Доклад
статья по теме

Гуреева Ольга Николаевна

Предлагаю вам доклад по теме "Методика коллективного планирования" из опыта моей работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад  Гуреевой Ольги Николаевны

на тему:

Методика коллективного планирования

План

1.Правила, которыми я руководствуюсь, при планировании;

                2.Приметы методик планирования;

                3.Вывод;

                4.Используемая литература.

                                     «Хорошо организованная жизнь –

                                       это как сетка для страховки.

                                            Благодаря ей вы можете выделывать

                                      высоко на проволоке более сложные трюки»

                                                                          Джейн Поли

    Под планированием воспитательной работы в классе принято понимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения.

     Приступая к планированию  воспитательной работы с классом я руководствуюсь следующими правилами:

Правило 1.Планируемые мероприятия должны учитывать возраст обучающихся класса и особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

Правило 2. Каждое запланированное мероприятие должно предполагать определённый конечный результат и решать конкретные задачи.

Правило 3.Все мероприятия должны носить системный характер.

Правило 4. При составлении плана внеклассных мероприятий я учитываю цели и задачи воспитательной системы учебного заведения.

Правило 5.Приступая к работе с новым коллективом, я не только вношу новые идеи в сотрудничество с детьми, но и сохраняю старые.

Правило 6. При планировании учитываю, чтобы внеклассные мероприятия, были не только разнообразными по форме, но и интересными и развивающими по содержанию.

Правило 7. Когда мы дискуссируем с детьми по поводу планирования мероприятий, стараюсь, чтобы высказался каждый ученик, даже если его мнение абсурдно.

Правило 8.Обучающиеся при совместном планировании должны высказывать своё мнение, опровергать  и доказывать, соглашаться и отстаивать своё мнение.

Правило 9.Совместное планирование с родителями.

Приведу пример анкеты для родителей.

1.Какие темы будущих классных часов вы хотите предложить?

2.Какие экскурсии необходимо организовать в классе?

3.Какие праздники совместно с родителями класса необходимо организовать в этом учебном году?

4.Какие традиции необходимо развивать в детском коллективе?

5.Какие нравственные темы вы считаете необходимо обсудить с обучающимися класса?

6.В каких мероприятиях класса вы видите своего ребёнка?

7.В каких мероприятиях класса вы хотели бы сами принять участие?

Традиционно родители принимают участие в спортивных мероприятиях «Папа, мама и я – спортивная семья», в заседаниях семейных клубов , в проведении новогодних праздников, в «Богатырских потешках» на праздник 23 февраля и т.д.

Если у меня 2, 3, 4 классы, то есть я продолжаю работу с классом, уже в начале учебного года я предлагаю вспомнить все мероприятия., которые были проведены в прошлом учебном году и распределить их по группам:

а) самые интересные; б)самые скучные; в)самые весёлые.

Собрав всю информацию, я могу учесть, что предложить и включить в план работы на новый учебный год, а что вовсе не годиться и не может быть использовано.

Несколько лет назад, когда у меня был 4 класс, я использовала вот такую методику планирования. Я предложила ребятам написать сочинение «Жизнь в Волшебной стране» в самом начале учебного года. Дети должны были написать сочинение о героях волшебной страны, которые не знают, как организовать жизнь в их стране, чтобы было весело, интересно и красиво. Мои ученики должны были им помочь написать список мероприятий, которые нужно организовать в этой Волшебной стране. Учитывая этот список, мы запланировали с классом часть этих мероприятий. Коллективное планирование в начальной школе нужно организовывать в игровой форме.

Хочу привести ещё один пример коллективного планирования в игровой форме. Называется он «Корзинка Красной Шапочки». Я рассказываю детям вот какую историю:

«Красная шапочка, идя в лес и увидев волка, так растерялась, что оставила в лесу свою корзинку. Волк схватил её, надеясь на пирожки, но нашёл в ней какие то бумажки, из содержания которых ничего не понял. А дело было в том, что Красная шапочка по дороге к бабушке спешила заглянуть в лесную школу. А в корзине её лежали планы ребят. В них было написано, чем они будут заниматься в своём классе целый год. Может мы почитаем эти планы и выберем для себя что-то, а потом вернём корзинку в лесную школу? Ребята по одному подходят, берут листок из корзинки и читают, что там написано, а затем все определяют те дела, которые им больше всего понравились.

                              Например:  «День именинника»

Поход в цирк

Спортландия

Интеллектуальный марафон

Праздник семьи

Мастерская Деда Мороза

Путешествие в страну Знаек

Рыцарский турнир

Конкурс «Алло, мы ищем таланты!»

Путешествие во времени

Библиотечный урок

Экскурсия в музей

Сладкая ярмарка

Защита проекта «Я-президент»

Конкурс рисунков и поделок

КТД «Музыкальный фестиваль»

Акция «Помоги птицам»

Праздник школьной перемены

Акция «Поздравление Ветерану»

КТД «Весёлое Новогодие»

Деловая игра

Методика коллективного планирования.

Коллективное планирование – творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана таких дел. Как важнейшее звено коллективной организаторской деятельности включает в себя: общий сбор – старт, конкурс на лучший проект дела, анкеты предложений (что ты хотел бы сделать, для кого?), разведку дел и друзей (предварительную и массовую).

                 Организатором коллективного планирования является классный руководитель  Он предвидит  перспективы  развития системы педагогической работы с классом, учитывает возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Он продумывает координацию усилий учителей, учащихся, родителей в достижении поставленных задач. Помогает школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривает сохранение и развитие традиций в коллективе, придает плану и планированию идейную направленность.

                Руководящая роль классного руководителя в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей. По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей: информация, полученная от них, очень часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы классного руководителя.

                Необходимость и важность взаимодействия педагогов и учащихся в процессе планирования обусловлена еще и тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью и оригинальностью детских решений. Как я планирую работу с классным коллективом:

Процесс    планирования моей работы  проходит на нескольких уровнях:

1.привлекаю учащихся к планированию;

2.совместное планирую с детьми;

3.помогаю обучающимся в планировании.

Третий уровень больше подходит к средним и старшим классам. Со своими младшими школьниками я предпочитаю первый или второй уровень.

Везде предполагается участие детей (с различной степенью активности) в анализе проделанной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм дальнейшей работы, обсуждение планов.

Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и обучающихся зависят от многих обстоятельств: возраста детей, предыдущего опыта планирования, подготовленности педагога, типа планирования и т.д. Итог, показатель эффективности успеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они того, что хотел и считал целесообразным педагог.

Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Возникает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идеями, формами. Ее решение зависит от моего умения провести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью использую следующие способы:

-предварительная разъяснительная и подготовительная работа с лидерами, обсуждение с ними возможные варианты идей и замыслов;

-создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива идею;

-включение классного руководителя «на равных» в работу творческих поисковых групп;

-конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой участник поиска;

-обобщение классным руководителем идей, высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает свою идею в обобщенный вариант;

- проблемные вопросы в ходе обсуждения;

-анализ проделанной работы, в ходе которого при специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.

Я считаю, что классному руководителю важно позаботиться о том, чтобы был составлен, наглядно оформлен и доступен всем план ученического коллектива. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана.

Приведу пример прошлогоднего планирования работы на учебный год.

1. Коллективный анализ деятельности класса с  привлечением родителей, учащихся и определение задач на следующий учебный год (май)

2. Составление анализа работы классного  руководителя и формулировка задач на следующий год (июнь).

3. Составление предварительного варианта плана работы с учетом педагогических задач (июнь).

4. Коллективное планирование работы в коллективе (1-3 неделя сентября):

-Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, обзор событий школьной жизни.  

-Сбор предложений в план работы (конкурс на лучшее предложение, анкетирование).

-Определение тематики классных часов (анкета, коллективное обсуждение).

-Деловая игра «Интерес». Этапы игры:

- дети пишут на листочках свои увлечения, любимые занятия;

- затем выходят к доске и фиксируют свои увлечения, составляется список любимых занятий;

- дети объединяются в группы с учетом своих увлечений и готовят представление группы (реклама любимого занятия);

- группы составляют план дела с целью привлечения к нему одноклассников;

- группы защищают свои проекты, идет отбор идей в план работы классного руководителя.

-Обсуждение содержания и формы работы с родителями и детьми на родительском собрании.

-Обработка  детских предложений классным руководителем, активом класса.

-Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана.

-Знакомство с проектом плана всего коллектива.

-Сбор – старт по планированию работы коллектива (обсуждение, выбор ответственных, выборы «совета дела»).

5. Составление плана классного руководителя, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования. Проходя курсы повышения квалификации, нам предложили деловую игру «Чудо-дерево». И я решила апробировать её на своём классном коллективе. Получилось неплохо. Познакомлю с условиями деловой игры.

Игра «Чудо-дерево»

Так как я работаю в сельской местности, в моём классе наполняемость небольшая. Но и 10-12 человек тоже могут использовать эту игру.

Оборудование: доска, карточки для жеребьевки, листы и шариковые ручки, аппликация дерева,  фломастеры или маркеры, цветная бумага, ножницы, скотч, рисунок ствола дерева, раздаточный материал - таблицы «Я планирую в этом году».

Цели и задачи игры:

Я знакомлю обучающихся с правилами игры: нужно представить себя учениками 4 класса, и действовать в соответствии с возрастом и интересами детей этого возраста.

Ход игры.        

1 этап: деление коллектива на группы . Поскольку коллектив небольшой можно прибегнуть к «добровольно-принудительному» методу: на входе каждый получает карточку определенного цвета (заранее разложила карточки таким образом, чтобы в группах оказалось равное количество участников

2 этап: сплочение коллектива, настрой на совместную работу, создание благоприятного психологического климата. Подойдут любые социально-педагогические игры на развитие межличностных взаимодействий. Например, дать название своей команде, используя начальные буквы имен всех участников группы. Нашу группу мы назвали «Непоседы»

3 этап: написать название своей команды в соответствующей колонке на доске.

4 этап: Учитель «Ребята, давайте немного помечтаем. Представьте, что учебный год уже закончился. Какими бы вы хотели стать? Какими личностными качествами обладать? Давай напишем по 5 качеств, которыми вы хотели бы обладать».

Далее каждый «ребенок» пишет  свои 5 качеств, затем обсуждают их в группе и вырабатывают 5 общих качеств от группы.

5 этап: каждая группа пишет в свою колонку 5 качеств. Обращаю внимание «детей» на то, что качества повторяются, и предлагаю проранжировать полученные качества каждой группы и выбрать 5 общих качеств для всех. Примечание: выбранные качества отражают направления воспитательной работы на год. Следует также переводить в педагогическую плоскость выбранные качества. Например, дети захотят к концу учебного года стать «крутыми». В этом случае стоит поинтересоваться у них, а что они понимают под этим эпитетом. Если они говорят о физической силе, можно вывести их на спортивное направление; если о том, чтобы всем  нравиться – на направление «мой имидж», конкурентоспособность и т.д. Задача ведущего – «классного руководителя» - не критикуя, очень тонко, ненасильственным образом подвести «детей» к приемлемым формулировкам.

6 этап: ведущий совместно с «учениками» трансформирует полученные 5 качеств в направления деятельности класса. На ствол дерева, нарисованный (прикрепленный) на доске, пририсовываются (или прикрепляются скотчем) ветви, символизирующие данные направления. Для удобства ветви можно подписать, причем подписи могут носить творческий характер. Например, интеллектуальное направление может носить название «Умники и умницы» и т.п.

7 этап: каждая группа выбирает себе направление и придумывает по 3 (возможны варианты количества) мероприятия. Название каждого мероприятия пишется на листочке дерева и прикрепляется к своей ветви. Примечание: ведущему нужно следить на тем, чтобы названия на листочках были «читабельными» (крупный шрифт, не перевернутые «вверх ногами» и т.д.).

8 этап: ведущий предлагает познакомить всех с теми мероприятиями, которые придумала группа. От каждой группы по очереди выходит представитель и проводит своеобразную презентацию своей «ветви». Примечание: члены других групп могут задавать вопросы, просить уточнить, но ведущему необходимо следить за регламентом – не более 3-4 минут каждому выступающему.

9 этап: ведущий предлагает каждому участнику заполнить индивидуальную карточку-таблицу «Я планирую в этом году». В графу «Дела в коллективе» «дети» записывают мероприятия, обозначенные на «чудо-дереве», и отмечают знаком «+» степень своего участия в них в соответствующих графах.

Чилингарян Артём

Я планирую в этом году

Дела в коллективе

быть организатором

выполнять задания при подготовке

быть участником

быть зрителем, слушателем

не участвовать

1

Социальный проект «Детское адвокатское бюро»

2

Конкурс социальной рекламы

3

Дискуссия «Поменяться бы местами со взрослыми!»

4

Спортивные соревнования по армрестлингу

«Самый сильный человек»

5

Дискотека

Примечание: анализ представленных материалов помог мне в течении года организовывать дела (формировать совет дела, проектные группы, инициативные группы) с учетом пожеланий и личностных стремлений каждого ребенка. В конце года мы вместе с ребятами вернулись к анализу таблицы для того, чтобы посмотреть, совпали ли намерения с реальностью, обсудить, что помогало, а что мешало в реализации планов, наметить дальнейшие перспективы роста.

10 этап: благодарю группы за работу, обращаю внимание на выросшее стараниями «ребят» чудо-дерево, подчеркиваю самостоятельность выбора мероприятий «учениками». На этом этапе целесообразно провести «выход» из игры, используя социально-педагогические игры.

Игра «Волшебная яблоня»

Эта игра может подойти для обучающихся 1-2 классов. Она очень похожа на деловую игру «Чудо-дерево».

Изготавливается макет яблони из двух листов ватмана. Каждый обучающийся украшает дерево яблоками. На символических яблоках написаны названия внеклассных мероприятий. Ребята выбирают то яблоко, название мероприятия на котором ему нравится. Обучающийся выходит к доске, помещает яблоко на волшебную яблоню и объясняет, почему он выбирает то или иное внеклассное мероприятие. Волшебная яблоня находится в классе. Ребята сами наблюдают за ней. Снимают вовремя те «плоды», которые обозначают мероприятие, уже состоявшееся в классе.

Приведённые выше варианты совместного с детьми планирования, полезны тем, что позволяют сделать процесс планирования занимательным и творческим. Дети понимают, что взрослому небезразлично, как они будут жить в классе. Я считаю, что совместное планирование – это хорошая возможность организации педагогического наблюдения в детском коллективе. Обучающиеся, участвующие в планировании, ответственно относятся к участию в мероприятиях, которые придуманы ими самими. По- иному относятся и родители класса к своему участию в жизни класса, если видят высокую активность собственных детей, их желание в собственной деятельности класса.

Подводя итоги своей работы, хочу сделать вывод:

1. Правильное и последовательное использование перечисленных форм, методов и приемов коллективного планирования – это залог успешного осуществления всей деятельности по составлению плана воспитательной работы.

2. Планирование позволяет:

-уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации;

-обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий;

-упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников;

-учитывать возрастные и психические особенности учащихся, их желания и возможности.

Список использованной литературы:

  1. Поляков С. Д. Технологии коллективного творческого дела: от традиционного к личностно ориентированному // Научно-методический журнал заместителя             директора школы по воспитательной работе. - № 1 - 2003.
  2. Коллективная творческая деятельность в школе (методические рекомендации) // Научно-методический журнал «Воспитание школьников». - № 10 – 2002, № 2003.
  3. Поляков С. Д. Технология КТД // Научно-методический журнал  «Классный    руководитель». № 6 – 2000.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) // Методический конструктор: пособие для учителя. Внеурочная

деятельность школьников. – М.: Просвещение, 20011. (Стандарты второго поколения).

  1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
  2. Шмаков С.А. Для чего необходимы КТД? Каникулы: Прикладная    «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. - М.: Новая школа, 1994.
  3. upr.1september.ru› 1999/upr41.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....