"Мы такие разные - в этом весь секрет"
рабочая программа на тему

Волкова Лариса Юрьевна

программа воспитательной работы с учениками начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа воспитательной работы139.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЖЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №80»

«МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ - В ЭТОМ ВЕСЬ СЕКРЕТ»

программа воспитательной работы

с учащимися  начальной школы

Автор-составитель

                                                                   Лариса Юрьевна Волкова,

                                                                   учитель начальных классов

                                                                 первой квалификационной категории,      

                                                                   классный руководитель  

г. Барнаул

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ  
ПРОГРАММЫ

Программа воспитательной работы с учащимися начальной школы  «Мы такие разные - в этом весь секрет!»

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  2. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года N 1756-р)
  4. Конвенция о правах ребёнка
  5. Закон "Об образовании" Российской Федерации;
  6. Городская целевая программа «Дети Барнаула»

ЗАКАЗЧИК-КООРДИНАТОР ПРОГРАММЫ

Педагогический и родительский коллективы

МБОУ «Гимназия  № 80» г. Барнаула

РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

Лариса Юрьевна Волкова, учитель начальных классов второй  квалификационной категории, классный руководитель    

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

- Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива с дальнейшим  постоянным  развитием и совершенствованием всех сторон коллективной жизни и каждой личности. 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. организация целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и его полноценного функционирования;
  2. создание условий для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания;
  3. развитие активности и инициативности, организаторских навыков учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ

7-10 лет, 1-4 классы

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

2009 – 2013год

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 1. Подготовительный: (2009-2010год)

- анализ материально-технических, педагогических условий;

- подбор методик и диагностика;

- проектирование (апробация  элементов);

- анализ ситуации;

- мотивационная и организационная подготовка учащихся, родителей.

2. Этап реализации: (2010-2012год)

- реализации направлений работы

- изучение личностного роста учащихся

- промежуточный мониторинг

3. Итоговый этап: (2012-2013год)

- мониторинг процесса и результатов новообразований, личностного роста учащихся,  

- диагностика уровня социально значимых компетенций учащихся.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  1. Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся.
  2. Обеспечение позитивных и межличностных отношений. Создание дружного работоспособного ученического коллектива.
  3. Духовно-нравственное воспитание гимназистов.
  4. Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования.
  5. Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся «гражданин».
  6. Психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания.

ПРИНЦИПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- психологической комфортности;

- гуманистической направленности ;

- опоры на ведущую деятельность;

- культуросообразности;

-  коллективности;

-центрации воспитания на развитии личности; 

-  сотрудничества и сотворчества.

ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. беседы и наблюдения
  2. классные часы
  3. занятия - практикумы
  4. экскурсии
  5. тематические праздники и вечера
  6. устные журналы
  7. дискуссии
  8. конкурсы
  9. игры, соревнования
  10. родительские собрания в различных формах

ЦЕЛЕВЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

  1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
  2. Развитость самоуправления
  3. Сформированность совместной деятельности
  4. Сформированность основных нравственных качеств личности детей.
  5. Социальная активность учащихся.
  6. Степень удовлетворённости родителей.
  7. Степень удовлетворённости учащихся.
  8. Отношение к обществу.
  9. Отношение к умственному труду.
  10. Отношение к физическому труду.
  11. Отношение к людям.
  12. Отношение к себе.

ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. сформированность нравственных качеств;
  2. развитый познавательный уровень
  3. сформированность  коммуникативных способностей;
  4. развитие художественно-эстетических способностей, вкусов;
  5. раскрытие физического потенциала

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Анализ результатов реализации программы собственно учителем. Контроль за реализацией Программы осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В человеке, которого мы воспитываем,

должны сочетаться нравственная чистота,

духовное богатство, физическое совершенство.

                                                 В.А Сухомлинский.

Актуальность.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для  развития индивидуальности ребенка, реализация личностно ориентированного образования и воспитания, которые направлены на выращивание в каждом ученике развитой самостоятельной личности.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем ему будет значительно труднее, и это потребует от него неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Каким станет завтра наше общество, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. 

Анализ сложившейся ситуации.

Как и в каждый вновь сформированный класс ко мне пришли совершенно разные дети. Кто-то провел дошкольное детство в детском саду, были и такие, которые кроме семейного окружения больше ни с кем не общались. В силу статуса учебного заведения дети пришли из разных районов города. Пять семей неполных, детей воспитывают мамы. Все с разными характерами и разным воспитанием. Такие дети требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формировала  их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатывала основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Первостепенной задачей стало сплочение детского ученического коллектива. Чтобы добиться результативности нужно было составить план, программу деятельности, с чего я и начала.

Составить план – значит продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Я представляю программу воспитательной работы «МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ ВЕСЬ СЕКРЕТ» в начальной школе.  Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян, делает нашу жизнь насыщенной и счастливой. Мы богаты  духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляют наше культурное многообразие.

Основная идея.

«Мы такие разные – в этом весь секрет» - название программы говорит о том, что из совершенно разных ребят по социальному положению, воспитанию, можно  организовать дружный, трудоспособный, интересный  коллектив, в котором все личности взаимодействуют между собой.

Организация и воспитание ученического коллектива базируется:

- на вовлечении всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

- деятельность организуется  таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

Цель.

Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива с дальнейшим  постоянным  развитием и совершенствованием всех сторон коллективной жизни и каждой личности. 

Задачи.

  1. организация целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников и его полноценного функционирования;
  2. создание условий для эмоционально-насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания;
  3. развитие активности и инициативности, организаторских навыков учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.

Принципы реализации программы.

  1. Принцип психологической комфортности. Положительное эмоциональное состояние учащихся и педагога в процессе воспитательной деятельности.
  2. Принцип гуманистической направленности. Создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. (Воспитание – это жизнь рядом и вместе, человеку нужно быть нужным, умей выслушать и услышать каждого).
  3. Принцип опоры на ведущую деятельность. Младший школьник активно включен в разные виды деятельности — игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Однако ведущее значение в младшем школьном возрасте приобретает учение. Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.
  4. Принцип культуросообразности. Приобщения детей к культурным и другим базовым национальным ценностям.
  5. Принцип коллективности.  Воспитание, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.
  6.  Принцип центрации воспитания на развитии личности. Воспитания должны быть направлены на помощь детям, в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности.
  7. Принцип сотрудничества и сотворчества. Условие для личностного самоопределения учащихся, способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принципы воспитания - общие требования, определяющие воспитательный процесс, организацию и проведение воспитательной работы. Подбор и сочетание принципов полностью зависит от возрастных особенностей воспитанников.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью – обязанность учиться, приобретать знания об окружающем мире, природе и обществе.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов.  Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Этапы и сроки реализации программы.

1. Подготовительный: (2009-2010год)

- анализ материально-технических, педагогических условий;

- подбор методик и диагностика;

- проектирование (апробация  элементов);

- анализ ситуации;

- мотивационная и организационная подготовка учащихся, родителей.

2. Этап реализации: (2010-2012год)

- реализации направлений работы

- изучение личностного роста учащихся

- промежуточный мониторинг

3. Итоговый этап: (2012-2013год)

- мониторинг процесса и результатов новообразований, личностного роста учащихся,  

- диагностика уровня социально значимых компетенций учащихся.

Подготовительный этап выявил  комплекс организационных условий, включающий:

а) создание эмоционально-комфортного состояния ребенка на уроке и во внеурочное время,

б) организация взаимодействия учителя и учащихся в направлении поиска духовно-нравственных ценностей,

в) включение родителей в процесс воспитания младших школьников;

и педагогических условий;

а) обеспечение полноценного взаимодействия учебно-познавательной и творческой деятельности на основе диалога при создании языковой среды как возможности самовыражения суждений младшими школьниками,

 б) ориентация процесса воспитания на выработку личностно-этических оценок действительности с опорой на чувствительное восприятие ребенка.

Выбор путей  влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников, то есть методов осуществляется  в соответствии с педагогическими целями, которые ставит программа с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуальными   особенностями учащихся.

Для практической работы больше всего подходит следующая классификация методов воспитания:

• методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение).

• методы упражнений (приручении), с помощью которых организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха).

• методы оценки и самооценки, с помощью которых производится оценка поступков, стимулирование деятельности, оказывается помощь воепитуемым в саморегуляции их поведения (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики).

В процессе коллективного планирования, подготовка проведения мероприятий создает  обстановку сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.

Для организации познавательно-развивающей деятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков "Что? Где? Когда?", конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся,  конкурс изобретателей и фантазеров.      

При осуществлении задач нравственного воспитания необходимо применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы; телемост, акции милосердия, прослушивание литературно-музыкальных композиций.

Чем разнообразней, богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее. В основе выбора форм воспитательной работы должна находиться педагогическая целеесообразность. Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемой эффективности.

Средства реализации

  1. Ведение портфолио на каждого ученика.
  2. Совместная деятельность семьи, ДЮСШ, учреждений культуры города и классного руководителя по формированию нравственно-эстетических способностей, посещение детьми танцевального класса, технических кружков.
  3. Участие на концертах и соревнованиях различного уровня.
  4. Развитие инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции через самоуправление.

Ожидаемые результаты.

  1. сформированность нравственных качеств – восприятие и понимание ценностей, как “семья”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба”, “честность”, “трудолюбие”;
  2. развитый познавательный уровень – внимательность, наблюдательность, развитие мышления, памяти, устойчивый интерес к учебному труду;
  3. сформированность  коммуникативных способностей – умение говорить и слушать, сочувствовать, сопереживать, общаться друг с другом и взрослыми людьми;
  4. развитие художественно-эстетических способностей – развитие художественно-эстетических вкусов, привитие правил этики, повышение культуры и умения вести себя в обществе;
  5. раскрытие физического потенциала – соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни, укреплению здоровья.

Мониторинг качества воспитания.       

Система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.

Основная цель мониторинга – выявить потенциальный ресурс класса и разработать стратегию его реализации программы.

Задачи мониторинга:

-  выявить уровень воспитанности детей;

-   выявить степень влияния отдельных педагогических средств на личность

    ребенка и процесс его развития;

-    получить информацию о результативности воспитательной работы

    руководителей творческих объединений;

-    определить степень удовлетворенности педагогов, родителей и детей

    воспитательным процессом и его результатами;

-    внести необходимые коррективы в содержание и методику воспитательной работы.

Мониторинг воспитанности строится на принципах объективности, системности, обязательности, учета возрастных особенностей, свободы выбора педагогом и методов и форм проведения.

Формы проведения мониторинга:

  1. педагогическое наблюдение;
  2. собеседование;
  3. опрос;
  4. тестирование.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ  НАПРАВЛЕНИЯ  ПРОГРАММЫ

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

  Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто (Сократ).

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для осознания значимости физического и психического здоровья человека, для формирования у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни, физической культуре, спорту.
Задачи:
1. Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
2. Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
3. Проводить профилактику заболеваний.
4. Укреплять здоровье, закаливать организм.
5. Следить за состоянием здоровья.
6. Формировать у детей потребность быть здоровыми, а также устойчивый интерес к физической культуре и спорту.
7. Вооружить учащихся и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни.
8. Проводить мониторинг здоровья детей: следить за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознанности ценности здоровья.

Концептуальные положения:
• Приоритет здоровья над другими ценностями.
• Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
• Валеологический подход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
• Педагогизация окружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства.
• Принцип природосообразности: учёт и использование физиологических возможностей организма ребёнка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку.
• Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные»

Конечный результат: 
- учащиеся выполняют программу по физической культуре;
- проявляют интерес к истории олимпийского движения, видам спорта;
- владеют элементами одного или нескольких видов спортивных игр, в том числе и народных;
- умеют вести в спортивной игре честную борьбу, сопереживать.

Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие формы работы.
Классные часы:
1. Спорт в моей жизни.
2. «Быстрее, выше, сильнее». Олимпийские игры.
3. «Чисто не там, где убирают, а там где не мусорят».
4. Встреча со школьной медсестрой и стоматологом. Гигиена школьника.

Классные мероприятия:
1. Устный журнал «Береги здоровье смолоду».
2. Увлекательное путешествие в мир здорового образа жизни.
3. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
4. Итоги спортивного года. Встреча с победителями. Родительское собрание. Развитие интереса к спорту у ребёнка в семье.

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. СОЗДАНИЕ ДРУЖНОГО РАБОТОСПОСОБНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА.

Цель: формирование человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке.

Задачи:
1. Воспитывать человека действия, готового проявлять себя в разнообразных сферах социально - полезной и личностно - значимой деятельности.
2. Прививать иммунитет к негативным влияниям окружающей среды.
3. Выстраивать оптимальный стиль взаимоотношений в группе, с группой и с лидером.
4. Создать в группе обстановку сотрудничества, сотворчества, занять
позицию педагога «рядом и впереди».
5. Устранять или свести к минимуму отрицательные эмоции, чувства тревоги, возникающего при критическом рассогласовании.
6. Позволить каждому участнику воспитательного процесса ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность.

Основные шаги деятельности классного коллектива и учителя:
• определение проблем в общении учащихся;
• обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения;
• обучение проявлению симпатии, создание положительных ситуаций общения;
• формирование умений общаться, проявляя положительные эмоции;
• обучение родителей активным формам общения с детьми.
Конечный результат:
- учащиеся имеют представление о традициях и обычаях общения различных поколений;
- знакомы с приёмами преодоления проблем в общении.

Для реализации целей и задач данного направления выбраны следующие мероприятия:
Классные часы:
1. Основные законы бесконфликтного существования.
2. Любознательность – путь к знаниям.
3. О жадности и жадных.
4. С детства дружбой дорожи.
Классные мероприятия:
1. Утренник к 8 Марта.
2. Праздник 23 февраля.
3. В царстве вежливости и доброты.
4. День именинника.

5.День матери

3. СОДЕЙСТВИЕ ОСВОЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ПРОГРАММ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Цель: Развитие в учащихся способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи: 
1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
2. Создать условие для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.

Новое качество образования – основным критерием качества образования деятельности выступает успешная социализация всех субъектов обучения и воспитания.

Целевые ориентации:
• Обеспечить условия для личностного развития, укрепления здоровья.
• Предупреждать детскую безнадзорность.
• Корректировать социальные отношения (друзья, семья, взрослые, сообщества).
• Удовлетворять дополнительные запросы и интересы детей, лежащие во внеучебной деятельности, а также потребности семьи, интересы социально-экономического развития региона.
• Формировать установку на творчество, выявлять таланты, создавать условия для развития одаренных детей.
• Стимулировать социализацию детей с помощью различных видов творческой деятельности, осваивать современные формы досуга, формировать опыт детской самодеятельности, самоуправления.

Работа с одаренными детьми.
Цели: выявление и выращивание интеллектуального ресурса страны, одаренных детей; достижение максимального уровня развития способности ребенка.
• Всероссийский конкурс «Русский медвежонок».
• Всероссийский конкурс «Кенгуру».
• Всероссийский конкурс «Человек и природа».
• Другие дистанционные конкурсы и викторины.
• Проектная деятельность.

4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПАТРИОТЧЕСКОГО, ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ «ГРАЖДАНИН»

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
1. проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
2. утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
3. привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Основные шаги деятельности классного коллектива и учителя:
• знакомство с законами и правовыми нормами государства;
• формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
• сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
• формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

Конечный результат:
-
учащиеся знают  историю  г. Барнаула, школы, края, своей Родины, испытывают чувство гордости;
- знают правовых норм поведения, этикета, живут по этим нормам;

-позитивно относятся к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.

Для выполнения этих задач провести классные часы:
1. Почетные жители г. Барнаула.
2. Устав школы, традиции и обычаи школы. Права и обязанности учащихся.
3. «Любить свой город – значит быть ему полезным».

4. Основной закон государства России.

Классные мероприятия:

1. Моя родословная
2. Есть такая профессия – Родину защищать
3. Проведение экскурсии в краеведческий музей.
4. 9 мая (литературно-музыкальная композиция).
5. Экскурсии на улицы, которым присвоены имена героев.
 

5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Цель: содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.
Задачи:
1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
2. Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно-нравственных основ семейного воспитания.
3. Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка и своей семьи.
4. Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Направление

Мероприятие, тема

Цели, задачи

Сентябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Я – школьник»

Рассказать о значении слова школьник, познакомить со школой

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса

Изучить уровень познавательной мотивации первоклассников

Создание ученического коллектива

Час общения « Мир моих чувств»

Познакомить детей друг с другом и дать возможность о своих интересах

Духовно нравственное воспитание

Изучение семей обучающихся

Выявление семей, требующих особого внимания со стороны учителя, школы (вызывающих беспокойство)

Патриотическое воспитание

День рождения города

Прививать любовь и чувство гордости за родной город

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. Итоги первого месяца в школе»

Познакомить родителей с первыми результатами, с уставом школы и общешкольными требованиями.

Октябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Тематический классный час « Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Провести работу по формированию позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за его сохранение и укрепление

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Игровая викторина «В поисках клада»

Развивать познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности

Создание ученического коллектива

Час общения «Добрые слова о моей игрушке»

Дать возможность вспомнить о любимой игрушке; воспитывать умение общаться, быть искренним и честным

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Как надо вести себя в столовой»

Познакомить детей с общепринятыми правилами поведения во время приема пищи; развивать желание поступать сообразно этим правилам

Патриотическое воспитание

Посещение краеведческого музея

Ознакомление с природой Алтайского края

Сопровождение семейного воспитания

  1. Поход выходного дня
  2. Индивидуальные встречи с родителями

Способствовать сближению всех членов классного коллектива, семей. Решение возникших вопросов.

Ноябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Способствовать сближению всех членов семей; формировать положительное отношение к спорту

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Информационный классный час « Как читать газету»

Развивать познавательный интерес, активность обучающихся

Создание ученического коллектива

Социометрия в ходе ролевой игры «Подарки»

Определить проблемы в общении детей и организовать коррекционную работу

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения

Патриотическое воспитание

Праздник деревянной ложки.

Ознакомление с бытом русского народа.

Сопровождение семейного воспитания

Соотношение детской самостоятельности и родительского контроля в семейном воспитании.

Разъяснение родителям данного вопроса. Дискуссия.

Декабрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Режим дня и спорт»

Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Праздник чисел первого десятка»

Способствовать сохранению любопытства и информационной ненасыщенности; заинтересованность детей продолжения обучения

Создание ученического коллектива

Игра- практикум «Подари другому радость»

Формировать у детей культуру общения

Духовно нравственное воспитание

Организация концерта для детей детского сада

Формировать у обучающихся  нравственные качества: быть внимательным к младшим

Патриотическое воспитание

Знай и защищай свои права.

Ознакомление с правами детей.

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Как помочь ребенку стать внимательным»

Познакомить родительский коллектив с трудностями по развитию внимания

Январь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Познавательная беседа – практикум «Если хочешь быть здоров»

Познакомить детей с опытом по сохранению физического и психического здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Информационный классный час «История появления газет на  Земле»

Развивать любознательность у детей, познавательную активность

Создание ученического коллектива

«Азбука! Я говорю тебе прощай!»

Формировать у детей стремление к интеллектуальной деятельности; воспитывать умение общаться, совместно трудиться на общее благо

Духовно нравственное воспитание

Классный час «как вести себя и работать в библиотеке»

Познакомить с традициями школьной библиотеки; способствовать к приобщению к чтению

Патриотическое воспитание

Улица, на которой я живу.

Сбор информации о наименовании улиц.

Сопровождение семейного воспитания

«Подвижные игры на снегу» - поход выходного дня.

Сблизить детей и родителей для совместного проведения досуга

Февраль

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Конкурс рисунков «Спорт в моей семье»

Способствовать формированию собственной Я – позиции обучающихся к проблеме сохранения здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«В мире русской народной мудрости» - читательская конференция по русским народным сказкам

Формировать интеллектуальную культуру и умение мыслить

Создание ученического коллектива

Классный час «История моей дружбы»

Развивать умение вести рассуждение, монолог, формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу

Духовно нравственное воспитание

«Рыцарский турнир»

Формировать познавательный интерес, воспитывать коммуникативные умения в ходе досуговой деятельности

Патриотическое воспитание

23 февраля – мы будущие защитники Родины.

Воспитание патриотических чувств

Сопровождение семейного воспитания

Что делать, если ребенок не любит читать

Родительский круглый стол. Решение проблемы  сообща.

март

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Психологический классный час «Тренировка памяти»

Продемонстрировать значимость развития памяти

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Викторина по сказкам

Формировать познавательный интерес; воспитывать коммуникативные умения

Создание ученического коллектива

Тест для родителей «Я родитель – я приятель»

Диагностика по выявлению модели построения отношений в семьях

Духовно нравственное воспитание

Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей»

Знакомить с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.

Патриотическое воспитание

Посещение музея литературы и искусства

Ознакомление с русскими праздниками

Сопровождение семейного воспитания

Праздник «Нашим мамам наш привет»

Способствовать сближению детей и родителей

Апрель

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Семейная спортивная спартакиада

Развивать интерес к спорту, понимание значимости спорта в жизни человека, воспитывать у детей и родителей интерес к совместной деятельности

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Классный час «Человек и космос»

Способствовать продвижению в интеллектуальном развитии

Создание ученического коллектива

День весенних именинников

Создать  условия для проявления инициативы; способствовать созданию атмосферы искренности и открытости при совместном развлечении

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Что значит быть ответственным»

Учить отвечать за свои поступки

Патриотическое воспитание

Экскурсия по г. Барнаулу.

Ознакомление с городом

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «как развивать у ребенка желание читать»

Дать практические советы по приобщению ребенка к чтению

Май

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Гигиена и ее значение

Рассказать о значении гигиены в жизни человека; формировать культуру сохранения здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Игра «Что? Где? Когда?»

Формировать у детей познавательный интерес; воспитывать коммуникативные умения

Создание ученического коллектива

Анкета «Как я мечтаю отдохнуть»

Провести социометрию с целью выявления интересов детей во внеурочное время

Духовно нравственное воспитание

Урок мужества «Этот день Победы»

Познакомить детей с историческими событиями, оставившими след в истории всего мира

Патриотическое воспитание

Посещение Мемориала Славы.

Воспитывать чувство необходимости жить в мире и согласии.

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года»

Подвести итог работы родителей, учеников за год

2 класс

Направление

Мероприятие, тема

Цели, задачи

Сентябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Родительское  собрание «Каким ему быть и как его воспитывать»

Познакомить родителей с объектом домашнего задания; помочь организовать внешкольную деятельность без вреда для здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Классный час «Зачем мы ходим в школу»

Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития

Создание ученического коллектива

Социометрия в ходе ролевой игры «Путешествие на необитаемый остров»

Определить проблемы в общении детей и организовать коррекционную работу

Духовно нравственное воспитание

Этическая беседа – практикум «Вы сказали, здравствуйте»

Учить детей быть вежливыми с окружающими

Патриотическое воспитание

День города. Выставка рисунков.

Воспитывать гордость за родной город

Сопровождение семейного воспитания

Клуб выходного дня «Поход в лес»

Способствовать организации совместного проведения досуга детей и родителей

Октябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Осенняя спартакиада»

Способствовать приобщению детей к занятиям спортом

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Брейн –ринг по сказкам

Развивать кругозор и любознательность

Создание ученического коллектива

Игра «от улыбки солнечной одной»

Учить приемам преодоления проблем в общении; способствовать сплочению классного коллектива

Духовно нравственное воспитание

Классный час «О лени и лентяях»

Обсудить проблему человеческой лени и сделать выводы о том, как можно преодолеть собственную лень

Патриотическое воспитание

Классный час «Любимый уголок»

Воспитывать уважительное отношение к месту жительства и окружающим людям

Сопровождение семейного воспитания

Индивидуальные консультации для родителей

Помочь устранению проблем по выполнению домашнего задания

Ноябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Откуда берутся грязнули?»

Формировать у обучающихся культуру сохранения здоровья через соблюдение правил гигиены

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Устное народное творчество (игра-путешествие)

Развивать познавательный интерес, любознательность

Создание ученического коллектива

Час общения «От чего зависит настроение?»

Развивать умение вести рассуждение; формировать нравственные качества; взаимоуважение, дружелюбие

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Поговорим об аккуратности»

Формировать ценностную ориентацию; способность формировать нравственные суждения

Патриотическое воспитание

Кому нужна кормушка?

Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»

На основе анкет и наблюдений определить уровень агрессии детей; помочь родителям выявить причины агрессии и найти способы ее преодоления

Декабрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Конкурс рисунков «Зимние виды спорта»

Формировать положительное отношение к спорту

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Путешествие в страну Мультфильмию» (игра-путешествие)

Развивать интерес и любознательность, интеллектуальные умения учеников; воспитывать инициативность, активность

Создание ученического коллектива

Час общения «О чем я мечтаю»

Развивать коммуникативные умения; воспитывать доброжелательность; стимулировать желание делать добро

Духовно нравственное воспитание

Новогодний карнавал

Способствовать сближению классного коллектива во внеурочное время

Патриотическое воспитание

Новогодние праздники русского народа

Воспитывать интерес и любовь к традициям русского народа.

Сопровождение семейного воспитания

Семейный праздник «Новый год»

Воспитывать бережное отношение к семейным традициям

Январь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Игра- соревнование «Взятие снежной крепости»

Способствовать приобщению детей к занятиям спортом

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Путешествие эрудитов»

Развивать кругозор и любознательность

Создание ученического коллектива

«Наш класс на перемене»

Обсудить поведение класса на перемене; выслушать мнение детей и принять решение о поведении класса в целом

Духовно нравственное воспитание

«Об обидах и причинах обид»

Формировать у детей ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения

Патриотическое воспитание

Посещение музея литературы и искусства, экспозиция «Русский быт»

Познакомить со старинным русским бытом, вызвать чувство гордости за русский народ.

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Наказания и поощрения в семье»

Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания; рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике

Февраль

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Режим дня школьника»

Подвести детей к выводу о необходимости соблюдения режима дня

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Счастливый случай» (игра по чтению»

Способствовать сохранению любопытства информационной ненасыщенности; заинтересовать детей продолжением обучения

Создание ученического коллектива

Урок вежливости(тетрализация)

Учить детей вежливости; развивать коммуникативные умения

Духовно нравственное воспитание

«Защита Родины – дело каждого»

Формировать нравственные качества: любовь к Родине

Патриотическое воспитание

«А ну-ка мальчики»

Развивать интерес к внеклассной деятельности

Сопровождение семейного воспитания

Индивидуальные консультации для родителей

Преодоление трудностей в обучении и воспитании

Март

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Праздник Масленицы»

Формировать позицию признания ценности здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«А ну-ка девочки» КВН

Развивать познавательную активность, желание самосовершенствования

Создание ученического коллектива

Классный час «Как чудесен этот мир, посмотри»

Совершенствовать коммуникативные умения; учить выражать свои мысли и чувства

Духовно нравственное воспитание

«Эгоисты. Кто они?»

Рассмотреть причины человеческого эгоизма; формировать ценностную ориентацию

Патриотическое воспитание

«Праздник бабушек и мам»

Учить детей делать праздник для родных и близких

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Взаимоотношения в семье»

Рассмотреть проблемы взаимоотношений в семье; поиск решений этих проблем

Апрель

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Зов джунглей» спортивный праздник

Развивать кругозор и познавательную активность

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Звездное путешествие»

Развивать кругозор и познавательную активность

Создание ученического коллектива

«С днем юмора – 1 апреля»

Формировать культуру общения

Духовно нравственное воспитание

«Подари другому радость»

Учить детей думать о других, прислушиваться к их мнению

Патриотическое воспитание

Уборка территории вокруг школы

Дать понять, Родину мало любить, ее нужно беречь.

Сопровождение семейного воспитания

Клуб выходного дня

Способствовать сближению детей и родителей

Май

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Игра «Зарница»

Способствовать приобщению детей к спорту

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе.»

Способствовать сохранению любознательности; заинтересовать детей продолжением обучения

Создание ученического коллектива

Конференция «По страницам любимых сказок»

Развивать коммуникативные умения

Духовно нравственное воспитание

Вечер памяти, посвященный Дню Победы

Знакомить с общечеловеческими ценностями через исторические события

Патриотическое воспитание

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов войны.

Воспитывать внимательное отношение к людям старшего поколения. Гордость за доставшееся мирное сосуществование.

Сопровождение семейного воспитания

Итоговое родительское собрание

Подвести итоги работы за год; наметить план работы на лето

3 класс

Направление

Мероприятие, тема

Цели, задачи

Сентябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Личная безопасность. Меры безопасного поведения во время подвижных игр. Соблюдение ПДД»

Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Познавательная игра- конкурс «Эти удивительные растения»

Развивать кругозор и любознательность учеников

Создание ученического коллектива

Диагностическая методика «Лесная школа»

Выяснить представления детей о воспитательном поцессе

Духовно нравственное воспитание

«Символы моей Родины»

Помочь детям понять, что все они граждане России; формировать осознание значимости нравственного опыта прошлого

Патриотическое воспитание

Информационный классный час «Это интересно знать»

Познакомить с интересными фактами из газет и журналов; развивать любознательность и познавательную активность

Сопровождение семейного воспитания

Собрание «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так  дорого, как вежливость»

Определить роль семьи в воспитании вежливости

Октябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Мы и наше здоровье» (КВН)

Формировать культуру сохранения и совершенствования здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Игра «Умники и умницы» ( внеклассное мероприятие по русскому языку)

Развивать способности; создать условия для проявления своих интеллектуальных знаний

Создание ученического коллектива

Диагностическая методика «Круги на воде»

Изучить положение отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе

Духовно нравственное воспитание

«Что нам осень принесла»

Развивать интерес к внеклассной деятельности;

Патриотическое воспитание

Экскурсия к Вечному огню

Учить детей понимать смысл человеческого существования; учить думать не только о себе

Сопровождение семейного воспитания

Классный час «Тепло родного очага»

Способствовать сближению семьи: учить уважать старших, заботиться о младших

Ноябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Мы есть то, что мы едим»

Продемонстрировать детям значимость правильного питания

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Мы в ответе за тех кого приучили» (познавательно-развлекательная игра)

Развивать умение мыслить; проявлять свои интеллектуальные умения и творческие способности

Создание ученического коллектива

Классное собрание «Традиции нашего класса»

Вспомнить сформировавшиеся традиции; осудить возможные пути развития традиций класса

Духовно нравственное воспитание

«Правда и ложь – какие они?»

Воспитывать у детей негативное отношение ко лжи

Патриотическое воспитание

День народного единства

Познакомить с историей праздника

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Семейные праздники и их значение для ребенка»

Рассмотреть проблемы общения детей и взрослых и пути их преодоления через организацию семейных праздников

Декабрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Беседа «Меры безопасности поведения на водоемах покрытых льдом. Способы «Самоспасения»

Учить детей бережно относиться к своему здоровью

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные животные»

Развивать познавательную активность, кругозор и любознательность учеников

Создание ученического коллектива

«Жадность. Что это такое? (беседа)

Воспитывать у обучающихся положительные качества характера, желание преодолеть в себе плохие качества

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Что такое мой характер»

Помочь детям понять что над чертами характера можно работать; помочь детям в общении друг с другом; учить прислушиваться к мнению других

Патриотическое воспитание

Снежный бой. Вызов на поединок ребят из параллельного класса

Понять необходимость , расти смелым и здоровым, чтобы стать достойным гражданином  своей страны.

Сопровождение семейного воспитания

Клуб выходного дня

Способствовать организации совместного досуга детей и взрослых

Январь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Святки – праздник народных игр»

Развивать интерес к игре как источнику здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Что? Где? Когда?»(игра-викторина)

Развивать познавательный интерес; желание интеллектуальной деятельности; воспитывать умение работать сообща

Создание ученического коллектива

Классный час – круговая беседа «Я чувствую себя счастливым, когда…»

Учить находить радости в повседневной жизни; воспитывать коммуникативные умения учеников

Духовно нравственное воспитание

«Что значит в жизни похвала» (беседа)

Развивать умение вести рассуждение, формировать умение аргументировать свою точку зрения.

Патриотическое воспитание

Древо родословное

Заинтересовать детей поисками знаний о своих ближних и даоьних родственниках

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Значение общения для детей и взрослых»

Определить значение общения для детей и взрослых; рассмотреть имеющиеся проблемы

Февраль

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Психологический классный час «Тренировка памяти»

Формировать у детей понятие о памяти, как о ступеньке на пути к здоровому образу жизни

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Путешествие в страну рифмы» (игра)

Создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии

Создание ученического коллектива

Классный час «Считаете ли себя культурным человеком»

Развивать коммуникативные умения; формировать культуру общения

Духовно нравственное воспитание

Беседа «Боец, спасая всю страну, ты отстоял ее в бою»

Формировать у детей осознание нравственного опыта прошлого через исторические события (Великая Отечественная война)

Патриотическое воспитание

«Рыцарский турнир»

Воспитывать интерес к совместной деятельности

Сопровождение семейного воспитания

Семейная спартакиада

Развивать интерес к спорту, понимания значения его в жизни: воспитывать интерес к совместной деятельности

Март

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Беседа «Правила поведения на водоеме. Меры безопасности».

Формировать у учеников позицию признания ценности собственного здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«В клубе знатоков» «Конкурсная программа»

Развивать познавательный интерес; желание интеллектуальной деятельности

Создание ученического коллектива

Беседа «Об обидах и причинах обид»

Формировать у учеников ценностную ориентацию; способность формулировать нравственные суждения

Духовно нравственное воспитание

«Праздник мам и бабушек»

Развивать желание устраивать праздник для близких людей

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Как развивать память ребенка»

Познакомить с результатами тестирования; с элементарными приемами по развитию памяти

Апрель

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Весенний марафон»

Приобщать детей к спорту

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«В мире очевидного и невероятного» КВН

Развивать познавательный интерес; учить использовать полученные знания

Создание ученического коллектива

Круговая беседа – представление «Я и мои таланты»

Развивать коммуникативные навыки; воспитывать самоуважение и уважение друг к другу

Духовно нравственное воспитание

«Спешите делать добро» (беседа)

Воспитывать доброжелательность, инициативность, активность

Патриотическое воспитание

Участие в субботнике

Воспитывать трудолюбие на благо Родины.

Сопровождение семейного воспитания

Консультации для родителей

Помочь решить проблемы, возникшие в процессе обучения и воспитания в семье

Май

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Беседа «Домашняя аптечка»

Познакомить с правилами хранения лекарственных препаратов и обращения с ними

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Игра – викторина «В мире интересного»

Формировать познавательный интерес ,воспитывать коммуникативные умения

Создание ученического коллектива

Встреча с интересным человеком «О чем рассказывает орден»

Формировать у детей целостную ориентации, основывать на примере жизни известного человека

Духовно нравственное воспитание

Беседа «Письмо другу»

Учить детей общаться друг с другом посредством писем

Патриотическое воспитание

9 мая. Помни всегда.

Показать ужас и горе, которое приносит война. Воспитывать любовь к ближнему.

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Телевизор в жизни школьника». Итоги года

Обратить внимание на достоинства и недостатки обращения ребенка с телевизором; определить наименования и количество передач для просмотра детьми

4 класс

Направление

Мероприятие. тема

Цели, задачи

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Осенний марафон

Привить любовь к спорту

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Растительный и животный мир земного шара!»

Развивать познавательный интерес и желание интеллектуальной деятельности

Создание ученического коллектива

«Праздник дружбы»

Развивать коммуникативные навыки; формировать культуру общения

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Мудрые заповеди предков»

Формировать нравственную культуру мировоспитания

Патриотическое воспитание

Участие в мероприятиях посвященных дню города.

Воспитание патриотических чувств, чувства коллективизма.

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Домашнее задание»

Обратить внимание на важность выполнения домашнего задания; помочь родителям развивать самостоятельность у детей

Октябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Беседа «Спорт в моей жизни»

Формировать позитивное отношение к спорту как к ступеньке на пути к здоровью

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Классное собрание «Наши читательские умения»

Изучить результативность читательских умений учеников; обсудить читательские достижения; определить  возможные пути преодоления трудностей

Создание ученического коллектива

Час общения «Мир моих увлечений»

Дать возможность детям рассказать о своих увлечениях; воспитывать взаимоуважение

Духовно нравственное воспитание

Классный час От улыбки хмурый день светлей»

Знакомить детей с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность

Патриотическое воспитание

Посещение музея времени

Воспитывать гордость за ум и изобретательскую способность человека

Сопровождение семейного воспитания

Классный час «Что я чувствую, когда рядом нет родных»

Способствовать формированию позиции признания ценности семьи

Ноябрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

«Праздник подвижных игр»

Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Интеллектуальный марафон «Чему учат в школе»

Развивать познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности

Создание ученического коллектива

Диагностическая методика «Портретная  галерея  нашего класса»

Выявить самооценку учеников; роль каждого в жизни класса

Духовно нравственное воспитание

Беседа «Друг в моей жизни»

Развивать умение вести рассуждения; формировать нравственные качества: умение дружить,беречь дружбу

Патриотическое воспитание

Экскурсия в дендрарий

Прививать любовь к родной природе

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка»

Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей

Декабрь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Беседа «Режим дня и спорт»

Формировать культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Информационный классный час «Чем живет планета Земля»

Познакомить с новостями и интересными фактами из газет и журналов; развивать любознательность

Создание ученического коллектива

Беседа «Как не стать жертвой преступления»

Обсудить с учениками проблему личной безопасности; развивать умение делать выводы

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Душевность и бездушность»

Обсудить с ученицами проблему душевности и бездушности

Патриотическое воспитание

День конституции – основной закон государства Российского

Краткое ознакомлении с документом.

Сопровождение семейного воспитания

Клуб выходного дня

Организовать совместное проведение досуга детей и родителей

Январь

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Беседа «Почему важно не забыть о гигиене»

Закрепить знания о гигиене как особо значимой для сохранения здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«В мире интересного» игра – викторина

Формировать интеллектуальную культуру обучающихся

Создание ученического коллектива

Классный час «Я люблю, ты любишь, мы любим»

Обсудить с учениками значение любви в жизни человека

Духовно нравственное воспитание

Беседа «Чем и кем славен мой город?»

Воспитывать у детей положительные качества характера

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Наши трудные дети»

Обсудить проблемы воспитания в семье и поиск решения этих проблем

Февраль

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества

Приобщить детей к здоровому образу жизни

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Информационный классный час «Интересные факты из газет и журналов о моей стране»

Развивать кругозор и любознательность

Создание ученического коллектива

Классный час «Наш класс в жизни школы»

Обсудить с учениками значение класса в жизни школы; подготовить детей к переходу на среднюю ступень обучения

Духовно нравственное воспитание

Классный час «Что значит быть счастливым»

Обсудить с детьми проблему счастья; учить доверять друг другу

Патриотическое воспитание

«Космический КВН для мальчиков»

Воспитывать  стремление быть полезным стране.

Сопровождение семейного воспитания

Конкурс рисунков «Бабушки и дедушки нашей семьи»

Формировать позицию признания ценности семейных уз

Март

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Психологический классный час «Тренировка памяти»

Стимулировать познавательную деятельность; желание запомнить больше и лучше

Освоение программ школьного и дополнительного образования

«Что за прелесть эти сказки» (литературное лото)

Развивать познавательную активность

Создание ученического коллектива

Доверительная беседа «Мои мечты, мои желания»

Развивать коммуникативные навыки

Духовно нравственное воспитание

«Что значит быть счастливым»

Учить детей понимать смысл человеческого существования

Патриотическое воспитание

Мама – Родина моя.

Воспитывать любовь к ближнему и осознание, все, что окружает тебя – Родина.

Сопровождение семейного воспитания

Родительское собрание «Вредные привычки – профилактика»

Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек

Апрель

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Классный час «Курильщик –сам себе могильщик»

Формировать ценностные ориентиры здоровья

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Беседа «Растения – синоптики»

Развивать познавательный интерес

Создание ученического коллектива

Час общения «Юмор в нашей жизни»

Учить детей общаться с помощью шутки, не обижая друг друга

Духовно нравственное воспитание

Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова)

Совместно с учениками прочитать стихи . С.Михалкова

Патриотическое воспитание

Любить свой город, значит быть ему полезным.

Трудовая деятельность по уборке территории

Сопровождение семейного воспитания

Ответственность, самооценка и самоконтроль: их развитие у младшего школьника.

Дискуссия по теме.

Май

Обеспечение жизнедеятельности и здоровья учащихся

Поход

Приобщить детей к здоровому образу жизни

Освоение программ школьного и дополнительного образования

Викторина «Мы крутим глобус»

Формировать познавательный интерес

Создание ученического коллектива

«Кем я хочу быть»

Обсудить с детьми их планы на будущее

Духовно нравственное воспитание

Беседа «Поклонимся великим тем годам»

Формировать у детей осознание нравственного опыта прошлого через исторические события

Патриотическое воспитание

9 мая. Посещение ветеранов

Воспитывать патриотичекие чувства

Сопровождение семейного воспитания

Праздник «Прощание с начальной школой

Способствовать сближению детского коллективов

   

Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа,1998.-С.158-165.

2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001-128 с.

3. Кравцов А.А. Критерии анализа методик диагностики воспитанности//Педагогическая диагностика.-2002.-№2.- С.68-79.

http://www.refi.su/help_41.htm - «Воспитание личности в коллективе» - курсовая работа

http://festival.1september.ru/articles/214262/ - «Психологические особенности младшего школьника» Александрова С. С.психолог

http://festival.1september.ru/articles/516498/- Концепция ученического коллектива "Класс, где каждый успешен" Абрамова О.Е.

http://bugabooks.com/book/4-100-otvetov-po-pedagogike/93-85-klassifikaciya-metodov-i-form-vospitaniya.html - классификация методов и форм воспитания

www.melnikova.21417s02.edusite.ru/.../.- Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценка уровня воспитанности ученика

№ п\п

Критерии

Уровень воспитанности

высокий 3б

средний 2б

низкий 1б

Проявления

1.

Внешний вид

Опрятный, не вызывающий, не раздражающий

 

Неопрятный, вызывающий, раздражающий

2.

Манера общения, речь

Общительный, открытый, вежливый

 

Стремится навязать своё мнение, употребляет ругательства

3.

Отношения с учителями

Уважительные, доброжелательные, почтительные

 

Неуважительные, с элементами грубости

4.

Отношения с одноклассниками

Дружеские, сопереживающие, с симпатией

 

Конфликтные, издевательские, с антипатией

5.

Дисциплинированность (в плане выполнения поручений)

С особой тщательностью выполняет все требования учителя

 

Игнорирует требования учителя, воспитателя, поступает исходя из личных интересов

6.

Отношение к школьному имуществу, труду других

Бережное, ценит труд окружающих

 

Пренебрежительное (ломает, пачкает, не ценит труд других)

7.

Особенности поведения

Систематически совершает положительные поступки

 

Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения дисциплины)

8.

Отношение к своим поступкам

Адекватно оценивает свои поступки

 

Равнодушен, оправдывается

9.

Отношение к педагогическим воздействиям

Переживает, старается пересмотреть ситуацию и исправиться

 

С ожесточением

п/п

Ф.И. воспитанника

Критерии уровня воспитанности(баллы)

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Агеев Сергей

Арбатский Денис

Выскубова Лилия

Выскубова Маргарита

Волкова Екатерина

Верещагин Арсений

Глухота Григорий

Дворская Полина

Кузинская Екатерина

Лахонина Елизавета

Лисицына Мария

Привалов Дмитрий

Привалов Никита

Рассыпнова Анна

Риккерт Наталья

Рыжова Анастасия

Садовникова Анастасия

Санаров Иван

Смирнова Виктория

Шатая Екатерина

Хлебников Данила

Цивулина Юлия

Чепрасова Дарья

Протокол оценки уровня воспитанности 4 «а»  класса

Методика изучения удовлетворенности

учеников  жизнью в классе

Цель: определить степень удовлетворенности учеников жизнью в классе

Ход проведения: ученикам предлагается оценить степень согласия (поставить метку «+» в колонке) с содержанием

суждения

совершенно согласен

согласен

трудно сказать

не согласен

совершенно не согласен

1

Я иду на занятия с радостью.

2

В школе у меня обычно хорошее настроение.

3

В нашем классе хороший классный руководитель.

4

К нашему учителю можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5

У меня есть любимый учитель.

6

В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7

Я считаю, что в нашем классе я могу заниматься тем, чем мне нравится.

8

У меня есть любимые предметы.

9

Я считаю, что школа  по -настоящему готовит меня к взрослой жизни.

10

На каникулах я скучаю по школе.

Соответствие баллов с выбранной позицией:

4–совершенно согласен;

3–согласен;

2–трудно сказать;

1–не согласен;

0–совершенно не согласен.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся жизнью  в классе (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Анкета (заполняют родители и учитель)

Ф.И. воспитанника ______________________________

Критерии (показатели воспитанности)

Оценка родителя

Оценка учителя

Средний балл (итоговая оценка)

Любознательность

Проявляет интерес к учебе

23 45

23 45

Любит читать, слушать

23 45

23 45

Нравится выполнять задания, рисовать

23 45

23 45

Нравится получать хорошие отметки

23 45

23 45

Средний балл

Отношение к школе

Выполняет правила для учащихся

23 45

23 45

Добр в отношении с людьми

23 45

23 45

Выполняет правила внутреннего распорядка

23 45

23 45

Участвует в делах класса и школы

23 45

23 45

Средний балл

Прилежание, трудолюбие

Старается в учебе

23 45

23 45

Помогает другим в делах и сам обращается за помощью

23 45

23 45

Самостоятелен

23 45

23 45

Помогает в семье выполнять домашнюю работу

23 45

23 45

Любит дежурить в классе

23 45

2 3 45

Помогает учителю

23 45

2 3 45

Средний балл

Бережное отношение к природе

К земле

23 45

2 3 45

К растениям

23 45

2 3 45

К животным

23 45

2 3 45

Средний балл

Красивое в жизни

Аккуратен в делах

23 45

2 3 45

Опрятен в одежде

23 45

2 3 45

Любит и ценит красивое вокруг себя

23 45

2 3 45

Вежлив в отношении с людьми

23 45

2 3 45

Средний балл

Отношение к себе

Умеет управлять своим поведением

23 45

2 3 45

Соблюдает санитарно-гигиенические правила ухода за собой

23 45

2 3 45

Заботится о своем здоровье

23 45

2 3 45

Умеет распределять время отдыха и учебных занятий

23 45

2 3 45

Нет вредных привычек

23 45

2 3 45

Средний балл

Примечание: • обведите кружком балл, которым оценивается качество учащегося. • 5 - качество проявляется всегда; 4 - качество проявляется часто; 3 - качество проявляется редко; 2 - качество не проявляется никогда.

Закончив анкетирование и подсчитав все что нужно, заносим суммарный рейтинговый балл в карту воспитанности ученика.

Карта воспитанности учащихся 4 «а» класса

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Отношение к школе

Прилежание, трудолюбие

Бережное отношение к природе

Красивое в жизни

Отношение

к себе

Рейтинг

(суммарный балл)

Указывается средний балл по каждому показателю

Агеев Сергей

Арбатский Денис

Выскубова Лилия

Выскубова Маргарита

Волкова Екатерина

Верещагин Арсений

Глухота Григорий

Дворская Полина

Кузинская Екатерина

Лахонина Елизавета

Лисицына Мария

Привалов Дмитрий

Привалов Никита

Рассыпнова Анна

Риккерт Наталья

Рыжова Анастасия

Садовникова Анастасия

Санаров Иван

Смирнова Виктория

Шатая Екатерина

Хлебников Данила

Цивулина Юлия

Чепрасова Дарья

Уровни воспитанности (в %)

Высокий (от 4 до 5 баллов)

Средний (от 3 до 4 баллов)

Низкий (от 2 до 3 баллов)

Отрицательный (от 1 до 2 баллов)

Карта воспитанности заполняется каждый год после обработки анкет и хранится в папке с личными делами учащихся.

Уровни воспитанности можно показать на графике, в котором по оси X отмечаются годы учебы (или классы), а по оси Y - уровни воспитанности в процентах.

Анкета "Отношение к школе"

1. Любишь ли ты свою школу?

2. Что в школе для тебя самое интересное?

3. Какой день недели ты любишь больше всего?

4. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?

5. Какие твои любимые занятия?

6. Что в школе для тебя самое неприятное?

7. Какое общественное поручение хотелось бы тебе иметь?

8. С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть вместе?

9. А с кем бы не хотел?

10. Как ты учишься?

11. Ты можешь учиться лучше?

12. Хотел бы ты учиться лучше?

Анкета "Мой любимый учитель"

1. Доволен ли ты отношением к себе учителей?                            

2. Почему к некоторым учителям ты относишься лучше,

чем к другим?

3. Кто твой любимый учитель?

4. Какие его качества вы особенно цените?

5. Оказывает ли тебе какую - либо помощь ваш любимый

учитель? В чем она заключается?

6. Что интересного и полезного ты узнал от своего

любимого учителя?

Анкета

для родителей

1.  Как изменилась успеваемость Вашего сына или дочери за последнее время?        

1. Улучшилась

2. Не изменилась

3. Снизила

2. Удовлетворены ли Вы организацией учебно-воспитательного процесса в

школе?    

1. Вполне

2. Не совсем

3. Не удовлетворён

3.  Как вы считаете, по силам ли Вашему ребёнку усвоение учебного материала?

1. Вполне по силам

2. Не всегда по силам

3. В основном не по силам

4. Наблюдаете ли Вы переутомление у Вашего ребёнка к концу учебной

недели?

1. Сильное утомление

2. Умеренно устаёт

3. Почти не устаёт

5.  Удовлетворяет ли Вас режим работы школа?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

6.  Что Вас больше беспокоит при обучении Вашего ребёнка в школе?

1. Причин для беспокойства нет

2. Состояние здоровья

3. Повышенная утомляемость

4. Нежелание учиться

5. Проблемы в отношениях со сверстниками

6. Проблемы в отношениях с учителями

7. Мои отношения с дочерью или сыном

7.  Как Вы считаете, сможет ли Ваш ребёнок в школе, где он учится, получить

знания в соответствии с его склонностями и способностями?

1. Да

2. Не уверен

3. Не сможет

8. Как Вы оцениваете взаимодействие школы и семьи в обучении и

воспитании учащихся?

1. Оцениваю как эффективное и плодотворное

2. Оцениваю как малоэффективное

3. Затрудняюсь ответить

9. Участвуете ли Вы в учебно-воспитательной работе школы?

1. Да, участвую

2. Практически не участвую, лишь посещаю родительские собрания

10.Посещает ли Ваш ребёнок кружки, секции, дополнительные занятия?31

1. Посещает

2. Желает посещать, но нет возможностей

3. Нет, не посещает

11.Удовлетворены ли Вы качеством знаний Вашего  ребёнка?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

12.Удовлетворены ли Вы уровнем его воспитанности?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

13.Удовлетворены ли Вы уровнем его личностного развития?

1. Да

2. Не совсем

3.Нет

14.Определите, пожалуйста, бюджет времени Вашего ребёнка:

1. Время нахождения в школе -

2. Время на подготовку домашних заданий -

3. Время на отдых –

15. Как Вы считаете, созданы ли в школе условия для развития творческих

способностей ребёнка.

1. Да

2. Частично созданы

3. Нет

16.Охотно ли Ваш ребёнок идёт в школу?

1. Да

2. Не совсем

3. Нет

17.Переживает ли он по поводу своих успехов или неудач?

1. Да

2. Не всегда

3. Нет

18. Делится ли с Вами ребёнок своими школьными впечатлениями?

1. Да

2. Не всегда

3. Нет

19. Часто ли ребёнок жалуется на одноклассников, обижается на них?

1.Да

2.Иногда

3.Не жалуется

20. Как Вы считаете, объём домашних заданий

1. Вполне по силам ребёнка

2. Не всегда

3. В основном не по силам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мы разные- в этом наше богатство, мы вместе- в этом наша сила

классный час направлен на воспитание в подростающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной и религиозно...

Проект "Мы все такие разные,этим и пракрасны мы"

Основными целями проекта являютсяпобуждение учащихся к осмыслению общечеловеческих ценностей, к выработке личного отношения к ним, к осознанию собственной внутренней позиции и жизненных ценностей;форм...

Урок толерантности "Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила"

Актуальность проекта: Такие приграничные российские регионы, как Краснодарский край, испытавшие наибольшее миграционное давление, оказались наиболее активно вовлеченными в решение миграционных проблем...

Мы разные - в этом наше богатство. Мы разные - в этом наша сила.

Конспект внеклассного мероприятия ко Дню толерантности....

Конспект занятия в рамках курса ОРК и СЭ модуль «Основы светской этики» «Мы все такие разные, и этим мы прекрасны!»

Данное занятие разработано для учителей 4-х классов, которые преподают курс ОРКСЭ. Курс ОРКСЭ формирует  у обучающихся единый и целостный образ мира при  разнообразии культур, национальносте...

Классный час Тема: "Мы все такие разные, этим и прекрасны мы".

Задачи: 1) Учить ребят проявлять позитивное восприятие друг друга, видеть хорошее в каждом человеке.2) Развивать умение проявлять положительные эмоции, симпатию,потребность в общении друг с другом.3)В...

Родительское собрание "Все мы такие разные - и в этом наше богатство"

Родительское собрание проведенное на очном туре Педагогического марафона " Учительство Подмосковья - воспитанию будущего поколения "...