Главные вкладки

    «Классное государство» - модель партнерского взаимодействия в коллективе 3 – 4 -го класса.
    статья по теме

    Андреева Ольга Станиславовна

    Данная статья опубликована в сборнике АППО СП-б, 2012 г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_v_sbornik_appo.docx18.58 КБ

    Предварительный просмотр:

               «Классное государство» - модель партнерского

                     взаимодействия в коллективе 3 – 4 -го класса.

    Из опыта работы воспитателя группы продленного дня

    ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петерубрга

    Андреевой О.С.

    Образовательный процесс в школе в современных условиях призван способствовать  развитию личности обучающихся, способной мыслить, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки,  через включение их в различные виды познавательной, социальной и творческой деятельности.  

    Школа, класс – это та среда обитания, в которой ребёнок проводит значительную часть своей жизни. Поэтому важно, чтобы здесь ему было комфортно, безопасно, интересно.

    Как сделать так, чтобы класс стал коллективом единомышленников, дружных и сплочённых, способных к созидательному творчеству?   Часть этой задачи можно решить в группе продленного дня, включая учащихся  в коллективную организаторскую деятельность.

        В 3 - 4 классах  у учащихся формируется социально приемлемые модели поведения. Важно создать условия для участия воспитанников в нравственно ориентированной социально значимой деятельности для приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни. Поэтому в этот период мои воспитанники становятся активными  участниками районной игры «Ее величество Геральдика», которая проходит в течение всего учебного года. Задачи игры – формирование понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности, гражданской позиции, толерантности, патриотизма, а также создание сплоченного детского коллектива в классе, готового к творческому взаимодействию,  -  как нельзя лучше отражают задачи данного этапа развития детского коллектива класса и личностного развития воспитанников.

    Вот как мною была организована игра в 3 классе.  Вначале ребята распределились  по  «городам» (микроколлективам) и выбрали им названия. Совместно решили, что города у нас будут совпадать с колонками парт, тогда горожанам будет удобнее работать в своем городе, следить за его чистотой и благоустроенностью.

    Далее мы обсудили «архитектурные идеи» городов. Например, какими могут быть дома в городе «Звездном» или «Радужном» или «Морском».  Далее все жители «построили» (нарисовали)  себе дома и поместили их на карты своих городов. В помещении класса, где находится моя группа, на стене нарисована замечательная карта с замком, островами, горами, радугой. Мы взяли ее за основу и разместили свои города на этой карте. В дальнейшем эта карта стала своеобразной доской почета и экраном соревнований, где мы отмечали города почетными значками и даже орденами.

     В предыдущем классе у нас не было такой карты, и ребята сами придумали и изготовили из пластилин карту  государства «Орландия».  Ребята увлеклись игрой, и еще долгое время подрисовывали на свои карты разные детали. В процессе игры я наблюдала за работой детей в группах, отмечала для себя тех , кто проявил  лидерские качества, сумел увлечь других своими идеями. В день выборов мэров городов с удовольствием заметила, что именно эти ребята стали во главе микроколлективов.

         Определяя круг обязанностей мэров, мы решили, что они отвечают за порядок и дисциплину в городе, отмечают своих горожан за хорошие  и полезные дела, принимают участие в разработке общих дел, отчитываются за свой город. Так же решили, что это будет сменная должность на определенный период.

       Такая организация детей в группы стала хорошим подспорьем в работе не только для меня, как воспитателя, позволяя быстро навести чистоту в классе, построиться на физкультуру или в столовую, провести воспитательное занятие по группам, но и для учителя, который применял  эту систему в учебное время.

         Следующий этап – создание государства. Выборы президента класса и распределение по министерствам. Обычно, мы создаем 5 министерств.

    Министерства по культуре организует поздравление именинникам, проводит викторины, беседы, отвечает за изучение государственной символики. Министерство печати выпускает «Вести», «Молнии», отвечает за летопись класса. Министерство здравоохранения отвечает за порядок в столовой, проведение физкультминуток, Министерство по благоустройству – за порядок в классе, орагнизует дежурство. Министерство по спорту проводит спортивные состязания и отвечает за подготовку отряда к районному параду.

    Поначалу мне, как воспитателю,  приходится довольно много работать с каждым министерством и мэрами городов. Но постепенно ребята увлекаются повседневной организаторской деятельностью. Президент класса  привыкает формировать общественное мнение, учится управлять министрами. А министерства становятся «генераторами» творческих идей...

    Так, например, министерство по спорту  организовало и провело игру на местности «Дети шпионов-3» (во время прогулки ребята выполняли задания на внимание, скорость, смекалку), дружеский  матч по мини-футболу и пионерболу с параллельным классом; ребята из министерства культуры организовали замечательный конкурс песни «Будь звездой!» и отличный урок памяти «Мои родные в годы Великой Отечественной»; министерство печати придумало и изготовило  фотоколлажи к 8 марта и 23 февраля, поздравления-сюрпризы работникам школы; мэры городов провели игру-викторину «Символы нашей Родины» и по ее итогам присвоили лучшему городу звание «столицы».

     Параллельно с изучением государственных символов, ребята создают символы своего классного государства. Проводятся конкурсы на лучший герб, гимн и флаг классной республики. Для участия в районном параде государств, придумывается и изготавливается парадная  форма; проводятся тренировки по строевой подготовке.

    Организуя работу таким образом, мы старались, чтобы все воспитанники были вовлечены в коллективную организаторскую и творческую деятельность. Работая в министерствах, ребята научились  совместно планировать, осуществлять замысел  и коллективно подводить итоги своей работы.

         Анализируя результаты  в конце года, я пришла к выводу, что мне удалось осуществить свою мечту – организовать детскую республику, еще больше сплотить коллектив, дать возможность проявить свои творческие способности каждому.

    Этот опыт работы пригодился моим воспитанникам в основной школе.  Учителя основной и старшей школы отмечают высокий творческий потенциал моих воспитанников и умение организовать жизнь в коллективе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития классного коллектива 4 класса

    Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

    Анализ воспитательной работы с классным коллективом 2 класса 2012-13 уч.год.

    В азализе прослеживаются основные направления работы классного руководителя с детьми....

    «Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся».

    Данная статья будет полезна классным руководителямТема:«Роль классного часа в организации взаимодействия классного руководителя и учащихся»....

    Программа развития классного коллектива 2 класса «Радуга»

    Цель программы: создание условий для формирования активной, инициативной, разностороннеразвитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качеств...

    Классный час "Взаимоотношения в коллективе" 3 класс

    Классный час в 3 классе на тему: "Взаимоотношения в коллективе"...

    Определение уровня воспитанности классного коллектива. 2 класс.

    Определение уровня воспитанности классного коллектива. 2 класс....

    Приобретение опыта активного и дружного взаимодействия в коллективе.

    Одним из коллективов, где ученик проводит значительную часть своей жизни, является школьный класс. Коллектив представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников и...


     

    Комментарии

    Прекрасная идея! Разбить класс по поручениям давно собиралась, а Вы так лаконично все рассказали, что остается только воплотить в жизнь. Спасибо.

    Андреева Ольга Станиславовна

    Посмотрите мою игру "Морское путешествие", которую можно провести, чтобы разбить детей на комнды.

    Хорошая идея, спасибо