Классный час
классный час (4 класс) по теме

Кирюшина Наталья Анатольевна

Классный час "Милосердие - зеркало души"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miloserdie_-_zerkalo_dushi.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Милосердие – зеркало души человека»

                               

   Цели: 

 воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на                                                                                                                                                                                                              помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородными в жизни, развитие нравственного самопознания.

  Задачи:

  1. Помочь  учащимся  раскрыть содержание понятия «милосердие».          

  2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.

  3.Обучать навыкам группового взаимодействия.        

 

    Оборудование:  толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), листы цветной бумаги.

 

Ход занятия

  1.  Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Я рада снова видеть вас!

Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Медленно разводите ладони  до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Я думаю это и будет размер полученной от урока теплоты.

  1. Введение в тему занятия.

-Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.

Сейчас я вам прочитаю рассказ Виль Казыханова,  вы внимательно послушайте, и ответьте, какая тема нашего  урока.

 

  Этот дом расположен на окраине города в малонаселенном районе. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. Причины их приезда совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь, другим не нашлось места в семьях их родных детей. Впрочем, стоит ли перебирать все существующие причины. Предельно ясно,  что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

   Найти этот дом престарелых не так уж трудно.  Окна его тусклы,  отчего, кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг него не растет ни деревца, ни единого кустика, нет даже клумб с цветами.

   Самое любимое место стариков во дворе – площадка, где асфальтовая дорожка соединяется с подбегающей от остановки тропинкой. Сядут они на скамейки, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы и легковые автомобили. Они кого-то отчаянно ожидают, но мало кто здесь бывает.

3. Мотивация.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Как вы думаете, почему в нашей стране  есть такие дома-интернаты?

-А каких людей больше добрых или жестоких людей?

 -Конечно же, милосердных, доброжелательных, добрых и т.д.

 -Значит, о чем же мы будем вести разговор на уроке?

 -О милосердии, доброжелательности в людях.

  1. Комплексное применение знаний.

-Тема нашего занятия - «Милосердие  – зеркало души человека».  

  Милосердие и доброта…  В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З-«Земля»
Л-«Люди»
М-«Мысль»
Д-«Добро»                

   

Азбука как бы призывала:
Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро. 

-Ребята, слово «милосердие» простое или сложное?

-Из каких  двух основ оно образовано?  (милое  сердце)

-А как  вы думаете, что такое милосердие?

   Милосердие- это доброта и уважение
- любовь к людям
- сострадание к людям
- стремление приносить пользу и радость людям
- отзывчивость (сопереживание)
- стремление оказать поддержку другим
- душевный отклик.

-Подберите  слова близкие по значению к слову «милосердие» (чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность,  альтруизм.  

-Перед вами лежат толковые словари, найдите, пожалуйста, определения этих слов.

   СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь       несчастьем, горем.

  ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление  

делать добро другим.

    УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

нибудь достоинств.

   ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому                                                                                                                  

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение к людям.

   ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ-любовь к людям, гуманность.

   АЛЬТРУИЗМ - бескорыстная забота о благе других людей.

-Словарь  Ожегова  даёт  такое определение этому слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».

 Все правильно милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям, ко всему, что нас окружает. Меня поражает вот какая история:

-Это было в первые дни Великой Отечественной войны. Отряд пограничников штурмовал высоту. Идя прямо на противника, пограничники увидели чудо – нетронутую войной поляну, усеянную маками. Вдруг все разомкнулись, хотя никто не приказывал им делать это, обошли поляну и сомкнулись, заслонив собою то, что казалось им неприкосновенным даже в такой тяжёлый час.

- Какие чувства испытывали пограничники, обходя поляну?

 -В  чём проявилось их глубокое чувство любви к Родине?

- Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.

-Какие пословицы о доброте знаете вы?  

  Вся семья вместе и душа на месте.

  Называться человеком легко, быть им трудно.

  Без добрых дел нет доброго имени.

  Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

  Доброе слово лучше мягкого пирога.

  Чтобы делать добро, надо им обладать.

-Ребята, вы, наверное, помните поговорку « Доброе слово и кошке приятно». Хотя мы часто применяем эти слова к людям, но они также справедливы и в отношении человека с животными. Меня поразила жестокость одного из героев стихотворения «Щенок».

Брошенный, он шёл туда, где люди.

И уселся возле гаража,

Мелкою порывистою дрожью

На морозе утреннем дрожа.

Мокрый иней склеивал ресницы,

Взгляд с тоской участия просил,

Только каждый мимо проходящий

Часть надежд собачьих уносил.

Почему никто не замечает,

Что давно не ел он ничего?

Он за ломтик хлеба отдал бы полжизни,

Жизнь - за руку, давшую его!

Вдруг вскочил…

И счастьем и морозом

Задохнулся, взвихривая с ног.

То ему, ему призывно свистнул

Незнакомый добрый человек!

Господина будущего чуя,

Пёс бежит по снегу прямиком

И… летит, отброшенный тяжёлым,

Кованным кирзовым сапогом.

Взвыл щенок от нестерпимой боли

(Футболист, как видно был мастак…).

Ты привыкни, маленький калека:

Первое знакомство с человеком

Часто совершается и так…

-А как можно назвать поступок этого человека?

Достойны осуждения те люди, которые издеваются над животными, которые выбрасывают их на улицу, обрекая на голод и холод. Но мы всегда в ответе за тех, кого приручили.

Ребята, я призываю вас: спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих людей добрыми делами.

- Послушайте ещё одну историю, взятую из жизни.

   Был солнечный день.  На широкой аллее, ведущей к универмагу, лежал человек. На стене магазина двигались стрелки часов. Они двигались неторопливо, будто давая шанс лежащему на земле и тем, кто проходил рядом. Но никто этим шансом не воспользовался. Пока приехала «скорая», время, когда можно было удержать уходящую из человека жизнь, ушло – вместе с этой жизнью.

-Можно ли сказать, что проходящие мимо люди были равнодушными, лишёнными сострадания?

-По данным социологического исследования, проведённого в 2009  году, только 1 человек из 10 не прошёл мимо того, кто нуждался в помощи. В тяжелые годы Великой Отечественной войны, в голодной окопной жизни было исключено, чтобы при виде раненого пройти мимо. Помогали, тащили на себе.

  И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи сохранялись. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. А сегодня 500 тысяч  брошенных детей при живых родителях !  Ужасающая цифра!  Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая 1 телевизионного канала Светлана Сорокина удочерила девочку. А как нам тепло стало от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

«Свеча ничего не теряет, если от её пламени зажглась другая свеча». Так светите сами и поддерживайте  это тепло в других.

 -Теперь, подумайте и ответьте на вопросы:
1 - Назовите 5 богатейших людей на планете.
2 - Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».

-Не совсем получилось?   А теперь ответьте  на эти вопросы:
1 - Назовите  друзей, которые помогли вам  в трудный час.
2 - Назовите  день рождения своей мамы.

3-Назовите  учителей, которые внесли вклад в ваше образование.

-Осуществимо? Это легче, не так ли?

 -Люди, которые что-то значат в вашей  жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов…
-Это те, кто заботятся о вас, дорожат вами, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.

(слайд 10)

В России слово «милосердие» неразрывно связано с именем доктора Рошаля – директора  Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президента  Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующего отделением неотложной хирургии и травм детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии.  Он всегда  приходил на помощь всем, кто нуждался.

  1. Закрепление изученного.

-А сейчас хочется узнать, хорошо ли вы запомнили слова, которые помогают нам жить в мире и согласии. Без ссор и конфликтов. Я предлагаю разгадать кроссворд, в основе которого лежит слово «доброта».

Д

р

у

ж

б

а

о

т

з

ы

в

ч

и

в

О

с

т

ь

л

ю

Б

о

в

ь

д

о

в

е

Р

и

е

с

О

с

т

р

а

д

а н и е

т

е

п

л

о

Т

а

в

н

и

м

А

н

и

е


Вопросы:
1. Она может быть настоящая и мнимая.                                
Дружба
2. Готовность помочь, отозваться на чужие беды.                 Отзывчивость
3. Это чувство необходимо каждому человеку.                      Любовь
4. Между друзьями должно быть взаимопонимание и …      Доверие
5.  Жалость, вызываемая чьим-то горем.                                 Сострадание                           
6. Доброе, отзывчивое отношение к человеку
.                       Теплота
7. Заботливое отношение к людям.                                          
Внимание

 

Дети комментируют высказывания.

   Карточка1.  Мы все природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст).

   Карточка2.  Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые (митрополит Филарет).

  Карточка3.  Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом ее богатство и сила (Н. Бердяев).

         У вас на столах лежат памятки, перечитывайте их, не забывайте эти правила.

           ПАМЯТКА  «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
  1. Рефлексия.

-Я прошу вас выразить цветом свое отношение к понятию «милосердие ». Перед вами лежат разноцветные капельки милосердия.  Если вам понравился урок, если ваши сердца наполнились теплотой,  выберите одну из них и объясните выбор цвета.

 «У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей  друг к другу».

«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра».

«Милосердие» -  это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.

  1. Итог

-Я считаю, что милосердие – это активная доброта.  Человек рождается и живет на земле для того, чтобы делать людям добро.

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. Поэтому я выбираю красную символическую капельку крови. Ведь слово донор происходит от латинского глагола  donare,  что означает дарить, дарить жизнь, любовь, надежду.

И вас я призываю:

Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть.
   

-И пусть ваши капельки милосердия упадут тёплым дождём добра на нашу планету, у которой удивительное имя  - Земля.

Подарите своё тепло нашей планете.  

  Прикрепите каждый свою капельку на панно.

(Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...