Родительский дом в духовном становнии ребенка
статья по теме

Калинина Александра Ивановна

Выступление  на педагогические чтения. В докладе раскрывается смысл семьи в развитии нравстенных качеств ребенка. Приведены примеры из педагогической практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelseiy_dom_v_duhovnom_stanovlenii_rebenka.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский дом в  духовном становлении ребенка.

Основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребенка закладываются, прежде всего, в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения. Но и школа, через которую проходят в детстве и в юности миллионы жителей нашей страны, не может уклониться от ответственности за формирование душ будущих граждан России. Поэтому на сегодняшних педагогических чтениях  мы с вами обсуждаем роль семьи в истории России.

Среда, в которой ребенок растет и развивается, может быть поддерживающей, здоровой, гармоничной, благоприятной, культурной, конфликтной, травмирующей. На современном этапе духовно-нравственные ценности - высшие ценности человека. От того, насколько нравственными и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Для русского национального сознания традиционным был приоритет духовного начала над материальным. В последнее  десятилетие условия жизни государства, общественных групп, личности значительно изменились. «Дефицит милосердия» приводит к тому, что бессмысленное причинение вреда другим приобретает широкий размах. Зачастую от этого страдают дети. Мыслители прошлого ставили под сомнение значение семьи, её устоев, нравственного микроклимата, считая, что для того чтобы стать добропорядочным человеком, вовсе не нужно расти в такой семье, можно стать таким под влиянием людей, которые для тебя авторитетны. В нашей стране, рассматривая значение семьи для ребенка, многие ученые, педагоги и психологи, считали и считают, что только семья закладывает основы нравственности, задачей же школы является лишь обучение детей.

К.Д.  Ушинский,  Л.Н.  Толстой были глубоко убеждены в том, что истинно воспитанный человек может быть в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым,  настоящим и будущим. Такую возможность человеку может дать только семья. В своих письмах Л.Н. Толстой говорило том, что не возможно человека воспитать добрым, если он живет в обстановке всеобщей ненависти и злобы, невозможно воспитать сильного волей человека там, где любое проявление свободолюбия подавляется и уничтожается.

Принципиально по- иному решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным «консервативным» воспитанием, которое вызывало тревогу. Н.И.  Бухарин говорил, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации и вести  медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима».

Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию. Многие педагоги считали необходимым искать и находить положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания.  «Необходимо,- утверждала эта группа педагогов,- использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений». В.А. Сухомлинский в своих трудах писал, что только отец и мать могут быть для ребенка величайшими  авторитетами. «Существует глубокая связь поколений,- писал ученый,-ребенок,-одно из звеньев тянущейся в века цепочки ,и обрыв её-тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Эта позиция была поддержана и подхвачена многими педагогами, энтузиастами, которые доказали, что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы практически всегда развивались односторонне ,что нередко приводило к ущербности личности.

Заслуга В.А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям огромна. Он первым в советской педагогике обратился к  процессам духовной жизни ребенка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия,  создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье. Воспитание добра в семье через общение с домашними животными есть одно из составляющих духовно-нравственной ценности.

За время работы в школе многое менялось. Менялись учебники, программы, методы обучения, но воспитание добра, уважения, дружбы сохранилось по настоящее время. К. Д. Ушинский в статье  «О нравственном элементе в воспитании» утверждал, что нравственность не  есть необходимое последствие учености и умственного развития. Этическое воспитание важнее, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями. Нравственное образование начинается с приобретения соответствующих знаний и их осмысления. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своею духовною стороною только через посредство той же среды отечественного языка…Свой родной язык должен быть положен в основу образования, как одно из лучших средств для духовного развития учащихся»- это педагогическое наследие К. Д. Ушинского побудило меня провести анкетирование среди моих обучающихся и выяснить: «Какую роль в духовном становлении ребенка играет его семья?»

Выяснилось, что из 100%  опрошенных  20 %  зачастую слышат дома грубые слова, скандалы. С детьми мало беседуют, общаются. На вопрос « Что тебя волнует?» были ответы: - «Ругань  родителей, крик папы». Эти выводы стали поводом для проведения родительских рингов, на которых обсуждались ситуации под общим названием « Что делать, если…»

Были  приняты правила « Как любить своего ребенка».

Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдавая этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного  подражания  каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за не правильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

В семье имеют право все на счастье. Большую часть своего времени дети проводят дома в окружении своих родных. Очень важно как строятся отношения в семье, есть ли понимание друг друга. Повезло тем детям, у которых отношения с родителями складываются без проблем. Но даже если родители – самые лучшие родители в мире, они люди другого поколения, поэтому, наверное, иногда возникают довольно сложные ситуации в общении. Быть хорошими родителями – очень трудно и ответственно, потому что надо всегда жить интересами детей, быть примером для подражания.

Что мы должны понимать под нравственным воспитанием ребенка в семье? Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе,  что жизнь и общество вкладывают в понятие « нравственность». В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность- это «правила», определяющие поведение, душевные качества, необходимые человеку в обществе ,а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

Воспитание - это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу,  подготовке к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе  моральными устоями. Нравственные ценности,  ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,  долговременную и важнейшую роль. Если отец и мать стремятся постичь науку отцовства и материнства, если демонстрируют, свое разумное поведение и поступки в качестве родителей ,у них есть шанс добиться успехов и побед в деле воспитания своих детей.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются  семьей и в семье. Таким образом,  перед нами выстраивается следующая иерархия: семья -  ребенок -  нравственность—поведение-  поступок-  семья. Необходимо четко представлять себе,  какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего  их детства. Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребенка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость,  терпение, не  только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером.

И в заключение хочу продемонстрировать вам один простой опыт.Это губка -  предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольем красную -  получим красную,  вольем синюю - такую же получим. А если одновременно вольем и синюю, и красную, то эффект будет не определенным. Ребенок точно так-же впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения,  моральные принципы и отношение к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы вложим в него в детстве, мы получим в более зрелом возрасте. Давайте будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас в будущем

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»

Родительский дом

 в духовном становлении ребенка

Выступление на педагогических чтениях

Подготовила учитель начальных классов

 МБОУ «Каплинская ООШ»

Калинина А. И.

г. Старый Оскол - 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать у ребенка интерес к чтению"

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим ...

Родительское собрание "Телевизор в жизни ребенка"

Основными задачами материала являются: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; определить наименование и количество передач для просмотра деть...

Авторская разработка к родительскому собранию "Семья. Духовность. Нравственность"

Выступление учащихся младших классов на родительском общешкольном собрании по теме «Семья. Духовность. Нравственность».Очень удачно выглядит в начале собрания, как вступление....

Родительское собрание "Урок духовности"

Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возвраста....

Воспитание нравственных и духовных качеств ребенка посредством изучения курса ОРКСЭ

Статья для выступления на педсовете по заданной тематике. К ней имеется презентация-споровождение, которую вы также сможете найти на моем мини-сайте....

Родительское собрание «Формирование духовно-нравственных ценностей учащихся в условиях введения федеральных образовательных стандартов»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Родительское собрание на тему: "Агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку?"

Родительское собрание на тему: " агрессивный ребенок. Как помочь агрессивному ребенку"...