Педагогическая концепция.
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
г. Тихвина Ленинградской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
«Развитие творческих способностей младшего школьника».
Учитель начальных классов
высшей категории
Смирнова Ирина Анатольевна
Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации.
Формирование основ личности связано с воспитанием нравственных качеств, творческих особенностей и раскрытием индивидуальности ребёнка.
Главной целью моей педагогической деятельности, я считаю создание необходимых условий для самоопределения, самовыражения, саморазвития личности ребёнка, которому предстоит жить, работать, решать насущные проблемы времени.
Учитель сегодня, я считаю, должен помочь ребёнку выстроить свой, индивидуальный маршрут развития, самосовершенствования. Личностно-ориентированный подход сегодня – это одно из направлений в деле образования и воспитания.
Проблема: как воспитать ученика, имеющего не только определенный запас знаний, но и способного к дальнейшему творческому саморазвитию и умеющего сотрудничать с людьми в разных группах?
Одна из основных задач учителя – превратить ребёнка в творца, исследователя, разбудить его самостоятельность, потребность учиться.
На протяжении многих лет я применяю метод проектов как в урочной так и во внеурочной деятельности. Работа над проектом создает атмосферу непринуждённого общения. Работая над проектом, дети максимально раскрываются, раскрепощаются. Участвуя в творческом проекте, они учатся планировать свою деятельность, работать в коллективе, вести поисковую и исследовательскую деятельность, оценивая результаты своего труда.
Идеей моей концепции является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к взаимодействию с окружающим миром посредством:
-создания среды развития, предоставления ребёнку возможности пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать;
-создания среды, в которой будет взаимодействие личности ученика с различными субъектами, конкретными людьми, коллективами.
Объект исследования: классный коллектив с1по 4 класс.
Предмет исследования: организация творческого развития младших школьников.
Моя цель:
-создать условия эффективного формирования творческих индивидуальных способностей ребёнка;
-заинтересовать детей.
Мои задачи:
-сформировать качества, которые приблизят личность младшего школьника к высоко - нравственному идеалу;
-познакомить учащихся с новой для них работой по проектной методике;
-сформировать у выпускника начальной школы основы культуры общения в коллективе, трудолюбие;
-прививать учащимся навыки самостоятельной работы;
-учить работать в группах, парах;
-учить ответственному отношению к выполнению задания;
-учить оценивать результаты труда;
-прививать эстетический вкус.
Процесс развития творческих индивидуальных способностей ребёнка будет эффективным и способствующим развитию младших школьников при следующих условиях:
-определена система творческих приёмов формирования и совершенствования знаний, умений, навыков и использование их на уроках;
-созданы условия для развития возможностей детей в атмосфере творчества, понимания, поддержки;
-осуществлены приёмы активизации и совершенствования основных психических механизмов, лежащих в основе творческого развития младшего школьника;
-расширены границы познания младших школьников за счёт использования творческих методов и приёмов обучения.
Главный критерий эффективности: развитие творческих индивидуальных способностей ребёнка.
Только в творчестве – успех и радость своего труда! Успех зависит от организации, от умения интегрировано, творчески подойти к делу.
В центре моей деятельности находится ребёнок. На уроках я стараюсь создать атмосферу доброжелательности и успеха. Я стремлюсь пробудить в детях желание творить, готовность и желание помочь себе и другим.
Модель творчески развитой личности.
-Сформирована готовность к адаптации в современном обществе.
-Соблюдаются принципы творчески развитой личности: уважения и доверия к человеку, целостного взгляда на человека, сотрудничества, социальной справедливости, индивидуального подхода, личностного стимулирования, коллективного принятия решений.
-Адекватная самооценка.
-Формирование здорового образа жизни.
Стратегические направления воспитательной деятельности.
1.Гуманизация воспитательного процесса. Планирование деятельности класса. Выбор мероприятий. Для этого в своей работе использую анкетирование, диагностику.
При проведении мероприятий все ученики стремятся принять в них участие. Учитывая способности и возможности, нужно каждому создавать условия для развития творческой активности.
2.Поддержание и укрепление традиций в классе, способствующих созданию коллектива. Чтобы реализовать это направление изучаю каждого ребёнка. Нахожу качества, которые можно развить.
Большое внимание в своей работе уделяю проведению внеклассных мероприятий, так как считаю, что они позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие возможности и способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь полезным делом, учат общению в коллективе.
Формы организации самые разнообразные (в процессе обучения; внеурочная деятельность: классная, между классами и т.д.)
Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий. Прежде всего, это система школьных традиций. У нас сформировались традиции класса. Ежегодно проводим различные праздники, экскурсии, поездки, встречи с интересными людьми. Увлекла ребят проектная деятельность.
По результатам диагностики оказалось, что в моём классе дети отдают предпочтение тем видам деятельности, которые предполагают творческий подход к её организации.
В настоящее время проектная деятельность, я считаю, должна быть наиболее востребована, так как она направлена на освоение учащимися ценностей и способов деятельности в социально-культурной среде.
Проекты в начальной школе должны отличаться простотой. Ученик должен отчётливо представлять задачу, стоящую перед ним, и пути её решения. Каждый участник проектной деятельности становится субъектом сознательной деятельности. В соответствии со своими возможностями, способностями. У него формируется мышление. Включение учащихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, собирать информацию, анализировать, делать выводы. Создание проекта предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной проблемы и получению конкретного, практически значимого результата. Учитель выполняет роль консультанта. В результате работы над проектом ребёнок получает удовольствие, может проявить самостоятельность, фантазию и творческий подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая концепция
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и ре...
Педагогическая концепция
Выступление на районном конкурсе "Учитель года" в 2011 году...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-52220-1587061458.jpg)
Моя педагогическая концепция
Часто задаю себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». У меня любимая работа… Работа? Да нет же, школа – моя жизнь! То, без чего я не могу представить своё будущее…В...
Педагогическая концепция воспитания
Воспитание как педагогический компонент социализации ребёнка через авторскую программу «Я познаю мир через мой родной язык» ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-155657-1354364888.jpg)
Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.
1. Цель, стоящая перед педагогическим коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-129984-1351955196.jpg)
Педагогическая концепция. Воспитание гражданина малой Родины через проектную деятельность на примере проекта:"Напишем книгу о себе"
Воспитание любви к родному краю,к родной культуре,к родному селу или городу,к родной речи -задача первостепенной важности,и нет необходимости это доказывать.Но как воспитать эту любовь?Она начин...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146175-1353247198.jpg)
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»
Педагогическая концепция «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе» Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе Зада...