программа по духовно-нравственному воспитанию "Давайте жить дружно!"
материал по теме

Габова Людмила Сидоровна

программа расчитана для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_davayte_zhit_druzhno.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Запольская начальная школа - детский сад»

«Давайте жить дружно».

Рабочая программа                                                                                по духовно – нравственному воспитанию детей                                                                 дошкольного и младшего школьного возраста.

                                                     Авторы: Габова Л.С. – учитель нач.классов.

Шурман Л.Ф. - учитель нач.классов.

                                                                  Лекомцева Е.С. – воспитатель д/с.    

        

д.Заполье.

Содержание

Пояснительная записка ……………………………………………………. 3

I блок: «Этика общения»……………………………………………….….  8

Тематическое планирование. I блока ……………………………………. 10

II блок: «Этикет»………………………………………………………..…. 12

Тематическое планирование. 2 блока……………………………………. 15

III блок: «Этика отношений в коллективе»………………………………. 17

Тематическое планирование. 3 блока ……………………………………. 20

Список литературы ………………………………………………………… 27

Приложение ………………………………………………………………… 29

Пояснительная записка

Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношении к другим людям. В основе  такого отношения  лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. Поэтому важнейшим объектом познания в  садике и в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к окружающей среде.

Информацию о моральных нормах, требованиях идеалах общества ребёнок получает не только в детском саду, но и в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общения со своими сверстниками и взрослыми, из радио-и телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Проанализировав факты, сопоставив неизвестные  с ранее известными, осмыслить поступившие сведения дошкольнику и младшему школьнику легче под руководством воспитателя или учителя на специальных занятиях, которые необходимы потому что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т. е. знания.

Чтобы дети нашего детского сада и начальной школы ни сейчас, ни в дальнейшем, перейдя на среднюю ступень обучения, не оказались потенциальными сторонами конфликта, мы решили по-новому организовать внеклассную работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это и послужило основанием для разработки программы «Давайте жить дружно!

Данная программа  нацелена, в первую очередь, на развитие коллективизма, сплочение классного и родительского коллективов через подготовку и проведение совместных дел; на развитие творчества и инициативы дошкольников и младших школьников. Его реализация предусматривает организацию совместных дел с детьми и родителями  МБОУ «Запольская начальная школа – детский сад».

Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей начальных классов, воспитателей ДОУ.

Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с детского сада.

Программа «Давайте жить дружно!» является неотъемлемой и необходимой частью внеурочной деятельности школы - сад, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности  ребенка».

Цель настоящей программы:  создание и внедрение в практику работы учреждения, программы совместной работы семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
  2. предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
  3. научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
  4. прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.

Данная программа позволяет детям дошкольного и младшего школьного возраста познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.

Программа состоит из 3 блоков:

I блок: «Этика общения».

IIблок: «Этикет».

III блок: «Этика отношений в коллективе».

Формы и виды деятельности

  1. игровая;
  2. познавательная;
  3. сюжетно - ролевые игры;
  4. просмотр мультфильмов;
  5. создание выставок;
  6.  конкурсы и викторины;
  7. Праздники;
  8. Экскурсии и походы;
  9. Классный час»
  10. Семейный клуб;

Место проведения занятий

  1. Школа - сад
  2. Сельский клуб
  3. Лес.
  4. Красивые места деревни;

Планируемые результаты освоения программы

В результате прохождения программы, предполагается достичь следующих результатов:

     Первый блок результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

     Второй блок результатов - получение знания о понятии детей «Этикет» и его содержании (речевой этикет, поведенческий этикет, хорошие манеры поведения)

     Третий блок результатов -  Расширение и углубление понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

 

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

  1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
  2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  4. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  5. уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  6. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  1. нравственной самооценки;
  2. этики поведения;
  3. отношения к жизненным ценностям;
  4. нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей
  2. Пополнение портфолио детей.
  3. Создание видео-фото альбома.

Данная образовательная программа была составлена на основе  программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах»

Программа адресована для детей дошкольного и младшего школьного возраста и рассчитана на 3 года.

Программа реализуется учителями начальных классов и воспитателями детского сада.

Содержание программы  «Давайте жить дружно!»

I блок. «Этика общения»

Цель: Развивать у детей знания о нормах воспитанности, совершенствовать навыки культуры поведения, общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Тематический план блока «Этика общения»


Наименование мероприятия


Срок проведения


1. Встреча семейного клуба: «Дружим с добрыми словами»

октябрь


2. Классный час: «Доброе слово – что ясный день»

ноябрь

3. Совместный праздник детский сад – школа: «День матери».

ноябрь

4. Игра: «Каждый интересен»

Декабрь

5. Совместный праздник школа – сад: «Новый год и все, все, все..»

Декабрь.

6. Совместный праздник: «Рыцарский этикет» (папы + мальчики)

февраль

7. Встреча семейного клуба: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Март.

8.круглый стол: «Ежели вы вежливы»

Март

9. Экскурсия: «Когда идешь по улице»

апрель

10. Разработка и пополнение портфолио детей.

Май.

II блок: «Этикет».

Цель: Расширить знания о понятии детей «Этикет» и его содержании (речевой этикет, поведенческий этикет, хорошие манеры поведения)

Тематический план блока «Этикет»


Наименование мероприятия


Срок проведения


1. Встреча семейного клуба: «Повседневный этикет»

октябрь


2. Классный час: «Школьные правила этикета»

октябрь

3. Совместный праздник детский сад – школа: «сказка об этикете»

ноябрь

4. Игра: «узнай себя»

Декабрь

5. Совместный праздник школа – сад: «Елочка – затейница!»

Декабрь.

6. Встреча семейного клуба: «Как решать семейные задачи»

февраль.

7. Совместный праздник: «Поздравляем наших мам».

Март

8.Викторина: «Премудрости дедушки Этикета»

Апрель

10. Разработка и пополнение портфолио детей.

Май.

III блок: «Этика отношений в коллективе»

Цель: Расширить и углубить понятия коллективизма, сформировать опыт коллективных отношений, создать условия для применения накопленных знаний.

Тематический план блока «Этика отношений в коллективе»


Наименование мероприятия


Срок проведения


1. Встреча семейного клуба: «Самолюб - никому не люб.»

октябрь


2. Классный час: «Мой класс – мои друзья»

октябрь

3. Совместный праздник детский сад – школа: «Поиграем и подумаем»

ноябрь

4. Поход в лес: «Чтобы быть коллективом». (на лыжах)

Декабрь

5. Совместный праздник школа – сад: «Приключения у новогодней елки»

Декабрь.

6. Встреча семейного клуба: «Вот и стали добрей и умней»

февраль.

7. Игра: «Если с другом вышел в путь»

Март

8.Классный час: «Скажи себе сам»

Апрель

9. Совместный праздник школа – сад: «Если радость на всех одна!»

Май.

10. Разработка и пополнение портфолио детей.

Май.

Источники используемой литературы:

  1. Безруких М. М. , Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме чёрного. – М.: Вентана –Графф, 2003г.
  2. С. О. Николаева Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
  3. А. И. Шемшурина Этическая грамматика М., 1991г.
  4. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

  1. Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
  2. “Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

  1. Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

  1. Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

  1. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

Приложение 1

Диагностика нравственной воспитанности

Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.  

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Приложение 2

Анкетирование  родителей

Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды развлечений больше любит?
  4. С кем чаще играет?
  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
  6. Какие обязанности имеет дома?
  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
  12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

  1. могу и всегда так поступаю – 3 балла;
  2. могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
  3. не могу – 1 балл.

      От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

      От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

      Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

  1. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

  1.  Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Анкета № 4

  1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
  2. За что хвалите, за что наказываете?
  3. Как поощряете? Как наказываете?
  4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  3. Как тебя поощряют, за что?
  4. Как тебя наказывают, за что?
  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
  3. Каких поощрений ждешь от родителей?
  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
  5. Хватает ли тебе общения с родителями?
  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры».

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры»....

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники"

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию кружка "Родники". 2011 - 2015 г....

Проект по духовно- нравственному воспитанию "Давайте жить дружно!"

    Данный проект направлен на формирование у детей главного для общения в жизни качества – дружбы....

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса

Пояснительная записка            Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на  34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...

Внеклассное занятие для учащихся по духовно-нравственному воспитанию ." Подвигу жить!

Проблемы патриотического воспитания активно переосмысляются в настоящее время и приобретают новое значение из-за изменений, происходящих в нашем обществе, стране и мире. Вопросы необходимости патриоти...