Духовно-нравственное воспитание
статья

Горбань Наталья Александровна

Основная цель воспитания в современном образовании определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

При переходе на ФГОС обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей. Духовно-нравственное развитие гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Горбань Наталья Александровна МБОУ СОШ №12 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

 «Духовно – нравственное воспитание младших школьников на примере класса казачьей направленности»

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

«Духовно – нравственное воспитание младших школьников на примере класса казачьей направленности»

Из опыта работы

учителя начальных классов

Горбань Натальи Александровны

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность. Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период. И, которые, к сожалению, реже слышишь сейчас. Так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество. Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу. 

А ведь только … Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста… Евангелие от Луки

Если же мы обратим свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.

Ядром русской культуры были всегда православные устои и традиции народной жизни.

Основная цель воспитания в современном образовании определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

При переходе на ФГОС обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей. Духовно-нравственное развитие гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

Так как в основной образовательной программе образовательного учреждения в базисный учебный план введена предметная область Основы духовно-нравственной культуры народов России, считаю целесообразным поделиться опытом работы в нашей школе.

В сентябре 2009 года начала работать в классе казачьей направленности, где в учебный план введен курс

  основы православной культуры (ОПК). И как сказал Вольтер: «Никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Осуществление православной миссии в современном мире требует людей, которые были бы грамотны и в области православного богословия, и в сфере социально-гуманитарного знания.

На мой  взгляд, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни.

Часто задавая ребятам вопрос: «Почему человек всегда стремится вернуться в то место, где он родился и вырос?», слышим один и тот же ответ: «Это же его Родина; там его родные, близкие; туда всегда тянет».

Наша Родина-Кубань. Мы живём в казачьем крае. Кубанские казаки, испокон веков проживавшие на Кубани, защищали свою родную землю, несли из поколения в поколение традиции своих дедов и прадедов. Эти традиции дошли и до наших дней. Казаки – те люди, которые обладают воспитательной силой, чтут традиции православия.

В нашей школе ведётся работа по сохранению, распространению и развитию национальной культуры. В современном обществе не только семья, но и школа воспитывает, поэтому обращение к истории кубанского казачества, традициям казачьей семьи стало одним из направлений работы класса казачьей направленности.

 

Основными задачами, наряду с обеспечением современного качественного общего образования, являются:

- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;

-формирование представления о  православной культуре;

-изучение православных традиций,

- возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества.

В нашем классе казачат есть своя эмблема, девиз, ввели элементы казачьей формы, есть своя песня «Казачата».

Обучение осуществляется в соответствии с федеральным базисным учебным планом. В учебный план введен предмет «Основы православной культуры», в рамках дополнительного образования проводятся занятия по «Истории и культуре Кубанского казачества». Материалы по истории, культуре, духовности, быту казачества вводятся в содержание образования несколькими путями. Это:

- метапредметные связи,

- система дополнительного образования курса «История и культура Кубанского казачества»,

- внеурочная деятельность.

Метапредметные связи

При реализации курса «Основы православной культуры» в содержании уроков используются материалы по кубановедению, особенностям быта, нравов и веры казачества и другие, в качестве сопровождающих основной материал. Так, в теме «Семейные традиции» детям предлагается «хитрое задание», где необходимо соединить линией символ православного праздника и времени года.

Обращаясь к опыту детей, в чьей семье есть казаки, оформили выставку семейных фотографий, на урок были приглашены родственники-казаки. Также в теме «Семейные традиции» учащиеся знакомятся с традиционными праздниками казаков.

Особое внимание уделяется православному празднику Пасха.

Дети знакомятся с обычаями, связанными с его празднованием.

При изучении темы «Моя родословная» учащиеся вместе с родителями выполняли проекты: составляли родословное дерево, и только некоторым удалось узнать о родственниках 4 колена. Но это только первые шаги, над которыми работаем и надеемся, что удастся получить информацию до 5 колена.

При изучении темы «Родной город, станица» учащиеся отправляются в заочное путешествие к памятникам казачьей истории и культуры, установленным как в нашей станице, так и в главном городе нашего края – Краснодаре.

Сотрудничаем с районным казачьим обществом. Для ребят была организована поездка на Поле казачьей славы в станице Кущевской.

Второй год учащиеся нашего класса занимаются исследовательской работой.

Наталья Крупина задумалась: каким образом изготавливаются изделия из лозы, насколько долговечно ремесло - лозоплетение. Целью исследования поставила - изучение технологии  лозоплетения, чтобы понять, можно ли возродить ремесло в станице Ленинградской.

Моя ученица в октябре 2011 года стала призером (II место) муниципального этапа конкурса учебно - исследовательских проектов школьников "Эврика, ЮНИОР" в секции «Мой первый учебно-исследовательский проект (техническое направление)». Работа была направлена на второй зональный этап конкурса, где получила высокую оценку и также стала призером. В настоящее время мы углубились в эту тему и в рамках проекта «Школьный двор» наш класс изготовил плетень для хаты казака. Для реализации нашего проекта было налажено сотрудничество с народными умельцами станицы.

На уроке ознакомления с окружающим  миром по теме «Путешествие по залам музеев» знакомим учащихся с создателями славянской азбуки священниками Кириллом и Мефодием, литературного чтения - со страницами из Библии.

- Система дополнительного образования курса «История и культура Кубанского казачества»

Основными формами работы данного курса являются занятия – встречи, экскурсии, беседы, исследования. Человек не рождается духовно и нравственно совершенным. Он получает знания в общении с преподавателями, родителями, священнослужителями, интересными людьми. За годы сотрудничества у нас появился духовный наставник.

В доверительной беседе батюшка Константин рассказал ребятам о нравственных и духовных ценностях жизни, о почитании отца и матери, правилах общения, об уважении к старшим. Учащиеся с интересом слушали и участвовали в беседе. Общаясь с детьми, он ответил на все вопросы о добре и зле, о взаимоотношениях со сверстниками.

 Особый интерес вызывают экскурсии в храм Трех Святителей,

 где ребята знакомятся с убранством храма, его устройством, иконостасом.

Батюшка Константин познакомил ребят с основными православными праздниками.

Стали традиционными встречи с казаками Уманского казачьего общества.

В беседе с Василием Михайловичем Шкрылем казачата узнали о переселении казаков на Кубань, об обычаях и православной вере казаков.

Тесно сотрудничаем со школьной библиотекой.

С интересом ребята посетили выставку «Земной путь Пресвятой Богородицы». Все это помогает нам общими усилиями школы, родителей, библиотеки вырастить достойных патриотов своей земли.

- Внеурочная деятельность

Изучение истории казачества, быта, традиций, обрядов осуществляется в ходе различных мероприятий, таких, как «Казачьему роду нет переводу»,

«День матери-казачки»

«Казачата, вперед».

Ежегодно в школе проходит конкурс строя и песни.

 В 2010 -2011годах мои казачата стали призерами.

С особым энтузиазмом принимаем участие в конкурсах рисунков и поделок: «История храма»

 «Масленица», «Пасха в кубанской семье»

В 2011-2012 учебном году мои учащиеся принял участие в школьном  этапе Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады (ОВИО) «Наше наследие», где ребята показали свою эрудицию и умение ориентироваться в различных информационных источниках.

Результатом моей работы в данном направлении стало участие и призовое место в муниципальном этапе краевого конкурса Учитель года Кубани по основам православной культуры 2011года, Учитель года Кубани по основам православной культуры 2012 года 2 место. Также благодарственное письмо за личный вклад и активное участие в организации и проведении школьного тура ОВИО Наше наследие.

Как сказал Иоанн Крондштадский: «Не в том сила, чтобы преподать много, а в том, чтобы преподать немногое, но существенно нужное для ученика в его положении».

С этой целью занимаюсь самообразованием, так как учителей православной культуры специально не готовят. Для себя наметила траекторию, которая поможет достичь определенных результатов.

Для себя отметила, что прежде чем определить конкретное содержание курса  православной культуры, необходимо очертить его реальное место в общем пространстве образования, отделив его от сугубо религиозного воспитания, как того требует Российская Конституция и российские законы.

Все уроки по православной культуре проходят в непринуждённой обстановке. Мы посещаем Храм, который находится рядом с нашей школой, организуем встречи со священнослужителями, демонстрируем фильмы. Известно, что изначально родители в каждой семье, а затем учителя в начальной школе закладывают основу, «фундамент» православной культуры. Насколько эта основа будет надёжной, прочной, зависит качество дальнейшего «сооружения». Смогут ли наши ребята отличить зло от добра, правду от лжи, свет от тьмы, не свернуть с верного пути. Уроки православия способствуют определению истинных ценностей жизни.

Народная мудрость гласит: если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетия – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...