выступление на семинаре по ФГОС
статья по теме

Зверева Л.Б.

Выступление по стандартам второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opytom.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТОМ

Выступление на семинаре

«Система работы по ФГОС нового поколения»

Учитель начальных классов I квалификационной категории

Зверева Людмила Борисовна.

На сегодняшний день Министерством образования и науки РФ утверждён Федеральный государственный стандарт второго поколения начального общего образования, и с сентября 2011 – 2012 учебного года все школы России будут обязаны работать по нему. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися начальной школы основной образовательной программы. Они отличны от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

Предлагаю  рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком постсоветского периода. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):

планирование;

организация;

реализация и контроль;

коррекция;

анализ.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Обучая детей планированию работы на уроке, ещё в первом классе определяем последовательность нашей работы. Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели, определять их место на уроке. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся учащиеся (использование знаков – символов НА ДОСКЕ)

«ПРОБЛЕМА»    

«РАБОТА В ГРУППАХ»

«ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ»

«ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ»

«ЗАКРЕПЛЕНИЕ»

При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе провела несколько классных часов по теме «Учимся работать дружно». Познакомила ребят с основными правилами работы в паре.

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы.

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках стало, прежде всего, то, что к концу учебного года практически все ребята научились давать объективную оценку своим письменным работам. А во втором классе после объяснения мною критериев к оцениванию письменных работ и выставлению отметок по пятибалльной шкале даже родителями было отмечено, что переход к отметочной системе у ребят прошёл без каких-либо стрессов.

При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагаю высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:

1. Громко – тихо.

2. С запинками – без запинок.

3. Выразительно – нет.

4. Понравилось – нет.

При этом учу, в первую очередь, отмечать положительное в ответе учащегося, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе. Что же касается этапа рефлексии, то в конце урока предлагаю учащимся ответить на вопросы (тип и тема урока определяют содержание вопросов):

После чего предлагаю ребятам отметить в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке:

Но по каждому УМК педагог использует индивидуальные средства обратной связи.

Весь демонстрационный материал находится в специально отведенных уголках классной комнаты, для систематического обращения  своего внимания детьми  каждый день и на всех уроках (для родителей тоже).

В конце года дети знали и умели пользоваться не обращаясь к табличкам.

Так же предлагала ученикам заполнить опросники:

Самооценка

ПРИМЕРЫ учебных заданий для

самооценки и начальных форм рефлексии

ПРИМЕР 1

(предлагается заполнить по результатам выполнения конкретного задания, например, проверочной работы)

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что _______

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _______________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Самым интересным было _______________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ___________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее _

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

ПРИМЕР 2

(к занятию ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВЕЖЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА)

2.1. АНКЕТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ВЕЖЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА»

(предлагается заполнить ДО и ПОСЛЕ выполнения )

Внимательно прочитайте вопросы. В начале и в конце работы над проектом выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый из вопросов. Отметьте свой выбор.

п/п

ВОПРОС

Начало работы над проектом

Окончание работы над проектом

ДА

НЕТ

НЕ ЗНАЮ

ДА

НЕТ

НЕ ЗНАЮ

1

Умеешь ли ты так поздороваться или о чем-то спросить, чтобы человеку было приятно тебе ответить?

2

Способен ли ты вызвать интерес и чувство доверия?

3

Если с тобой грубы, можешь ли ты достойно ответить, не прибегая к собственной грубости?

4

Способен ли ты спокойно осадить грубияна, сделать его поневоле вежливее?

5

Умеешь ли ты вовремя пошутить, разрядить накаленные страсти?

6

Умеешь ли ты прервать разговор, но так, чтобы собеседник не обиделся на тебя?

7

Умеешь ли ты отказать кому-нибудь в просьбе и не вызвать при этом враждебности?

8

Умеешь ли ты так попрощаться, чтобы тебя захотели увидеть еще раз?

2.1. Лист самооценивания

(предлагается заполнить после выполнения группового задания 1

«Анализ речевой ситуации»)

Ответьте на вопросы:

ВОПРОС

ОТВЕТ

Легко ли тебе было найти ошибки в речевой ситуации?

Смог/смогла ли ты объяснить, в чем заключалась ошибка в речевой ситуации?

Что было самым интересным и важным для тебя в этом задании?

Как ты думаешь, активно ли ты работал/работала в группе?

Оцени в баллах (от 0 до 25 баллов) свой вклад в общий результат работы группы.

2.2. Лист самооценивания

(предлагается заполнить после выполнения группового задания 2

«Книга вежливости»)

Ответьте на вопросы:

ВОПРОС

ОТВЕТ

Легко ли тебе было работать с «Книгой вежливости?

Легко ли тебе было отобрать только те советы, которые помогли бы героям ситуации не совершать ошибок?

Что было самым интересным и важным для тебя в этом задании?

Как ты думаешь, активно ли ты работал/работала в группе?

Оцени в баллах (от 0 до 25 баллов) свой вклад в общий результат работы группы.

2.3. ИТОГОВОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

(предлагается заполнить в конце занятия)

Оцените СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе.

Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком , насколько ты согласен с данным утверждением.

Утверждение

Абсолютно согласен

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы

Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы

Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение

Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними

Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу

Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы

Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

Сегодня на уроке на научился(лась)  лучше делать (что?) ______________

Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________________

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

Осталось непонятным (что?) _______________________________________

Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современный урок по ФГОС" выступление на семинаре

выступление на семинаре по теме "Современный урок  в начальной школе"...

Выступление на научно-практическом семинаре «Введение ФГОС: проблемы и пути реализации» (по УМК «Школа 2100») Формирование УУД средствами учебного предмета «Окружающий мир»

УМК «Окружающий мир» для 1-го класса нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Причем эта работа организована систе...

Выступление на семинаре конструирование урока ОНЗ в соотвествии с ФГОС

Так что же для  нас современный урок?Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализ...

Выступление на семинаре на тему "Организация работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС"

В данном выступлении освещена организация моей работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС с 2012 по 2016 год....

Арт-технологии в обучении детей с ОВЗ. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"

. Выступление на семинаре-практикуме в рамках курса повышения квалификации "Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС"...

Выступление на семинаре «Средства современного урока в условиях реализации ФГОС ОВЗ (нарушение зрения)»

   В настоящее время в России, как и во всех странах мира, увеличилось количество детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из централ...

Выступление на семинаре по теме : «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС»

Доклад по теме «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС...