Классные часы
классный час на тему

Шевченко Алена Константиновна

Собрание классных часов на различные темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волшебные слова

Цель: формировать потребность употреблять в речи вежливые слова.

Ход классного часа

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворения или рассказа.

1. Вступительная часть.

Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

– Почему слово «пожалуйста» названо волшебным?

– Какие волшебные слова вы знаете?

Слово учителя. Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, веселым, добрым.

Чтение стихотворения.

Солнышко ясное встало.

– Доброе утро! – сказало.

– Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим…

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

– Доброе утро!

В. Коркин

2. Знакомство с волшебными словами.

Учитель. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» – и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? Почему?

Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем вам знакомое слово «здравствуйте».

– Зачем мы его произносим?

Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Все вежливые слова хороши, когда человек искренне, от души желает человеку добра, здоровья.

Чтение стихотворения.

Невежливая вежливость

Обещал отцу Петрусь:

– Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье!

Видим – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорет:

– С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

– Убирайся, постреленок.

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку:

– Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой! –

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды – прыг!

Чуть не сел ему на плечи:

– Извините, добрый вечер!

– Ты, – вожатый закричал, –

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

И. Кульская

– Что бы вы посоветовали Петрусю?

– Добрыми, волшебными словами будут слова благодарности:

спасибо, благодарю

Посмотрите, из каких частичек состоит слово «благодарю»: дарю благо, дарю добро. Эти слова мы произносим в ответ на «спасибо» и «пожалуйста».

– А могут ли эти слова потерять свою силу? Когда это случается?

Слова-извинения – тоже слова вежливости:

извините, простите

Часто к ним добавляют слово «пожалуйста». Но чтобы они оставались волшебными, запомните п р а в и л о: слова не должны расходиться с делом.

Чтение стихотворения.

Простите

Папа разбил

Драгоценную вазу,

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко, и тихо

«Простите» сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже:

– Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

«Простите» –

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!..

Н. Юсупов

3. Работа с русскими пословицами.

На доске пословицы:

• Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

• Худое слово и сладким медом не запьешь.

– Что значит «доброе слово», «худое слово»?

– Объясните смысл каждой пословицы.

Добрые слова

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» – я кричу.

«Добрый день!» – кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю.

О. Дриз


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Правила поведения на уроке и на перемене

цель: способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.

Ход классного часа

1. Чтение стихотворения по теме.

Читает учитель.

Идут гурьбою

Школьники

С портфелями в руках,

Нетронуты тетрадки,

Чисто в дневниках.

Они к звонку торопятся

И весело галдят…

Я. Аким

2. Рассказ учителя. Чтение стихотворений учащимися.

Учитель. Итак, прозвенел звонок на первый урок, но какие перед этим вы должны совершить действия?

 Прийти в школу заранее. Если опоздал по уважительной причине, то надо спросить у учителя разрешение войти в класс.

 Поздороваться с учителем, называя его по имени и отчеству, а затем – с ребятами.

– Проведем практическое занятие. Я вошла в класс.

– Здравствуйте, ребята!

 Ученики молча приветствуют взрослого, встав из-за парты. Вставать надо дружно, но при этом соблюдать тишину. Сесть можно после разрешения учителя. Если хочешь сказать что-то, подними руку.

В школе изучают не только таблицу умножения, объясняют, почему день сменяет ночь. Для того чтобы это знать и запомнить, надо освоить самый важный предмет – он называется «поведение».

Ученик читает стихотворение.

Урок поведения

Не дождутся утра промокашки,

Снится новым учебникам класс,

Дорогие друзья, первоклашки!

В добрый час!

Мы потом хоть что угодно

Сочиним и перемножим,

Будем старше и будем умней,

Но чтоб стать человеком хорошим,

Поведенье всего важней.

Не нужны нам подлизы и плаксы,

Не нужны драчуны и лгуны.

Как на форме чернильные кляксы –

Не нужны, не нужны, не нужны.

Пусть ты ловко решаешь задачи,

И в грамматике тоже хорош.

Ничего это в школе не значит,

Если ты себя плохо ведешь!

М. Танич

Учитель. Итак, звонок на урок. Начнем разговор с вызова к доске. (Вызвать ученика к доске. Затем обратить внимание детей, как ребенок поднимался из-за стола, идёт к доске. Проанализировать.)

Вы думаете, что школу придумали взрослые, чтобы мучить маленьких детей. Чтобы не учиться, некоторые придумывают разные отговорки. Например: забыл учебник, не было света, забыл закрыть кран, залил соседей. Выучи хоть все отговорки, но знаний от этого не прибавится. Поэтому давайте подумаем, какие правила нужно выполнять, чтобы хорошо учиться.

Дети предлагают. Записывают на плакате.

П р и м е р:

 Ежедневно учить уроки.

 Отвечать материал уверенно.

 Не зубрить, а вникать.

Учитель. Когда вы отвечаете у доски, тоже соблюдайте п р а в и л а.

 Смотреть в потолок незачем, там ничего не написано.

 Не стоит строить гримасы и пожимать плечами.

 Попытайтесь вынуть руки из карманов. Такое поведение положительно не повлияет на отметку.

Дети поочерёдно читают стихи о  п р а в и л а х поведения в школе.

 Ты думал: школа не вокзал

Не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал,

Она не станет ждать,

Хоть без колес устроен класс,

Он далеко уйдет за час.

 Много пыли на дороге,

Много грязи на пути,

Вытирайте чище ноги

Перед тем, как в класс войти.

 Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок,

Далеко не прячь ключи,

Там, где надо, не молчи.

 Учитель спросит – надо встать,

 Когда он сесть позволит – сядь,

 Ответить хочешь – не шуми,

 А только руку подними.

Ученик читает наизусть.

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: «Ребята, тише!»

«Тише», – крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

«Тише, тише!» – закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

«Тише, тише, тишина!» –

Крикнул Игорь у окна.

«Тише, тише! Не шумите!» –

Заорали Витя, Митя.

«Замолчите!» – на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился Угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

«Не учи молчать другого,

А молчи

Побольше

Сам!»

С. Я. Маршак

– Почему дети в классе расшумелись?

– Что ученики предпринимали, чтобы прекратить шум?

– Почему их попытки оказались бесполезными?

– Согласны ли вы с советом Угомона?

Звучит звонок на перемену.

Ученик читает стихотворение.

«Перемена, перемена!» –

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Ой, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи, –

Словом,

Сделал все, что мог!

Ну а тут – опять звонок…

Вова в класс поплелся снова.

Бедный! Нет лица на нем!

«Ничего, – вздыхает Вова, –

На уроке отдохнем!»

Б. Заходер

– Никто себя, случайно, не узнает в этом герое?

– Правильно ли Вова выходит на перемену? Как это нужно делать?

– Для чего нужна перемена в школе?

– Составьте примерные правила поведения в школе на перемене.

3. Анализ фотовыставки «Наш класс на перемене».

Дети рассматривают фотографии, делятся впечатлениями, обсуждают, правильно ли вели себя на уроке и на перемене.

Клятва Двоечника

Побольше лениться,

Поменьше учиться,

Почаще терять свой дневник!

Рвать книжки, тетрадки,

Забыть о порядке,

Тогда скажут вам:

Вы плохой ученик!

Девчонок лупите,

Побольше дерзите,

На парте пишите плохие слова,

Тащите, визжите, ничто не учите,

Тогда про вас будет плохая молва!



Предварительный просмотр:

Правила приличия в Житейских Ситуациях

Цель: путем обыгрывания житейских ситуаций формировать у детей нормы (нравственного) этикета.

Форма проведения: практикум.

Ход классного часа

1. Обыгрывание житейских ситуаций.

Учитель. Сегодня попробуем себя в роли и актера, и зрителя. Подумайте, пригодятся ли в жизни знания по правилам этикета.

Дети заранее готовят сценки.

Ситуация 1.

Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружественными рукопожатиями в перчатках.

(Ошибка: приветствуют, обнажая руки.)

Ситуация 2.

Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк.

(Ошибка: приветствуя даму, юноша вынимает руки из карманов.)

Ситуация 3.

Денис и Саша идут, оживленно обсуждая кинофильм. Их обгоняет Света. Кто первый должен поздороваться?

(Тот, кто обгоняет.)

Ситуация 4.

Денис и Саша сидят за партой в классе. Входит Света. Кто должен здороваться первым? (Кто вошел в класс.)

Ситуация 5.

В троллейбус заходят подружки. Отыскали взглядом инвалида (калеку). Одна с интересом рассматривает, сочувственно оглядывает этого человека.

(В общественных местах не принято пристально смотреть на человека, оглядывать его с головы до ног.)

Ситуация 6.

Мама с дочкой заглянули в гости к подруге мамы. Пока взрослые о чем-то беседуют, девочка начала интересоваться сначала содержимым туалетного столика, пробуя все, затем перешла к ящичкам тумбы.

(В гостях не рекомендуется открывать ящики шкафов, интересоваться их содержимым и т. д.)

Ситуация 7.

В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить?

(Кто окажется вежливее.)

2. Блицтурнир.

В о п р о с ы:

1) Кто уступает место в транспорте старшим, родителям с маленьким ребенком, беременным женщинам – мужчина или женщина? (Оба.)

2) Можно ли, идя в гости, брать с собой чужих людей? (Нельзя, это допускается лишь в том случае, если вам разрешили хозяева или вы знаете, что они этому гостю будут рады.)

3) Ходят ли в гости с собакой или кошкой? (Нет.)

4) Можно ли уходить домой сразу же после обеда или ужина в гостях? (Нет, это неприлично.)

5) Вы увидели на улице своего друга, он стоит с незнакомой вам девочкой. С кем в первую очередь вы должны поздороваться? (С другом.)

6) Кто первым выходит из трамвая: мужчина или женщина? (Мужчина.)



Предварительный просмотр:

Режим дня – основа жизни человека
(Беседа-игра)

Цели: убедить учащихся в необходимости соблюдения режима дня; учить составлять режим дня; прививать умение правильно распределять время на работу и отдых; учить ценить время.

Ход классного часа

I. Постановка проблемного вопроса.

Учитель. Зачем быть воспитанным?

Не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи и даже вовсе незнакомые прохожие всегда относились к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.

Но весь секрет в том, что только к опрятно одетому, вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

II. Беседа “Режим дня – основа жизни человека”.

1. В в е д е н и е   в   т е м у.

Учитель. Жил-был мальчик Алеша Иванов. Были у Алеши мама, папа, две бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому Алеша ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался… Зевал, широко разинув рот. И тетя Липа тотчас же вливала ему в рот какао.

А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, чтобы купить Алеше какой-нибудь подарок.

У этого мальчишки было ужасно много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за сына домашнее задание.

В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому – от скуки – он дергал за косы девочек, бил малышей, кидал камнями в птиц, толкал прохожих.

– Что вы можете сказать об этом мальчике?

– Нравится или не нравится вам Алеша Иванов? Если не нравится, то почему?

– Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?

– Почему Алеше скучно и дома и в школе?

– Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? (Ответы учащихся.)

Учитель. Но вот хорошо воспитанному человеку и скучать-то некогда. Ведь он живет по строгому распорядку и делает все самостоятельно.

– А как же называется такой строгий распорядок, которому мы следуем в течение дня? (Ответы учащихся.)

Учитель. Правильно, это режим дня.

2. О с н о в н ы е   п р а в и л а  составления режима дня.

Учитель. Правильный режим дня – это правильная организация и наиболее целесообразное распределение по времени сна, питания, труда, отдыха, личной гигиены и т. д.

Вы спросите: не лучше ли жить, как хочешь, без режима? Захотел читать – читай 24 часа подряд, захотел гулять – гуляй сколько хочешь. Но к чему такой распорядок дня приводит, вы уже слышали.

У большинства людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. Приблизительно в одни и те же часы работают, отдыхают, принимают пищу. Режим дня – это основа нормальной жизнедеятельности человека, так говорят ученые.

При этом учитывается еще одно очень важное обстоятельство. Всей живой природе присуще чувство времени. Организм с астрономической точностью отмечает ход времени. Биологические ритмы – удивительное явление жизни. Они зависят от многих причин: смены времени года, колебаний температуры, солнца и т. д.

Так, известно, что в течение суток отмечаются изменения работоспособности с двумя “пиками” ее повышения – с 8 до 13 и с 16 до 19 часов.

Вот поэтому необходимо так организовывать свой режим дня, чтобы основная нагрузка была именно в эти часы.

– Как вы думаете, что лучше делать в эти часы? (Ответы учащихся.)

Учитель. Правильно, с 8 до 13 часов лучше всего заниматься в школе, а с 16 до 19 часов – выполнять домашнее задание.

Но давайте рассмотрим свой режим дня по частям, от утреннего подъема до вечернего сна.

Ежедневный гигиенический режим жизни означает умение правильно распределить время для работы и для отдыха. Сутки должны быть распределены так: 7–8 часов работы, 9–10 часов сна, 6–7 часов отдыха, но обязательно активного.

III. Составление режима дня школьника.

Учитель. Давайте по нашей схеме составим режим дня для вас.

На доске рисунок циферблата часов. Учителем заготавливаются карточки с надписями: сон, подъем, занятия в школе, завтрак, зарядка, прогулка, обед, полдник, ужин, домашнее задание, свободное время).

Учитель вместе с учащимися расставляет карточки, составляя режим дня. (Рис. 1).

Рис. 1

                                           

Затем учащимся предлагается рассказать о своем режиме дня, после чего все вместе обсуждают правильность и рациональность его, устраняют ошибки.

IV. Игры на развитие чувства времени.

Учитель. Научиться ценить время и разумно им пользоваться очень важно. Для этого надо прежде всего научиться ориентироваться во времени, “чувствовать” его, ясно представлять себе, что можно сделать за тот или иной отрезок времени.

Ученик. Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

С. Я. Маршак

Учитель. Предлагаю вам, ребята, дома произвести подсчет: сколько времени вы тратите на то, чтобы одеться, умыться, убрать за собой, сколько нужно времени, чтобы дойти до школы и т. д. И мы с вами сравним и выясним, нельзя ли что-нибудь из перечисленных дел выполнить быстрее и на этом сэкономить несколько минут для важных дел, на которые никогда не хватает времени.

А как у вас развито чувство времени мы проверим во время игр.

1. Начните громко отсчитывать секунды, сопровождая счет взмахом руки, а я буду проверять вас по секундомеру. Сначала пусть попробуют желающие, затем мы проведем счет секунд коллективно.

2. Все вы знаете, что в одной минуте 60 секунд. Каждый из вас по моему сигналу в полной тишине начнет счет секунд про себя и, когда пройдет минута, поднимет руку. Затем мы подведем итог, кто поднял руку вовремя, кто раньше, а кто опоздал.

3. Есть очень веселая игра, которая приучает к четкому соблюдению ритма, а значит, и умению правильно отсчитывать время.

Все хором повторяют слова:

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп машина, стоп!

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та.

Тра-та, та-та-та, тра-та!

Затем каждый отбивает этот ритм кулаком о ладонь. В заключение все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст (“Стоп, машина, стоп, машина…” и т. д.) и в нужный момент (без всякого знака) должны воскликнуть хором последнее слово: “Стоп!”

4. “Ц е н а   м и н у т ы”.

Ученик. Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело.

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать

За один час,

За один день,

За одну неделю,

За один месяц,

За один год,

Если заниматься делом!!!

Учитель. Минута пролетает так быстро, что и не заметно. Казалось бы, что за этот срок можно сделать? Но, оказывается, что и за минуту можно сделать не так уж мало, если постараться.

Давайте проведем соревнование, кто за одну минуту больше:

– напишет аккуратно одну и ту же букву;

– напишет подряд числа, начиная с единицы;

– свяжет обрывки нитки, каждый длиной в 10 см (сравним, у кого нитка окажется длинней).

V. Подведение итогов.

Много времени мы тратим бесцельно. Торопимся, спешим, страшно перегружены. А ведь если тщательно просмотреть, проанализировать свой режим дня, то мы обязательно обнаружим, что часть времени мы тратим беспорядочно, бесцельно на необязательные и ненужные дела. В то же время так не хватает времени на хорошие, полезные дела: сходить в библиотеку, помочь маме и т. д. Поэтому учитесь ценить и экономить время. В народе говорят: “копейка рубль бережет”, ну а из минут, вы сами понимаете, складываются часы, дни, годы.

Учащиеся рассказывают стихотворение.

Стихи о человеке и его часах

1-й ученик.        Ведут часы секундам счет,

Ведут минутам счет.

Часы того не подведут,

Кто время бережет,

2-й ученик.        Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

3-й ученик.        И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

И застилать кровать.

4-й ученик.        Успеет он одеться в срок,

Умыться и поесть,

Успеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

5-й ученик.        С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

И книг не забывай!

6-й ученик.        Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

Ты мог уверенно сказать:

– Хороший был денек!

                                                               С. Баруздин



Предварительный просмотр:

Старших надо уважать
классный час вместе с родителями
(Спектакль, дискуссия)

Цели: закрепить навыки поведения в театре; воспитывать уважение к старшим.

Ход классного часа

I. Спектакль “Помогла”.

Учащиеся предварительно распределяют роли билетеров, администратора. Они встречают гостей (родителей), рассаживают их по местам, предлагают программки к спектаклю, изготовленные ранее.

Звенит первый звонок.

Учитель. Вот первый прозвенел звонок

Звенит второй звонок.

Учитель. Второй звонок.

Звенит третий звонок.

Учитель. А вот и третий.

Все! Тихо, взрослые и дети!

И я почти на целый час

В театре оставляю вас.

Помогла
Сценка в двух действиях

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а:

Саша Пирожкова – ученица.

Бабушка Саши.

Варвара Кузьминична – пенсионерка, подшефная Саши.

К а р т и н а   п е р в а я

(Бабушка накрывает стол; в комнату, зевая, входит Саша.)

Бабушка. Наконец-то встала, соня.

Саша. Досмотреть хотела сон я.

Бабушка. Тоже выдумала: сон.

Глянь, одиннадцать часов!

Завтрак ждет тебя давно,

Остывает.

Саша (садясь за стол).   Все равно:

Что холодный,

Что горячий.

(Бабушка всматривается в лицо Саши, потом берет ее за руку и выводит из-за стола.)

Бабушка. Саша, что все это значит?

Саша. Что?

Бабушка. Ведь ты же не умыта!

Ну и девочка!..

Саша (вырывая руку).   А ты-то

Лучше, что ли?

Все ворчишь

Да кастрюлями стучишь.

Не даешь ни спать, ни есть.

Бабушка (сердито).    Ты с постели есть не лезь,

Ты сперва сходи умойся.

Саша (уходя, недовольно).   Ладно уж, не беспокойся.

Я умоюсь, гнать не надо.

Бабушка (вслед Саше).    Нет совсем со внучкой сладу.

Слов не хочет понимать,

А наказывать жалею.

Как ее мне воспитать?

Что теперь мне делать с нею?

Просто нет уже терпенья,

Извела меня она.

Спать укладывать – сраженье,

А будить – опять война.

(Возвращается Саша.)

Саша (вытираясь полотенцем). Вот, умылась, посмотри!

Бабушка. По сухому-то не три,

Ведь лицо и не мочила.

Саша. Помочила, не забыла.

Бабушка. Ну коль так, то причешись

Да быстрей за стол садись.

Ведь уроки сделать надо

И немножко погулять… (в сторону зала)

Задают так много на дом.

(Саша садится за стол, потом вскакивает, быстро кладет в портфель книжки и тетрадки.)

Саша. Ой, забыла я опять!

(Хватает пальто, быстро одевается, хочет уйти.)

Бабушка (не пуская). Стой! Куда?

Саша. Потом поем.

Нету времени совсем.

Бабушка. Как потом?

Саша. Спешу, спешу…

Очень надо.

Бабушка (строго).   Не пущу!

Не девчонка – маята.

Саша (плаксиво). Правда, очень занята.

Бабушка. Подождут твои подружки.

Саша (торопливо).  Я не к ним. К одной старушке.

Шефство я решила взять,

Чтоб во всем ей помогать.

(Вырывается и убегает.)

Занавес.

К а р т и н а   в т о р а я

(Варвара Кузьминична что-то вяжет. Раздается звонок. Она подходит к двери, открывает.)

Варвара Кузьминична. Войдите!

(В комнату входит Саша с бумажкой в руках.)

Саша. Можно?

Варвара Кузьминична. Можно!

Саша. Извините. (Смотрит на бумажке, читает.)

Вы Варвара Кузьминична?

Варвара Кузьминична. Точно, я.

Саша. Так, отлично!

А я Саша Пирожкова

Из неполной средней школы,

Из четвертого звена.

К вам теперь прикреплена.

Варвара Кузьминична. А зачем?

Саша. Ну, как зачем?

Вы же старая совсем.

Я решила шефство взять,

Чтоб во всем вам помогать.

Будем делать все вдвоем.

Варвара Кузьминична. Ну, коль так, я очень рада.

(Помогает Саше раздеться, обращает внимание на оторванную вешалку. Смотрит на рукав, поворачивает его.)

Вместе вешалку пришьем.

И рукав заштопать надо.

(Кладет пальто на спинку стула.)

Ты в какую ходишь смену?

Саша. Во вторую.

Варвара Кузьминична.   Ну, тогда

Помогать мне можешь смело

Часа два.

Садись сюда.

Расскажи, когда ты встала?

Чем ты маме помогала?

Саша. Мама с папой на работе,

Дома бабушка одна.

Варвара Кузьминична. Дружно с бабушкой живете?

Саша. Очень дружно. Но она

Вечно чем-то занята.

Не бабуля – маята.

Варвара Кузьминична. Помогаешь ей?

Саша. Ну что вы?

Помогать такой здоровой.

Варвара Кузьминична. Сколько ж ей годочков, Саша?

Саша. Я не знаю, сколько лет,

Ведь у бабушки у нашей

Дня рожденья вовсе нет.

Варвара Кузьминична.   До того ли ей, сердечной!..

   Видно, с внучкой ей беда.

(Смотрит в упор на Сашу.)

Значит, ты мой шеф?

Саша. Конечно!

Варвара Кузьминична. А ты завтракала?

Саша. Да!

То есть нет,

Я есть не стала.

Варвара Кузьминична. Почему?

Саша. Я к вам бежала.

Ну скажите, кто же ест,

Если времени в обрез?

Варвара Кузьминична.   Время ценно, ты права.

Все же мы с тобой сперва

Выпьем кофе с молоком

Да с печеньем…

А потом

Я пойду обед варить,

А ты должна тут повторить

Все, что в школе задано.

Ясно, Саша?

Саша (решительно).  Нет, не ясно!

Я на это не согласна.

Готовить вместе надо нам

И уроки и обед.

(Вынимает из портфеля книжки и тетрадки, кладет на стол.)

Варвара Кузьминична (недоуменно). Да?

Саша (твердо). Конечно!

(Замечает кота, идет к нему.)

Впрочем, нет.

После кофе с молоком

Я займусь вот тем котом.

Вы задачи мне решите,

А потом… обед варите.

Ясно?

Варвара Кузьминична (уныло).  Ясно.

Ну дела!

(Разводит руками.)

Помогла так помогла!

Конец.

Г. Ладонщиков

II. Дискуссия на тему.

Учитель. Вы посмотрели спектакль, так хорошо сыгранный нашими артистами, и теперь попробуйте вместе с родителями ответить на следующие вопросы:

– Можно ли Сашу назвать воспитанной девочкой? Если нет, то почему? Ведь Саша здоровается, говорит вежливые слова, например, извините.

– Какие правила поведения нарушает Саша? (Не соблюдает режим дня, правила личной гигиены, не следит за своей одеждой, невежлива со старшими и т.д.)

– Как вы думаете, у Саши есть дома постоянная обязанность?

– Как вы думаете, как можно исправить Сашино поведение?

– Как вы помогаете дома?

– Какая обязанность лежит на вас?

III. Заключительное слово учителя.

Детям.

Учитель. Что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Ни дома, ни в театре, ни на улице. Вас окружают другие люди, близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

Своих близких нужно беречь. Заботиться о них. Во всем стараться им помочь.

Поэтому как можно чаще берите часть хозяйственных забот (мытье посуды, уборка и т. д.) на себя. Не оставляйте это дело для бабушки или мамы.

Когда старшие приходят домой с улицы, помогите им раздеться, принесите им тапочки.

А если вы отправитесь с родителями в гости, на прогулку, в театр, не спешите в транспорте скорее сесть. Усадите на свободное место старших родных. Тем более женщин. Они ведь так редко отдыхают.

Старайтесь быть настоящими хозяевами в своем доме. Ведь жить в чистой, аккуратной квартире приятно и детям и взрослым. И тогда в вашей семье всегда будет мир и согласие.

Родителям.

Личное счастье и спокойная старость родителей во многом зависят от того, насколько хорошо будут воспитаны дети. А. С. Макаренко говорил родителям: “Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.

Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Воспитание детей личным примером происходит ежедневно, и именно это влияние оказывается более сильным и действенным, чем эпизодические специальные воспитательные беседы, разговоры и нотации.

Ребенок является в наш многосложный мир – в наш мир, наполненный заботами, страстями, многоликостью человеческих отношений и сонмом радостей и тревог, которые копились на Земле десятки тысяч лет.

Вовсе нелегки для растущего человека эти годы. И не в бездельных забавах – как это кажется кое-кому из взрослых – проводит время их ребенок. Он познает мир взрослых, приобщается к нему, проигрывая этот мир, все то, что видит, наблюдает вокруг. У него прекрасная память, и внимательнопристальные глаза исследователя, наблюдателя.

Ребенок учится сравнивать, оценивать. И как талантливый актер, он может повторить (и повторяет!) все поступки, слова и жесты взрослых людей, которые его окружают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного часав организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися

Роль классного часа в организации взаимодействия классных руководителей с обучающимися....

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Подборка классный часов для первоклассников. Классные часы в 1 классе.

Помощь классному руководителю 1 класса. Классные часы на темы: о лени, правила поведения на уроке и перемене и многое-многое другое....

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...