Главные вкладки

    Взаимодействие с детьми в условиях повседневной жизни в приюте.
    статья по теме

    Малагина Марина Анатольевна

    В статье говорится о психолого-педагогических приёмах,которые помогут личностному развитию ребёнка в приюте.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_1.doc17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействия с детьми в условиях повседневной жизни в приюте.

    Особую значимость в условиях приюта имеет характер взаимодействия сотрудников с детьми, овладение ими специальных психолого-педагогических приёмов, необходимых в повседневном общении с ними и способствующими социальной адаптации и личностному развитию ребёнка.

    В практике воспитательной работы давно известна значимость единого подхода к ребёнку всех,кто с ним взаимодействует.Для условий приюта это особенно важно,т.к. облегчает адаптацию ребёнка в новых социальных условиях,исключает раздражители,исходящие от противоречивых форм взаимодействия с разными людьми,обеспечивает ребёнку возможность снять эмоциональное напряжение.

    Существуют проверенные практикой психолого- педагогические приёмы,которые помогают социально-педагогическому восстановлению детей в приюте и которыми психолог может помочь овладеть другим специалистам.

    Некоторые из этих приёмов.

    1) Уделять постоянное,регулярное,целенаправленное внимание каждому ребёнку.Общаясь с ним,стараться находиться на его уровне,чтобы ему не приходилось смотреть на нас снизу вверх.Мы не всегда понимаем,что разговаривая с ребёнком с "высоты своего положения",вынуждаем его постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство.Поэтому,разговаривая с маленьким ребёнком,нужно чаще приседать перед ним,чтобы общение проходило "глаза в глаза".

    2) Нужно запомнить,как зовут каждого ребёнка,и чаще использовать его имя в общении с ним.Это помогает воспитывать в нём чувство собственного достоинства,ведь имя выделяет его из общей среды.

    3) Показать,что мы признаём и уважаем личное физическое и эмоциональное пространство каждого ребёнка,его права и чувства.Мы часто позволяем себе,не считаясь с чувствами ребёнка,обнимать его,прижимать к себе,тискать,целовать, полагая, что доставляет ему удовольствие.Далеко не каждому это нравится.Неумелое выражение его недовольства зачастую приводит к конфликту со взрослыми.

    4) Стараться различать личность ребёнка и его поведение.Всегда помнить,что нет плохих детей,а есть неприемлемое поведение.Общаясь с ребёнком,надо оценивать не его личность,а его поступки.Избегать общих оценочных категорий "Ты такой хороший мальчик",фиксировать внимание ребёнка на конкретных результатах его действий и поступков: "Мне понравилось,как аккуратно ты сегодня сложил свои игрушки".Поскольку приютские дети, вообще, имеют заниженную самооценку,очень важно в общении с ними фиксировать их малейшие достижения,успехи,хорошие слова и поступки,чтобы они перестали относиться к себе,как к плохим,научились принимать себя и поверили в доброе отношение к ним взрослых.

    5) В общении с ребёнком избегать каких-либо сравнений его со сверстниками,т.к. приютские дети,испытывая неуверенность в себе,очень ревниво и болезненно реагируют,если при них похвалят других,воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему самому.

    6) Помогать детям сформировать самооценку,чтобы они не попадали в этом смысле в зависимость от взрослых или других детей.

    7) Не делать за детей то,что они могут сделать сами.Нужно создавать для них благоприятные условия,позволяющие им добиться успеха.

    8) Стараться предвидеть возможные сложности и помогать детям избежать их.В процессе деятельности подбадривать ребёнка и подкреплять его действия похвалой,чтобы он достиг цели.

    9) Стараться почаще ставить ребёнка в ситуацию выбора.Он должен иметь право самостоятельно делать выбор и принимать решение.

    10) Не давать обещаний,которых не можем выполнить.Каждый раз нужно держать слово.

    11) В общении с маленькими детьми использовать механизм "отражённого слушания",например:ребёнок говорит:"Я не люблю Сашу,он плохой",реакция со стороны взрослого:"Я вижу,ты сердишься на Сашу..."Но при этом избегайте давать оценку словам и действиям ребёнка.

    Очень важно,чтобы воспитатели,работающие с детьми,использовали приведённые приёмы.Опыт работы в приюте показал, что не смотря на простоту этих приёмов,их нелегко применять,каждодневно общаясь с детьми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Математика в повседневной жизни ребёнка.

    Очень часто мы сталкиваемся с тем, что у детей возникают проблемы с математикой. Родители всеми силами пытаются    помочь ребёнку в изучении предмета, но в ряде случаев возникает обратн...

    Презентация по теме "Повседневная жизнь: знакомство с Present Progressive".

    Презентация к открытому уроку для 2 класса УМК Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А....

    Рабочая программа «Нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности на примере углубленного изучения животных, окружающих нас в повседневной жизни»

    Данная программа способствует повышению уровня учебной и воспитательной подготовки  учащихся  в начальной школе,  обеспечивая  развитие  нравственных  качеств  лично...

    Родительский практикум по теме «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»

    В данной разработке описывается практикум с родителями, в ходе которого родители знакомятся УУД, учатся их выделять....

    Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО

    В докладе отражена  основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды  и  формы  работы всего педагогического коллектива с семьёй  р...