Главные вкладки

    родительское собрание "Младший школьник:помоги ему учиться"
    материал по теме

    Великорст Людмила Федоровна

    разработка родительского собрания с заданиями и советами родителям

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект родительского собрания28.93 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №6 с.Дербетовка»

    Родительское собрание на тему:

    «Младший школьник: помоги ему учиться»

    классный руководитель

    Великорост Л.Ф.

    Родительское собрание на тему:

    «Младший школьник: помоги ему учиться»

    Цель:  Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников.

    Задачи:

    1. Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;
    1. Предложить рекомендации в форме практикума развития познавательных процессов.

    Подготовка к собранию: 

      Диагностика сформированности познавательных процессов учащихся 3-4-х классов: “Определение уровня умственного развития”, автор Амтхауэр Р.,  “Определение умственной работоспособности”, автор А.Кеэс.

    Вступление.

        Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребёнок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

       Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы всё более успешным?

       Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются следствием негативного отношения ребёнка к учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.

        Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребёнку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не “мучением”, а радостью, подготовить ребёнка к успешной деятельности на следующей ступени образования, - следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребёнку хорошо учиться.

       Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.

    Работа в группах.

     Постарайтесь назвать основные трудности в учёбе ваших детей.

    1. Родители. Не могут подобрать проверочных слов в упражнении на правописании проверяемых безударных гласных в корне слова. (Пояснение психолога: На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас школьника).

    2. Родители. Пропускают буквы в письменных работах. (Пояснение психолога: Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация внимания; несформированность приёмов самоконтроля.

    3. Родители. Испытывают трудность в решении задачи разными способами. (Пояснение психолога: Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей? Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления).

    4. Родители. Испытывают затруднения при пересказывании текста.    (Пояснение психолога: Причинами этого психолог может назвать несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития).

    5. Родители. Не понимают задания. ( Пояснение психолога: Возможно у вашего ребёнка слабая концентрация внимания, или низкий уровень развития восприятия, произвольности; недостаточный уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями).

    6. Родители. Допускают ошибки при сложении, умножении …                 (Пояснение психолога: Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности).

       Такой практикум помогает родителям из школьной трудности ученика, которую он видит ежедневно, вычленить психологическую проблему.

       Знакомство с результатами диагностики: В течение месяца я посмотрела - насколько познавательные процессы сформированы у третьеклассников. Изучался общий уровень умственного развития, в частности: общий запас знаний школьников, умение выделять существенные признаки предметов и явлений, вычленять их от несущественных; умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение обобщать; сформированность приёмов логического мышления (сравнение, анализ, классификация), а также особенности произвольного внимания; ведущий тип памяти.

       Одно из заданий хочу предложить вам сейчас.

       Амтхауэр, 3 субтест “Умозаключение по аналогии” (каждому родителю выдаются бланки с заданием; выполняют, проверяется работа коллективно).

       Сообщается, что с более подробными результатами диагностики родители могут познакомиться в индивидуальном порядке (напоминается график индивидуального консультирования родителей педагогом-психологом: день, время). Также будут даны индивидуальные рекомендации родителям.

        Общие рекомендации для родителей:

    1. Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями;
    2. Использовать специальные развивающие упражнения для      коррекции произвольного внимания.
    3. Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке;
    4. Использовать различную популярную развивающую литературу для занятий с детьми (детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т.п.); различные игры и упражнения.

     Практикум для родителей. Несколько игр я хочу предложить вам сегодня. Родителей делят на 2 команды.

    1. Игра на распределение внимания.  Перед вами таблица, в которой расположены произвольно числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 пропущено. Вам необходимо отыскать по порядку числа в таблице (поиск проводить только глазами). Если вы не найдёте какие-либо числа на таблице, то эти числа выпишите.

    33

    8

    26

    11

    5

    17

    25

    14

    3

    32

    4

    19

    35

    23

    13

    21

    38

    40

    31

    9

    12

    29

    1

    27

    24

    Ответы: 2,6,7,10,15,16,18,20,22,28,30,34,36,37,39.

    2. Игра на развитие способности анализировать значение слов, умения обобщать.   Оборудование: мяч.

      Назовите одним словом или словосочетанием как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):

    1. Гитара – скрипка (музыкальные инструменты)
    2. Метла – лопата (орудия труда)
    3. Сковорода – кастрюля (посуда)
    4. Телевизор – магнитофон (бытовая техника)
    5. Школа – университет (учебные заведения)
    6. Математика – история (наука)
    7. Азия – Африка (части света)
    8. Сказка – былина (устное народное творчество)
    9. Цунами – ураган (стихийные бедствия, катастрофы)
    10. Стойкость – мужество (положительные черты характера)
    11. Стебель – лист (части растения)
    12. Облачность – осадки (природные явления)
    13. Сумма – произведение (математические действия, результаты математических действий)
    14. Берлин – Варшава (столицы)
    15. Ночь – вечер (время суток)
    16. Море – озеро (водоёмы) и т.п.

    3. Игра на развитие наблюдательности, зрительной памяти, объёма внимания. Рассмотреть внимательно весь класс, постараться запомнить каждую мелочь. Из каждой команды уходит один человек. В классе происходит незначительные изменения (до 5: поменяться местами, спрятать кого-нибудь и т.п.). Выходящие должны назвать эти изменения.

    4. Игра на распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире “Реки мира”.   В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.

    М

    И

    С

    С

    И

    С

    И

    П

    И

    И

    Д

    Ф

    Н

    А

    Е

    Н

    А

    Р

    С

    О

    Д

    Р

    А

    Н

    И

    Р

    Т

    С

    Н

    М

    О

    К

    А

    Л

    А

    Ы

    У

    Р

    А

    Л

    С

    В

    Д

    Н

    Ш

    Р

    Е

    Й

    Н

    Р

    О

    Н

    А

    О

    И

    Т

    Н

    О

    М

    Л

    Е

    Б

    А

    В

    И

    С

    Л

    А

    Г

    П

    О

    Н

    У

    А

    М

    У

    Д

    А

    Р

    Ь

    Я

     Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Рейн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.

      5. Решение анаграмм. Тренирует логическое мышление, особенно анализ и синтез, обогащает словарный запас, расширяет кругозор.

      Из приведённых слов путём перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.

    1) араб + ум

    6) перо + лад

    11) так + сук

    2) лира + гол

    7) ель + газ

    12) урок + тапка

    3) фа + жир

    8) сорт + Альба

    13) фа + гном + ил

    4) липа + нота

    9) лик + пена

    14) кожа + ворон

    5) бак + бум

    10) до + кролик

    15) ум + па

      Ответы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.

      Подведение итогов  игры. Заключение. В заключение хочу сказать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях, укрепит желание учиться.

    Советы родителям

    «Как не отбить у ребёнка желания учиться»

    1. Ни в коем случае нельзя стращать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки и всё получалось сразу (подумайте, так ли это было на самом деле?).
    2. Не старайтесь подменять собой учителя, требуя от ребёнка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).
    3. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребёнка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня вашего ребёнка проконсультируйтесь с психологом.
    4. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребёнка, например ищите нужные книги в библиотеке или информацию в Интернете. Но не делайте это вместо ребёнка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.
    5. Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребёнок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать всё на «отлично». Ребёнку полезно получить то, что он заслужил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация родительского собрания"Как помочь ребенку учиться"

    Презентация представляет советы родителям в работе с детьми:по подготовке домашнего задания, в работе с медлительными, организация режима дня....

    Родительское собрание "Как научить ребёнка учиться"

    Разработка родительского собрания по теме «Как помочь ребёнку учиться". Предлагается памятка для родителей....

    Родительское собрание Как помочь ребенку учиться

    Родительское собрание в 3 классе подготовлено на основе различных материалов по данному вопросу, прилагается памятка для родителей....

    Презентация к родительскому собранию "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ"

    Родительское собрание - практику на тему: "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ" поможет обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины....

    Конспект родительского собрания "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится"

    Конспект родительского собрания на тему "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится."...

    Успешность обучения младшего школьника. Помоги ему учиться.

    Собрание с родителями учащихся с проблемами в обучении...

    Родительское собрание в 1 классе «Учись учиться»

    Ребёнка надо приучить учиться,научить учиться, научить понимать слово НАДО,а не только ХОЧУ.О чтении1)     Дети, как губка, впитывают все, что происходит вокруг них. Они не умеют х...