Классный час "Семья"
классный час (2 класс) по теме

Зверева Л.Б.

классный час о семейных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_1.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... (Эмиль Золя) 

Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании учащихся. Ни для кого не секрет, что во многих семьях с момента перехода ребенка в стадию подросткового возраста начинает теряться авторитет взрослых людей: родителей, бабушек и дедушек. Семейные ценности, к которым зачастую взывают родители, обсуждая проблемы собственного ребенка, перестают быть для него значимыми и важными. Родители негодуют, возмущаются, злятся, но ребенок не проявляет при этом рвения к поездке к дедушке и бабушке, не стремится общаться с родителями, все чаще дверь в свою комнату он предпочитает закрывать. Это происходит в том случае, если родители мало знакомят своего ребенка с историей своей семьи, мало говорят об исторических ценностях своего рода, не показывают роль старшего поколения в жизни семьи. Такие внеклассные мероприятия, проводимые как можно раньше, должны способствовать формированию интереса и потребности знать свои корни, а также воспитывать уважение к людям старшего поколения, традициям семьи и рода. Давать вам какие – либо рекомендации по проведению таких классных часов я думаю только портить, потому что каждый из вас знает семьи своего класса, знает все воспитательные позиции, которые применяют родители к своим детям, что важно при подготовке таких мероприятий и подготовка к такому классному часу сугубо индивидуальна для каждого класса.  Но могу поделиться кое – какими материалами, собранными в ходе подготовки к 1 сентября.

Такой классный час может быть проведён в различных формах: беседа,диалог, инсценирование, обсуждение различных ситуаций, игровая программа для детей, игра – соревнование между родителями и детьми, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и многое другое.

Классный час «Семья, как много в этом слове»

Цели: воспитывать любовь и уважение к семье, как общенациональной ценности, основе духовности и единства народа; формирование духовных и нравственных качеств.

Задачи:

  1. формировать представления о жизненном идеале семьи;
  2. формировать уважение к членам семьи;
  3. формировать навыков семейной дипломатии;
  4. формировать умение анализировать ситуации;
  5. учить вырабатывать собственную тактику принятия решений.

                                        Ход мероприятия:

Во всех пословицах пропущены формы одного и того же слова, которое поможет определить тему нашего классного часа.

Добро по миру не рекой течет, а (семьей) живет.

В (семье) и каша гуще.

На что и клад, коли в (семье) лад.

В (семье) любовь да совет, так и нужды нет.

- Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

- А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (составление кластера на доске). Кластер - минимальная порция информации, набор слов в данном случае.

- В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

- Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:

 (Воспитание детей, уход и забота о всех членах семьи.) Это предложение написано наоборот.

Иьмес ханелч хесв о атобаз и доху йетед еинатипсов

- У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой? Представьте свою позицию. (Взаимная любовь, верность, искренность, терпимость, справедливость, умение прощать, совместное управление хозяйством, материальный достаток, уважение интересов другого, разрешение конфликтных ситуаций, наличие детей, доброта, нежность и т. д.).

- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом заставленный добром, - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной? (Дети предлагают свои варианты ответов.)

- Родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви и дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной. Получается, что семья – это наше первое и самое естественное общество. А находясь в обществе нельзя быть от него свободным, надо быть ему чем-то обязанным, должным.

 Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.

Работа в группах.

- Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи и ознакомить нас.

Словосочетания (заранее заготовлены): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, ходить в магазин, прибить что-нибудь, чинить одежду.

- Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.

- Нужно ли разрешать конфликты?

-Какой стратегии придерживаться в возникшей ситуации?

Инсценирование ситуаций.

Вызываются 5 учащихся (2 - дети, 3 - родители).

- Вы должны прочитать описание ситуации и изобразит ее.

Ситуация №1 Дочь (сын) очень плохо учатся. Маму вызвали в школу. После посещения состоялся её разговор с дочерью (сыном).

Ситуация №2 Дочь (сын) требует от родителей купить модную вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности.

Задача для детей: определить, какие чувства испытывают родители и дети в предлагаемой ситуации, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить какие меры можно будет предпринять для предупреждения конфликта.

(Каждая группа предлагает свой вариант ответа).

Можно разыграть сценки: (как альтернатива ситуациям)

I сценка «Мама и дочь Смирновы»

(Девочка собирается, примеряет наряды, небрежно бросая их на пол.)

Мама: Вероника положи вещи на место.

Вероника: Мам. Отстань. Не видишь, я тороплюсь?

Мама: Ты когда вернешься?

Вероника: А что?

Мама: Я сегодня устала на работе, хотела пораньше спать лечь, а ты свои ключ потеряла, как дверь откроешь?

Вероника: Так тебе и надо! Может побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно некогда мне.

Мама: До свиданье, дочка.

Учитель: Что мы можем сказать о Свете?

Какое отношение дочери по отношению к маме?

II сценка «Утро в семье Ивановых»

(Алёша сидит в кровати)

Мама: Алёша сынок просыпайся, в школу вставай.

Алёша: (подтягивается) Доброе утро мамочка.

Утром рано я встаю, делаю зарядку.

Чищу зубы, одеваюсь и портфель в порядке.

Мама: Алёша! Завтракать пора.

Алёша: Кушать вовремя сажусь, бутерброды с чаем,

Чашку, ложку сполоснуть за собой – стараюсь!

Мамочка я пошёл в школу!

Мама: Счастливого пути, сынок!

Учитель: А здесь, что вы можете сказать?

- У самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только встать на позиции родителей, понять их, прислушаться к их аргументам.

- Я расскажу вам одну легенду о семье. В давние времена жила большая и дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва о ней долетела до правителя страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ удивил правителя: на листе было написано 100 раз слово «понимание»!

- А теперь я предлагаю вам построить такой дом, где будет уютно, где поймут, посочувствуют, поддержат.

Работа в группах.

- У каждой группы есть «строительный материал» (рисунки-«кирпичики», крыша дома, окно).

1группа

- Задание: подготовить «фундамент» - записать главную обязанность семьи.

2 группа

- Задание: создать «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях (записать на кирпичиках что можно, что нельзя).

3 группа

- Задание: Подобрать картинки, цветом и иллюстрациями выражающие те чувства и эмоции, которые хотите видеть в своем доме, своей семье.

4 группа

- Задание: Подобрать картинки, цветом и иллюстрациями выражающие те чувства и эмоции, которые вы не пустили бы в свой дом.

- А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом.

- Посмотрите, какой замечательный дом у нас получился! Жизнь в семье – это большое творчество. И мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского "В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”.

- А закончу наш классный час я вот такой сказкой.

А сейчас я прочитаю вам одну известную, восточную притчу.

« Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумал такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить

на него.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал:

«Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее».

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:

-Какая у меня бабочка - живая или мертвая?

А мудрец ответил: Все в твоих руках…»

Действительно, все в наших руках. И дом, который мы сегодня построили, можем развалить, а можем сделать так, чтобы он всегда процветал, всегда согревал нас своим теплом, чтобы мы всегда дружно в нем жили и любили друг друга.

Но как бы жизнь нас не ломала,

В ней некое есть волшебство…

Хороших людей слишком мало.

И все-таки их большинство.

Стань добрым волшебником

Ну-ка, попробуй,

Тут хитрости вовсе не нужно особой,

Понять и исполнить желанье другого

              Одно удовольствие, честное слово.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...