Урок окружающего мира "Экологическая безопасность"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Макарова Светлана Витальевна

План-конспект урока по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе. Представлен подробный план урока. Формы работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная. Цель урока: дать первоначальные представления о терминах «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр», «эколог»; обобщить знания о правилах личной экологической безопасности, о том, что Земля - наш дом, бережем дом - бережем здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_bezopasnost.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
                                             
 Экологическая безопасность

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Макарова Светлана Витальевна

Место работы

МБОУ СОШ №6 город Киржач

Должность

учитель начальных классов

Предмет

окружающий мир

Класс

3 класс

Тема и номер урока в теме

«Экологическая безопасность» урок 6 в разделе  «Наша безопасность»

Базовый учебник

Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» 3 класс

  1. Цель  урока: дать первоначальные представления о терминах «экологическая        

                             безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр»,                    

                            «эколог»; обобщить знания о правилах личной экологической                    

                                      безопасности, о том, что Земля - наш дом, бережем дом -      

                                     бережем здоровье.

9. Задачи:

- обучающие: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения;

- развивающие: содействовать развитию умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

 -воспитательные: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: усвоение и применение новых знаний. 

Формы работы учащихся:  фронтальная,  групповая, индивидуальная.

  1. Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийная система.
  2. Структура и ход  урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Эмоциональный настрой

Приветствует учащихся.

Дети приветствуют учителя и улыбаются друг другу.

2.

Организационный момент

Создает  комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу.

Дети закрывают глаза и представляют все то, о чем говорит учитель.

3.

Актуализация знаний и умений учащихся.  Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

ЭОР №1 информацион-ного типа.

(слайд №2)

Учитель демонстрирует ЭОР, задает вопросы и подводит учащихся к объявлению  темы урока  и совместному определению цели урока.

Учащиеся  воспринимают информацию ЭОР, отвечают на вопросы, разгадывают кроссворд и формулируют тему и цель урока

3 мин

4

Работа с учебником.

Чтение статьи «Экологическая безопасность»

Организует самостоятельную работу с учебником.

Читают текст.

5

Физкультминутка

Демонстрирует упражнения

Выполняют упражнения

6

Чтение стихотворения

«Мы приехали на речку…»

Подводит обучающихся к выводу о том, что Земля - наш дом, бережем дом - бережем здоровье.

Перечисляют ошибки, доказывают.

7

Освоение учащимися нового материала.

Знакомит учащихся с термином «цепь загрязнения»

Находят в тексте понятие, информацию.

8

Практическая работа.

Работа в группах

ЭОР №1 информацион-ного типа.

(слайд №17-19)

Раздает задания группам

Собирают фильтр.

 В группах составляют памятки по правилам экологической безопасности.

5 мин

9

Теоретический тест

ЭОР №2

контрольного типа.

Раздает карточки с тестом группам №1-2. Группам №3-4 объясняет выполнение теста в программе Power point.

Контролирует выполнение задания.

Выполняют  тест

5 мин

10

Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся

на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы

на уроке.

11

Рефлексия

Тренинг (под звуки леса).

ЭОР №3 информационного типа.

Побуждает высказать мнение по теме урока; о трудностях усвоения нового материала, а также сделать объективную оценку собственным знаниям и уроку в целом.

Анализируют, что понравилось и что вызвало затруднения; оценивают собственные знания; обобщают материал урока.

2 мин


Приложение к плану-конспекту урока

Экологическая безопасность

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Экологическая безопасность

ЭОР информационного типа.

презентация

http://www.openclass.ru/node/119145 

2

Вода в природе

ЭОР

контрольного типа.

тест

http://www.openclass.ru/node/277423 

3

Звуки леса

ЭОР информационного типа.

мультимедиа

http://zvuki-tut.narod.ru/les

Оборудование:

Бытовой фильтр, пластиковые бутылки, соломки для коктейлей. Вата, кружки промокательной бумаги, крупные и мелкие камешки, карточки с терминами.

Ход урока:

  1. . Организационный момент.
  1. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глаза и вслушайтесь в слова:

Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это     Земля. Жизнь начинается... Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно.

  1. Что подразумевается под всем живым?
  2. А без чего невозможна жизнь? Вспомним, отгадав кроссворд.

2

1

4

3

  1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
  2. Вещество, которое существует на нашей планете в трех состояниях.
  3. Плодородный слой Земли.
  4. Смесь газов.
  1. Что называется окружающей средой?
  2. Отчего загрязняется окружающая среда?
  1. Рассказ учителя.

Каждый знает, как должно выглядеть образцовое рабочее место, убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддержания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты.

Экология - это наука о нашем общем доме. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений. Природа сама может справиться с этим вопросом. Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ. С этим природа уже не может справиться самостоятельно.

  1. Как вы думаете, о чём сегодня пойдет речь на уроке? (ответы детей)
  1. Работа с учебником

Чтение текста «Экологическая безопасность»

 - Назовите пути поступления загрязняющих веществ в организм человека (на доску прикрепляется схема, см. Приложение № 1)

Но не забывайте, что загрязняют природу не только заводы и фабрики, но возможно и вы сами (чтение стихотворения детьми цепочкой, Приложение № 2)

  1. Гимнастика для глаз.
  2. Практическая работа

Мы поделились на три группы. Каждая группа будет выполнять следующие задания:

Задание 1

Пользуясь планом, соберите фильтр для очистки грязной воды

 (см. Приложение № 3).

Вывод: из соломки полилась чистая вода, но она еще не питьевая! Сделанный нами фильтр не способен очистить её от химических примесей, а только от механической грязи.

Рассказ о бытовом фильтре.

Задание 2

Каждый человек должен знать правила экологической безопасности. Первая группа составляет памятку о воздухе, вторая - о воде, третья - о продуктах питания (см. Приложение № 4)

Задание 3

Объяснение терминов: экология, цепь загрязнения, бытовой фильтр.

  1. Физкультминутка.
  2. Тестирование (зашифрованное слово ЭКОЛОГ) см. Приложение № 5
  3. Подведение итогов урока
  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Что такое цепь загрязнения?
  3. Что такое экологическая безопасность?

Приложение № 1

Продукты питания

     Воздух                               Вода                                

                                           Приложение № 2

Мы приехали на речку

Воскресенье провести.

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Там сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Жгли костры, бумагу  жгли –

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! – крикнул Дима –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наших склянки,

Две размокшие баранки –

Словом мусора гора!

Мы приехали на речку

Воскресенье провести.

А свободного местечка

Возле речки не найти!


                                           Приложение № 3

План сбора фильтра для очистки воды

  1. На дно горловой части положите слой ваты.
  2. На вату положите поочередно слой крупных и мелких камешков
  3. Камешки накройте промокательной бумагой.
  4. Вылейте на бумагу грязную воду.

                                           Приложение № 4

Правила экологической безопасности

Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.

Воду можно очищать вымораживанием, это самая полезная вода.

Не собирай грибы, ягоды, лечебные травы вблизи дорог, свалок.

Перед едой мой фрукты теплой водой.

Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Все продукты должны иметь сертификат качества.

Не занимайся спортом вблизи автомобилей.

Не оставайся в гараже во время работы двигателя машины.

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух.

Попросить взрослых не курить в квартире.

Очищает и увлажняет воздух и кондиционер.

Нельзя купаться возле промышленных стоков.

Пей только кипяченую воду.

                                           Приложение № 5

  1. Что такое цепь загрязнения?

а) загрязняющие вещества попадают в реку;

Э) загрязняющее вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

  1. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

а) через воздух, воду, почву;

К) через воздух, воду и продукты питания.

  1. Что такое экологическая безопасность?

а) как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

О) экологическая безопасность - это защита от вредного действия загрязненной окружающей среды.

  1. Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?

к) отойди в сторону;

JI) не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

  1. Как защититься от грязной воды?

м) не пей грязной воды;

О) научись пользоваться бытовым фильтром.

  1. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

Г) мой овощи и фрукты;

с) пользуйся экологически чистыми продуктами.

Выполнение задания

 ВОЗДУХ

Не занимайся спортом вблизи автомобилей.

Не оставайся в гараже во время работы двигателя машины.

Разводи комнатные растения, которые очищают воздух; деревья, кустарники и цветы очищают городской воздух.

Попросить взрослых не курить в квартире.

Очищает и увлажняет воздух и кондиционер.

ВОДА

Нельзя купаться возле промышленных стоков.

Пей только кипяченую воду.

Очищай воду в домашних условиях с помощью специальных бытовых фильтров.

Воду можно очищать вымораживанием, это самая полезная вода.

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

Не собирай грибы, ягоды, лечебные травы вблизи дорог, свалок.

Перед едой мой фрукты теплой водой.

Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения.

Все продукты должны иметь сертификат качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Экологическая безопасность» 3 класс

Цели: ознакомить с понятием «экологическая безопасность», формировать представление о «цепи загрязнения» в природе.Задачи:Научить выявлять проблему, находить способы её решения, строить логические рас...

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: дать представление о взаимосвязи человека с окружающей средой, создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, предлагать п...

Информационная карта урока окружающего мира «Экологическая безопасность»

Контингент : учащиеся 3 класса (9 лет), количество учащихся в классе 33 человека. На уроке применяются следующие технологии:Игровая технология. Принцип технологии: активация учебной деятельности ...

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс...

технологическая карта к уроку окружающего мира "Экологическая безопасность" 3 класс

Урок построен по технологии "Развитие критического мышления" прием "Зигзаг"...

Презентация к уроку окружающего мира "Экологическая безопасность"

Презентация выполнена учителем (Осипова О.А.) и ученицей(Захарова А.) к уроку окружающего мира. В презентации предложены варианты деятельности людей, которые смогут помочь человечеству уменьшить риск ...

Урок окружающего мира "Экологическая безопасность", 3 класс

Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" подготовлен по УМК "Школа России". В уроке использованы технология системно-деятельностного подхода, технология раскпрепо...