Главные вкладки

    Материал (3 класс) по теме:
    "Жизнь, начавшие едва..."

    Те четыре страшных, военных года не могут быть забыты! Их нельзя стереть из памяти! Тот отпечаток, который Великая Отечественная война оставила в душах детей войны, нельзя уже стереть. Нам остается  чтить память погибших и благодарить за победу наших ветеранов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchihsya_3.doc57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие для учащихся 3 «А» класса

    «ЖИЗНЬ, НАЧАВШИЕ ЕДВА…»  (детям войны посвящается).

    ЦЕЛЬ:  воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине.

    ЗАДАЧИ:   

    1. Расширять знания детей о истории нашего народа.
    2. Воспитывать уважение к прошлому своей страны.
    3. Рассказать о трудовом героизме ребят – ровесников современных мальчишек и девчонок.
    4. Показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы.
    5. Прививать любовь к чтению литературы о Великой Отечественной войне.

    ОФОРМЛЕНИЕ:

    выставка книг, посвященных войне, аудиозаписи песен о войне, эпиграф на доске.

                                                                          ЭПИГРАФ.

    Пускай во всем, чем жизнь полна,

    Нам будет памятка дана

    О том, что в мире было

    Затем, чтоб этого забыть

    Не смели поколенья.

     Затем, чтоб нам счастливей быть,

                                                             А счастье – не забвенье!

    ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ,

    Учитель.        Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. И наше сегодняшнее мероприятие мы посвящаем этой теме.

    Звучит 1 часть фортепианного концерта С.Рахманинова.

    Ученик.                   Его я узнал не из книжки

                                     Жестокое слово – война!

                                     Прожекторов яростной вспышкой

                                     К нам в детство врывалась она.

                                              Смертельными тоннами стали,

                                              Сиреной тревоги ночной

                                              В те дни мы в войну не играли-

                                              Мы просто дышали войной.

                                      В читальнях, притихших и тесных,

                                      На отмелях книжных морей,

                                      При свете коптилок железных

                                      Шуршали листы букварей.

                                                                                  (А. Иоффе)  

    Учитель.       Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Однако фашизм и их зверски уничтожал. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли. В случае сопротивления направляли в газовую камеру. Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете.

            Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях, на переднем крае и в глубоком тылу.

            Перед нами фрагменты дневниковых записей о своем военном детстве полиграфиста, рабочего, профессора.

    «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.»  (Т.С.Ивлева, полиграфист)

    «В сентябре 1941 года немцы зашли в нашу деревню. Бабушка от ранений умерла, а меня с дедушкой отправили в концлагерь, где дедушку расстреляли, а меня 12-летнюю перевели в другой лагерь. Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилила, меня заразили туберкулезом и отправили в лагерь «Клоога» для уничтожения. Выжила чудом»

    (г.Таллин Рабочая)

    «И вдруг война, страшная война. А мне 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен. Тогда и смерти не раз смотрела в лицо. Почти 3 года была узницей фашистских лагерей. А шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытывала страх и ужас, в плену прошла моя юность».

                                                                                           (Ю.Н.Никитина, профессор)

    (На экране фото из блокадного Ленинграда.)

                  Погибали дети не только на фронтах, но и в оккупированных фашистами городах, и в блокадном Ленинграде. 8 сентября 1941 года сомкнулось кольцо блокады. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887тыс. человек. В связи истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы хлеба. Крошечный, почти невесомый ломтик…

                                       Сто двадцать пять блокадных грамм

                                       С огнем и кровью пополам.        (О. Берггольц)

                  Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и дети. Дети в осажденном городе…Их было около 400 тысяч. Дети ждали хлеба, а где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой. Эти записи были представлены на Нюрнбергском процессе. В этой маленькой записной книжечке всего 9 страниц. Из них 6 страниц – 6 смертей. Больше ничего, кроме сжатых лаконичных записей …

    Слайд 5.  «Женя умерла 28 декабря в 12ч.30м. утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6ч. Утра. Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч. Ночи 1942 г. Мама умерла – 13 мая в 7ч.30м. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»

                     Так искренне и сжато поведала людям о войне, принесшей столько горя и страданий ей и ее близким, 12-летняя девочка, что и сегодня перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и национальностей, вглядываются в эти простые и страшные слова. Не удалось спасти и Таню.

     

    Звучит «Реквием» В.Моцарта «Помних о них».

    Им уже не помочь. Они не требуют больше сострадания и участия. Мы должны просто помнить о них.    Сейчас и всегда помнить!

                 Несмотря на суровую обстановку продолжалось обучение детей в бомбоубежищах школ и домохозяйств. Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом.

    «Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый, зимний свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату… Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах». (Воспоминания одного из блокадников).

               Во время войны дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах. Все, в том числе и дети работали по 12 часов, а потом возвращались в холодный дом. В «буржуйки» были пущены мебель, книги. После работы ели хлеб и мороженую картошку, пили чай из морковки. Даже очистки не выбрасывали, а использовали для приготовления оладьев.

    ГЕРОИ, ЮНЫЕ ГЕРОИ ВОЙНЫ…

    До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

               Пришел час – они показали каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

    Мальчишки и девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не содрогнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее… Маленькие герои большой войны… Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались повсюду:

                        В Брестской крепости как   Валя Зенкина.

                        В партизанском отряде как  Валя Котик.

                        В подполье как   Зина Портнова.

                        В партизанском отряде как  Марат Казей.

    ВАЛЯ  ЗЕНКИНА.   Фото на экране.    (Ученик)

                   Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, гибли люди и в крепости и в городе Бресте. С первых минут ушел в бой Валин отец. Ушел и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнем пробираться в крепость, чтобы передать ее защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов. Объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, ее делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова оказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег  Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка  просила оставить ее с бойцами, но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом  до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на ее долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою дочь.

    ЗИНА  ПОРТНОВА.   Фото на экране.   (Ученик)

                    Войну Зина застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки. ЕЕ выдал приятель. Отважная юная патриотка была замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. Она распространяла листовки. Зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Казнена немцами и посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

    ВАЛЯ  КОТИК.    Фото на экране.    (Ученик)

                    Родился в семье колхозного плотника  в украинском селе Хмелевка. В 6 лет пошел в школу. С началом войны он ушел в партизаны и начались дерзкие вылазки с диверсиями и поджогами. Юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом фашистов. Он прожил 14 лет и еще одну неделю. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Похоронен в садике перед школой, в которой учился. Вале Котику было присвоено звание  Героя Советского Союза.

    МАРАТ  КАЗЕЙ.    Фото на экране.   (Ученик)

                     Марат был разведчиком штаба партизанской бригады. Ходил в разведку как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944 года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь залег в ложбинке. Уходить в чистое поле было некуда, да и возможности не было. Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие – 2 гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. В городе Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.

                     Юные герои войны!   Не на миг не дрогнули их юные сердца!

    Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

       Ученик.                                Юные безусые герои,

                                       Юными остались вы навек.

                                       Перед вашим вдруг ожившим строем

                                       Мы стоим не поднимая век.

                                       Боль и гнев сейчас тому причиной,

                                       Благодарность вечная вам всем,

                                       Маленькие стойкие мужчины,

                                       Девочки, достойные поэм.

                                       Сколько вас? Попробуй перечислить,

                                       Не сочтешь, а впрочем, все равно,

                                       Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

                                       В каждой песне, легком шуме листьев,

                                       Тихо постучавшихся в окно.  

                                       

     Учитель.              ПЕСНИ…

    Песня необходимы и на войне. И в походе и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов, а вместе со взрослыми их распевали и наши юные герои. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.

                                       ПОПУРРИ ИЗ ПЕСЕН ВОЕННЫХ ЛЕТ.

                                       (Исполняют учащиеся).

    1. «Эх, дороги!»
    2. «Землянка»
    3. «Расцветали яблони и груши».

    .

               Герои! Юные герои войны!        

    Как много мы с вами им должны.  Хотя бы своей памятью. Если мы посвятим каждой жертве войны по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти 40 лет – поминальных мгновений.

                                Неугосима память поколений

                                И память тех, кого мы свято чтим,

                                Давайте, люди, встанем на мгновение

                                И в скорби постоим и помолчим.

                                                               А.Фатьянов.

                           Минута молчания. 

              Те четыре страшных, военных года не могут быть забыты! Их нельзя стереть из памяти! Тот отпечаток, который Великая Отечественная война оставила в душах детей войны, нельзя уже стереть. Нам остается  чтить память погибших и благодарить за победу наших ветеранов.                                    

    Чтоб снова на земной планете

    Не повторилось той беды,

    Нам нужно,

    Чтобы наши дети

    Об этом помнили,

    Как мы!

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Чтоб не забылась та война:

    Ведь эта память – наша совесть

    Она

    Как сила нам нужна…

    Сегодня праздник входит в каждый дом,

    И радость к людям к ним приходит следом.

    Мы поздравляем Вас с Великим Днем,

    С Днем нашей Славы!

    С Днем Победы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе "Урок есть жизнь. Жизнь есть урок"

    В эссе отражена моя педагогическая позиция....

    Сценарий экологической игры по станциям "Жизнь прекрасна! Жизнь вокруг!"

    Игра по станциям может быть проведена во 2-4 классах в рамках Недели окружающей среды. Она является одним из агитационных мероприятий в рамках экологического проекта «Чтоб природу сохранять, надо дело...

    Жизнь виртуальная и жизнь реальная.

    1) Сформировать понятие реальной и виртуальной жизни.2) Помочь разобраться, какая жизнь помогает стать настоящими людьми.2) Выяснить пользу или вред приносят компьютерные игры?...

    Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

    Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

    Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Оценка и самооценка""

    Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

    Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Учимся работать вместе""

    Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

    Советы. Как относиться к ребёнку, начавшему впервые посещать детский сад.

    Советы. Как относиться к ребёнку, начавшему впервые посещать детский сад....