Как избежать перегрузок?
методическая разработка на тему

Как избежать перегрузок, советы для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как избежать перегрузок

при обучении ребенка

В первых классах наших школ в начале года нарушения здоровья имеют 20% детей, а к концу года их число увеличивается до 70%, и в 20-40% случаев ухудшение здоровья связано именно со школой. Учитель должен знать и учитывать физиологические особенности школьников.

Ребенок 7-11 лет физически развивается относительно спокойно. Костная система находится в стадии формирования, поэтому необходимо заботиться об осанке: окостенение кисти и пальцев не закончилось, поэтому мелкие и точные движения затруднены и утомительны. Совершенствуется мозг - развивается аналити-ко-синтетическая функция коры, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения (торможение становится более сильным).

Физическое развитие позволяет ребенку заниматься от 3 до 5 часов в день. Ребенок и психологически готов к обучению: достаточно развиты память, любознательность, воображение; словарь достаточно богат; ребенок способен связно излагать свои мысли, сравнивать, обобщать, пробует делать выводы.

Но в уровне готовности могут быть значительные индивидуальные различия. Кроме того, слаба аналитическая функция восприятия, дети не умеют управлять своим вниманием, у них более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая.

Возрастной особенностью является импульсивность - склонность незамедлительно действовать. Младший школьник не умеет упорно следовать цели, преодолевая трудности, при неудаче может терять веру в свои силы.

Поэтому задача учителя - сделать каждый урок, каждый день ребенка успешным.

 Продолжительность урока должна быть не более 45 мин.

В 1-м классе в сентябре — 3 «рока по 35 мин, с октября — 4 урока по 35 мин, и лишь после адаптации детей урок может продолжаться 45 минут.

 Максимально допустимая нагрузка при шестидневной рабочей неделе:

в 1-м классе — 22 ч,

во 2—4-м классах — 25 ч;

при пятидневной рабочей неделе

в   1-м классе      20  ч.

во2 -4 классах - 22 ч.


О Сдвоенные уроки сильно увеличивают нагрузку. Младшие школьники должны учиться только в первую смену. Для первоклассников устанавливаются

т дополнительные каникулы.

О Домашние задания даются с учетом возможностей ребенка:

в 1-м классе (со II полугодия) — до 1 ч;

во 2-м классе — до 1,5 ч;

в 3—4-м классах — до 2 ч;

не даются задания на понедельник.

Рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении.

При составлении расписания, планировании контрольных работ учителю необходимо учитывать следующие факторы.

   Динамика урока:

1—4-я мин — усваивается 60% материала; 5-23-я мин - 80%; 24-34-я мин - 45-50%; 35—45-я мин — 6%.

    Динамика дня:

1-й урок — врабатывание; 2-й урок — оптимум; 3-й урок — спад.

После третьего урока должна быть организована динамическая перемена, иначе на четвертом уроке материал не будет усваиваться.

    Динамика учебной недели:

понедельник — врабатывание; вторник, среда — оптимум; четверг — спад.

    Коэффициент трудности предметов:

11 баллов — математика:

10 баллов — иностранный язык;

7 балов ~~ русский язык, литература;

б баллов — естествознание;

5 баллов ■-• физическая культура:

4 балла — труд;

2 балла — изобразительная деятельность;

1 балл — музыка.

Учителем должны быть соблюдены предписания письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22 февраля 1999 г. №220(11-12).

 В классе должны быть обеспечены санитарно-гигиенические условия:

  1. достаточное освещение класса;
  1. предпочтительные тона окраски стен кабинета — зеленые, желто-зеленые, зеленовато-голубые;
  2. соблюдение температурного и воздушного режимов (систематическое проветривание кабинета до уроков и во время перемен);

—        разумное размещение комнатных растений,
чтобы они не мешали естественному освещению.

 Психогигиенические взаимоотношения учителя с учеником:

—        спокойное общение;

—        ребенка называем по имени;

  1. не провоцируем стрессовые ситуации;
  2. инструкцию даем один раз, четко ее проговаривая, начиная с простой, затем переходим к более сложным);
  3. задавая вопрос, ждем не менее 10 с, давая время подумать;
  4. хвалим при всех, делаем замечания — наедине.

Чтобы не было перегрузки, очень важно правильно строить учебный процесс. Планируя урок, учитель должен сформулировать его цель, поставить задачи, затем отобрать содержание урока, выбрать методы обучения, продумать свою деятельность и деятельность учащихся. Не стоит стремиться «освоить» всю страничку учебника, желательно учитывать возможности конкретного класса. Не следует загромождать урок: работает лишь уместный дополнительный материал. Всякая наглядность должна быть оправдана - наглядность ради наглядности отвлекает и утомляет детей.

Выбирая форму и методы обучения, следует помнить, что учащиеся удерживают в памяти:

10% того, что читают;

26% того, что слышат;

30% того, что видят;

50% того, что видят и слышат;

70% того, что обсуждают с другими;


80% того, что основано на личном опыте; 90%  того, что  проговаривают в то время,  как делают;

95% того, чему они обучают сами.

Таким образом, лишь в деятельности ребенок усваивает знания непринужденно и более полно. Значит, новый материал надо не объяснять, а организовывать деятельность детей по его изучению. Если учитель говорит на уроке один, дети перестают его слушать через 10-12 мин, поэтому урок должен быть построен в диалоге. Заставляя детей запоминать многочисленные правила, мы перегружаем их память. Лучше использовать опорные таблицы, которые создаются на доске на глазах у детей и с их помощью. Опоры - маленькие шпаргалки, так почему бы не устроить конкурс шпаргалок при обобщении изученной темы? Информация из таких шпаргалок постепенно и ненасильственно перейдет в память ребенка.

Плохо организованный урок, на котором дети не усвоили материал, не развили умения и навыки, нередко вынуждает учителя задавать на дом по нескольку упражнений и задач, что непосильно для ребенка. В таких случаях работу учителя должны дублировать родители.

На уроках нужно проводить различные виды гимнастик.

Несколько раз за урок проводятся физкультминутки, которых множество в арсенале каждого педагога. С целью расслабления проводятся релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность.

Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда учитель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.

Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Снимает утомление глаз и нервной системы, помогает сохранить зрение гимнастика для глаз. Психогимнастика тренирует как сосредоточенность, так и рассредоточенность.

Полезно послушать фонограмму шума волн, пения птиц, звуков дождя. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.

Я думаю, что учитель, владея этими знаниями и методиками, может организовать обучение младших школьников без перегрузок.

Материал подготовила В.Н. КРУТИКОВА,

учитель начальных классов,

школа № 3,

г. Югорск, Ханты-Мансийский АО,

Тюменская обл.



Предварительный просмотр:

Культура общения – это важно

Падение культуры речи, распространение жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, заметное снижение речевого и общекультурного уровня – все это заставляет педагогов активно искать средства против таких тенденций. Одним из путей решения этой проблемы является организация обучения детей корректному и эффективному общению.
Культура общения – это новый предмет, и, как и все новое, он неоднозначно воспринимается учителями, часто, к сожалению, с трудом находит признание в школе, особенно в начальных классах. Педагоги считают уроки культуры общения никчемной тратой учебного времени. Подобное положение дел не может не вызывать недоумения и даже некоторого опасения. Ведь наблюдения за речью и общением молодежи говорят об острой необходимости такого предмета, на котором бы детей учили правильно, красиво и убедительно говорить, слушать собеседника, корректно вести дискуссию.

Тема. "Разговор по телефону".

Цели. Формировать навыки культуры речевого поведения во время телефонного разговора; развивать речь, мышление, воображение; развивать умение вежливо говорить по телефону.

Оборудование. Карточки со словом "звонят", два игрушечных телефона, таблицы с правилами, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Речевая разминка. Работа над произношением слова звонит

Учитель. Прочитайте слова.

На доске:

Звонит, позвонит, перезвонит.

– Как правильно поставить ударение?

Дети вслух произносят слова. Учитель расставляет ударения: звониRт, позвониRт, перезвониRт.

– Чтобы запомнить, как правильно произносить слово звонит, я предлагаю вам стихотворение.

Если дома он сидит,
Телефон весь день звонит.

Дети повторяют стихотворение хором два раза.

III. Подготовка к усвоению нового материала

У. Тема нашего сегодняшнего урока – "Разговор по телефону". Ребята, как вы думаете, для чего существует телефон? Что можно сделать с его помощью? Звонили ли вы по телефону? Кому? Зачем? Всегда ли вы вежливо разговариваете по телефону?

Ответы детей.

– Сегодня мы с вами потренируемся вежливо разговаривать по телефону. Ведь наш век – это век телефонного общения. И каждый из нас должен уметь правильно звонить по телефону: маме на работу, другу, в школу.

Ребята, представьте себе такую ситуацию. Саша звонит Сереже, чтобы договориться с ним о прогулке. К телефону подходит мама Сережи. Происходит такой разговор:

– Здравствуйте, Анна Сергеевна! Это Саша.
– Здравствуй, Саша.
– Анна Сергеевна, позовите, пожалуйста, Сережу к телефону. Мы с ним собирались пойти в парк.

Дети слушают сценку, потом учитель задает вопросы:

У. С кем разговаривал Саша? С чего он начал разговор? А как можно поприветствовать друга? Какие вежливые слова использовал Саша в разговоре с мамой Сережи? Какие еще вежливые слова вы знаете? Когда мы их используем? Как бы вы закончили этот разговор?

Ответы детей.

– Ребята! А теперь представьте, что Миша звонит Тане, чтобы выяснить, по какой программе показывают мультфильмы. Какой бы разговор у них получился?

Ответы детей.

– Знакома ли вам такая ситуация?

Учитель читает стихотворение "Телефон".

Телефон у нас висит,
Телефон весь день звонит.
На носочки я встаю,
Телефон не достаю.
Я залез на табурет,
Говорю, что папы нет.

– Как нужно правильно ответить, если спрашивают кого-то из родителей?

Дети. Нужно поздороваться; спросить, нужно ли что-то передать; попрощаться.

У. А теперь поработайте в парах. Предлагаю разыграть такую ситуацию. Вы звоните маме на работу. К телефону подходит незнакомый человек. Как в этом случае надо начать разговор?

Ответы детей.

– Ребята! Надо назвать имя мамы и обязательно извиниться, ведь вы отрываете людей от работы.

Дети тренируются в парах.

IV. Речевая гимнастика

Упражнение "Самолет".
Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.
Работа со скороговоркой

У. Из кузова в кузов грузили арбузы.

Дети проговаривают хором, а несколько человек – по одному.
Подготовленные дети читают по ролям рассказ В.Голявкина "Разговор по телефону".

– Кто виноват в том, что Анна Павловна повесила трубку? Почему в начале разговора она засмеялась, а в конце, похоже, даже рассердилась? Какие ошибки в разговоре допустили мальчики? Как бы вы посоветовали им вести разговор?

Ответы детей.

– Ребята, мы обсудили, как нужно разговаривать по телефону. Теперь вспомним все это и составим правила ведения телефонного разговора. Как мы начинаем разговор по телефону? Как можно поприветствовать друга? А взрослого человека? Как нужно отвечать на вопросы собеседника? Какие вежливые слова будем употреблять при прощании? Как закончить разговор? Что делать, если неправильно набрали номер? В какое время лучше звонить?

Правила

1. В начале разговора поздоровайтесь, извинитесь, если оторвали взрослых от работы.
2. Отвечайте вежливо. Не кричите в трубку. Не говорите долго.
3. Заканчивая разговор, попрощайтесь.
4. Если ошиблись номером, извинитесь.
5. Не звоните очень поздно или рано.

Дети отвечают на вопросы и сравнивают свои ответы с таблицей правил вежливого разговора по телефону.

– Ребята, прочитаем правила еще раз.

Дети читают.

– Есть ли разница в разговоре по телефону со взрослым человеком и с ровесником? Какая?

Ответы детей.

– Ребята! Перед вами картинки: "Девочка звонит пожарным", "Мальчик звонит врачу". Давайте озвучим эти рисунки. Не забудьте, что если вы звоните пожарным или врачу, нужно сообщить свой адрес и объяснить, что случилось.

"Девочка звонит пожарным"

Д. Поздороваться; сказать, почему звонишь; сообщить адрес и кто звонит; попрощаться.

"Мальчик звонит врачу"

Дети в парах составляют диалоги.

V. Домашнее задание

Запомнить правила вежливого телефонного разговора.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать школьных конфликтов

Статья представляет описание опыта работы классного руководителя по профилактике (предупреждению) школьных конфликтов в начальных классах....

Памятка-буклет "Как избежать гриппа и простуды"

В памятке представлены 10 простых способов избежать гриппа и простуды. Предложены народные методы лечения простуды. Памятка будет полезна и детям, и родителям....

Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности

Выступление на педсовете на тему:"Как достичь успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности"(из опыта работы)....

УРОК ЗДОРОВЬЯ КАК ИЗБЕЖАТЬ БОЛЕЗНИ

Цели: познакомить детей в игровой форме с инфекционными болезнями, методами их лечения; развивать внимание, память, речь учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окр...

Как избежать неприятностей?

Цель:Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье,  избегая опасных ситуаций....

Как избежать неприятностей?

Цель:Формировать у детей умение беречь свою жизнь и здоровье,  избегая опасных ситуаций....

Родительское собрание Тема: "Домашнее задание. Как избежать взаимного стресса"

Вы можете познакомиться со сценарием  собрания, памятками для родителей, презентацией данного собрания....