Толковый словарь ”, словарь синонимов,  рассказ С. Косова “ Терёшка ”, наборы пословиц, рисунки учащихся.

                                                          Ход классного часа

I. Организационный момент.

Учитель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и приготовьтесь слушать и беседовать.

II. Вступительное слово.

Учитель:

–  Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема классного часа. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.

На доске открывается запись:

ДОБРЫЕ

РАССУДИТЕЛЬНЫЕ

УМНЫЕ

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЕ

БОЕВЫЕ
АКТИВНЫЕ

 – Прочитаем все вместе слова, которые помогут нам хорошо работать сегодня на классном часе.

–  Какое слово здесь «спряталось»  ? (Дружба)

–  Правильно, сегодня мы поговорим о дружбе. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу хорошее настроение!

III. Беседа.

–   Нет на свете человека, который не задумывался, что такое дружба?

Найдите  в “ Толковом словаре» В. И. Даля объяснение слова “дружба”, а в словаре синонимов – синонимы к слову “друг”.

Дружба -

Учитель:

 – Друг, приятель, товарищ.

Давайте подумаем, чем эти слова отличаются друг от друга?

Я прочитаю определения, а вы догадайтесь,  о ком идёт речь.

- близкий знакомый (приятель);

- человек, близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе (товарищ);

- это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, несёт ответственность за него, волнуется, тревожится, переживает (друг).

Дружба и приятельские отношения – это одно и то же?

Может ли быть много друзей?

(дети высказывают свои мнения)

В анкетах вы отмечали это.

Учитель:

–    Вот сколько разных объяснений, высказываний о дружбе мы услышали. Но у нас возникает ещё много вопросов:

–  А каждый ли может быть другом?

–  Что нужно делать, чтобы найти друга?

Давайте сегодня в ходе нашего классного часа постараемся выработать “ законы дружбы ”, которые помогут вам ответить на все эти вопросы.

IV. Обсуждение проблемных ситуаций.

Ситуация 1

Послушайте стихотворение А. Барто “Требуется друг”.

Все живут – не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: – Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы, как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: – Но ты учти – 
Ты во всём должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменитой!
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: – А ты со мной
Подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим.
Будешь ты меня спасать – 
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: – Молчала бы!
Не вставать же на колени,
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”

–  Почему с этой девочкой никто не хотел дружить?

На доске появляется первый закон дружбы:

“Не будь эгоистом, проявляй заботу о друге”.

Ситуация 2

Разыгрывается сценка “Три подруги”.

(Разговаривают три девочки)

–  Привет!

–  Привет!

–  Добрый день!

–  Представляете, девочки, я сейчас была в библиотеке, читала книги о музеях. Вы ведь знаете, что мне это очень интересно. Я прочитала, что в Швейцарии есть музей кошек. Там есть картины, плакаты, афиши, марки и даже пасхальные яйца с изображением кошек.

А в Московском музее образования есть очень необычный зал, посвящённый буквам.

Хорошо знакомая нам азбука представлена здесь в самых необычных формах: игрушки и сказочные замки из букв, и даже пахучий алфавит.

–   Это очень интересно! Мы об этом не знали!

–   А я, девочки, недавно с мамой была в нашем краеведческом  музее. Мне там очень понравилось, я узнала много интересного. Если хотите, мы можем вместе сходить.

–   Конечно, хотим!

–   Это отличная идея!

–   Вот было бы замечательно когда-нибудь попутешествовать вместе по миру!

–   Путешествовать с друзьями! Что может быть лучше!

–   Давайте очень постараемся! Будем беречь нашу дружбу и может когда-нибудь наша мечта сбудется!

Учитель:

–   Какой вывод мы можем сделать из этой истории?

На доске – второй закон:

“Живи интересами друга, делись с другом тем, что знаешь и умеешь сам.”

Ситуация 3

Учитель читает рассказ С. Косова “Терёшка”.

      Заболел у Терешки друг его, Павлик. Все ребята на экскурсиях бывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали, а Павлик —    никуда. Только и ходу ему, если мать сведет в больницу. Тощий он стал, бледный.

Пришел раз Терешка из лесу, ягод ему принес.

—    Эх, Павлик, одну поляну знаю!.. Клубники, земляники столько...

Павлик улыбается. Понимает, что Терешка подзадоривает его, чтобы в лес пойти.

—     Не дойду я, —   говорит Павлик.

—     Может быть, дойдешь - как-нибудь! Посмотрел бы ты, какая поляна... Лето пройдет, а ты и ягод вдоволь не поешь. Пойдем. И гербарий нам составлять надо.

  Лицо у Павлика делается печальным:

—     Нет, не дойду... Кабы лошадь у председателя колхоза попросить...

—    Лошадь не дадут. Сейчас лето, работают. Лошадей даже в село не приводят —    в поле с ними ночуют.

Павлик молчит.

Терешка обводит избу глазами. Лежит Павлик один —   все в поле. На столе у изголовья стоит желтый пузырек с наклейкой. Рядом чашка с молоком. В избе тишина. Большая муха бьется в закрытое окно и жужжит, жужжит без умолку.

У Терешки начинает щекотать в носу; жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой.

Дома Терешка забирается на чердак, копается среди хлама, гремит старыми ведрами, худыми корытами, ворошит тряпье.

—     Куда   она   запропастилась? -  ворчит он. Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка-ползунок …

На другой день Терешка появился у дома Павлика. К тележке он привязал толстую веревку и обмотал ее тряпками, чтобы не резало плечо.

—    Павлик,  выходи!   Поедем   за   ягодами! —   закричал он под окном,

Павлик вышел к нему.

—    И-и-го-го! —    заржал   Терешка,   как   лошадь.   Стал по передку тележки бить пяткой,    скрести землю ногой, будто копытом. —     И-и-го-го!

—    Конь какой! — засмеялся Павлик.

—    Куда ты его потащишь? Он больной! —   закричала из избы мать Павлика.

—    Тетя Маша, я его на дачу... в лес повезу!                            

 –  Можно ли назвать Терёшку настоящим другом? Почему?

Третий закон дружбы:

“Радуйся успехам друга, помогай в трудную минуту”.

Ситуация 4

Послушайте историю, которую рассказал поэт Олег Григорьев в стихотворении “Кто прав?”

Сегодня Клоков дежурный у нас.
Того, кто не мылся, не пустит в класс.
Коля Сизов, его старый друг,
Чтоб друга проверить, не вымыл рук.
–   Пока не помоешь,– сказал ему Клоков, – 
Не допущу тебя до уроков!
 – Что ты? Да мы же друзья!
С друзьями ведь так нельзя!
–   А разве такими руками
Здороваться можно с друзьями?

–   Прав ли Клоков? Почему?

Четвёртый закон:

“Будь искренним, говори только правду (делай это тактично).

Учитель:

–   Сейчас я хочу предложить каждой команде ситуацию. Через минуту постарайтесь найти из неё выход.

  1. Витя и Ваня – друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, а Ваня не очень. Витя по-доброму относится к Ване, постоянно даёт ему списывать домашние задания. А как бы вы поступили на месте Вити?
  2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как бы ты поступил?
  3. Твой друг плохо учится, и тебе не разрешают с ним дружить. Как ты поступил бы?

Ситуация 5

Послушайте такую историю:

Несколько мальчиков играли в мяч. Один из ребят ударил по мячу и он случайно попал в идущих неподалеку молодых ребят.
Они обступили мальчика, стали его ругать, обижать. Мальчик испугался, заплакал, стал извиняться.
Его друзья в это время тоже испугались взрослых ребят  и убежали.
Правильно ли они поступили и почему?

На доске.

Пятый закон: “Друзей нельзя предавать”.

Ситуация 6

Петя с первого класса дружит с Алёшей, они вместе гуляют, играют, посещают кружок. Петя часто называет Алёшу «конопушкой», потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу. Какой совет дадите Пете?

Шестой закон: »Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек»

Учитель:

–    Существует много законов о дружбе. Но это –  основные. Если вы будете их соблюдать, то станете настоящими друзьями.

IV. Определение нравственных качеств настоящего друга (работа в парах).

Давайте, определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны нравственные качества личности (на каждой парте один лист). Прочитайте их. Поработайте в парах, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

Доброжелательность

Грубость                                

Лживость

Терпеливость

Уступчивость

Отзывчивость

Равнодушие

Заботливость

Вредность

Скупость

Честность

Щедрость

Драчливость

Жадность

Бескорыстность

Нетерпимость

Зависть

Тактичность

Ответственность

Льстивость

Подлость

Эгоизм

Хвастовство

Вежливость

Перечислите, какими нравственными качествами обладает настоящий друг?

(Карточки с положительными качествами прикрепляются на доску)

Где проявляются эти качества? (В поступках)

V. Самоанализ и саморефлексия.

Что значит быть настоящим другом?

Как вы думаете, легко ли быть настоящим другом? Почему?

Давайте каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки, на которых записаны противоположные нравственные качества. Оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки ближе к тому качеству, которое у вас больше развито.

Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Спрячьте  эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чём признались только себе.

VI. Конкурсы, задания.

Учитель:

– О дружбе есть много пословиц. Поиграем в игру “Собери пословицу”.

Для каждой команды – набор пословиц. Нужно собрать пословицы правильно.

1 команда:

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты.

Один за всех, и все за одного.

2 команда:

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Верному другу цены нет.

Дружба как стекло, разобьёшь –  не сложишь.

3 команда

Человек без друзей, что дерево без корней.

Недруг подталкивает, а друг спорит.

Друг познаётся в беде.

Учитель:

– Есть много произведений детских писателей, в которых отображена тема дружбы. Давайте вспомним эти произведения и их героев.

1) Вспомним имя девочки,
которая на север
отправилась за другом 
к Снежной Королеве.

(Герда, Г.Х.Андерсен “Снежная Королева”)

2).Всем знаком этот герой,
И известно всем вокруг,
Он большой для Гены друг.
(Герой Э.Успенского Чебурашка).

3). Собрались однажды 4 музыканта, подружились.

Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали. Назовите этих друзей – музыкантов.

(“ Бременские музыканты ”, братья Гримм)

4). “  Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку, настоящего друга. Но мама была почему-то против, и всё-таки друг у меня появился, самый лучший в мире упитанный мужчина в расцвете сил, лучший в мире поедатель сладких пирогов, лучшая в мире нянька.”
(А.Линдгрен, “Малыш и Карлсон”).

5). У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один всегда был рядом. Кто он?
(Пудель Артемон)

- А сейчас мы поиграем. Игра называется “Это я, это я, это все мои друзья!”

Я буду задавать вопросы, а вы дружно отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!

- Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?

- Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?

- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?

- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?

- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

-Есть, ребята, между вами те, кто девочек не обижает?

-Есть, ребята, те, кто не бьётся и не дерётся?

И в заключении давайте вспомним замечательное стихотворение Р. Нехай “ Друг»

(Ученики читают стихотворение)

Быть  другом  достоин лишь тот,
Чья дружба весома, как жизнь.
Друг бремя разделит заботы,
В час трудный прикажет: “Держись!”.
И друг, а не кто-то чужой,
Поддержит в житейском бою.
Устанешь – 
На спину свою
Он часть твоей ноши возьмёт.
Обидчику даст он отпор
И вместе с тобой проклянет
Того, кто приносит позор…
Дом верного друга – твой дом,
Всегда для тебя он открыт.
Тебя окружат там теплом,
Там будешь спокоен и сыт.
Простят, если ты сгоряча
Не то там сказал и не так.
Друг верный не рубит сплеча,
Хоть знает:
Слова не пустяк…
Умейте любить и дружить,
Ценить доброту и тепло,
Умейте не брать, а дарить – 
Всем истинам спорным назло!

VII. Итог занятия.

Наш классный час подошёл к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда!

Мы будем дружить!

Все вместе исполняем песню “Настоящий друг”

Учитель: Я желаю каждому из вас иметь настоящего друга и уметь дорожить дружбой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа "Поговорим о дружбе"

Цели:побуждать детей к осмыслению общечеловеческих ценностей (понятие «дружба»), к выработке личного отношения к ним, к освоению собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;формировать ...

Классный час "Поговорим о дружбе"

Цель классного часа - расширить понятие о настоящей бескорыстной дружбе. К конспекту прилагается презентация, карточки....

Классный час "Поговорим о дружбе"

По результатам проктной деятельности проводится классный час, на котором дети повторяют всё, что узнали о дружбе....

Классный час. "Поговорим о дружбе, о друзьях

Классный час, на котором дети познакомятся с правилами дружбы, увидят важность истинных друзей в жизни человека....

Классный час "Поговорим о дружбе"

Использовать при формировании детских коллективов...

Классный час "Поговорим о дружбе"

Классный час для учащихся 1-4 классов...