Проект6" Хлеб- всему голова".
методическая разработка на тему

Козлова Ирина Викторовна

Музыкально-литературная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt_hleb_vsemu_golova.docx22.35 КБ
Файл hleb.sinyagina-2.pptx1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект "Хлеб -  всему  голова!"

                            Как человек относится к хлебу,

                            так он относится к своей Родине.

                            (русская народная пословица).

      В обществе всегда остро стояла проблема нравственности, добра, взаимопомощи, понимания, бережного отношения к общечеловеческим ценностям. В школе всегда этому уделяется много внимания: экскурсии, классные часы, беседы и прочее. Идея провести большую работу о хлебе возникла после увиденного случая небрежного отношения к хлебу, бесед с учащимися, в ходе которых выяснилось, что дети даже не представляют какой колоссальный труд и труд скольких людей вложен в кусочек хлеба, стоящий на столе.

Цель проекта:       пополнить и углубить знания учащихся о хлебе;  

                 профессиях, связанных с его производством                    

                 изучить путь, который проходит хлеб  от зерна до

                 каравая; познакомиться с традициями и обрядами

                 русского народа, связанными с хлебом;

                 расширить знания учащихся об устном народном тво-

                 рчестве (изучение пословиц, поговорок, загадок о  

                 хлебе, учить работать с дополнительной литературой,

                 усваивать информацию со слов, расширять кругозор

                 учащихся, закрепить знания о строении колоса, о    

                 значении  хлебо-булочных изделий в рационе

                 человека; способствовать развитию памяти  

                 мыслительных операций, фантазии, формированию

                 нравственной позиции учащихся  и о бщечеловечес-

                  ких ценностей; воспитание бережного и аккуратного

                  отношения к хлебу и прочему, созданному природой

                       и руками человека,

                  воспитывать чувство товарищества, коллективизма,

                  развивать коммуникативные навыки.

Задачи:  провести экскурсию на хлебозавод,  

          изучить процесс изготовления хлеба, познакомить с    

          профессиями людей, связанных с производством хлеба;

          организовать работу по подбору литературных  произведений о хлебе;

          изучить некоторые традиции русского народа;        

          изучить приемы изготовления поделок из теста.

Форма организации детей : групповая работа.

Ведущая деятельность: поисковая.

Сфера применения результатов: культурологическая, просветительская.

Используемые технологии: мультимедиа, телекоммуникации, изобразительная деятельность, материальные технологии.

Продукт проектной деятельности: групповой отчет, папка-отчет, презентация, серия рисунков, музыкально-литературная композиция.

Возраст учащихся: 3 класс.

Количество учащихся: 24 человека.

Предметная область: межпредметный проект (окружающий мир, труд, рисование, чтение).

 Стартовый уровень ЗУН:

- умение читать, выделять главное, составлять план, пересказывть, списывать, рисовать иллюстрации к тексту, оформлять работу в виде доклада,

-умение ориентироваться в информационном пространстве, находить нужные источники (книги, библиотека, Интернет)

-умение работать в группе, отстаивать свое мнение, советоваться с одноклассниками, иллюстрировать свои высказывания рисунком. публично выступать.

    В результате работы над проектом дети должны узнать:

- какой путь хлеб проходит от поля до стола (посадка, уход, уборка, хранение, получение муки, выпечке хлеба),

-познакомиться с традициями русского народа, связанных с хлебом,

- найти литературные произведения о хлебе (пословицы, загадки, поговорки и др.

- значение  хлеба в рационе человека ,

- о военном хлебе - блокадной пайке весом 125 граммов

      Общеучебные умения и навыки: планирование работы, самоконтроль,    работа с учебной и дополнительной литературой,

умения строить высказывания, включаться в коллективное обсуждение проблемы, проводить анализ, обобщать.

     Работа по проекту способствует формированию таких качеств, как доброта, сострадание, бережное отношение к хлебу, уважение к людям труда.

Режим работы над проектом: урочное и внеурочное время.

                ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1этап   -   экскурсия на хлебозавод №9  

Определена цель - изучить процесс изготовления хлеба, подобрать стихи, пословицы, поговорки, загадки и др. о хлебе,

   Определить,  как хлеб попал в Россию, где его Родина.

2 этап  -     подбор материала, распределение по темам:

              Путь хлеба от поля до стола.

              История хлебопечения на Руси.

              Литературные произведения о хлебе.

              Русские обряды и традиции, связанные с хлебом.

              Военный  хлеб.

3 этап  -     групповая работа, общеклассная работа (рисунки, поделки).

4 этап  -     презентация проектной работы (музыкально-литературная композиция с показом  компьютерных презентаций)

Итог    - поле желаний (колосок, на котором пожелание ребенка, как ему хочется, чтобы люди относились к хлебу).

                     ПРЕЗЕНТАЦИЯ:

    На доске: пословицы о хлебе, на столе различные виды хлебобулочных изделий, выставка рисунков

Звучит "Русское поле" (муз. Я.Френкеля, сл. И.Гофф)

1   Слава миру на Земле!

    Слава хлебу на столе!

     Если мы хотим кого -то

     Встретить с честью и почетом,

     Встретить щедро, от души,

     С уважением большим,

 

     То гостей таких встречаем

     Круглым пышным караваем.

     Он на блюде расписном,

     С белоснежным рушником.

     С караваем соль подносим,

     Поклонясь, отведать просим:

     - Дорогой наш гость и друг,

     Принимай хлеб соль из рук!

               ***

     Пышный. мягкий, пропеченный,

     Подрумяненный слегка,

     Хлеб с горбушкой золоченой

     Шел к тебе издалека.

     В каждый дом, на каждый стол

     Он пожаловал, пришел,

     В нем здоровье, наша сила,

     В нем чудесное тепло.

     Сколько рук его растило,

     Сохраняло, берегло.

                ***

     В нем земли родимой соки,

     Солнца свет веселый в нем.

     Уплетай за обе щеки,

     Вырастай богатырем.   (С.Погорельский)

                ***

      Утром хлебный запах льется.

      Бегут буханки по лоткам.

      Я знаю,

      Как тот хлеб дается

      Рабочим праведным рукам.

      Его формуют на рассвете,

      Чтоб он в духу румяно креп.

      Нет хлеба легкого на свете,

      Во все века был трудным хлеб.

      Он труден летом и зимою,

      То сев, то жатва, то помол.

      Тот хлеб особою ценою

      Ложится пахарю на стол.

      Ему,  как прежде,

      Так и ныне,

      Всегда была цена одна.

      Она не та, что в магазине,

      А та,

      Что во поле, цена

                            (А.Мишин)

              ***

         Презентация "Путь хлеба от поля до стола"

              ***

         Пройдется пахарь утром по жнивью,

         И  сыну указав рукой на поле,

         Не громко молвит: "Поклонись ему,

         Как матери, как нашей общей доле

         Ты вырастешь и через много лет

         Опять сюда вернешься на рассвете

         И скажешь: «Ничего дороже нет,

         Чем теплый хлеб на этом белом свете!",

                                                           (Н.Аникеева)

           Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей.

   И в наш век великих достижений он составляет первооснову жизни.

   Люди вырвались в Космос, покоряют моря и океаны, а хлеб остаётся  

   хлебом. Есть хлеб будет и песня.

   Недаром русский народ сложил о хлебе много пословиц, поговорок, обрядов.

    ***

   ПРЕЗЕНТАЦИЯ   " ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ХЛЕБЕ"

      ***

 На свете  видела хлеба не мало.

 Крестьянка его из печи вынимала

 И клала на стол, осеняя крестом.

 Он отдыхал, накрытый холстом.

 В горнице пахло сильно и сладко,

 Хлеб грозным казался, как имя отца.

 За трапезой ели его без остатка,

 Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

      ***

     Есть  только одно слово равноценное слову "хлеб". Это слово -ЖИЗНЬ.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент. - Экзюпери писал: "Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди

преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что он добывается  в поте лица

Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий.

Вкус разделенного хлеба несравним не с чем".

                    ***

        В дыму ленинградское небо,

        Но горше смертельных ран

        Тяжелого хлеба,

        Блокадного хлеба

        Сто двадцать пять грамм.

                                                ( Р. Рождественский)

       ПРЕЗЕНТАЦИЯ  "БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ"

     

      В годы тягот и лишений

      Новый мир мужал и креп,

      Шел народ в огне сражений

      За свободу и за хлеб.

      Значит правильны слова:

      "Хлеб - всей жизни голова"

                                       (С.Бакалдин)

              ***
      Берегите каждый колос

       Наших радостных полей,

       Словно песен тихий голос

       Громкой родины своей!

       Не хотим мы видеть черных

       Зерен, выжженных войной,

       Пусть сияет нам узорный

       Золотистых волн прибой.

        Не мечтаем мы о чуде,

        К нам полей живая речь:

       "Берегите хлеб, вы люди,

        Научитесь хлеб беречь!"

                                        (Н.Тихонов)

        Живите так, чтобы хлеб ваш всегда был честным. Судьба хлеба

        зависит от каждого из нас

           ***

        Когда за столом вы, ребята сидите,

        То помните, кто для вас хлеб создает:

        Колхозник, механик, строитель,

        Шахтер, машинист, металлург - вес народ.

         ***

         Русский хлеб причастен ко всему,

         К дружбе наций, к миру, правде,

         К счастью на земле.                 (Л.Тальяничева)

                ***

       1  -  Слава миру на Земле!

       2  - Слава хлебу на столе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Русские пословицы и поговорки о хлебе Каков у хлеба, таков и у дела. На соль пьется, на хлеб спится. Не гляди в небо - там нет хлеба, а к земле ниже - к хлебу ближе. Пот на спине - так и хлеб на столе.

Слайд 4

Покуда на гумне цеп, потуда и на столе хлеб. До завтра оставляют только хлеба, а не дела. Рано вставать - много хлеба добывать, а долго спать - долг наспать. Плох обед, коли хлеба нет. Был бы хлеб, а зубы сыщутся.

Слайд 6

Береги хлеб в углу, а деньги - в узлу. Без хлеба куска везде тоска. Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки. Дадут хлебца - дадут и дельца. Работай до поту, поешь хлеба в охоту. Жить домком - не ломать хлеб ломком, а ломтем. Не трудиться - хлеба не добиться.

Слайд 7

Поезжай на день, а бери хлеба на неделю. Чей хлеб ешь, того и обычай тешь. Посконная рубаха не нагота, хлеб с половой не голодня. Без соли, без хлеба - половина обеда. Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.

Слайд 9

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА Пословицы о хлебе Синягина Арина 3 «Д» класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....