Учимся быть бескорыстными
план-конспект урока по теме

показать детям важность бескорыстного отношения к окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_byt_beskorystnymi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Учимся быть бескорыстными».

Цель. Показать детям важность бескорыстного отношения к окружающим, что помогает легче и быстрее находить друзей, делает жизнь интересной и увлекательной.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, вы, конечно, уже встречались с таким понятием, как корысть. Вспомните литературную сказку, в которой автор употребляет слово корысть.

Дети. В сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» старуха говорит старику: «...В корыте много ли корысти?» – то есть выгоды.

У. Какого человека называют корыстным?

Д. Того, который что-то делает ради выгоды.

У. Подумайте, а кого можно считать бескорыстным?

Д. Человека, который что-то делает не ради выгоды, а просто так.

У. Сравним ваши ответы с толкованием этих слов в толковом словаре, которые записаны на слайде.

Слайд 1. «Толковый словарь»

– Какое это качество – бескорыстие?

Д. Положительное.

У. Какому человеку легче в общении – корыстному или бескорыстному?

Д. Бескорыстному, потому что ему ничего не жалко для других, он готов что-то отдать, ничего не требуя взамен.

У. У какого человека много друзей?

Д. У бескорыстного.

III. Сообщение темы и целей урока

У. Наверно, вы уже догадались, о чем будет наш урок.

Д. О бескорыстии.

У. Правильно. Тема нашего урока: «Надо быть бескорыстным». Вы должны понять важность бескорыстного отношения к окружающим людям и животным, чтобы стараться воспитывать в себе это качество. Вспомните героев литературных произведений, знакомых вам людей, совершавших благородные, бескорыстные поступки.

Дети вспоминают и называют героев, например, произведения А. Гайдара «Тимур и его команда», сказки К. Чуковского «Доктор Айболит», солдата из сказки «Марья-искусница», русских богатырей и др., приводят примеры из своей жизни.

IV. Изучение нового материала

У. Сейчас мы посмотрим фрагменты мультфильмов о дяде Степе.

Просмотр фрагментов мультфильмов «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер».

– Какие поступки совершил дядя Степа?

Д. Дядя Степа совершал благородные, бескорыстные поступки и взамен не хотел ничего – ни наград, ни благодарности. Он спас тонущего мальчика просто так, потому что хотел ему помочь, освободил голубей из горящего дома, предотвратил крушение паровоза у полустанка, где был дождями размыт путь, спас старушку, которая полоскала белье в проруби.

У. Но не только С.В. Михалков в своих произведениях рассказал читателям о бескорыстных поступках героев. Ребята, давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Назовите главную героиню сказки. Что с ней происходило?

Дети отвечают.

– Какие же желания исполнил цветок волшебницы?

Д. Чтобы Женя была дома с баранками.

– Чтобы мамина любимая вазочка сделалась целой.

– Чтобы Женя оказалась на Северном полюсе.

– Чтоб Женя очутилась опять на своем дворе.

– Чтобы все игрушки, какие есть на свете, были ее.

– Чтобы игрушки убирались обратно в магазины.

У. Но вот у Жени остался последний лепесток. И она хотела его потратить с пользой для себя. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот... Девочка без всякого страха подошла к нему...

Чтение отрывка из книги В. Катаева «Цветик-семицветик».

– Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

– Витя. А тебя как?

– Женя, давай играть в салки!

– Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

– Ты мне тоже нравишься – и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь – это на всю жизнь.

– Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

– Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы Витя был здоров!

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо...

У. Какой поступок совершила Женя, загадав последнее желание?

Д. Благородный, бескорыстный.

У. Почему вы считаете этот поступок бескорыстным?

Д. Женя помогла Вите просто так, потому что ей стало жалко мальчика, который не надеялся на свое выздоровление. Она и не думала о себе, о своей выгоде.

У. Как бы поступили вы на месте девочки?

Д. Так же.

Чтение по ролям сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» на с. 99–103:

Шел Ежик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоем дорога вдвое короче.

До дома далеко – идут, разговаривают.

А поперек дороги палка лежала.

За разговором Заяц ее не заметил – споткнулся, чуть было не упал.

– Ах, ты!.. – рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ежик поднял палку, закинул ее себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

– Зачем тебе палка? Что в ней толку?

– Эта палка не простая, – объяснил Ежик. – Это палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул.

Пошли они дальше и дошли до ручья.

Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

– Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ежик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем, как ни в чем не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:

– Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

– Я прыгать совсем не умею, – сказал Ежик, – это палочка-выручалочка – через все скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ежик позади идет, перед собой палкой дорогу проверяет.

– Эй, Колючая Голова, что ты там плетешься еле-еле? Наверно, твоя палка...

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнется и утонет.

Перебрался Ежик на кочку поближе к Зайцу и кричит:

– Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ежик изо всех сил дернул и вытянул своего друга из болота.

Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

– Спасибо тебе, Ежик, спас ты меня.

– Что ты! Это палочка-выручалочка – из беды вытягалочка.

Пошли дальше и у самой опушки большого темного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

– Помогите, помогите! – чирикали они.

Гнездо высоко – никак не достанешь. Ни Еж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.

Думал Ежик, думал и придумал.

– Становись лицом к дереву! – скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ежик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда.

Птенчик еще раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

– Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу:

– Молодец, Ежик! Хорошо придумал!

– Что ты! Это все палочка-выручалочка – наверх поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, темнее. Страшно Зайцу. А Ежик виду не подает: идет впереди, палкой ветки раздвигает.

И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

– Стой!

Остановились Заяц с Ежом.

Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

– Тебя, Еж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза – сейчас его Волк съест.

Только Ежик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул – и бежать...

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

– Спасибо тебе, Ежик, ты меня теперь и от Волка спас!

– Это палочка-выручалочка – по врагу ударялочка, – ответил Ежик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжелая, в гору идет. Ежик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости.

До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

– Ничего, – сказал Ежик, – держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ежик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

– Смотри-ка, – говорит он Ежу, – твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привел Ежик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами.

Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

– Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ежик и говорит:

– Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе еще пригодится.

Заяц даже опешил:

– А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

– Ничего, – ответил Ежик, – палку всегда найти можно, а вот выручалочку, – он постучал себе по лбу, – а выручалочка-то – вот она где!

Тут все понял Заяц:

– Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!

Вопросы учебника

1. Как вы думаете, почему Ежик, когда помогал Зайцу, говорил ему, что это все сделала палочка-выручалочка?

2. Что помогло понять Зайцу, что все дело не в палочке-выручалочке?

3. Что нужно в себе развивать, чтобы стать хорошим человеком?

Выслушиваются ответы детей.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

У. Сейчас мы послушаем историю, которую написал М. Исаковский. Постарайтесь оценить поступок старого человека.

Чтение наизусть заранее подготовленным учеником стихотворения М. Исаковского «Вишня»:

В ясный полдень на исходе лета

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь, и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят – экая досада –

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят – не вспоминай, не надо –

Все равно я вишню посажу!»

У. Для кого старик посадил вишню?

Д. Для путников.

У. Для чего?

Д. Чтобы они отдохнули в прохладе, поели ягод.

У. Думал ли о себе старик? Оцените его поступок.

Д. Старик не думал о себе – он думал о том, чтобы другим было хорошо, ему было бы приятно, если о нем вспомнят, а если не вспомнят, то он все равно посадит вишню. Это поступок бескорыстного человека.

У. Для выполнения следующего задания вам понадобится вспомнить рассказ Л. Толстого, который предлагается вашему вниманию.

Дети самостоятельно работают с пособием «Азбука нравственности в картинках» на с. 17:

Старик и яблони

Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочко». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

Д. Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». Ему хотелось сделать доброе дело для других людей.

– Дети могут убирать пришкольный участок, смастерить кормушки для птиц и подкармливать их зимой, позаботиться о бездомных животных (накормить, оказать помощь, отвести к ветеринару), собирать макулатуру, лекарственные растения, помогать престарелым людям и малышам и т.д.

Дети слушают аудиозапись стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

У. Почему все разыскивали парня?

Д. Потому что он совершил подвиг.

У. Что вы можете сказать об этом человеке?

Д. Он отважный, бескорыстный и скромный, герой. Он спас девочку, рискуя собственной жизнью, потому что она могла погибнуть. – Парень не думал о наградах, славе и благодарности.

VII. Итог урока

У. Ребята, как вы думаете, среди каких людей жить лучше – (корыстных или бескорыстных)? А что надо сделать, чтобы среди нас было больше бескорыстных людей?

Д. Стараться быть бескорыстными.

У. У вас на партах лежат лепестки цветика-семицветика. Подумайте и запишите желание, которое вы бы загадали для всех, если бы у вас был волшебный цветок. Из самых добрых пожеланий мы составим наш цветик-семицветик.

Дети записывают свои желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Учись быть здоровым и успешным.

Материал для классного часа о вреде курения: повторение правил поведения с целью сохранения здоровья,  разговор о пагубной привычке человека - курении, научное обоснование вреда табака....

КЛАССНЫЙ ЧАС на тему:"Учимся быть культурными"

«Учимся быть культурными»   «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». Гете Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, ...

Классный час " Учимся быть организованными"

Классный час состоит из трех блоков: 1 блок "Понятийный", 2 блок "Игровой", 3 блок "Рефлективный"...

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

презентация к классному часу "Учимся быть добрыми"

презентация для учащихся начальной школы. Содержит материалл о добре и доброте....

Урок по окружающему миру в 1 классе "Учися быть самостоятельными"

Цель: учить детей правилам безопасного поведения дома в отсутствие взрослых....

Учимся быть добрыми

Классный час - размышление на тему "Доброта" направлен на развитие и формирование нравственного воспитания младших школьников. Материал разработки учит детей быть внимательными и заботливыми к тем, кт...


 

Комментарии

используется на классных часах и во внеурочной деятельности