Школа и семья: сотрудничество и сотворчество.
статья на тему

Чернявская Елена Петровна

Есть вечные  темы, не теряющие   актуальности  не только  в  педагогике, но и в  обществе - взаимодействие  семьи  и школы.Данная  статья  поможет  организовать работу  с  родителями но  направлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_i_semya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Школа и семья: сотрудничество и сотворчество.

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

                                                                                                     В.А. Сухомлинский.

        Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Одна из таких тем – взаимодействие семьи и школы. Школа всегда стремилась усилить своё влияние на семейное воспитание, чтобы вместе реализовать все способности ребёнка. Семья по своим воспитательным возможностям  превосходит любой социальный институт – никто не сможет составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека.

« Ребёнок учится тому что видит у себя в дому. Родители – пример тому!»

На сложном пути развития ребёнок вступает во взаимодействие, в сотрудничество со множеством людей. Для маленького ребёнка семья и школа, - то звено, которое связывает его со всеми достижениями человеческой культуры. Правильные, разнообразные формы сотрудничества ребёнка со взрослыми – вот основа развития духовной жизни. Во время обучения в школе  мы( дети, учителя, родители) составляем треугольник  РОДИТЕЛИ – ДЕТИ – УЧИТЕЛЬ. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на  что способен) А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка?! Упадёт! А что сказано в басне И.А. Крылова « Лебедь, рак и щука»? « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука»Отсюда вывод: нам стоит объединить свои усилия для того, чтобы ребёнку хорошо жилось. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных  жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогу важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогу. В этом деле не помогут разовые меры, необходим системный подход, тесное сотрудничество и сотворчество. Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей. Поэтому в своей педагогической практике я опираюсь на основные принципы педагогики сотрудничества и гуманно – личностной технологии. Этому учу и родителей:

- видеть в  ребёнке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё; - создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

- понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству;

- предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности;

Главная идея : учимся вместе, растём вместе, развиваемся вместе. Правильное построенное взаимодействие родителей и учителя – это залог успешного воспитания школьника Благородным Человеком. Это взаимодействие осуществляется в классе по следующим направлениям:

1. Понимание – начало согласия.

Это направление включат в себя: проведение тематических родительских собраний; занятий – тренингов для родителей; круглых столов по проблеме; групповые и индивидуальные консультации. При проведении родительских собраний, родителям как правило необходимо знать об успеваемости своего ребёнка.. Но как это сделать так, чтобы каждый знал только про своего ребёнка? Я готовлю индивидуальные листы, где прописываю то, что на данный момент считаю необходимым донести до родителей (активность на уроках, готовность к урокам, поведение на перемене, усвоение тем по предметам и др.), для ознакомления с контрольными работами, раздаю эти работы, но не в коем случае не озвучиваю, кто как её выполнил; иногда на собрание готовлю цветные листочки, где на цветной стороне пишу все успехи ребёнка, а с оборотной стороны–над чем необходимо поработать, на что обратить внимание. Для каждого родительского собрания сама или с детьми готовлю приглашения – родителям приятно получить такое приглашение, поэтому на собрания родители идут с большим желанием. Перед собой я ставлю задачу подготовить и провести собрание так, чтобы родители не пожалели о времени и захотели прийти на следующее собрание, чтобы вынести несколько полезных «открытий» о своём ребёнке, о секретах воспитания. Родители на моих собраниях не пассивные слушатели, а активные участники, так как каждое собрание строю так, чтобы родители могли высказываться либо группами (готовлю задания группам), либо индивидуально, а так же поделиться своим положительным опытом по вопросам обучения или воспитания.

2. В театр ходить – культурным быть.

Очень много внимания в классе уделяю выходами поездкам  в театры, в кинотеатры, цирк, музеи, на экскурсии. Родители при этом – активные участники, которые помогают не только организовать поездку, но и сами присутствуют – наблюдают за своим ребёнком (умеет ли ребёнок соблюдать нормы поведения, как ведёт себя, какие допускает ошибки) – делают для себя выводы, исправляют ошибки в воспитании.

3. Спешите делать добро!

Это направление включает в себя такие мероприятия: проведение классных часов по теме « Умеем ли мы не обижаться?»,«Как научиться сдерживать себя?», «Почему мы не слушаемся родителей?» «Полезные и вредные домашние дела» , « Как я могу помочь родителям?»и др.; изготовление кормушек, скворечников, участие в акциях «Сотвори благо!» ( помощь детскому дому)

4. За здоровьем всей семьёй!

Название этого направления говорит само за себя, так как включает в себя следующие мероприятия: 1. Проведение собраний, где родителей просвещают по вопросам психологии. Такие собрания провожу я сама и привлекаю при необходимости школьного  психолога и врача.. Темы могут быть самые разные: « Как развивать внимание мл. школьника?» , «Значение памяти в развитии школьника», «Самооценка вашего ребёнка», «Полезные советы на каждый день», «Каким должно быть питание мл. школьника» и др. 2. Активное участие в школьных спортивных праздниках и мероприятиях городского уровня « А у нас здоровый класс! – вместе с родителями!

5. Мы играем, рисуем, поём.

Этому направлению в классе  уделяется  огромное внимание, если брать в основу концепцию доктора психологических наук, профессора В.Я. Ляудис

« Психологические основы инновационного обучения», то структурной  управляемой единицей  воспитательного процесса является совместная творческая деятельность учителя, учащихся и родителей. Суть такого стиля воспитания заключается в  гармоничном стиле семейного воспитания. В таких семьях ребёнок воспитывается и растёт в тёплой и дружественной атмосфере. Совместные праздники, концерты, игры – формирует собственную значимость ребёнка, его умение жить среди людей. Живой диалог родителей, учителей, детей интересен всем. На совместных праздниках нет равнодушных. Мы рассказываем, играем, обсуждаем, поём, танцуем – все вместе. Мы – единая семья, у нас общие  интересы, проблемы, заботы, тревоги, радости. Такие встречи надолго остаются в памяти. На такие совместные праздники родители идут с большим желанием, ведут с собой бабушек, дедушек, сестрёнок, братишек. А как счастливы на таких праздниках дети, ведь рядом любящие их родители, которые вместе с ними отгадывают загадки, решают задачки, поют песни, рисуют. Один – два раза в год  я провожу такой большой праздник: «Прощание с 1-м классом», «Найди клад!», «Праздники и будни нашей жизни»,

« Я + Я = счастливая и дружная, надёжная и верная СЕМЬЯ!» и др. Непринуждённая праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание быть вместе – способствуют тому, что позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях.

        В сотрудничестве и сотворчестве взрослых и детей происходит становление и развитие единства интеллектуально – коммуникативной и нравственной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ – учащихся, учителей, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотворчество педагога и одарённых учащихся в учебной деятельности.

Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, ...

Модель организации методической работы в «Школе взросления»: сотворчество администратора и учителя

Методическая работа в школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса;  система взаимосвязан...

Страна сотворчества "Родники".

Воспитательная система....

Сотворчество как метод воспитательной работы

Материал был представлен на педагогическом совете школы...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.

    Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя:  ролевая игра, устное словесное и художественное рисование карти...

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Радость сотворчества «Родитель- творец»

Цель: ознакомление с характерными чертами стиля взаимодействия «родитель-творец»; создание новой модели «идеальная семья»; проведение контрольной диагностики;Знать: характерные...