Классный час "Исследования подводного мира" (Экологическая программа)
классный час (3 класс) по теме

Галушкина Наталья Борисовна

Классный час помогает обобщить и уточнить знания детей о животных и растениях подводного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_issledovaniya_podvodnogo_mira_.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

 «Исследования подводного мира»

(Экологическая познавательная программа)

ЦЕЛЬ: ОБОБЩИТЬ И УТОЧНИТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЯХ ПОДВОДНОГО МИРА

ЗАДАЧИ:

-проверить природоведческие знания учащихся, развивать их сообразительность, память, логическое мышление;

-развивать эмоционально-нравственное, практически-деятельное отношение детей к окружающей среде и творческие способности учащихся;

-воспитывать экологически грамотную личность с чувством ответственности за все живое, что нас окружает.

Оборудование:

для учащихся: акварельные краски, баночки с водой, кисти, тряпочка.

для учителя:  карточки с именами в виде морских жителей, плакаты: "Исследования подводного мира", "Творческая мастерская", скотч, карточки-термины, карточки с силуэтами морских животных, листы белой бумаги с воском. Морские раковины: тигровая ципрея, турителла, страмбус "чертова лапа", гребешок, рыба-еж, краб, морская звезда, карточки с силуэтами рыб с сообщеньями. Мозаика, клей, коробка, наждачная бумага, восковые мелки, набор гелей "Блеск". Бархатная раскраска "Подводный мир". Кисти, спиннинг, "водоем" - аквариум, карточки-силуэты рыб с сообщеньями. Соленое тесто, досточка, морская азбука. Награждение - рыбки.

Литературный ряд:

Ф.Брукс энциклопедия окружающего мира "Моря и океаны",

Ю. Кантор "Улитка, высуни рожки".

Д. Уокер "Морское побережье-природоведение с занимательными фактами и заданиями".

Звуковой ряд: кассета "Звуки природы", "Шум моря".

Ход мероприятия

I. Организация класса

-Сегодня у нас необычный классный час - "Исследования подводного мира".

II. Вводная часть

-Знаю, привело вас сюда желание узнать, как можно больше об обитателях голубых просторов. Там вы встретите много диковинных растений и таинственных животных.

Наш подводный мир полон загадок и чудес. Чтобы в нем не заблудиться, надо дружно потрудиться. Готовы ли вы, ребята, к такому исследованию?

- Вы знаете значение слова - исследование?

на доске:

 исследование- это научное изучение чего-либо

исследователь - человек, который занимается научными исследованиями

- Вы знаете, какая наука изучает океаны и моря?

на доске:

 океанография - наука, изучающая моря и океаны.

океанографы - ученые, которые изучают подводный мир

-Работа под водой опасна и трудна. Как называют человека, который работает под водой? (водолаз)

- Какое снаряжение одевает водолаз? (акваланг)

на доске

акваланг - устройство для дыхания человека под водой его создал Жак Кусто в 1943 году.

аквалангист - человек, плавающий с аквалангом.

-Надеваем акваланги, берем с собой в путешествие чемоданчик со знаниями. Теперь мы можем смело отправляться в путешествие. Вы знаете, что в море ходят только смелые люди.

- Чтобы попасть в подводный мир - давайте произнесем заклинание:

Аква - маква,

 Буль - буль - миле,

 Вот и мы в подводном мире!

III. Основная часть

-Посмотрите, что у меня в руках? (Морская раковина)

- Ребята, что вы слышите шум моря из раковины?

-Что нас окружает? (Вода, морские жители, водоросли)

- Сейчас я узнаю, каких морских жителей вы знаете?

Игра "Узнай по силуэту"

-У вас на партах лежат силуэты - назовите морских жителей.

(карточки с силуэтами морских животных на синем фоне: черепаха, кит, дельфин, осьминог, улитка, морская звезда, морской конек, рыба и другие)

- Наше исследование начнем с изучения осьминогов.

- Я расскажу об этих удивительных существах.

- Что нового узнали об осьминогах?

-Скажите, как нужно относиться к осьминогам?

- Люди часто вылавливают осьминогов, для того, чтобы использовать в кулинарии.

Этих животных надо охранять.

-Посмотрите, вот он. Он хочет провести с вами интересное исследование.

- Послушайте инструкцию: У вас на партах лежат листы белой бумаги, акварельные краски. Вы должны выбрать любимый цвет и раскрасить лист бумаги.

- Что получилось?

-Сейчас у нас время отдыха. Поиграем в морскую игру.

ИГРА - Внимательно слушайте слова, т.к. вы должны продолжить фразу и запомнить движения.

Текст        Движения

Лежит корабль на дне морском, засыпан золотым: (песком)

(Движения пальчиками)

Свернувшись в небольшой клубок, на мачте дремлет: (осьминог)

(Волнистые движения руками)

Однажды слиток золотой на берег выбросил: (прибой)

И рыбаки с тех пор твердят, что где-то спрятан: (клад)

(Показать сундук)

А много-много лет назад той шхуной управлял:(пират)

(Показать рулевое колесо)

Я рада видеть здесь друзей

 Хей, хей, хей!

 Ведь с осьминогом рядом веселей-

 Хей, хей, хей!

 Ты руки поднимай скорей-

 хей, хей, хей!

 Со мной в ладоши громко бей-

 Хей, хей, хей!        

Энциклопедия Ю Кантор "Улитка, высуни рожки"

-Еще море - это царство улиток. Вот на столе лежат раковины: тигровая ципрея, турителла, страмбус "чертова лапа", гребешок, а вот эта раковина взломана крабом.

- Можно брать улиток домой? Почему? Как нужно к ним относиться?

- Сейчас будем проводить новое исследование.

ИГРА "Ловись, рыбка"

Правила игры. На столе стоит аквариум. Это водоем рыболов забрасывает спиннинг. Не заглядывая в водоем, проводит магнитом по дну, и вытаскивает спиннинг. Если на нем рыба, то другой читает о нем сообщение (карточка - силуэт с данной рыбой). Но рыболовы могут поймать и башмак, консервную банку.

1. Оборудование: спиннинг, рыбы, карточки с силуэтами рыб, консервной банки и башмака, аквариум - "водоем".

2. Карточки- силуэты рыб.

Рыба-ангел.

Рыба со сжатыми с боков высоким телом, маленьким ртом. У нее очень вкусное мясо, но готовить его нужно очень осторожно, т. к. есть опасность смертельного отравления.

Морской конек.

Это рыба со своеобразной формой тела, напоминает шахматную фигуру коня, цепким хвостом. Длина рыбы достигает 20 сантиметров. Может менять окраску.

Рыба-зебра или полосатая крылатка. 

Длина рыбы достигает 30 сантиметров, разрисована ярким узором. Длинные плавники и наросты на голове делают рыбу похожей на пучок водорослей.

Рыба-еж или двузуб.

У этих рыб слившиеся зубы в каждой челюсти образуют сплошные режущие пластины. Их тело покрыто шипами, способно раздуваться в виде шара. Шипы рыб - ежей, казалось бы, самой природой предназначенные для защиты, не имеют ядовитых желез. Жители Китая используют надутых и высушенных рыб - ежей для изготовления китайских фонариков.

- Молодцы.

-Догадайтесь, о ком дальше пойдет речь. Это веселые обитатели океана, моря: были случаи, когда они спасали людей.

- Кто это? (дельфины)

Рассказ о дельфинах.

- Что нового узнали о дельфинах?

- Как нужно относиться к дельфинам? (Природоведение Д. Уокер "Морское побережье")

- От чего они могут погибнуть?

- Вы, ребята, много работали - давайте отдохнем.

Физминутка "МОРЕ" 

 Море волнуется два,

 Море волнуется три-

 Морская фигура замри.

 Кто это? Что это?

 Как угадать?

 Кто это? Что это?

 Как разгадать?

 Это рыбацкая лодка.

 А это морская звезда.

 Это, конечно, улитка.

 Всех разгадаю вас я.        

-Морская звезда хочет запутать вас. Она приготовила загадки. Если вы правильно отгадаете, о ком идет речь, то на доске появится морской житель.

1. С моряками был он дружен,

 Чем доныне знаменит.

 Из морских зверей кому же

 В мире памятник стоит?

 (Дельфин)

2. если звездочка устала,

 Нет в ней света,

 Нет в ней жара,

 То она живет на дне,

 В океанской глубине,

 Раковины открывает

 И моллюсков поедает.

 (Морская звезда)

3. Голова, а может тело,

 Выпучив глаза, глядело,

 Шевелило над собой

 Восьминогой головой.

 (Осьминог)

-Молодцы. Вы справились, не запутала вас морская звезда.

-Вы провели много исследований. Сделали много открытий.

-Пора возвращаться домой. Давайте произнесем заклинание.

Аква - маква,

 Буль - буль - миле,

 Вот и мы в надземном мире!

-Люди, которые занимаются исследованиями подводного мира - творческие люди. У нас открывается "Творческая мастерская"

-Каждая группа должна выполнить творческую работу. Справитесь?

I группа

-раскрашивают бархатную раскраску "Подводный мир" гелем "Блеск".

II группа

-собирает мозаику "Русалка".

III группа

- рисует на наждачной бумаге восковыми мелками.

IV группа

- "Морской код" (разгадывают послание).

V группа

- "Гончарная мастерская" (соленое тесто).

Включить музыку "Звуки природы" - "Шум моря"

IV. Заключительная часть

Выставка работ. Анализ выполнения задания.

-Давайте подведем итог нашего исследование подводного мира.

ИГРА "МОРСКАЯ УГАДАЙКА"

Вы должны закончить фразу.

 Тетушка знакома мне-

 Дом таскает на спине,

 При себе всегда пожитки,

 Как удобно жить:

 (улитке)

Кто же ходит в каменной рубахе?

 В каменной рубахе ходит:

 (черепаха)

Ты со мною не знаком?

 Я живу на дне морском,

 Голова и восемь ног,

 Вот и весь я :

 (осьминог)

-Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили подводных жителей.

-Скажите, как нужно относиться к подводным жителям?

Убедите пап и братьев,

 И соседей - рыбаков

 Поберечь морскую заводь.

 В воду мусор не бросайте!

 И голубое царство

 Не останется в долгу.

-В память о нашем классном часе, где у меня появилось столько любознательных и добрых друзей, примите памятные сувениры (рыбки).

ЛИТЕРАТРА

Акимушкин И. Животные морские и речные. - Москва, 2001г.

Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - Москва, 2002г.

Брукс Ф. Моря и океаны. Энциклопедия окружающего мира.- Москва, 1998г.

Все об обитателях океана. Детская энциклопедия.- Балашиха, 2002г.

Ердаков Л.Н. - Экология для начального обучения. - Новосибирск, 1997г.

Жарова Г.Н. Природа. Человек. Здоровье. Занимательное природоведение. - Новосибирск, 1992г.

Кантор Ю. Улитка, высуни рожки. - "Аргус", 1997г.

Планета чудес и загадок. Энциклопедия. - Ридерз Дайджест, 1997.

Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх. - Ярославль, 2000г.

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Составитель Ю.Г. Круглов. - Москва, 1990г.

Сахарнова С. Кто живет в теплом море. - Москва, 2004г.

Тамбиев А. Как увидеть морское дно? - Москва, 2003г.

Уокер Д. Морское побережье. Природоведение с занимательными фактами и практическими заданиями. - Москва, 1996г.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль, 1997г.

Школьник Ю.К. Полная энциклопедия. Подводный мир. - Москва: Эксмо, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"

План-конспект урока по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе. Представлен подробный план урока. Формы работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная. Цель урока: дать перво...

внеклассное занятие по окружающему миру "Экологическое ассорти"

Занятие проводится в виде игры двух команд, состоящей из трёх туров. Участники - учащиеся 2-4 классов.В ходе игры дети вспомнят интересные факты из жизни природы и узнают много нового....

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина

Экологическая викторина способствует расширению кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрытию важности рационального использования и охраны окружающей природы; воспитанию экологическ...

Внеклассное занятие по окружающему миру "Экологическое ассорти"

Представлена презентация внеклассного занятия по окружаюжему миру для 3 класса. Занятие проходило в форме командного соревнования....

Разработка урока по окружающему миру "Экологическая безопасность". 3 класс. Учебник А.А.Плешакова.

Разработка урока содержит презентацию, конспект урока, тест, раздаточный материал....

Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» 3 класс

Цели: ознакомить с понятием «экологическая безопасность», формировать представление о «цепи загрязнения» в природе.Задачи:Научить выявлять проблему, находить способы её решения, строить логические рас...