Родительский практикум по теме «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»
материал по теме

В данной разработке описывается практикум с родителями, в ходе которого родители знакомятся УУД, учатся их выделять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Родительский практикум по теме «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»

Цель:  познакомить родителей с УУД и их значением в повседневной жизни ребенка

Задачи:

  • научить  определять и находить  универсальные учебные действия;
  • продемонстрировать  способы формирования  универсальных учебных действий;
  • создать условия для активного взаимодействия родителей между собой;
  • организовать рефлексию родительского практикума с целью определения его  результативности;

План для учителя:

1. Постановка проблемы

2. Знакомство родителей с УУД

3. Учимся определять и находить УУД

4. Рефлексия

Ход родительского практикума:

  1. Постанова проблемы.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы?  Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:

  • самостоятельно ставить учебные цели,
  • проектировать пути их реализации,
  • контролировать и оценивать свои достижения,

иначе говоря — формирование умения учиться.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. А сможем  ли мы, как родители, оказать помощь своему ребёнку в формировании УУД? Как вы считаете? В чем заключается проблема? (в незнании, что такое УУД)

-Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы решить эту проблему, чтобы и сегодня остаться для своего ребенка верным другом, надёжным помощником и идти в ногу со временем тех изменений, которые происходят сегодня в школе. (познакомиться с УУД)

-Это и будет целью нашего практикума.

-Я предлагаю всем вместе попробовать сформулировать тему нашего практикума: «Знакомство с УУД».

-Чтобы добиться поставленной цели, как вы считаете, что для этого нужно сделать? (-дать понятие УУД,

-какие бывают УУД,

-значение УУД в повседневной жизни)

На доске слайд:

Вопросы для родителей:

-Что такое УУД? Виды УУД?

-Для чего они нужны?

-Смогу ли я, как родитель, оказать помощь своему ребёнку в формировании УУД?

2. Знакомство родителей с универсальными учебными  действиями

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1)личностные; 
2)регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. (слайды)

Чтение памятки «Виды УУД» (выданы на партах)

3. Учимся определять и находить УУД.

        Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной и внеучебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов  по формированию УУД.

Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах.  Тоже и с УУД.

- Наши дети учатся в школе и именно в школе получают основу формирования УУД. Но не только школа является источником для получения информации ребенку. Наши дети проводят много свободного времени и вне школы.  Где в повседневной жизни мы можем учиться?   (Ответы: на рыбалке, на даче, в лесу…..)

- Конечно, и  наши дети все больше информации получают из телевизионных передач, мультфильмов, читая сказки, от своих сверстников, при помощи мобильных телефонов   Чему они учатся, какой опыт  получают, мы и попробуем это сегодня узнать. В ходе занятия освоим такие технологии, используемые в рамках формирования УУД, как учебное сотрудничество, работу в группах.

        1 задание.

  Я предлагаю вспомнить сказку Владимира  Григорьевича  Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (чтение сказки по слайдам)

Определите, пожалуйста,  какие универсальные действия сформированы у героев?  

 Подумайте, чему  нужно научиться?

(таблица)

Проверка.  Какие универсальные действия сформированы у героев? (на слайд)

Умение  взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером  Применять  знания в новой ситуации            Распределять   роли

Что необходимо сформировать?

 Лягушонку, эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой. Данная ситуация легко проецируется на действия наших учеников. Например, когда дети идут в столовую, работают в группах, участвуют в каких-либо мероприятиях и др.

2 задание

Чему учит «лавочка»

Дети активно и много общаются друг с другом, посещая кружки, играя в различные игры,  организуя  свою жизнь, и  просто…  сидя на лавочке? (слайд)

Как вы думаете, а  что можно делать на лавочке? (ответы родителей)

- Замечательно!  Я прошу вас сейчас доказать, что и здесь, сидя на обыкновенной лавочке, у детей  формируются универсальные действия. (группам выданы карточки с УУД, каждой группе отобрать свои)

 1 группа: личностные

2 группа: регулятивные

3 группа: познавательные

4 группа: коммуникативные

Проверка  выполненного задания.

Какие же интересные уроки преподносит нам жизнь вне школы,  какие универсальные действия сформировала  «ЛАВОЧКА» ?

Ответы – на доске прикрепляю магниты.

Научила  взаимодействовать с разными людьми

Правильно – это коммуникативные универсальные учебные действия. (Магнит прикрепляю на доску).

Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные)

Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (коммуникативные)

Адекватно реагировать на замечания (личностные)

Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку (личностные)

Ответственность за поведение и действие других и себя (личностные)

Выбор необходимой информации (познавательные)

Установление причинно - следственных связей (познавательные)

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом (регулятивные)

Прогнозирование результатов деятельности (регулятивные)

Вы убедились, что универсальные действия формируются и на лавочке в том числе?

Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации.

Мы показали, что учиться можно везде и всегда, и что формирование универсальных  учебных действий  несложно, а очень интересно.

(Слайд с вопросами для родителей)

-На какие вопросы мы с вами уже ответили?

-На какой осталось ответить?

-Поднимите руку, уважаемые родители, кто после сегодняшней нашей встречи сможет положительно ответить на данный вопрос?

-Кто ещё сомневается?

Эта встреча (путешествие в мир УУД) не является последней. Впереди нас ждёт много таких нужных и полезных встреч, после которых, я надеюсь, вы все с уверенность сможете положительно ответить на данный вопрос.

3 задание.

Собери портфель.

3. Рефлексия «Все у меня в руках» А теперь давайте подведем итоги нашей работы.

Сейчас на листе бумаги обведите свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы:

Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительский практикум по теме «Знакомство с универсальными учебными действиями и их значение в повседневной жизни ребенка»

Слайд 2

Цель: познакомить родителей с УУД и их значением в повседневной жизни ребенка Задачи: научить определять и находить универсальные учебные действия; продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий; создать условия для активного взаимодействия родителей между собой; познакомить родителей с новым методом обучения; сформировать представление об учебной деятельности и двух ее основных этапах; мотивировать родителей к активному участию в жизни класса и школы; организовать рефлексию родительского практикума с целью определения его результативности .

Слайд 3

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика: самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться .

Слайд 4

Виды универсальных учебных действий

Слайд 9

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. КОРАБЛИК

Слайд 10

Пришли на речку. - Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

Слайд 11

- Мы не умеем плавать, - сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. - Ква-ха-ха ! Ква-ха-ха ! - засмеялся Лягушонок. - Куда же вы годитесь?! - И так стал хохотать - чуть было не захлебнулся.

Слайд 12

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

Слайд 13

Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок - ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок - веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали - и построили кораблик!

Слайд 14

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Слайд 15

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!

Слайд 16

Умение взаимодействовать Планировать деятельность Быть лидером Применять знания в новой ситуации Распределять роли

Слайд 17

Чему учит лавочка?

Слайд 18

Коммуникативные Научила взаимодействовать с разными людьми Умения с достаточной полнотой выражать свои мысли Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы

Слайд 19

Личностные Адекватно реагировать на замечания Умение делать нравственный выбор и давать нравственную оценку Ответственность за поведение и действие других и себя

Слайд 20

Познавательные Выбор необходимой информации Установление причинно - следственных связей

Слайд 21

Регулятивные Установление связи между целью деятельности и ее мотивом Прогнозирование результатов деятельности

Слайд 22

Как собрать портфель ?

Слайд 23

Как собрать портфель ? 1.Открыть дневник 2.Посмотреть расписание на следующий день. 3.Приготовить все необходимое к каждому предмету (учебник, тетради, пенал) 4.Проверить, соответствует ли приготовленное тому, что написано в дневнике. 5.Сложить тетради в папку. 6. Положить в портфель папку, учебники, пенал , дневник .

Слайд 24

- Больше всего мне понравилось… - В дальнейшем я буду использовать… - Здесь я сегодня узнал(а) нового… - Я и раньше знала то, что сегодня услышала о … - Неожиданным для меня сегодня было… "Все у меня в руках"

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».

В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...