Успешность обучения младшего школьника. Помоги ему учиться.
консультация по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Евай Ирина Васильевна

Собрание с родителями учащихся с проблемами в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uspeshnost_obucheniya_mladshego_shkolnika.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Успешность обучения младшего школьника.

           Помоги ему учиться.

Цели. Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины.

           Показать важность развития познавательной сферы у младших школьников.

           Познакомить родителей с результатами диагностики познавательных процессов.

           Дать рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов.

1.Организационная часть.

        Родители по желанию делятся на несколько групп. Педагог приветствует родителей, сообщает тему, подчёркивает её актуальность, приводя примеры из прессы и педагогической практики о проблеме педагогической поддержки и помощи детям в учёбе, в приобретении ими жизненного опыта.

В словаре русского языка С.И.Ожигова слово «успех» рассматривается в трёх значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учёбе и других видах общественно-полезной деятельности.

Успех осознаётся человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.

Применительно к младшему школьному возрасту об успешности воспитания и обучения можно говорить как о неких достижениях ребёнка в социально значимой деятельности (учёбе) и их признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей).

Переступая порог школы, ребёнок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в жизни он становится членом общества, наделённым конкретными обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребёнка в том, как вести себя, что и кК делать. Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и т.п. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и поддержки со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребёнку со стороны учителя и семьи ощутимо возрастает.

Учение становится ведущим видом деятельности младших школьников, имеющим важное значение, и связанные с ним успехи и неудачи влияют на всю дальнейшую школьную жизнь ребёнка. Неудачи в учебной деятельности приводят к напряжённому состоянию нервной системы. Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении- детские неврозы на почве учебных неуспехов.

С началом обучения в школе у неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические  реакции, повышенная слезливость, заторможенность. Дети испытывают страх перед выходом к доске для ответа, боятся оказаться несостоятельными, неуспешными, в то время как один из основных законов начального обучения гласит, что «младший школьник должен учиться на успехе».

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать всё возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребёнок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.

Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы более успешным?

Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются лишь следствием негативного отношения ребёнка к учению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин дело трудоёмкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребёнку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость. Сделать его учение не «мучением», а радостью, подготовить ребёнка к успешной деятельности на следующей ступени образования,- следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребёнку хорошо учиться.

Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.

2.Обсуждение проблемы. Работа с родителями.

Педагог предлагает родителям обсудить и назвать основные трудности в учёбе своих детей. После этого объяснить причины различных проблем, возникающих при обучении младших школьников.

Родители. Дети не могут подобрать проверочные слова в упражнении на правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Педагог. У ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас.

Родители. Ребёнок пропускает буквы в письменных работах.

Педагог. Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания; несформированность приёмов самоконтроля.

Родители. Дети испытывают трудности в решении задачи разными способами.

Педагог. Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.

Родители. Ребёнок почти всегда или часто не понимает задания.

Педагог. Возможно, у вашего ребёнка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития восприятия, произвольности; недостаточный уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Родители. Дети испытывают затруднения при пересказывании текстов.

Педагог. Причинами этого можно назвать несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.

Родители. Дети допускают ошибки при сложении, умножении…..

Педагог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности.

3. Практикум для родителей.

Каждая микрогруппа родителей получает лист с описанием различных игровых упражнений для развития мышления, памяти, внимания, наблюдательности и т.д. В течение 10-15 минут члены каждой группы знакомятся с содержанием  и готовят выступление, в котором необходимо коротко рассказать о том, как проводятся описанные игры с детьми, что они развивают, показывать сам ход игрового упражнения, то есть демонстрируют другим родителям, как провести игру со своими детьми. В игре могут принять участие все участники родительского собрания.

Игра №1. «Занимательные таблицы».

Цель: развивать абстрактное мышление, способность анализировать материал, умение концентрировать внимание.

Описание. В таблицах нижний правый угол оставлен белым, незаполненным. Ребёнку нужно нарисовать в нём фигуру, не нарушая данную во всех остальных квадратах закономерность.

Игра №2. «Что лишнее?»

Цель: развивать внимание, способности анализировать, сравнивать и обобщать материал.

Описание. Детям предлагается ряд из трёх-четырёх слов, объединённых общим понятием. Необходимо найти «лишнее» слово в этом ряду и объяснить свой выбор.

Стрекоза, петух, оса, муха.

Снегирь, ласточка, утка, воробей.

Сосна, ель, берёза, пихта.

Кедр, осина, тюльпан, тополь.

Кит, щука, судак, окунь.

Стрекоза, щука, божья коровка, гусеница.

Вариант усложнения задания- нахождение двух лишних слов по разным признакам. Например: тля, волк, заяц, белка. Лишние слова: тля (не относится к млекопитающим) и волк (хищное животное).

Игра №3. «Что пропало?»

Цель: развивать и тренировать память.

Описание. Ведущий читает ряд из пяти-шести слов, не связанных между собой по смыслу. Второй раз читается не весь ряд, одно слово пропускается.

Дети должны восстановить пропущенное слово. Усложнение задания- восстановить весь ряд.

Игра№4. «Дорисуй».

Цель: развивать воображение.

Описание. Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, которые нужно так дорисовать, чтобы получились узнаваемые картинки.

Игра №5. «Обобщай».

Цель: развивать способность анализировать значение слов, умение обобщать.

Оборудование: мяч.

Задание. Назовите одним словом или словосочетанием перечисленные картинки как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):

гитара, скрипка…..(музыкальные инструменты);

метла, лопата…… (орудия труда);

сковорода, кастрюля……….(посуда);

телевизор, магнитофон…………(бытовая техника);

школа, университет……….(учебные заведения);

математика, история………..(учебные предметы);

Азия, Африка……….(части света) и т.д.

Игра №6. 2Филворд».

Цель: развивать способности распределять внимание, обогащать словарный запас и расширять знания об окружающем мире, сведениями о реках мира.

Задание. В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия можно прочитать в клетках как по горизонтали, так и по вертикали.

М

И

С

С

И

С

И

П

И

И

Д

Ф

Н

А

Е

Н

А

Р

С

О

Д

Р

А

Н

И

Р

Т

С

Н

М

О

К

А

Л

А

Ы

У

Р

А

Л

С

В

Д

Н

Ш

Р

Е

Й

Н

Р

О

Н

А

О

И

Т

Н

О

М

Л

Е

Б

А

В

И

С

Л

А

Г

П

О

Н

У

А

М

У

Д

А

Р

Ь

Я

Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.

Игра №7. «Анаграммы».

Цель: тренировать логическое мышление, особенно умение анализировать и синтезировать; обогащать словарный запас; расширять кругозор.

Описание. Из приведённых слов путём перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.

1) араб + ум

6) перо + лад

11) так + сук

2) лира + гол

7) ель + газ

12) урок + тапка

3) фа + жир

8) сорт + Альба

13) фа + гном + ил

4) липа + нота

9) лик + пена

14) кожа + ворон

5) бак + бум

10) до + кролик

15) ум + па

Ответы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.

Педагог подводит итоги практикума. Определяется команда, которая дала больше положительных ответов.

4. Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций родителям.

Ознакомление родителей с рекомендациями.

Рекомендации родителям.

  1. Необходимо обратить внимание на развитие у детей следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предмета и явлений, установление логических отношений между понятиями.
  2. Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
  3. Для  обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные  термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке.
  4. Использовать различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (устраивать детские утренники, совместные занятия по выходным и т.п., различные игры и упражнения).

Минута благодарности.

Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставляясь при этом гуманным.

        Начальная школа – это целый мир! Годы, проведённые в первых 4 классах, должны оставаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой всё было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина новой России.

        Благодарим вас за активное участие в собрании и желаем успехов в обучении и воспитании детей.

Литература.

  1. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.- М.: Просвещение, 1977.
  2. Настольная книга учителя начальных классов / авт.- сост. Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева.- Ростов: Феникс, 2004.
  3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.- Ярославль: Акдемия развития, 1997.
  4. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей.- Ярославль: Акдемия развития, 1997.
  5. Яшинова О. Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования // Воспитание школьников.- 2002.-№8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность обучения младшего школьника.

 Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

родительское собрание "Младший школьник:помоги ему учиться"

разработка родительского собрания с заданиями и советами родителям...

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Презентация к родительскому собранию "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ"

Родительское собрание - практику на тему: "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ" поможет обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины....

Конспект родительского собрания "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится"

Конспект родительского собрания на тему "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится."...