Урок по окружающему миру в 1 классе "Учися быть самостоятельными"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Цель: учить детей правилам безопасного поведения дома в отсутствие взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr.mira_1_klass.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1                              Образовательная система «Школа 2100»                              Предмет: окружающий мир              

Составители: Исянова Раузиля Фаниловна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»,

Евсюкова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма».        

Тема: Учимся быть самостоятельными

Цель: учить детей правилам безопасного поведения в квартире в отсутствие родителей.

Планируемые результаты

Личностные: 

- оценивать  жизненные ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснить, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; 

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий  при изучении темы;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации.

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы, сравнивать и группировать предметы;

- преобразовывать информацию: составлять и пересказывать текст.

Коммуникативные УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; 

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные:

2-я линия развития - формируем умение определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения в быту.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку, видеофильм «Пожар дома», учебники, листы (формат А4), цветные  карандаши и фломастеры, раздаточный материал: «Овощи и фрукты», тесты, сигнальные круги, памятки.

Этап урока

Задачи этапа

Форма организации деятельности обучающихся

Деятельность

Результат

учитель

обучающиеся

I.Оргмомент

Обеспечить мотивацию обучающихся на совместную   деятельность.

Формирование групп обучающихся по 4 человека.

- Добрый день, ребята!

 Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Всё на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый день — всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Прослушивают

стихотворение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других.

II.Актуализа-

ция знаний и постановка проблемы

Актуализи-

ровать имеющиеся знания, необходимые для изучения темы.

Подводящий диалог.

-Приходилось ли вам, ребята, оставаться дома одним?

Ответы детей.

Личностные:

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

-оценивать  жизненные ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- определять  и формулировать  цели деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий  при изучении темы;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Познавательные УУД:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации.

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; 

- совместно договариваться о правилах общения и поведения;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные:

2-я линия развития – формируем умение определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения в быту. 

- Да, дома одному человеку скучно и немного страшно.

-А чем можно заняться, если ты дома один?

Предположения: поиграть, почитать, навести порядок в квартире.

Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала.

- Все  знаете, как правильно себя вести, если ты дома находишься один?

- Что значит «правильно себя вести дома в отсутствие родителей»?

Ответы детей.

Сформулиро

вать  тему урока.

-Чему же мы будем с вами учиться сегодня на уроке?

Прослушиваются ответы разных групп детей.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Дети предлагают свои варианты.

Презентация слайд №1

- Откройте учебник на стр.70-71 и узнаем, как правильно называется тема нашего урока.

Находят по учебнику и называют тему урока: «Учимся быть самостоятельными».

Презентация слайды №2-6

- Как можно  научиться  правильно себя вести дома в отсутствие взрослых?

(Учитель координирует предложенный план действий)

 После изучения иллюстраций учебника и презентации дети предлагают свой план действий.

Образовательная ситуация №1.

Презентация слайд №7

- Давайте, ребята, посмотрим и обсудим действия  Лены и   Миши, когда они остались дома одни. Впрочем,  всё увидите сейчас сами.

- Однажды Лена осталась дома одна и решила приготовить обед: сварить суп и компот.

Давайте поможем ей  справиться с этим нелёгким делом.

Знакомятся со слайдом презентации.

Дидактическая игра «Овощи-фрукты» с использованием

побуждающего диалога

(прием «Ловушка»).

Работа в группах.

Презентация слайд №8

Самопроверка и самоконтроль.

Презентация

слайд №8

- Из этих овощей и фруктов Лена будет готовить обед.

- Как будете помогать Лене? Предложите свои варианты.

- Разложите в разные кастрюли.

(Учитель мотивирует детей на вопрос.)

- Убираем опасные предметы в сторону.

- Проверяем, как распределили слова по группам.

На столе у каждой группы карточки с названиями овощей, фруктов, опасных средств, изображением двух кастрюль.

Предположения, высказывания, выводы детей:

- Разложить овощи и фрукты в разные кастрюли.

Сомневаются в классификации опасных средств, пытаются задать вопрос учителю.

- Что делать с данными предметами?

1 группа: уксус,  

2 группа: сода,

3 группа: средство для посуды,

4 группа: чистящее средство «Комет»

Самостоятельно делают вывод.

- Они могут быть опасны! Нельзя их брать без разрешения взрослых.

На интерактивной доске дети распределяют слова по группам.

Контрольно-оценочная деятельность

Развивать  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Работа с сигнальными кругами.

- Оцените себя и поднимите сигнальные круги:

  1. кто справился без проблем - зелёный.
  2. кто сомневался - жёлтый,
  3. кому сложно было выполнить задание – красный.

- Самооценка своей деятельности сигнальными кругами.

- Комментирование детьми своих оценок.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Постановка проблемы

Создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового материала.

Образовательная ситуация №2.

Презентация слайд  № 9

Учитель говорит:

- Лена помыла овощи и фрукты, а кран забыла закрыть.

- Поставила на плиту вариться суп и компот, включила газ …

И  пошла гладить бельё. Включила утюг и телевизор.  Вдруг увидела интересную передачу.

Дети знакомятся со слайдом.

Личностные:

-оценивать  жизненные ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; 

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий  при изучении темы;

-учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

 -сравнивать и группировать предметы.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; 

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные:

2-я линия развития - формируем умение определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения в быту.

Презентация

слайды №10-15

- Посмотрите и вы её.

Дети смотрят фрагмент передачи по слайдам.

Работа с ситуативными рисунками

«Правила при пожаре».

- Оцените поступок зайца.

Высказывания детей.

-Тут Лена тоже вспомнила, что оставила включенный утюг.

-А что ещё девочка сделала неверно?

Высказывания детей:

- Не выключила воду.

- Оставила без присмотра включенную газовую плиту.

Презентация слайды №16,17.

- Хорошо в это время вернулся Миша.

(Чтение текстов слайда учителем)

Дети знакомятся со слайдами.

Презентация  слайд №18.

- А что могло бы произойти, если бы не вернулся Миша?

- Просто ты забыла правила разумного поведения.

Предположения детей.

Показ видеофильма «Пожар дома».

- Посмотрите фрагмент видеофильма, какие последствия могут быть, если не соблюдать правила безопасного поведения дома.

Просмотр фрагмента видеофильма.

Работа по группам.

- Обсудите по группам и назовите правила безопасного поведения дома.

Самостоятельное составление правил безопасного поведения.

III.Совместное открытие знаний и умений

Сформулировать правила разумного поведения в жизненных ситуациях, учиться правильно их применять.

Работа с учебником.

Презентация, слайд №19

Учитель направляет действия детей на поиск вывода по учебнику.

- Найдите по учебнику вывод по теме нашего урока.

 Поиск детьми информации  по учебнику о правилах разумного поведения дома.

Вывод делают дети.

Читают на слайде.

Познавательные УУД:

-делать предварительный отбор источников информации по учебнику;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Проблемный диалог

Образовательная ситуация №3.

Учитель говорит:

- Пока Лена и Миша приводили в порядок квартиру, раздался телефонный звонок. Звонил незнакомый человек.

Личностные:

-оценивать  жизненные ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснить, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; 

-  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Познавательные УУД:

-делать предварительный отбор источников информации;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- делать выводы в результате совместной работы;

- преобразовывать информацию: составлять и пересказывать текст.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; 

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения;

- учимся выполнять различные роли в группе.

Предметные:

2-я линия развития- формируем умение определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения в быту.

Презентация слайды № 20-23)

- Как должны поступить дети?

- Каждая группа получает текст телефонного звонка известных вам героев.

Группы получают задания с текстами телефонных звонков.

1.Милая девочка, я забыла, какой  номер  набрала… (Кикимора)

2.Позови, пожалуйста, папу, моего лучшего друга. (Домовой )

3.Девочка, где ты живешь? (Кощей Бессмертный)

4.Твои родители дома? (Баба –Яга)

Групповая работа

Подготовка и разыгрывание сценок.

Презентация слайд №24

- Представьте, что на месте ребят оказались вы.

- Подумайте и разыграйте сценку, как бы вы поступили в данной ситуации?

- Сделайте вывод, как себя вести при разговоре с незнакомым человеком по телефону.

Каждая группа получает задание: подумать, как ответить на телефонный звонок, разыграть ситуацию, объяснить свой выбор.

Выступление пар детей

 с минисценками, обсуждение их ответов.

Самостоятельный вывод.

.

Контрольно-оценочная деятельность

Развивать  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Работа с сигнальными кругами.

- Оцените себя и поднимите сигнальные круги:

  1. кто справился без проблем - зелёный.
  2. кто сомневался - жёлтый,
  3. кому сложно было выполнить задание – красный.

- Самооценка своей деятельности сигнальными кругами.

- Комментирование детьми своих оценок.

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

Физминутка

IV. Первичное закрепление знаний

Контроль усвоения материала.  Представить информацию в виде рисунка, схемы.

Практическая работа в группах. Проектирование запрещающих знаков правил безопасного поведения.

Учитель говорит:

-  Изобразите на листе бумаги знак безопасного поведения дома в отсутствие  взрослых.

-Выберите представителя из своей группы, который должен будет рассказать о ваших рисунках.

- Выберите лучший знак и объясните, почему вы сделали такой выбор.

-Каждая группа детей придумывает и рисует запрещающий знак правила безопасного поведения.

-Защита проекта знака.

-Выбирается лучший знак.

Личностные:

-оценивать  жизненные ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы;

- преобразовывать информацию: составлять и пересказывать текст.

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; 

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные:

2-я линия развития- формируем умение определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения в быту.

Контрольно-оценочная деятельность

Развивать  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Работа с сигнальными кругами.

- Оцените себя и поднимите сигнальные круги:

  1. кто справился без проблем - зелёный.
  2. кто сомневался - жёлтый,
  3. кому сложно было выполнить задание – красный.

- Самооценка своей деятельности сигнальными кругами.

- Комментирование детьми своих оценок.

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.

V. Практикум по самостоятельному применению использованию полученных знаний

Проконтролировать качество усвоения полученных знаний по правилам разумного поведения детьми в отсутствие взрослых дома.

Тест по презентации о противопожарной безопасности. Презентация слайды №25-33.

Работа в группах.

(Учитель организует проведение теста).

Работа по тестам в группах.

Личностные:

-оценивать  жизненные ситуации   с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные :

Регулятивные УУД:

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке. 

Познавательные УУД:

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 

Предметные:

2-я линия развития- формируем умение определять своё отношение к миру:

-оценивать правильность поведения в быту.

Проверка теста.

 Презентация

Слайд  №34

(Учитель контролирует проверку теста на интерактивной доске).

-Дети выходят и подчеркивают свой ответ на интерактивной доске.

Самоконтроль ответов.

Самооценка своих ответов по тесту.

VI. Подведение итогов.

Рефлексия.

Вспомнить важнейшие понятия по теме, самостоятельно объяснить  значимость правильных действий в различных  жизненных ситуациях.

Развивать  умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

Презентация

слайды 35- 36

Презентация

слайд №37

Самооценка своей деятельности.

Презентация

слайды №38,39

– Что узнали нового на уроке?

–  Как вы считаете, научились ли вы применять правила разумного поведения дома в отсутствии взрослых?

– Как бы вы поделились со своим опытом со своими товарищами?

(Учитель раздает памятки.)

– А как бы вы оценили свою работу? Почему?

– Покажите с помощью сигнального круга свою оценку.

(Учитель корректирует ответы  детей по самооценке).

(Учитель читает слайд №38.)

-Спасибо за работу.

Высказывания и ответы детей.

 

Чтение стихотворения на слайде.

На память все получают памятки с номерами телефонов экстренной помощи.

Самооценивание своей деятельности.

-Я сегодня узнал(а)…

-Я научился (лась) …

-Я понял (а) …

-Моя оценка...

Дети поднимают соответствующий круг, зеленый, жёлтый. красный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру "Если хочешь быть здоров!"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру (2 класс) по теме "Если хочешь быть здоров!". Презентация станет отличным дополнением к уроку, к тому материалу, который есть в учебни...

Урок по окружающему миру "Если хочешь быть здоров"

Целью урока является формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; познакомить учащихся с методами по профилактике простудных заболеваний и мерами их п...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс...

Урок окружающего мира . Тема " Учимся быть самостоятельными". 1 класс. УМК " Школа 2100"

Урок окружающего мира по теме " Учимся быть самостоятельными". 1 класс УМК " Школа 2100"...

Открытый урок по окружающему миру - Если хочешь быть здоров

Открытый урок по окружающему миру - Если хочешь быть здоров, 2 класс...

План-конспект урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров"(2 класс)

Данный урок разработан по УМК "Школа России", главной целью которого является: сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, познакомить с правилам...

Конспект урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров!"

Формирование представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....