классный час "О дружбе"
классный час (2 класс) по теме

Тарабукова Валентина Аджибаловна

Цель: дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.

План:

  1. Вводная беседа.
  2. Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек». Анализ ситуаций, высказываний.
  3. Игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности.
  4. Подведение итогов (через игру «Вспомнить всё»).
  5. Домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: дать понятие о толерантности, способствовать развитию сочувствия, сопереживания у детей.

План:

  1. Вводная беседа.
  2. Основная часть. Определение понятий «толерантность», «толерантный человек». Анализ ситуаций, высказываний.
  3. Игры и упражнения, направленные на развитие и воспитание толерантности.
  4. Подведение итогов (через игру «Вспомнить всё»).
  5. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Вводная беседа.

- Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую отметку и очень расстроился из-за этого.

Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать.)

- Другими словами, вы будете сочувствовать своему другу.

А почему вы будете сочувствовать своему другу? (Потому что мы друзья.)

- А если вы увидите ребёнка, который плачет из-за того, что упал и поранился или увидите девочку, которая потеряла свою любимую собачку и очень расстроилась? Будете ли вы им сочувствовать?

- Да, я тоже буду им сочувствовать. Например, всегда сочувствую бездомным животным, их очень жалко, поэтому надо стараться не обижать их. А вы не обижаете бездомных животных?

Тема нашей сегодняшней беседы звучит так: «Урок толерантности, или Учимся сочувствовать».

Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать, значит – сопереживать, стремиться помочь.

  1. Основная часть.

а) Введение понятия «толерантность»

- У слова «сочувствие» есть очень близкое по значению слово «толерантность». Понятие «толерантность» более широкое. Оно означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Итак, «сочувствие» = «толерантность».

Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать мнение других людей.)

Другими словами, это значит: уметь слушать других людей, понимать и признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение.

Представьте себе такую ситуацию; два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают. Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)  

Кто, по вашему мнению, из мальчиков прав? (Никто.)

Как бы вы поступили на их месте? (Приняли бы мнение друг друга.)

Ребята, мы все разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то умеет хорошо танцевать, отлично играет  в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то вышивать и т.д. и это не значит, что кто-то из хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим. Поэтому мы должны ценить и любить друг друга, то есть быть толерантными по отношению друг к другу.

Итак, толерантность предполагает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружить и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.

Как вы думаете, какими качествами и чертами характера должен обладать толерантный человек? (Пониманием, сочувствием, уважать других людей.)

Правильно. Другими словами, толерантный человек способен понять  и простить других людей, он с уважением относится к привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Посмотрите на определения толерантности.

Готовность мириться с чужим мнением;

Уважение человеческого достоинства;

Принятие другого таким, какой он есть;

Способность поставить себя на место другого;

Уважение права быть иным;

Терпимость к чужим мнениям, поведению; отказ от причинения вреда и насилия.

- Давайте прочитаем и обсудим эти определения и постараемся быть такими, какими предлагают нам быть эти своеобразные правила толерантного поведения.

- Итак, вы познакомились с понятием «толерантность». Теперь посмотрите на доску. На доске написаны предположительные черты характера и качества толерантного человека. Прочитайте и выберите из них самые точные и верные качества.

1. Терпение. 

2. Чувство юмора.

3. Расположенность к другим.

4. Доверие.

5. Умение владеть собой.

6. Доброжелательность.

7. Умение не осуждать других.

8. Умение слушать.

9. Любознательность.

10. Способность к сопереживанию.

- Кто предложит другие черты толерантного человека?

Итак, сочувствие, доброжелательность, взаимопонимание, толерантность – эти качества очень важные, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без них мы не можем жить в мире с собой и другими. И каждый из нас должен развивать в себе эти качества. Древняя пословица гласит: «Сострадание правит миром». Подходит ли она к теме нашего урока? Почему?

Л.Н.Толстой говорил: «Истинное сострадание начинается только тогда, когда, поставив себя в воображении на место страдающего, испытываешь действительно сострадание». Как вы понимаете это высказывание?

- Так должны ли мы развивать в себе качества толерантного человека?

-Однако есть упражнения, которые помогут нам сделать это быстрее.

1) Упражнение «Аплодисменты».

Цель: повышать настроение и самооценку.

Процедура проведения: учитель просит встать всех тех, кто обладает определёнными качествами и умениями.

- Встаньте все те, кто умеет вышивать; умеет кататься на коньках; любит смотреть мультфильмы; умеет танцевать.

Участники  - дети необходимое время аплодируют тем, кто встал.

2) Упражнение «Кто похвалит себя лучше всех, или Памятка на чёрный день.

Цель: развивать способности к самоанализу.

Процедура проведения: учитель обращается к участникам игры со словами: «У каждого из людей случаются приступы «кислого» настроения, когда, кажется, что у тебя ничего не получается. В такие моменты мы забываем все собственные есть, чем гордиться. Правда?

Я предлагаю вам заполнить таблицу (памятку) «Мои лучшие черты», в которую вы запишите свои лучшие качества, черты, способности и таланты.

3) Упражнение, «На какого сказочного героя я похож».

Цель: дать возможность ребёнку самовыразиться и самораскрыться.

Процедура проведения:  учитель бросает мяч одному из участников, он ловит и бросает мяч ведущему обратно, при этом называется персонаж, с которым он себя ассоциирует.

4) Упражнение «Это здорово!»

Цель: повышать самооценку, получать поддержку одноклассников.

Процедура проведения: учитель говорит: «Сейчас кто-нибудь из вас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении или таланте. Например: «Я умею танцевать»; «Я умею прыгать через лужи». В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором отвечать: «Это здорово!» и одновременно поднимать вверх большой палец».

  1. Подведение итогов.

А сейчас мы с вами подведём итоги нашего занятия и сделаем это с помощью игры «Вспомнить всё».

Цель: проверить восприятие, повторить проёденный материал.

Процедура проведения:

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие толерантному человеку. Давайте попробуем не повторять уже названные характеристики.

Итак, что же такое «толерантность»?

- А сейчас я вам раздам карточки, допишите, пожалуйста, предложения, написанные на них.

(1. Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …

2. Если я увижу больного престарелого человека, то …

3. Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …

4. Если бы я был волшебником то …)

Закончите, пожалуйста, предложение: «Если мы не будем толерантны друг к другу, то …»

1.Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …

 2. Если я увижу больного престарелого человека, то …

   3.Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …

4. Если бы я был волшебником то …)

 

1.Если у меня будет друг другой национальности, который не соглашается со мной в чём-то, то я …

 2. Если я увижу больного престарелого человека, то …

    3.Когда ко мне обратятся с просьбой посоветовать в трудную минуту, то я …

4. Если бы я был волшебником то …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Дружбой дорожить умейте"

В презентации используются фото класса, песенка "Ты, да я, да мы с тобой"....

Презентация к классному часу "Дружба- чудесное слово"

Презентация является сопроводительным материалом к разработке классного часа" Дружба-чудесное слово".Презентация соответствует возрасту обучающихся, оформлена красочно, содержит доступный материал. Пр...

Презентация к классному часу "Дружба"

Презентация к классному часу "Дружба"...

Методическая разработка Классного часа "Дружба - чудесное слово"

Программа внеурочной деятельности « Классный час» составлена на основе этико-правового курса « Я и мой мир» Н. И. Элиасберг, рассчитана для учащихся начальной школы.Курс « Я и мой мир» для учащихся 1-...

Разработка классного часа: "Дружба. Какое чудесное слово!"

Разработка классного часа; "Дружба. Какое чудесное слово!"...

Конспект классного часа "Дружба"

Конспект классного часа для 1 класса по теме "Дружба"....

Конспект классного часа "Дружба крепкая не сломается"

Вашему вниманию я предоставляю конспект классного часа на тему: «Дружба крепкая не сломается». Данный конспект предназначен для 3 класса.  Перед проведением классного часа учителем были поставлен...